Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

В музей всей семьей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, основной функцией музея является научно-просветительская работа. В качестве средства просвещения выступают как музейные экспозиции, так и экскурсии, музейные кружки и клубы, лекции и другие формы взаимодействия с населением. Наряду с этим коллектив музейных работников ведет активную научно-исследовательскую деятельность, которая направлена на изучение музейных предметов. Каждый… Читать ещё >

В музей всей семьей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Музей, его виды и функции

Особой формой организации семейного досуга являются экскурсии в музей. Знакомство с экспозициями музея дает возможность испытать чувство сопричастности к великим историческим событиям, к жизни замечательных людей, к значительным достижениям культуры, науки, техники.

Одной из первых музейных экспозиций, содержавшихся на средства государства, принято считать Александрийский мусейон (музей) в Египте. Он был создан в III в. до н. э. Александрийский музей был своеобразным научно-образовательным учреждением, в структуру которого входили знаменитая Александрийская библиотека, астрономическая обсерватория, высшая школа, анатомический театр и некоторые другие учреждения. Александрийская библиотека содержала уникальное собрание произведений греческой литературы и науки, переводной восточной литературы — всего около 700 тыс. свитков (томов). Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 г. до н. э., часть была уничтожена в 391 г. н. э. Чуть раньше был ликвидирован и музей.

Первые систематические коллекции произведений науки и искусства за рубежом появляются в эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. Тогда же создаются естественно-научные музеи и собираются предметы, связанные с географическими открытиями. В XVIII в. открывается знаменитый Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже.

В допетровской России богатейшие собрания книг, произведений искусства, достижений науки сосредотачиваются в руках князей и священнослужителей при монастырях и церквах. Широко известны коллекции Киево-Печерской лавры, Софийского собора в Новгороде. В Оружейной палате Московского Кремля с XVI в. ведется систематическое коллекционирование оружия и драгоценностей. Первый русский научный музей был основан в 1714 г. Петром I в Санкт-Петербурге: Кунсткамера приняла первых посетителей в 1719 г. В экспозициях музея были собраны редкие и диковинные вещи, а сотрудники этого музея должны были вести образовательную работу. Постепенно стали образовываться музеи, посвященные военным доблестям Русской империи. К таким музеям относятся музеи в Феодосии (1811 г.) и в Одессе (1825 г.). Музейная сеть постепенно совершенствовалась и развивалась. Большинство крупнейших современных музеев мира были созданы в XIX в.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы, — храм муз. В соответствии с содержанием коллекций выделяются музеи отраслевые, комплексные, мемориальные (табл. 3.1).

Таблица 3.7

Виды музеев.

Отраслевые.

Комплексные.

Мемориальные.

Исторические Художественные Литературные Музыкальные Этнографические Технические Естественно-научные.

Краеведческие.

Музеи-заповедники Музеи-усадьбы Дома-музеи.

Работа исторических музеев связана с изучением исторических событий, памятников, археологических находок. Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В литературных музеях хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством писателей. Музыкальные музеи могут быть музеями музыкальных инструментов, музыкальной культуры и мемориальными. Музеи музыкальных инструментов собирают уникальные коллекции инструментов разных эпох и народов, а также изготовленных великими мастерами. В музеях музыкальной культуры хранятся архивно-рукописные материалы, музыкальные инструменты, изобразительные материалы, фонотеки. Музыкальномемориальные музеи создаются, как правило, в домах и усадьбах, где жили и работали известные музыканты.

Первым музыкальным музеем считается музыкально-мемориальный музей П. И. Чайковского. Он был открыт в 1894 г. в Клину под Москвой, где великий композитор провел последние годы жизни. В доме-музее собраны материалы, связанные с именем П. И. Чайковского. Научные сотрудники музея изучают и пропагандируют все то, что относится к жизни и творчеству великого композитора. Чайковский был одним из первых композиторов, получившим не только европейскую, но и мировую известность.

Коллекция музыкальных инструментов может находиться и в этнографических музеях, которые отражают в своих экспозициях и фондах наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их жизни.

Технические музеи собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями науки и техники на разных стадиях развития человечества.

В музеях естественно-исторических демонстрируются экспонаты, раскрывающие достижения в области изучения живой и неживой природы, развития сельского хозяйства и землепользования.

Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

Мемориальные музеи создаются обычно на базе выдающихся памятников архитектуры, живой природы или на базе краеведческих, литературных, музыкальных и других музеев.

Работа музеев различной направленности регламентируется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации, о музеях в Российской Федерации».

Собрания музейных предметов классифицируют по типам музейных источников. Выделяют: вещевые, изобразительные, письменные источники и документальные, видеои аудиоматериалы (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Виды музейных материалов.

Музейные источники.

Музейные материалы.

Вещевые.

Орудия труда, оружие, военное снаряжение, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства, образцы сырья и продукции производства.

Изобразительные.

Живопись, графика, скульптура, литография, рисунки, диапозитивы и т. п.

Письменные.

Рукописные и печатные документы, прокламации, законодательные акты и т. п.

Документальные, видеои аудиоматериалы.

Запись разнообразных шумов, выступлений известных политических деятелей и мастеров искусства и т. п.

Музейные материалы оформляются в тематические экспозиции, которые строятся на основе принципов научности, предметности, учета особенностей восприятия разнообразной информации разными категориями населения (основной цвет, на котором размещается экспозиция; освещенность, компоновка предметов, аудиосопровождение и т. п.).

Весьма показательны в этом отношении экспозиции Музея археологии Москвы, расположенного недалеко от Красной площади. Помещение музея находится под землей, в залах, которые образовались в ходе раскопок. Уже спускаясь по узким ступеням, начинаешь ощущать близкую встречу с прошлым, приближение к тайне, которую ты вот-вот раскроешь. Чувство первооткрывателя не покидает на протяжении всего времени пребывания в музее. Особенно сильное эмоциональное воздействие оказывают фрагменты Воскресенского моста, некогда ведущего к старому Кремлю, макет реконструкции моста, имитация русла реки Неглинной, предметы (плетеное лукошко, черепки посуды), лежащие небрежно и будто бы забытые или брошенные кем-то. Как тени прошлого выступают навстречу люди в старинной русской одежде: их образы нанесены художником на стекло легкой белой линией. С какой стороны ни подойти, они все равно оказываются рядом, как бы сопровождая тебя по залам музея.

Научная достоверность и удачно найденная образная форма делают информацию музея запоминающейся и стимулируют дальнейший самостоятельный поиск.

Музейная работа имеет различные формы, которые сложились в результате многолетней научно-исследовательской работы (А. В. Бакушинский, М. С. Коган, И. М. Коссова, К. Г. Левыкин, М. В. Потапова, Н. Д. Рева, Н. И. Романова, С. Т. Шацкий, К. Г. Хедбет и другие). Передача информации может проходить через экскурсии (Т. А. Кудрина, Н. Д. Рева); музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Е. И. Иванова, В. С. Моисеева); кружки и клубы (И. М. Коссова); лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (М. Н. Грачев, А. И. Михайловская); университеты культуры (К. Г. Левыкин, К. Г. Хедбет).

Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться: по месту проведения; по характеру содержания; по целевому назначению; по составу экскурсионной группы (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Типы музыкальных экскурсий.

Музейная экскурсия.

Место проведения.

Характер содержания.

Назначение.

Состав группы.

Внутри музея На открытом воздухе.

Обзорные Тематические.

Научно;

просветительские Учебные.

Для студентов Для учащихся Для специалистов одной профессии Для других социальных групп.

Обзорные экскурсии, как правило, предполагают ознакомление с достаточно широким кругом вопросов и просмотром большого количества музейных помещений. Тематические экскурсии могут быть сквозными, целенаправленными и обобщающими. Сквозные характеризуются тем, что в отведенное время посетителям предлагают познакомиться с рядом исторических событий, уяснить закономерности развития общества, искусства и т. п. Экскурсии целенаправленные, наоборот, предполагают ознакомление с отдельным периодом, событием, направлением в искусстве или этапом научно-технического прогресса. Экскурсии, на которых даются характеристики разным периодам в развитии культуры, науки, искусства, общества и т. п., называют обобщающими. Научно-просветительские экскурсии решают задачу просвещения посетителей, а учебные — более углубленного изучения какой-либо темы.

Исследователями (Т. А. Кудрина, Н. Д. Рева) выделяются следующие этапы подготовки и проведения музейной экскурсии.

  • 1. Определение темы и содержания экскурсии.
  • 2. Составление плана экскурсии (продумываются маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения).
  • 3. Целенаправленный показ экспозиций (собственно экскурсия).
  • 4. Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

Экскурсия состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания. Очень важно в вводной части дать установку на восприятие как вербального, так и визуального материала. Это позволит повысить образовательную эффективность экскурсии. Важность установки на восприятие экспозиций художественных музеев подчеркивалась М. С. Коган, М. В. Потаповой, Н. Д. Рева, Б. М. Тепловым, Б. П. Юсовым и другими.

Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и др.

Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии.

Следует отметить, что, по мнению Н. Д. Рева, наибольшей эффективностью обладает цикл экскурсий, который позволяет реализовать принципы непрерывности и преемственности в педагогическом взаимодействии «экскурсант — экскурсовод».

Итак, экскурсия является ведущей формой музейной работы, а необходимость столь подробно рассмотреть ее классификацию, структуру, этапы подготовки была продиктована тем, что в процессе приобщения дошкольников к собраниям музеев родителям, семейным педагогам и воспитателям во многом придется полагаться на себя и свои знания.

Дело в том, что вопросы взаимодействия музея со школой уже нашли более или менее полное освещение в научной и методической литературе. Интересен опыт работы Москвы и Санкт-Петербурга, где сосредоточены наиболее крупные хранилища музейных экспонатов, развернута широкая исследовательская работа. Воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к собраниям музеев, как художественных, так и технических, естественно-исторических, является областью малоизученной. В настоящее время в Лаборатории эстетического развития центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под руководством Л. В. Пантелеевой начата систематическая работа, направленная на поиск путей наиболее эффективного приобщения детей пяти-семи лет к культуре на основе знакомства с экспозициями различных музеев.

Эффективной формой ознакомления детей с экспозициями музея можно считать музейные уроки (занятия), которые проводятся с целью усвоения учащимися знаний по определенной теме. При этом музейные предметы выступают как источники получения знаний. В ходе урока (занятия) педагог широко использует игровые приемы: воображаемые путешествия во времени, игры-имитации; эскизы вещественных источников для последующего творческого воссоздания и т. п. В рамках урока (занятия) могут проводиться музейные викторины, конкурсы, олимпиады. Вместе с тем эти мероприятия являются лишь составной частью работы музейного клуба. Так, И. М. Коссова утверждает, что клубы являются наиболее перспективной формой приобщения людей, в том числе детей, к культурно-историческим, научно-техническим достижениям человечества.

Клуб — это самодеятельная организация, членов которой объединяет общность интересов. В клубе могут проводиться секционные занятия и общие мероприятия. В секциях ведется обсуждение теоретических вопросов, готовятся экскурсоводы, совершенствуются навыки в какомлибо виде деятельности. Массовые мероприятия включают не только лекции, олимпиады, викторины, но и научные конференции, встречи с интересными людьми, развивающие уроки, так называемые Дни музея и музейные праздники. Многие из перечисленных форм клубной работы носят интегрированный характер и содержат элементы театрализации, музыку, хореографию, научные опыты и т. п.

В соответствии с содержанием работы выделяют три вида клубов: комплексные; проблемные (тематические); юных музееведов.

Таким образом, основной функцией музея является научно-просветительская работа. В качестве средства просвещения выступают как музейные экспозиции, так и экскурсии, музейные кружки и клубы, лекции и другие формы взаимодействия с населением. Наряду с этим коллектив музейных работников ведет активную научно-исследовательскую деятельность, которая направлена на изучение музейных предметов. Каждый музей в соответствии со своим профилем осуществляет комплектование музейных фондов. Прежде чем любой предмет займет свое место в экспозиции или запасниках музея, научные сотрудники музея определяют его ценность с точки зрения уникальности, типичности, а также эстетической и художественной ценности. Результаты исследований обобщаются и публикуются в каталогах, путеводителях, буклетах, научно-популярной литературе, научных трудах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой