Статус полиции.
Административное право
Компетенция криминальной полиции и полиции общественной безопасности различается в зависимости от общественно опасных проявлений деяния. К ведению полиции общественной безопасности отнесена борьба с преступными проявлениями, представляющими незначительную общественную опасность, прежде всего с преступлениями, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно. В компетенцию… Читать ещё >
Статус полиции. Административное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Система полиции
Полномочия органов внутренних дел (ОВД) в сферах охраны порядка и обеспечения общественной безопасности отнесены к ведению полиции. Полиция включает в себя систему подразделений, организаций и служб, призванных защищать имущественные и неимущественные права граждан, общегосударственные интересы от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер властного принуждения, в том числе и к лицам, подозреваемым в совершении правонарушения. Полиция входит в состав соответствующего ОВД и не располагает системой собственных органов, не подведомственных органам внутренних дел[1].
Полиция подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности. Руководство криминальной полицией осуществляется на основе единоначалия.
Основные задачи криминальной полиции — предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от правоохранительных органов, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также без вести пропавших. К ведению полиции общественной безопасности отнесены правоохранительные функции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Компетенция полиции
Компетенция криминальной полиции и полиции общественной безопасности различается в зависимости от общественно опасных проявлений деяния. К ведению полиции общественной безопасности отнесена борьба с преступными проявлениями, представляющими незначительную общественную опасность, прежде всего с преступлениями, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно. В компетенцию полиции общественной безопасности входит производство по делам об административных правонарушениях и применение соответствующих санкций. В состав полиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, в том числе отряды полиции особого назначения, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, участковые инспекторы полиции. К исключительному ведению полиции общественной безопасности отнесены функции лицензирования и контроля в сферах частной детективной и охранной деятельности[2]. Лицензионные процедуры установлены в отношении службы безопасности — обособленных подразделений предприятий и организаций любых форм собственности, к ведению которых отнесена охранно-сыскная деятельность. Служба безопасности не обладает всеми правомочиями учреждающего их юридического лица. Частная охранная деятельность не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране.
Отдельные виды разрешительных полномочий полиции представлены в табл. 38.1.
Таблица 38.1
Разрешительные полномочия полиции
Лицензирование отдельных видов деятельности. | Госу дарствен ная регистрация, функции учета. | Санкционирование, ограничение или аннулирование отдельных правомочий физических лиц. |
а) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
и частная охранная деятельность. |
|
запрет деятельности юридических и физических лиц в сфере оборота оружия; аннулирование разрешений;
|
- [1] См. ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и п. 14 Положения о МВД России.
- [2] О процедурах в сфере лицензирования, отнесенных к ведению полиции, см. п. 20, 23 ч. 1 ст. 12, п. 2, 23 ч. 1 ст. 13, п. 15 ч. Зет. 17 Федерального закона «О полиции». В соответствии с п. 32, 33 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат частная охранная и частная детективная (сыскная) деятельность. В отношении лицензионных процедур в соответствии с указанным Федеральным законом применяется конкурирующий режим правовой регламентации (см. п. 2 ч. 4 ст. 1). О видах деятельности, лицензирование по которым отнесено к ведению МВД России, см. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957.