Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международное сотрудничество прокуратуры в сфере реализации задач уголовно-исполнительного законодательства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выдача лиц для исполнения приговора не допускается, если: 1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином России; 2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в России в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства… Читать ещё >

Международное сотрудничество прокуратуры в сфере реализации задач уголовно-исполнительного законодательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Органы прокуратуры, как было отмечено в параграфе 18.2, играют важную роль в осуществлении контактов с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств по вопросам уголовного преследования. В то же время федеральное законодательство, в том числе УПК, с учетом положений международно-правовых актов возлагает на прокуроров исключительные полномочия в международном сотрудничестве по вопросам:

— выдачи лиц для исполнения приговора;

передачи (принятия) лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера. Поскольку с точки зрения функциональной классификации рассматриваемую деятельность прокуратуры нельзя отнести ни к уголовному преследованию, ни к надзору за исполнением законов в уголовно-исполнительной сфере, но она обеспечивает в установленных случаях процедуры исполнения наказаний и применения назначаемых судом мер принудительного характера, мы обозначим ее как международное сотрудничество прокуратуры в сфере реализации задач уголовно-исполнительного законодательства.

Отметим, что проведение необходимой проверки документов и подготовка мнения для принятия Генпрокурором РФ или его заместителем решения по вопросам выдачи для исполнения приговора возложены на ГУМПС, в составе которого создано управление экстрадиции. Организационные основы рассматриваемой деятельности закреплены в приказе Генпрокурора РФ от 12.03.2009 № 67 и его указании от 18.10.2008 № 212/35. Данные организационно-распорядительные документы предусматривают активное задействование в отдельных, в том числе надзорных процедурах нижестоящих прокуроров.

Глава 54 УПК регламентирует вопросы выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора. Поскольку основные вопросы, связанные с реализацией положений Кодекса применительно к сфере уголовного преследования, нами рассмотрены в параграфе 18.2 учебника и процедурно относятся и к выдаче для исполнения приговора (требование к запросу, основания для отказа в удовлетворении запроса, исполнение запроса, особенности обжалования решения о выдаче, отказ в выдаче, условия передачи и др.), кратко коснемся лишь специфики деятельности прокуроров, имеющей отношение к выдаче для исполнения приговора.

Итак, согласно ч. 5 ст. 460 УПК к запросу о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, для исполнения приговора должны прилагаться заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания.

В силу ч. 1 ст. 462 УПК Генпрокуратурой РФ осуществляется исполнение запроса о выдаче иностранному государству иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории РФ, для исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по УК и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. Выдача лица может быть произведена в случаях: 1) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию; 2) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, после отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия России.

Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории России и осужденных судом иностранного государства, принимается Генпрокурором РФ или его заместителем. Эти же лица принимают решение по запросу о транзитной перевозке лиц, выданных третьим государствам для исполнения приговора.

Выдача лиц для исполнения приговора не допускается, если: 1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином России; 2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в России в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям; 3) в отношении указанного в запросе лица на территории РФ за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу; 4) имеется вступившее в законную силу решение суда РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами РФ; 5) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с УК не является преступлением. В выдаче лица может быть отказано, если деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов России за пределами ее территории.

Главенствующая роль Генпрокуратуры РФ определена в рамках реализации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения 1997 г., которая распространяется на государства — участники СНГ (кроме Туркменистана, не являющегося участником).

Федеральным законом от 23.07.2013 № 191-ФЗ «О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера» определен порядок передачи Россией иностранному государству — участнику Конвенции и порядок принятия Россией от иностранного государства лица, страдающего психическим расстройством, в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда о применении принудительных мер медицинского характера. Статья 3 Закона установила, что Генпрокуратура РФ является компетентным органом России по Конвенции и возложила на Генпрокурора РФ исключительное право принимать решение о передаче Россией для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, иностранному государству, гражданином которого данное лицо является или на территории которого постоянно проживает (если является лицом без гражданства), или о принятии Россией для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, являющегося гражданином России или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 указанного Закона Генпрокуратура РФ (в лице ГУМПС):

  • — принимает и рассматривает: а) заявление лица, страдающего психическим расстройством, его законного представителя или одного из близких родственников о заинтересованности в передаче или принятии указанного лица, поданное в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет; б) обращение компетентного органа иностранного государства о передаче Россией иностранному государству лица, страдающего психическим расстройством, для проведения принудительного лечения в этом иностранном государстве, гражданином которого оно является или на территории которого постоянно проживает (если является лицом без гражданства); в) обращение компетентного органа иностранного государства о передаче России иностранным государством для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, которое является гражданином России или постоянно проживающим на территории РФ лицом без гражданства; г) обращение компетентного органа иностранного государства о представлении документов, предусмотренных Конвенцией, а также других документов и сведений;
  • — направляет в компетентный орган иностранного государства обращение Генпрокурора РФ или его заместителя: а) о передаче иностранным государством России для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, являющегося гражданином России или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ; б) о передаче Россией иностранному государству лица, страдающего психическим расстройством, являющегося гражданином этого иностранного государства или лицом без гражданства, постоянно проживающим на его территории, для проведения принудительного лечения; в) о представлении компетентным органом иностранного государства документов, предусмотренных Конвенцией, а также других документов и сведений;
  • — организует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти сбор документов, предусмотренных ч. 3 сг. 9 Закона;

направляет в компетентный орган иностранного государства решение Генпрокурора РФ о передаче или принятии лица, страдающего психическим расстройством, а также уведомляет о принятом решении лицо, страдающее психическим расстройством, его законного представителя или близкого родственника (в случае, если в соответствии со ст. 8 Закона заявление о заинтересованности в передаче указанного лица направлялось данным родственником);

  • — определяет по договоренности с компетентным органом иностранного государства место, время и порядок передачи или принятия лица, страдающего психическим расстройством;
  • — информирует Министерство здравоохранения РФ о необходимости передачи или принятия лица, страдающего психическим расстройством, и его доставления от места проведения принудительного лечения в психиатрическом стационаре на территории РФ к месту передачи иностранному государству или от места принятия от иностранного государства к месту проведения принудительного лечения в психиатрическом стационаре на территории РФ и ФСИН России о необходимости принятия мер, обеспечивающих безопасность при передаче или принятии лица, страдающего психическим расстройством, и его доставлении к месту передачи иностранному государству или от места принятия от иностранного государства к месту проведения принудительного лечения в психиатрическом стационаре на территории России;
  • — контролирует осуществление передачи или принятия лица, страдающего психическим расстройством, в отношении которого принято соответствующее решение.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 № 191-ФЗ передача иностранному государству лица, страдающего психическим расстройством, для проведения принудительного лечения осуществляется при соблюдении следующих условий; 1) передаваемое лицо передается тому иностранному государству, гражданином которого оно является или на территории которого постоянно проживает (если является лицом без гражданства); 2) решение суда России о применении к передаваемому лицу принудительных мер медицинского характера вступило в законную силу; 3) деяние, совершенное передаваемым лицом, является общественно опасным (уголовно наказуемым) по законодательству РФ и законодательству соответствующего иностранного государства; 4) законодательством РФ и законодательством иностранного государства предусмотрены аналогичные принудительные меры медицинского характера; 5) у принимающего иностранного государства имеется возможность обеспечить указанному лицу необходимое принудительное лечение и соответствующие меры безопасности; 6) получено согласие передаваемого лица, а в случае его неспособности к свободному волеизъявлению согласие его законного представителя на передачу для проведения принудительного лечения в соответствующем иностранном государстве.

В свою очередь принятие Россией лица, страдающего психическим расстройством, для проведения принудительного лечения осуществляется при соблюдении следующих условий: 1) принимаемое лицо является гражданином России или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ; 2) получено согласие принимаемого лица, а в случае его неспособности к свободному волеизъявлению согласие его законного представителя на передачу в Россию для проведения принудительного лечения; 3) решение суда иностранного государства о применении к передаваемому лицу принудительных мер медицинского характера вступило в законную силу.

В силу ст. 7 Закона передача иностранному государству лица, страдающего психическим расстройством и проходящего принудительное лечение в России, не допускается, если: 1) это лицо является гражданином России или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории России; 2) этому лицу предоставлено политическое убежище в России в связи с возможностью преследования в данном иностранном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или, но политическим убеждениям;

  • 3) лицо, страдающее психическим расстройством, а в случае его неспособности к свободному волеизъявлению его законный представитель возражают против передачи; 4) имеется вступившее в законную силу решение суда России, в том числе принятое по жалобе лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя о наличии препятствий для передачи этого лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ; 5) совершенное лицом, страдающим психическим расстройством, общественно опасное деяние в соответствии с уголовным законодательством иностранного государства не является преступлением; 6) законодательством иностранного государства не предусмотрены аналогичные принудительные меры медицинского характера;
  • 7) иностранным государством не предоставлены гарантии возможности обеспечения этому лицу необходимого принудительного лечения и соответствующих мер безопасности.

В соответствии со ст. 9 Закона Генпрокурор РФ или его заместитель обращается в компетентный орган иностранного государства по вопросам:

  • 1) о передаче данным иностранным государством для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, если это лицо является гражданином России или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ; 2) о передаче Россией данному иностранному государству для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, которое является гражданином данного иностранного государства или на территории которого постоянно проживает (если является лицом без гражданства). В обращении должны содержаться: 1) наименование и адрес данного компетентного органа; 2) цель обращения в данный компетентный орган. В свою очередь к обращению прилагаются: 1) копия заявления лица, страдающего психическим расстройством, его законного представителя или одного из близких родственников о заинтересованности в его передаче (при наличии);
  • 2) копия документа, удостоверяющего личность лица, страдающего психическим расстройством; 3) удостоверенные копии вступивших в законную силу решений суда РФ о применении к лицу, страдающему психическим расстройством, принудительных мер медицинского характера, о продлении применения или об изменении таких мер; 4) удостоверенная копия заключения судебно-психиатрической экспертизы; 5) удостоверенные копии актов (заключений) психиатрического освидетельствования на предмет изменения вида лечения; 6) справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (при наличии инвалидности); 7) текст положений УК, на основании которых лицу, страдающему психическим расстройством, предъявлялось обвинение; 8) письменное согласие лица, страдающего психическим расстройством, а в случае его неспособности к свободному волеизъявлению письменное согласие его законного представителя на передачу указанного лица для проведения принудительного лечения иностранному государству, гражданином которого указанное лицо является или на территории которого постоянно проживает (если является лицом без гражданства);
  • 9) документы, свидетельствующие о гражданстве лица, страдающего психическим расстройством, его постоянном и временном месте жительства;
  • 10) сведения о родственниках лица, страдающего психическим расстройством (фамилия, имя, отчество, год рождения, паспортные данные, адрес места жительства, степень родства с лицом, страдающим психическим расстройством); 11) другие документы и сведения, которые сочтут необходимым представить Генпрокуратура РФ и (или) компетентный орган иностранного государства; 12) заверенный перевод обращения Генпрокурора РФ или его заместителя о передаче иностранному государств}' для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, и прилагаемых к данному обращению документов.

К обращению Генпрокурора РФ или его заместителя о передаче иностранным государством для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, являющегося гражданином России или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, прилагаются документы, указанные в п. 1, 2, 7—12. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны по запросу Генпрокуратуры РФ оказывать ей в пределах своей компетенции содействие в сборе перечисленных документов.

Статьей 10 Федерального закона от 23.07.2013 № 191-ФЗ установлено, что заявление лица, страдающего психическим расстройством, его законного представителя или одного из близких родственников о заинтересованности в передаче указанного лица иностранному государству или России для проведения принудительного лечения должно быть рассмотрено в Генпрокуратуре РФ в течение 30 дней со дня его получения с принятием в указанный срок, но результатам данного рассмотрения соответствующего решения Генпрокурором РФ. В свою очередь обращение компетентного органа иностранного государства о передаче России или данному иностранному государству лица, страдающего психическим расстройством, для проведения принудительного лечения соответственно на территории РФ или данного иностранного государства рассматривается Генпрокуратурой РФ в срок не позднее 40 дней со дня получения обращения с принятием в указанный срок по результатам данного рассмотрения соответствующего решения Генпрокурором РФ.

Решение Генпрокурора РФ о передаче или об отказе в передаче направляется в компетентный орган иностранного государства Генпрокуратурой РФ, которая также письменно уведомляет о данном решении лицо, страдающее психическим расстройством, в отношении которого оно принято, и его законного представителя (близкого родственника) и разъясняет указанным лицам право обжаловать это решение в суд в установленном порядке в течение десяти дней со дня получения ими уведомления об указанном решении. В случае обжалования решения передача не осуществляется до вступления соответствующего судебного решения в законную силу.

При наличии обращений компетентных органов нескольких иностранных государств о передаче одного и того же лица, страдающего психическим расстройством, решение о том, какое из обращений подлежит удовлетворению, принимает Генпрокурор РФ с учетом желания (волеизъявления) указанного лица или его законного представителя, о чем в день его принятия или на следующий день письменно уведомляется лицо, страдающее психическим расстройством, в отношении которого оно принято, или его законный представитель. Кроме того, решение направляется в компетентные органы обратившихся иностранных государств.

В случае, если лицо, в отношении которого поступило обращение о передаче, подвергается на территории РФ уголовному преследованию за другое преступление, передача его может быть отсрочена до окончания в отношении его уголовного судопроизводства.

Место, время и порядок передачи или принятия лица, страдающего психическим расстройством, определяются по договоренности между Генпрокуратурой РФ и компетентным органом иностранного государства. Передача или принятие лица, страдающего психическим расстройством, осуществляется с учетом того, чтобы его транспортировка отрицательно не отразилась на состоянии его здоровья и не привела к его побегу или совершению им какого-либо общественно опасного деяния. Лицо, страдающее психическим расстройством, принимается от представителей иностранного государства либо передается представителям иностранного государства работниками уполномоченной медицинской организации на основании соответствующего решения Генпрокурора РФ. Решение Генпрокурора РФ о передаче или принятии лица, страдающего психическим расстройством, а также согласованные с компетентным органом иностранного государства документы, содержащие сведения о месте, времени и порядке передачи или принятия лица, страдающего психическим расстройством, направляются Генпрокуратурой РФ в Минздрав России и ФСИН России. В случае, если не имеется возможности в установленном месте и в установленное время передать или принять лицо, страдающее психическим расстройством, Минздрав России обязан уведомить об этом Генпрокуратуру РФ, которая вновь согласовывает с компетентным органом иностранного государства место, время и порядок передачи или принятия указанного лица.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23.07.2013 № 191-ФЗ решение по обращению иностранного государства о транзитной перевозке лица, страдающего психическим расстройством, по территории РФ принимает Генпрокурор РФ или его заместитель. При транзитной перевозке воздушным транспортом лица, страдающего психическим расстройством, разрешение на осуществление такой перевозки требуется только в случае промежуточной посадки воздушного судна на территории РФ.

Несколько слов необходимо сказать о предусмотренной гл. 55 УПК процедуре передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Решение о передаче согласно ст. 469 Кодекса принимается судом, однако участие прокурора в рассмотрении подобных дел законодателем не предусмотрено, что, учитывая важность этого вопроса с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина, выглядит нелогично и может быть отнесено к серьезной недоработке. Вместе с тем в рамках закрепленной компетенции прокуроры могут оказывать влияние на указанные процедуры в случаях, когда в качестве инициатора с российской стороны выступает с представлением ФСИН России, деятельность которого поднадзорна прокуратуре. Здесь роль прокуроров сводится к проверке законности и обоснованности соответствующего представления, для чего необходимо налаживание своевременного поступления из указанного органа соответствующей информации. Свое правовое мнение прокурор может высказать и в случае обращения к нему по этому вопросу осужденного или его представителя.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Поясните, что вы понимаете под участием прокуратуры в международным сотрудничестве.
  • 2. Каким образом организуется в прокуратуре работы по участию в международном сотрудничестве?
  • 3. В каких международных организациях принимает участие Генпрокуратура РФ?
  • 4. Положения каких конвенций и иных актов международного права применяется органами прокуратуры в рамках международного сотрудничества?
  • 5. Каковы особенности международного сотрудничества прокуратуры в сфере уголовного преследования?
  • 6. В чем заключается специфика международного сотрудничества прокуратуры в сфере административного преследования?
  • 7. Охарактеризуйте международное сотрудничество прокуратуры в сфере реализации задач уголовно-исполнительного законодательства.
  • 8. Изучите источники 13,16,20,23,53,72,73,77,93,107,109,119−123,141,142, приведенные в Приложении 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой