Техники эффективного поведения
Опишите желаемый вид поведения другого человека. Приводите конкретные примеры желаемого поведения (Я хочу… Я прошу вас делать X, говорить Y…). Избегайте ярлыков и обобщений (мягче, более уважительно, корректно, своевременно и т. п.). Опишите позитивные последствия (согласия с вашей просьбой) и негативные последствия (отказа от вашей просьбы). Будьте конкретны, информируйте, а не угрожайте. Если… Читать ещё >
Техники эффективного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ассертивное поведение — настойчивое, уверенное поведение. Оно предполагает, что человек знает, чего хочет и чего нс хочет в конкретной ситуации, и может уверенно и четко сформулировать это — без страха, напряжения, иронии, сарказма и других форм нападения на другого человека. Лучше всего использовать для этого прием «Я — высказывание» (табл. 8.4).
Таблица 8.4
Основные этапы приема «Я — высказывание»
Что говорить. | Как говорить. |
1. Опишите поведение другого человека, которое вы хотите изменить. Будьте конкретны, приводите примеры поведения (Вы сказали, сделали X). Избегайте ярлыков (плохо, неуместно, некорректно и др.). |
|
2. Опишите, какой эффект это поведение оказывает на вас и, возможно, на других людей или бизнес. Начинайте с фразы: «Я чувствую…». Избегайте начинать с фразы: «Вы…» . | |
3. Опишите желаемый вид поведения другого человека. Приводите конкретные примеры желаемого поведения (Я хочу… Я прошу вас делать X, говорить Y…). Избегайте ярлыков и обобщений (мягче, более уважительно, корректно, своевременно и т. п.). | |
4. Опишите позитивные последствия (согласия с вашей просьбой) и негативные последствия (отказа от вашей просьбы). Будьте конкретны, информируйте, а не угрожайте. Если последствия имеют вид санкций, апеллируйте к внешним стандартам. |
Алгоритм «Я — высказывание»
- 1. Когда я… (описание ситуации).
- 2. Я чувствую… (описание своего настроения, своих эмоций, чувств).
- 3. Мне хочется… (описание сиюминутных желаний).
- 4. Я начинаю думать… или Мне кажется, что… (описание мыслей по поводу происходящего).
- 5. Поэтому мне хотелось бы… или Поэтому мне было бы приятно… (конструктивное предложение по поводу выхода и/или разрешения ситуации).
Например:
- • «Когда я узнала, что это Вы забрали мой отчет со стола без моего ведома, я была крайне возмущена! Мне кажется, что это недопустимо, забирать документы и не ставить в известность коллегу. Мне хотелось бы, чтобы в дальнейшем, когда потребуется мой отчет, Вы мне говорили об этом заранее» ;
- • «В ситуации рабочего совещания, на работе мне очень неприятно, даже оскорбительно, когда ты говоришь на повышенных тонах. Я предлагаю, прежде чем обсуждать любую тему подготовить четкие аргументы, предложения и говорить спокойно» .
Ограничения в применении.
Прием «Я — высказывание» используется в ситуации, когда требуется четко проявить свою позицию.
Например, если при общении возникают сильные негативные эмоции в связи с действиями оппонента, либо в случае, когда обычные обсуждения и предложения уже не действуют.
Не стоит применять его, когда можно ограничиться простой просьбой.
Техника КППЗ
Эту технику целесообразно применять в процессе общения, когда необходимо прояснить ту или иную ситуацию (рис. 8.5).
Рис. 8.5. Техника КППЗ.
Построение эффективных деловых отношений с коллегами
- 1. Узнайте людей в лицо. Заходите к ним в отделы.
- 2. Если человек находится близко, то поменьше пользуйтесь внутренней почтой; лучше отнесите то, что необходимо человеку, лично, чтобы просто повидаться с ним.
- 3. Появляясь в другом отделе, попытайтесь поговорить с одним или двумя его сотрудниками. Всегда радостно их приветствуйте.
- 4. Улыбайтесь и благодарите людей, если они что-то для вас делают, даже если это какая-нибудь мелочь и часть их работы.
- 5. Если вы видите в вашем отделе кого-то не из «своих», поприветствуйте человека и предложите ему, например, прохладительный напиток, воду, чай.
- 6. Выясните досконально, чем занимаются люди в других отделах. Проявляйте интерес к их работе.
- 7. Все отделы в организации важны; редко бывает так, что один важнее другого. Признавайте важность работы других людей.
- 8. Постарайтесь выяснить проблемы людей из других отделов. Посмотрите: быть может, стоит что-то сделать в своем отделе, чтобы облегчить жизнь своим сотрудникам. (В бухгалтерии, например, следите за тем, чтобы информация о ваших расходах всегда поступала вовремя.)
- 9. Придерживайтесь сроков. Если с этим возникают проблемы, заранее предупреждайте всех заинтересованных лиц.
- 10. Будьте честны, но избегайте при этом невежливости и собственной бесполезности.
- 11. Если вы нс можете кому-то помочь, скажите об этом прямо, но приведите доводы и предложите альтернативы.
- 12. Когда люди заходят к вам в отдел, старайтесь представлять их членам своей группы.