Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ Этот метод развития ловкости предусматривает предъявление занимающимся большой объем информации, из которых они должны выбрать наиболее значимую и эффективно решить двигательную задачу наиболее оптимальными средствами (умениями). Внезапность и неопределенность ситуаций, в которых… Читать ещё >

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предпосылки развития ловкости в дошкольном возрасте ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Без движений немыслимо нормальное развитие ребенка. В мире движений он познает окружающий мир, у него вырабатываются двигательные навыки и согласованные действия, формируется психика.

Благоприятные условия для развития движений создаются родителя-ми (родственниками) с первых месяцев жизни ребенка.

До 3—4 месяцев используются рефлекторные движения и различные «качания» (1, 3, 5, 6). После исчезновения сгибательного тонуса с помощью родителей ребенок выполняет похлопывания (2), махи ногами и покачивания (4).

Поздней (5—6 месяцев) игрушки не дают ребенку в руки, он за ними тянется, учится ползать (7). В это же время начинается формирование ручных действий. К году ребенок осваивает сложные движения и начинает ходить (8).

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).
При своевременном оказании помощи (каталка, страховка) ребенок начинает ходить раньше года.

При своевременном оказании помощи (каталка, страховка) ребенок начинает ходить раньше года.

Подбрасывание вверх-вниз. Вращение в различных положениях. «Качели» и ходьба по уменьшенной опоре (равновесие) — первые предпосылки развития ловкости.

Подбрасывание вверх-вниз. Вращение в различных положениях. «Качели» и ходьба по уменьшенной опоре (равновесие) — первые предпосылки развития ловкости.

Подготовка к кувыркам. Перекаты. Преодоление препятствий. Бег змейкой.

Подготовка к кувыркам. Перекаты. Преодоление препятствий. Бег змейкой.

Имитационные игры. Игры с мячом.

Имитационные игры. Игры с мячом.

Большой интерес вызывают игры во дворе. В 3—4 года доступны танцевальные движения под музыку (пение).

Большой интерес вызывают игры во дворе. В 3—4 года доступны танцевальные движения под музыку (пение).

Перевороты и вращения с элементами развития смелости.

Перевороты и вращения с элементами развития смелости.

«Перекидка» ребенка между родителями и с руки на руку. Кувырки вперед на мягкой опоре. Сложные имитационные упражнения.

«Перекидка» ребенка между родителями и с руки на руку. Кувырки вперед на мягкой опоре. Сложные имитационные упражнения.

Игры с передвижениями и метанием. Броски и ловля мяча. Прыжки по «кочкам».

Игры с передвижениями и метанием. Броски и ловля мяча. Прыжки по «кочкам».

«Зимние» игры.

"Зимние" игры.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ ловкости.

Сгибание, разгибание и вращение кистей. Движения пальцами. Вращение в разных плоскостях. Взаимодействие и игры «с пальцами». Отведение (вначале с помощью другой руки, потом двумя одновременно) одного, двух и т. д. пальцев. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти.

Сгибание, разгибание и вращение кистей. Движения пальцами. Вращение в разных плоскостях. Взаимодействие и игры «с пальцами». Отведение (вначале с помощью другой руки, потом двумя одновременно) одного, двух и т. д. пальцев. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти.

БЫСТРЫЕ ЛАДОШКИ (речитатив дети могут составить сами)

Надо пару подобрать, Да лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки —.

Значит, можно начинать!..

Важно — строго, по порядку, Все быстрее, без оглядки Так в ладони ударять, Чтоб самим на удивленье.

Все шестнадцать упражнений Без ошибки показать!

Не прохлопать, не зевнуть.

Так держать! К победе путь!

Если здорово играть, Можно лучшей парой стать.

В состязании проворном Интересном и задорном, Кто точнее и быстрее, Тот всех лучше и резвее.

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).
ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ.

ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ.

И. п. — два человека стоят лицом друг к другу: первый игрок — ладони вверх, второй — ладони вниз над первым. Первый бьет второго сверху по рукам, второй убирает руки. После попадания, смена положения рук.

Можно придумать много интересных упражнений для развития ручной ловкости с такими предметами как лента, флажки, мячи, ракетки. Не следует избегать известных русских игр в «Чижика», «Лапту».

ИГРЫ С КАМЕШКАМИ

Быстро и точно забить камешки в ворота (суммарно правой и левой). Побеждает тот, кто быстрей наберет больше очков. (Расстояние до ворот, количество попыток правой и левой, время игры обговариваются заранее).

Положить камешек на согнутое предплечье. Разгибая быстро предплечье, поймать падающий камешек. Соревнование: кто больше поймает из 5-ти попыток правой и левой рукой.

Положить на тыльную сторону кисти несколько камешков. Подбросить их вверх и попытаться поймать: тыльной стороной; хватом сверху.

Варианты: подбросить 1, 2, 3 и т. д. камешка и поймать хватом сверху. Победитель — поймавший больше.

«БЕСТАС» (казахская игра «Пять камешков»).

«БЕСТАС» (казахская игра «Пять камешков»).

Количество игроков до 5. Инвентарь: 5 круглых камешков («асыков»). Игру начинает первый и играет до ошибки. Затем в игру вступает второй и т. д. Продолжая игру, игрок начинает с того действия, в котором он ошибся.

I — игрок разбрасывает по полу 5 камешков, выбирает один из них, подбрасывает его вверх, подбирает один лежащий камешек и ловит подброшенный камешек. Подобранный камешек откладывается и так продолжается, пока не подберутся все.

II — тоже, но подбирается сразу два камешка.

III — тоже, подбираются три, затем один.

IV — камешки в руке. Подбрасывается один, остальные кладутся на пол. Затем один опять подбрасывается, четыре подбираются, и ловится подброшенный.

V — один камешек подбрасывается вверх, остальные четыре в руке. Указательным пальцем дотронуться до пола 3—5 раз, поймать брошенный.

VI — четыре камешка кладутся по углам квадрата (20×20 см). Подбросив один вверх, собрать все и поймать подброшенный.

VII — камешки разбрасываются. Один подбрасывается, остальные собираются левой рукой и ловится (правой) подброшенный.

VIII — камешки разбрасываются. Один подбрасывается, один подбирается и ловится подброшенный. Затем один подбрасывается, а камешек, находящийся в руке, заменяется на лежащий на полу. Собрать все разбросанные в одну кучку и при последнем подбрасывании подобрать с пола все.

IX — повторяется I, но при ловле подброшенный камешек должен удариться о подобранный с пола.

X — повторяется IX, но камешки не ударяются друг о друга.

XI — левая рука образует арку. Разбросать камешки, подбросить один, забросить один лежащий на полу в «арку» и поймать подброшенный. Таким же образом забросить все, заранее определив один «старший» и забросить его в последнюю очередь.

XII — начисление очков:

  • — подбросить 5 камешков, поймать их на наружную сторону, еще раз подбросить и поймать сверху. За каждый пойманный 10 очков;
  • — вывернув руку наружу, подбросить 5 камешков, затем поймать их сверху, развернув ладонь. За каждый пойманный 10 очков.

Для совершенствования ручной ловкости, как показала практика, достаточно эффективными являются игры-головоломки — «змейка», «кубик Рубика», «пирамида» и т. п.; механические и компьютерныеные игры «футбол», «хоккей», «баскетбол», «бадминтон», «за рулем», «волшебный экран» и т. п.; игровые автоматы, телевизионные и компьютерные игры. Последние развивают больше сенсорную (психический компонент) сторону ловкости (уровни управления Е и Д).

Интересным средством развития ручной ловкости являются древние игры «ЙО-ЙО» и «диаболо», получившие второе рождение в наше время.

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).

Конструкция йо-йо очень проста: маховичок с осью, на которую намотана нить. Два диска из дерева или пластмассы диаметром 7—8 см, соединенных стальной осью 5—6 мм. На оси закреплен конец тонкого прочного шнурка, другой конец в виде петли свободен. В классическом варианте йо-йо шнурок закрепляется на оси прочно, а в современных моделях шнурок сложен пополам и скручен, он не прикреплен к оси, а охватывает ее петлей. Если в йо-йо намотать шнурок на ось, надеть петлю на палец и отпустить игрушку, она не упадет сразу. Шнурок, намотанный на ось, начнет раскручиваться, заставляя вращаться маховик. Как только нить размотается полностью, йо-йо мгновенно меняет направление движения, сильно рванув шнурок. Продолжая вращаться, она начинает наматывать на ось шнурок и устремляться по нему вверх.

Чтобы поддержать движение йо-йо, «подкачать» энергию в маховик, необходимы своевременные двигательные действия рукой. В упрощенном виде — подтянуть шнурок, когда игрушка идет вниз, и отпустить, когда она поднимается. Вначале на «классической» конструкции следует научиться поддерживать движение йо-йо и пускать маховик не только вниз, но и в стороны. Затем все это проделывается в ходьбе, беге и в сочетании с другими двигательными действиями.

После овладения игрой этой конструкции, можно переходить к современной модели. Здесь ручные действия более сложные, так как маховик, опустившись вниз, будет вращаться в петле на конце шнурка — «спать», быстро теряя скорость. Чтобы «разбудить» йо-йо, нужно резко дернуть шнур. Петля просто охватывает ось, игрушка подскакивает вверх.

Современная конструкция позволяет развивать ручную ловкость до уровня «трюков», когда йо-йо взлетает вверх («космическая ракета»), крутится вокруг руки («облет планеты», «вокруг света») и т. д.

«Диаболо» (двойной мяч) как разновидность йо-йо, вообще не скрепляется с нитью, а свободно катается по ней. Так как концы нити находятся в двух руках, то такой игрой хорошо развивается такое проявление ловкости, как бимануальная координация.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОКОМОТОРНОЙ ловкости Прыжки на одной и двух ногах с продвижением специальной шайбы или без нее в определенном порядке («классики»). Правила игры в «классики» дети вырабатывают сами и строго их соблюдают. В разных странах сложились свои рисунки прыжковых полей.

Африканские.

Африканские.

Доминиканские. Французские. Немецкие.

Доминиканские. Французские. Немецкие.

Интересным средством развития локомоторной ловкости является забытая игра «ЖЕСКА» («Лян-га»).

К кусочку кожи с мехом крепится снизу груз (лучше сплющенный кружок из свинца) и такая «жеска» подбивается ногами. Каждому играющему (по договоренности) в зависимости от количества игроков дается 1—3 попытки. Когда вновь приходит очередь играющего, он начинает с той серии ударов, на которой ошибся в последней попытке.

Полная серия ударов может включать:

I серия — «простые» — по 5 ударов:

  • — правой внутренней стороной;
  • — правой внешней стороной;
  • — левой внутренней стороной;
  • — левой внешней стороной.[1][2][3][4]
Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).

Третий круг играется без остановки.

По договоренности играющие могут составлять свою программу серий ударов. Например: «лю-ры» — пары", «джан-зы» — «лю-ры» — «пары» и т. д. Обязательное требование — играть двумя ногами.

Упражнения и игры, развивающие ловкость, всегда вызывали у людей повышенный интерес. В последние годы все больше детей играют в «резинку». Это серия прыжков по определенной программе с использованием натянутой резинки.

Каждый играющий выполняет серии прыжков до ошибки. Можно использовать до трех попыток. Игра будет интересней, если дети сами придумают варианты прыжков. Трудность повышается за счет увеличения высоты поднятия резинки и координационной сложности прыжков.

Исходное положение и варианты прыжков.

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).
Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).

Немного напоминает игру в «резинку» Филиппинский народный танец. Двое держат в руках легкие бамбуковые палки. Остальные под ритмичную музыку выполняют различные прыжковые и танцевальные движения как внутри, так и вне палок. Время от времени (под музыку, по договоренности, по команде и т. д.) палки сдвигают и раздвигают. В танце это делается по заранее определенной программе, а в играх используются варианты неопределенности.

Если танцующего (игрока) задела палка, он меняется местом с теми, кто держит. Снизу под палки подкладываются бруски высотой 10— 20 см.

Для развития локомоторной ловкости эмоциональны и эффективны упражнения со скакалкой.

УПРАЖНЕНИЯ С КОРОТКОЙ СКАКАЛКОЙ

Махи скакалкой сзади вперед и спереди назад и перешагивание через нее — вначале медленно, затем быстрее. Прыжки на двух одновременно, поочередно, со скрещенными ногами, со сменой в руках ручек скакалки, на левой (правой), в полуприседе, с двумя прокрутами, в полуприседе, с боковым вращением, с вращением по земле. Прыжки в парах, стоя рядом или один за другим.

Вариант прыжков втроем.

Вариант прыжков втроем.

УПРАЖНЕНИЯ С ДЛИННОЙ ВЕРЕВКОЙ.

УПРАЖНЕНИЯ С ДЛИННОЙ ВЕРЕВКОЙ.

Варианты прыжков через вращающуюся веревку могут быть теми же, что и со скакалкой.

Вариант в парах — один перескакивает через веревку, другой подбегает под нее.

Прыжки с подбрасыванием, ведением, передачей мяча, через две скакалки, прыжки или пробежки под веревкой вдвоем, втроем, выполняя различные дополнительные двигательные действия.

Свободно овладев прыжками через скакалку (веревку), можно проводить игры «Кто придумает больше разных прыжков», «Делай как я» и др.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ.

В ходьбе на каждый шаг (через шаг) различные движения руками (махи, рывки, хлопки, вращения и т. д.).

В ходьбе на каждый шаг (через шаг) различные движения руками (махи, рывки, хлопки, вращения и т. д.).

Одновременная и поочередная постановка рук на 8—76 счетов последовательно на пояс, к плечам, вверх и возвращение в обратном порядке: на месте, в ходьбе, во время бега, прыжков различного характера.

Одновременная и поочередная постановка рук на 8—76 счетов последовательно на пояс, к плечам, вверх и возвращение в обратном порядке: на месте, в ходьбе, во время бега, прыжков различного характера.

Падение вперед на руки в шаге, в ходьбе, в прыжке, спиной назад с поворотом на 180°, с дополнительными действиями во время падения.

Падение вперед на руки в шаге, в ходьбе, в прыжке, спиной назад с поворотом на 180°, с дополнительными действиями во время падения.

Вращение баскетбольного (любого) мяча вокруг разных частей тела с продвижением вперед и назад, в беге, прыжках и т. д.

РАЗЛИЧНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ С МЯЧАМИ (варианты жонглирования).

РАЗЛИЧНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ С МЯЧАМИ (варианты жонглирования).

Подбрасывание и ловля малого мяча с дополнительными движениями: приседанием, хлопками, поворотами, другими ручными двигательными действиями.

Подбрасывание и ловля малого мяча с дополнительными движениями: приседанием, хлопками, поворотами, другими ручными двигательными действиями.

Жонглирование одним и двумя мячами, одновременное и поочередное подбрасывание (выпускание) теннисных мячей из рук с последующей ловлей их хватом сверху

Броски и ловля баскетбольного (любого) мяча, подброшенного вверх с дополнительными двигательными действиями: поворотами, приседаниями, прыжками, рывками в сторону, другими локомоторными действиями.

Броски и ловля баскетбольного (любого) мяча, подброшенного вверх с дополнительными двигательными действиями: поворотами, приседаниями, прыжками, рывками в сторону, другими локомоторными действиями.

Перебрасывание и жонглирование набивного мяча (до 2 кг) из руки в руку из-за спины, через плечо и т. д.

Перебрасывание и жонглирование набивного мяча (до 2 кг) из руки в руку из-за спины, через плечо и т. д.

БРОСКИ И ЛОВЛЯ, ОТСКОЧИВШЕГО МЯЧА С ПЕРЕКАТОМ НА СПИНУ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ЛОКОМОТОРНОЙ ЛОВКОСТИ СРЕДСТВАМИ АКРОБАТИКИ И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИМНАСТИЧЕСКИХ.

РАЗВИТИЕ ЛОКОМОТОРНОЙ ЛОВКОСТИ СРЕДСТВАМИ АКРОБАТИКИ И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИМНАСТИЧЕСКИХ.

СНАРЯДОВ

Вращение и повороты головы с сохранением равновесия в ходьбе, в прыжках, в беге (стараться не отклоняться от прямой линии).

Вращение и повороты головы с сохранением равновесия в ходьбе, в прыжках, в беге (стараться не отклоняться от прямой линии).

Кувырки вперед и боком из различных исходных положений, полет — кувырок

Полет — кувырок между ногами партнера. В парах, в ходьбе кувырок вперед.

Полет — кувырок между ногами партнера. В парах, в ходьбе кувырок вперед.

Кувырки назад: из положения, сидя, стоя, через стойку на руках. Кувырок назад с переходом в стойку на руках. Кувырок назад с переходом в стойку на руках и в «мостик». Переход в «мостик» из положения лежа на спине.

Кувырки назад: из положения, сидя, стоя, через стойку на руках. Кувырок назад с переходом в стойку на руках. Кувырок назад с переходом в стойку на руках и в «мостик». Переход в «мостик» из положения лежа на спине.

Переход но «мостик» из стойки на руках и встать. Переход в положение упора на руках из «мостика» с поворотом влево и вправо. Толчком ног поднять бедра на разную высоту. Стойка на голове и кувырок вперед. Переворот вперед в ходьбе или беге. Переворот боком («колесо»).

Переход, но «мостик» из стойки на руках и встать. Переход в положение упора на руках из «мостика» с поворотом влево и вправо. Толчком ног поднять бедра на разную высоту. Стойка на голове и кувырок вперед. Переворот вперед в ходьбе или беге. Переворот боком («колесо»).

Кувырок вперед с разбега через стойку на руках. Переворот вперед толчком одной ногой. Сальто вперед с места с помощью партнера (тренера). Сальто вперед с разбега с приземлением на маты или песок. «Раскачка» с партнером. То же, но один стоит на руках.

Кувырок вперед с разбега через стойку на руках. Переворот вперед толчком одной ногой. Сальто вперед с места с помощью партнера (тренера). Сальто вперед с разбега с приземлением на маты или песок. «Раскачка» с партнером. То же, но один стоит на руках.

Переворот назад через спину партнера. Стойка на коленях партнера и переворот назад через голову. Переворот через партнера из стойки на руках

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).
Переворот вперед из стойки на коленях партнера с поддержкой за плечи. Перевороты вперед в парах, держась за ноги партнера.

Переворот вперед из стойки на коленях партнера с поддержкой за плечи. Перевороты вперед в парах, держась за ноги партнера.

То же, перевороты назад. Переворот назад с помощью партнера и без («фляк»)

Различные перевороты и прыжки в парах. Вращение партнеров.

Различные перевороты и прыжки в парах. Вращение партнеров.

Запрыгивание на предмет после разбега. Запрыгивание на колени. Ноги врозь. Перепрыгнуть, не сбив мяч. Перепрыгнуть и поймать высоко брошенный мяч. Поймать мяч перед приземлением. Запрыгивание, перепрыгивание, кувырки через плинт, с приземлением прогнувшись, с поворотом кругом, кувырками вперед и назад.

Запрыгивание на предмет после разбега. Запрыгивание на колени. Ноги врозь. Перепрыгнуть, не сбив мяч. Перепрыгнуть и поймать высоко брошенный мяч. Поймать мяч перед приземлением. Запрыгивание, перепрыгивание, кувырки через плинт, с приземлением прогнувшись, с поворотом кругом, кувырками вперед и назад.

Подъем переворотом. Лазание по «восьмерке». Передвижение на руках с предметами. Повороты и вращения в каче.

Подъем переворотом. Лазание по «восьмерке». Передвижение на руках с предметами. Повороты и вращения в каче.

ЛОВКОСТЬ И ЭМОЦИИ НЕРАЗДЕЛИМЫ. «ВЕСЕЛЫЕ» ИГРЫ

Вывести партнера из равновесия. Полусогнутые ноги разведены и приподняты.

Вывести партнера из равновесия. Полусогнутые ноги разведены и приподняты.

Из упора лежа «пятнашки на руках». Бег в колоннах.

Прыжки в колоннах. Лежа на животе, руки сцеплены за спиной, встать без помощи рук

Выведение партнера из равновесия за счет толчка или обманного движения из различных исходных положений. Держась за руки, наступить партнеру на ногу

ВОДА — НЕ ПОМЕХА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ.

ВОДА — НЕ ПОМЕХА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ.

ловкости.

Перевороты и повороты в воде. Плавание парами.

Перевороты и повороты в воде. Плавание парами.

Прыжки из различных положений с разными двигательными действиями в полете.

Прыжки из различных положений с разными двигательными действиями в полете.

Прыжки в парах.

Прыжки в парах.

«Мельница» — спад в воду сидя боком (спиной) к воде

Прыжки на точность. Бег в воде, игра в «пятнашки». «Бой всадников:

Прыжки на точность. Бег в воде, игра в «пятнашки». «Бой всадников:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ ловкости С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

Прыжком стать на площадку, ноги на ширине плеч и сохранять равновесие, балансируя руками, ногами и туловищем. Присесть, сохраняя равновесие при помощи рук и туловища. Сохранить равновесие, поворачиваться в разные стороны.

Прыжком стать на площадку, ноги на ширине плеч и сохранять равновесие, балансируя руками, ногами и туловищем. Присесть, сохраняя равновесие при помощи рук и туловища. Сохранить равновесие, поворачиваться в разные стороны.

То же, используя набивной мяч. Движение вперед по прямой на катящейся бочке, сохраняя равновесие"

В максимально быстром темпе преодолеть лабиринт на опережение партнера. То же, но с учетом гандикапа (более слабый партнер стоит на 5—8 шагов ближе к финишу). Партнеры начинают бег в одном или противоположном направлении. Прыжки через палку вперед с последующим переводом палки через сторону вперед. Специализированная полоса из автопокрышек. Прыжки по покрышкам (на двух и одной ноге), через покрышки разными способами

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

Подвижные игры интегрально или избирательно развивают все виды ловкости. Главное, чтобы в играх создавались неожиданные, нестандартные ситуации (бег с быстрым изменением темпа и направления, увертывание от играющих и предметов, предвидение хода игры и действий партнеров и соперников, эффективность поведения играющих и т. п.).

Ловкость в подвижных играх оценивается по индивидуальным показателям эффективности двигательных действий. Так для оценки ловкости 11—12-летних детей можно использовать игры-тесты: «Пятнашки», «Борьба за мяч», «Охотники и утки». В более старшем возрасте — подводящие и спортивные игры.

Игры-тесты позволяют предсказать с определенной степенью вероятности способности занимающихся к развитию их ловкости и повышению уровня психомоторной подготовленности на будущее. Выше перечисленные игры-тесты выдержали требования «на надежность». При их повторном проведении отмечается высокая устойчивость (стабильность) оценок, показанных отдельными занимающимися в своих возрастно-половых группах. Они выдерживают также требования в отношении валидности (В. И. Лях).

В сборниках (Л. В. Былеева, В. Г. Яковлев, А. Н. Гриневский, И. М. Короткое, Е. М. Минскин, С. В. Глязер и др.) описано много подвижных игр. Остановимся на некоторых нестандартных (необычных) играх, (мало знакомых, редко используемых в практике), но направленных на преимущественное развитие ловкости.

Ныряние в обручи. Из обручей составляют цепочки и крепят к берегу (бортику). Играющие берут мяч и ныряют с таким расчетом, чтобы вынырнуть в следующем кольце и т. д. Можно использовать и в эстафетах.

Волейбол на воде. Игра проводится на неглубоком водоеме. По правилам волейбола или пионербола с розыгрышем очка при каждой подаче. Площадку следует оградить буйками светлых тонов.

Гидроволан. Бадминтон на воде проводится по упрощенным правилам (без зон подачи, неограниченным числе игроков, розыгрышем каждой подачи).

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).
ВОДНЫЙ БАСКЕТБОЛ И БАДМИНТОН НА КОНЬКАХ.

ВОДНЫЙ БАСКЕТБОЛ И БАДМИНТОН НА КОНЬКАХ.

Игра проходит не в два, а в одно кольцо. Состав команд до 10 чел. Одна команда защищает кольцо, другая — атакует. Каждый играющий может держать мяч в руках не более 5 с. Через 10—15 мин. они меняются местами. Изготовление кольца не вызывает больших трудностей.

СРЕТ ШАЙБ.

СРЕТ ШАЙБ.

Площадка любого размера (примерно 25×10 м). В центре нейтральная полоса шириной 5 м, в которую нельзя заходить игрокам. Желательно площадку оградить деревянными бортиками. Если в ходе игры шайба попадает в нейтральную зону, игроки каждой команды стараются другими шайбами выбить ее в зону соперников.

В каждой команде 5—8 игроков и им приходится играть шестью шайбами. В начале игры и после выигрыша очка судья следит, чтобы у каждой команды было по три шайбы. После сигнала — шайбы бросаются на половину соперников. Цель игры — послать все шесть шайб на половину поля соперников. Если три шайбы оказались в нейтральной зоне, игра останавливается, шайбы возвращаются к командам.

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).

Игра проводится на площадке 18×6 м. В углах или центре ее устанавливаются ворота (1×0,5 м) или баскетбольные кольца. Вся площадка делится на трехметровые коридоры. В каждом находятся по 2—3 игрока одной команды (см. рисунок). Они не имеют право выходить за пределы своего коридора.

Ход игры. Игроки одной команды, передавая мяч друг другу в одном коридоре, но не более трех раз, и задерживая его в руках не более трех с., перебрасывают его через коридор соперников своим товарищам. Когда мяч попадает игрокам в последний коридор этой команды, они стараются забросить его в ворота или кольцо (можно использовать обе мишени) или ударом об пол коридора соперников, отправить за лицевую линию. В первом случае команда получает за точное попадание 3 очка, во втором одно очко. Противники стараются перехватить мяч и начинать свою атаку.

СЮРПРИЗБОЛ.

СЮРПРИЗБОЛ.

Игра проводится по правилам волейбола (пионербола). Только вместо сетки площадка перегораживается ширмой из материи или фанеры.

Ошибки видит судья на вышке. Исключение из общих правил: состав команды до 10 человек; во всех партиях очки разыгрываются с каждой подачи, по новым правилам игры в волейбол.

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).

К перекладине на тросах (веревках) подвязываются два мяча. По одному или два игрока с каждой стороны стараются так ударить по мячу, чтобы он обернулся вокруг перекладины. Если мяч обернется дважды, то игрок, его ударивший, получает очко. Игра ведется до 10 очков.

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).

КОЛЫДЕПОЛ На площадке, в спортивном зале любого размера играют две команды по 5—10 чел. Инвентарь: резиновое кольцо 10—15 см, пластиковые или деревянные палочки с закругленным концом. Подбираются, таким образом, чтобы игроки могли касаться ими пола только на полусогнутых ногах (50—60 см).

Цель игры: передавая палками кольцо друг другу, забросить его в ворота соперника, и не пропустить в свои. Правила похожи на игру в хоккей с шайбой. Только все передвижения по площадке осуществляются с обязательным касанием пола палкой. Запрещаются толчки, блокировки, удары по сопернику и отбивание кольца ногами. Время игры 15—20 мин. (В. М. Бурмыкин).

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ Этот метод развития ловкости предусматривает предъявление занимающимся большой объем информации, из которых они должны выбрать наиболее значимую и эффективно решить двигательную задачу наиболее оптимальными средствами (умениями). Внезапность и неопределенность ситуаций, в которых проходит деятельность, ее координационная сложность, дефицит времени и др. сбивающие факторы вынуждают занимающихся выполнять определенные двигательные действия, что, как было показано выше, создает наиболее оптимальные условия для развития ловкости.

Порядок преодоления препятствий (2 х 18 м).

Порядок преодоления препятствий (2 х 18 м).

  • 1. По стартовой команде подлезть под первой перекладиной (высота — 0,3 м), перепрыгнуть любым способом через вторую (высота — 0,55 м) и пролезть под третьей (высота — 0,3 м).
  • 2. Последовательно преодолеть три кольца (диаметр — 0,75 м, высота от пола — 0,15 м).
  • 3. Перепрыгнуть через планки (высота — 0,55 м) любым способом. После каждого прыжка выполнить кувырок вперед.
  • 4. Пройти по рейке перевернутой гимнастической скамейки, выполнив в указанном месте поворот на 360 °.
  • 5. Трижды пролезть между двумя параллельными планками трех ворот (расстояние между верхними и нижними планками — 0,35 м, высота нижних планок от пола — 0,2; 0,35; 0,5 м).
  • 6. Перепрыгнуть через планки (высота — 0,4 м) толчком двумя ногами.
  • 7. «Слаломный» бег (высота вертикальных реек — 1,2 м, расстояние между ними — 0,3 м).

Можно, преодолев эту полосу препятствий, оценить развитие ловкости (опосредовано — уровень психомоторной подготовленности) в с. (пример для мальчиков, В. А. Алов).

Возраст (лет)

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

36,0—39,5

39,6—42,5

42,6—46,5

33,5—35,5

35,6—38,5

38,6—40,0

30,5—32,5

32,6—35,6

35,7—38,5

28,5—30,0

30,1—32,6

32,7—35,7

Полоса длиной около 80 м (зал или площадка — 24 м) имеют 18 препятствий (латинскими цифрами обозначено расстояние между ними).

Порядок прохождения:

I — кувырок вперед;

II — бег по перевернутой гимнастической скамейке;

III—IV — смена мячей (набивной на волейбольный);

V—VI — бег с мячом, бросок двумя руками из-за головы в щит;

VII — подбор мяча;

VIII — установка мяча в квадрат;

IX — обежать три мяча;

X — обежать вокруг стоек;

XI — перепрыгнуть через гимнастический мат;

XII — лазание вверх и в сторону по гимнастической стенке;

XIII — ходьба (или бег) по бревну;

XIV — спрыгнуть в обруч;

XV — пролезть под козлом;

XVI — преодоление коня (сверху);

XVII — метание 3 теннисных мячей в щит (попасть один раз обязательно, иначе штраф 3 с);

XVIII — финиш за щитом.

Оценочные нормативы (в с) на этой полосе для детей 10—11 лет (А. И. Бобкин, С. И. Сергина)

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

мальчики.

60 и <

60,1—65

65,1—75

девочки.

65 и <

65,1—70

70,1—80

ПОЛОСА — ТЕСТ Г. ТИССА (ГДР)

Порядок прохождения дистанции:

1 — положение на старте (стойка сбоку лицом к снаряду, рука на бревне, левая не переходит за линию старта на бревне); 2 — по стартовой команде — взойти на бревно (не опираясь на стойку). Пробежать по бревну по направлению к мату; 3 — перешагнуть через набивной мяч (его может придерживать тренер); 4 — на предусмотренном месте выполнить поворот на 360 0 вокруг вертикальной оси; 5 — добежать по бревну до конца, спрыгнуть на мат, повернувшись направо кругом, пробежать обратно к набивному мячу; 6 — взять мяч с бревна и с ним в руках пробежать под бревном; 7 — бег — слалом, катя мяч; на черте мяч остановить и одной рукой (не меняя руки) катить его до крышки плинта; 8 — мяч взять и с ним в руках выполнить кувырок вперед по крышке плинта, а затем обежать вокруг булавы; 9 — прыжок через скамейку с поворотом на 360 °; 10 — пролезть под планкой на стойках; мяч не выпускать из рук; 11 — слаломный бег, огибая сции плинта; 12 — пролезть под передней низкой жердью, положить мяч на основание брусьев, перелезть через верхнюю жердь (пользуясь нижней), поднять мяч и бежать дальше; 13 — мяч положить за финишной чертой (засечь время!).

Полоса препятствий включает в себя передвижение по высокой опоре на значительной высоте (1—2 м). На этой полосе имитируется забор, разрушенный мост, разрушенная лестница, кирпичная стенка.

Полоса препятствий включает в себя передвижение по высокой опоре на значительной высоте (1—2 м). На этой полосе имитируется забор, разрушенный мост, разрушенная лестница, кирпичная стенка.

Порядок преодоления:

С разбегу заскочить на верхний брус лабиринта и пробежать по нему до конца.

Взбежать по наклонной доске на забор, перейти на балку, пробежать по ней, перепрыгивая через разрывы, и соскочить на землю.

Залезть на разрушенную лестницу, запрыгивая, спрыгивая и перепрыгивая, преодолеть ее, спрыгнуть на землю и пробежать внутри лабиринта.

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).

Наиболее сложные полосы препятствий — военизированные.

Здесь много интересных, эмоциональных и эффективных (в плане развития ловкости) двигательных действий, таких как прыжки через широкие и глубокие ямы и в глубину, преодоление естественных и искусственных препятствий (завалы, канаты, овраги, передвижение по узкой или качающейся опоре на значительной высоте). Психологическое воздействие при преодолении препятствий может быть усилено за счет создания «ложных» эффектов. (И. Л. Дударов, В. А. Плахтиенко).

Порядок преодоления военизированной полосы:

Порядок преодоления военизированной полосы:

  • 1. Выскочить из траншеи.
  • 2. Преодолеть овраг по бревну.
  • 3. Преодолеть завал переползанием.
  • 4. Перепрыгнуть ров шириной 2 метра.
  • 5. (Обратно) преодолеть ров с разбега шириной 3 м.
  • 6. Преодолеть завал подлезанием и прыжками.
  • 7. Преодолеть овраг переползанием по канату.
  • 8. Соскочить в траншею.
Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).

При адаптации к преодолению военизированных полос препятствий добавляется нервно-психическое напряжение, что можно приравнять к действиям в экстремальных условиях. Обычно используются огненные и дымовые заграждения, шумовые эффекты, внезапно возникающие препятствия. Преодоление полосы препятствий в условиях нервнопсихического напряжения проводится, как правило, в виде состязаний, под непосредственным наблюдением и руководством (для оказания необходимой помощи).

Порядок прохождения и «сбивающие» действия:

Порядок прохождения и «сбивающие» действия:

  • 1. Бег по бревну над ямой, в которой «бушует пламя».
  • 2. Преодоление завалов «под огнем противника».
  • 3. Преодоление оврагов «в дымовой завесе».
  • 4. Преодоление разрушенной «горящей стенки».
  • 5. После преодоления лабиринта — шумовой эффект («взрыв»).
  • 6. Передвижение на возвышенной опоре «в огне».

Р — руководитель занятий.

О — помощники руководителя, находящиеся в самых опасных местах.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛОВКОСТИ Как известно, круговая тренировка возникла как организационнометодическая форма применения физических упражнений, направленных на комплексное развитие физических качеств занимающихся. В настоящее время, учитывая полученные теорией и практикой физической культуры принципы воспитания ловкости (относительная «свежесть», чередование ручных и локомоторных действий, координационно-моторные трудности, требования к адекватной быстроте и точности и др.), развитие этой двигательной способности внедряется в круговую тренировку все шире.

Ориентировочное время (мин.) выполнения упражнений на ловкость в круговой тренировке (В. А. Романенко, В. А. Максимович)

Возраст (лет).

Пульс уд./мин.

7—11.

12—15.

16—18.

19—28.

29—39.

40—49.

50—60.

выполнение.

готовность.

женщины.

мужчины.

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКЕ

Время работы на станциях должно соответствовать таблице.

  • 1. Одновременный выпуск и ловля двух теннисных мячей хватом сверху.
  • 2. Из основной стойки прыжки через вращающийся вперед обруч.
  • 3. Из основной стойки подбрасывание и ловля мяча с одновременным касанием пола во время полета мяча.
  • 4. Из основной стойки поочередное перешагивание гимнастической палки с последующим перехватом рук и вращением палки назад — вверх.
  • 5. Лежа на животе подбрасывание и ловля теннисного мяча (жонглирование).
  • 6. Стоя в 1 м от стенки, переход в упор о стенку с последующим отталкиванием и возвращением в исходное положение.

Девять станций для развития ловкости в зале

Станция 1 — лазание по гимнастической лестнице по каждой ступеньке одноименным и разноименным способом.

Станция 1 — лазание по гимнастической лестнице по каждой ступеньке одноименным и разноименным способом.

Станция 2 — скамейки и плинт поперек, мат гимнастический. Перепрыгивание, подлезание, бег восьмеркой и кувырки вперед и назад.

Станция 3 — ведение мяча и бег зигзагом между стоек.

Станция 4 — прыжки через двух козлов и кувырок вперед.

Станция 5 — жонглирование мяча между ногами, вокруг туловища, подбивание его ногами, головой и т. д.

Станция 6 — длинные скамейки:

  • — прыжки влево-вправо в упоре двумя о скамейку; обратно — бег по «кочкам»;
  • — передвижение подтягиваясь на руках лежа; обратно — бег с поворотом влево и вправо;
  • — бег по скамейке; обратно — кувырки или перекаты боком.

Станция 7 — передачи мяча и дополнительными действиями (приседание, бег и повороты на месте, смена мест и т. д.).

Станция 8 — ходьба, бег, прыжки по бревну (с помощью и без) с кувырком вперед и переноской товарища.

Станция 9 — прыжки через короткую скакалку.

Круговой метод для повышения уровня психомоторной подготовленности и развития ловкости может быть использован при наличии нестандартного оборудования. Особой популярностью пользуются подвижные приспособления (спортивные снаряды).

Групповые и индивидуальные занятия на предлагаемом комплексе могут проводиться как по строгой и конкретной программе (порядок прохождения снарядов, вид упражнения, количество повторений и пауз для отдыха), так и произвольное выполнение двигательных действий занимающимися. Чем младше возраст, тем приоритетней произвольные движения. Время занятий 10—15 мин. Преподаватель контролирует выполнение задания, обеспечивает спокойное прохождение и меняет (по необходимости) порядок станций.

Групповые и индивидуальные занятия на предлагаемом комплексе могут проводиться как по строгой и конкретной программе (порядок прохождения снарядов, вид упражнения, количество повторений и пауз для отдыха), так и произвольное выполнение двигательных действий занимающимися. Чем младше возраст, тем приоритетней произвольные движения. Время занятий 10—15 мин. Преподаватель контролирует выполнение задания, обеспечивает спокойное прохождение и меняет (по необходимости) порядок станций.

Круговая тренировка на свежем воздухе имеет свои положительные стороны. Наиболее сложным здесь будет подбор условий и средств.

ПРИМЕР КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ЛЕСУ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

Станция 1 (1—6) — ходьба и бег с различными движениями кистями и руками.

Станция 2 (7) — ходьба, бег и прыжки по уменьшенной опоре.

Станция 3 (8) — серия прыжков с доставлением различных предметов.

Станция 4 (9) — манипуляция с предметами (палки, бревна, камни и т. п.).

Станция 5 (10) — прыжки через препятствия (кусты, костер, камни и т. п.).

Станция 6 (11—13) — преодоление разными способами естественных препятствий.

Станция 7 (14, 15) — подвижные игры и эстафеты на поляне.

Станция 8 (16) — бег трусцой с изменением направления по пересеченной местности.

Станция 9 (17) — жонглирование палочками, камнями, шишками и т. п.

Время занятий — 90—120 минут.

Психомоторная подготовленность и двигательная ловкость в упражнениях, играх, тестах (примеры комплексов).
КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСОВ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ (В. А. РОМАНЕНКО, В. А. МАКСИМОВИЧ).

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСОВ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ (В. А. РОМАНЕНКО, В. А. МАКСИМОВИЧ).

Цель: повышение уровня психомоторной подготовленности и воспитание ловкости.

Физиологический режим: количество и интенсивность упражнений лимитируется величиной пульса 140 уд/мин, время отдыха — восстановлением пульса до 90 уд/мин; ориентировочное время непрерывной работы для раз личных половозрастных групп — в пределах 5—25 с.

Дозировка.

Организационно-методические указания.

Комплекс № 1.

Подготовительная станция

Общее время.

20 мин.

С использованием матов и скамеек.

1. Построение. Сообщение задач урока.

1 мин.

2. Ходьба на носках, пятках, перекатом с пятки на носок, скрестными шагами, поднимая бедро, спиной вперед, с поворотами на 180 и 360 °.

3 мин.

С различными положениями рук.

3. Медленный бег с включением указанных выше упражнений.

3 мин.

С изменением направления по сигналам.

4. Упражнения на растягивание в сочетании с игрой «Вызов номеров» и преодолением полосы препятствий с использованием лазанья, кувырков, ходьбы по гимнастической скамейке и т. п.

13 мин.

Соревнования 6—8 команд.

I станция

Общее время.

16 мин.

С использованием матов.

1. И. п. лежа на спине, руки вверх; 1 — группировка; 2 — и. п.

  • 3 мин.
  • (8—12 раз)

2. И. п. — упор присев; 1 — кувырок вперед; 2 — и. п.

  • 4 мин.
  • (10—16 раз)

3. И. п. —лежа на спине, руки вверх; передвижение влево за счет вращения. То же вправо.

  • 3 мин.
  • (5—8 раз)

4. И. п. — упор присев, спиной к матам; кувырки назад и вперед.

  • 6 мин.
  • (10—14 раз)

II станция

Общее время.

16 мин.

С баскетбольными мячами.

1. Подвижная игра «Вертуны».

6 мин.

Дозировка.

Организационно-методические указания.

2. Подвижная игра «Ловкие руки».

10 мин.

III станция

Общее время.

16 мин.

С баскетбольными мячами.

1. И. п. — ноги врозь, мяч в правой руке; бросить мяч вверх и правой рукой поймать.

  • 2 мин.
  • (8—10 раз)

2. То же, ловить левой.

2 мин. (8—10 раз).

3. Вращение мяча вокруг туловища, перекладывая мяч из правой руки в левую.

  • 3 мин.
  • (5×20 с)

Упражнение выполняется в форме соревнований.

4. То же в сочетании с бегом, поднимая бедро на месте, прыжками, подтягивая колени к груди, в выпаде и и т. п.

  • 9 мин.
  • (8×5—20 с)

Упражнение не рекомендуется для старшего и пожилого возраста.

N станция

Общее время.

16 мин.

С гимнастическими скамейками.

1. И. п. — руки на плечах партнера, левая нога вперед; прыжки на правой.

  • 4 мин.
  • (3×5—25 с)

2. Эстафета с ходьбой по перевернутой скамейке, прыжками, кувырками, лазаньем и перелезанием.

8 мин.

Соревнования 4—8 команд.

  • 3. И. п. — о.с.; 1 — правая рука, вверх — правая нога назад;
  • 2 — правая рука назад — правая нога назад; 3 — поворот кругом; 4 — прыжок вверх
  • 4 мин.
  • (5—8 раз)

После 2—3 попыток выполнить упражнение с учетом времени.

Заключительная станция

Общее время.

6 мин.

Проводится для всех групп одновременно.

1. Упражнение на координацию в движении.

4 мин.

2. Подведение итогов урока.

2 мин.

Комплекс № 2.

Подготовительная станция

1. Ходьба в быстром темпе и медленный бег.

5 мин.

С изменением направления и способа передвижения по сигналу.

А—10 пар «ловцов».

Дозировка.

Организационно-методические указания.

2. Упражнения на растягивание в сочетании с подвижной игрой «Ловля, парами».

14 мин. (10—12 упражнений).

I станция

С использованием матов.

1. Кувырок вперед — кувырок назад.

  • 2 мин.
  • (7—8 раз)

2. Кувырок вперед, упор присев, ноги скрестно, поворот кругом, кувырок вперед и т. д.

  • 3 мин.
  • (4×5—25 с)

3. Прыжок в длину с места, присед, полет — кувырок.

  • 4 мин.
  • (6—2 раз)

Упражнения 3—4 не рекомендуются для среднего и старшего возраста.

4. Из и. п. стоя спиной к матам, прыжок спиной вперед, присед, кувырок назад.

  • 7 мин.
  • (10—20 раз)

II станция

1. Прыжки толчками двух ног с места из и. п. лицом, боком, спиной вперед.

  • 5 мин.
  • (14—20 раз)

С приземлением по заданию.

2. То же сериями с продвижением вперед.

  • 5 мин.
  • (5×5—20 с)

3. Прыжки толчком двух ног с места с изменением направления по зрительному сигналу.

  • 6 мин.
  • (4×5—20 с)

Например, движение руки инструктора вправо — прыжок влево, рука вверх — прыжок вверх с вращением и т. п.

III станция

1. И. п. — руки и ног и в стороны, мяч в левой; бросить мяч через голову и поймать правой.

  • 2 мин.
  • (8—10 раз)

С использованием баскетбольных мячей.

2. И. п. — о. с; 1 — мах левой вперед — вверх, мяч под ногу; 2 — и. п.

  • 5 мин.
  • (20—30 раз)

3. И. п. — мяч за спиной; за счет движения ног и кистей перебросить мяч вверх — вперед; поймать одной.

  • 4 мин.
  • (15—20 раз)

Не сгибаться в тазобедренном суставе.

4. И. п. — наклон вперед, ноги шире плеч. Жонглирование мячом по «восьмерке» вокруг вокруг ног, перекладывая мяч из руки в руку.

5 мин.

После 2—3 попыток выполнить с учетом времени.

IV станция

1. Подвижная игра «Защита укрепления».

7 мин.

Дозировка.

Организационно-методические указания.

2. Подвижная игра «Бег пингвинов».

9 мин.

Заключительная станция.

Для всех одновременно.

Подвижная игра «Кто координированнее».

4 мин.

Комплекс № 3.

Подготовительная станция

1. Ходьба в быстром темпе.

3 мин.

С различными положениями рук.

2. Медленный бег в сочетании с прыжками на одной ноге.

2 мин.

С изменением направления по сигналу.

3. Упражнение на растягивание в колоннах и шеренгах.

14 мин. (12×20 с).

I станция

1. Бег спиной вперед с поворотами на 360 0 и 720 °.

  • 3 мин.
  • (6×5—10 с)

С набивными мячами. Повороты по сигналу.

2. Передвижение приставными шагами правым боком (спиной вперед), прыжок вверх — упор присев; бег вперед — упор присев; упор лежа — о. с.

  • 5 мин.
  • (8×5—20 с)

Изменять способ передвижения по команде.

3. Подвижная игра «С мячом в руках» в виде эстафеты 4—8 команд.

8 мин.

Задача игрока — перенести от линии старта до финиша 8—10 набивных мячей.

II станция

1. Прыжки через скакалку толчком одной и двух ног в переменном темпе.

  • 2 мин.
  • (3×5—20 с)

Со скакалками.

2. То же с вращением скакалки вперед и назад.

  • 3 мин.
  • (5×5—20 с)

3. Бег через скакалку поднимая бедро.

4 мин.

С вращением скакалки вперед и назад.

4. Прыжки через скакалку толчком двух ног в произвольном темпе.

По сигналу прыжок вверх, подтянуть колени к груди, выполнить два оборота скакалки.

  • 4 мин.
  • (10—15 раз)

5. Сложить скакалку вчетверо, взять за концы, руки выпрямить, скакалка внизу, прыжок через натянутую скакалку.

  • 3 мин.
  • (7—8 раз)

Не рекомендуется для среднего и старшего возраста.

Дозировка.

Организационно-методические указания.

III станция

С использованием матов и баскетбольных мячей.

1. Из и. п. лежа на животе, руки вверху — подбросить мяч. Вариант — после подбрасывания перевернуться на спину и поймать мяч.

5 мин. (10—15 раз).

2. И. п. — в парах лицом друг к другу, лежа на животе. Передача и ловля мяча двумя руками от груди с отведением туловища от пола во время ловли и передачи.

  • 5 мин.
  • (15—20 раз)

Расстояние между партнерами — 2 м.

3. И. п. — упор присев с опорой руками на мяч. Кувырок вперед — передача двумя в стенку — ловля — кувырок назад.

  • 6 мин.
  • (5×10—20 с)

Упражнение не рекомендуется для среднего и пожилого возраста.

IV станция

С использованием гимнастических скамеек.

1. Прыжок вперед — вверх со скамейки с одновременным вращением на 180—360 0 и приземлением по заданию.

  • 4 мин.
  • (10—20 раз)

2. Из и. п. стоя спиной к скамейке прыжок на — через скамейку.

  • 4 мин.
  • (10—20 раз)

Не рекомендуется для среднего и старшего возраста.

3. Лазанье вверх по наклонной скамейке с помощью рук и ног и последующим перелезанием на гимнастическую стенку.

8 мин.

Скамейки крепятся к гимнастической стенке. Управление выполняется поточным способом.

Заключительная станция

Подвижная игра «Делай наоборот».

4 мин.

Комплекс № 4.

Подготовительная станция

С использованием мячей и гимнастических скамеек.

1. Ходьба и бег в переменном темпе лицом и спиной вперед в сочетании с приседания ми, поворотами, передвижением приставными шагами и т. п.

2 мин.

Изменять по сигналу направ ление бега и способ передвижения.

2. То же в полном приседе.

  • 2 мин.
  • (4×5—10 с)

Дозировка.

Организационно-методические указания.

3. Общеразвивающие упражнения с включением эстафеты с прыжками через скамейку и ходьбы по перевернутым скамейкам, кувырком и жонглирования мячами.

15 мин. (10×15— 20 с).

Для старшего и среднего возраста кувырки исключить.

I станция

На гимнастических матах.

1. Толчком двух ног с места прыжок вперед, кувырок вперед, поворот кругом в приседе, кувырок вперед, прыжок вперед.

4 мин. (6—12 раз).

Групповым способом.

2. Толчком двух ног с места прыжок вперед, полет — кувырок прыжок вверх с поворотом на 180 °, кувырок назад, встать.

  • 8 мин.
  • (10—20 раз)

То же.

3. И. п. — упор присев; 1 — падение вперед на согнутые руки; 2 — поворот вокруг левого плеча на спину, руки вверх; 3 — группировка; 4 — перекат вперед; встать без помощи рук.

  • 4 мин.
  • (4—10 раз)

Для лиц старшего и среднего возраста исключить падение вперед.

II станция

С баскетбольными мячами.

1. И. п. — стоя спиной друг к другу, ноги врозь. Один из партнеров выполняет наклон вперед (не сгибая ног) и подбрасывает мяч между ног второго, последний ловит мяч и повторяет упражнение.

  • 3 мин.
  • (7—10 раз)

2. Подбросить мяч вверх, присесть, повернуться на 360 °, поймать мяч.

  • 4 мин.
  • (6—12 раз)

3. То же после подбрасывания мяча вверх, сидя на полу.

  • 6 мин.
  • (10—15 раз)

Исключая женщин среднего и мужчин старшего возраста.

4. И. п. — о. с, мяч внизу на прямых руках; 1 — мах левой с одновременным подбрасыванием мяча из-под левой ноги вверх; то же правой.

  • 3 мин.
  • (10—20 раз)

III станция

Используются деревянные бруски и скакалки.

1. Подвижная игра «По кирпичикам».

10 мин.

2. Подвижная игра «Поединок со скакалками».

6 мин.

Дозировка.

Организационно-методические указания.

IV станция

С набивными и волейбольными мячами.

1. Прыжки на одной (двух) ноге через набивные мячи на дистанцию 5—10 м с одновременным жонглированием волейбольным мячом.

  • 5 мин.
  • (5×5—10 с)

2. Метание мяча в цель из и. п. сидя на полу или гимнастической скамейке.

  • 3 мин.
  • (4×5—20 с)

С последующей ловлей отскочившего от стены мяча.

3. И. п. — мяч за головой, ноги шире плеч, наклон вперед; 1—3 — вращение туловища влево (вправо); 4 — метание мяча в цель.

  • 3 мин.
  • (6—12 раз)

4. Бег спиной вперед с обеганием набивных мячей «змейкой» на дистанцию 10—20 м.

  • 5 мин.
  • (5×5—15 с)

С учетом времени.

Заключительная станция

Подвижная игра «Пила и молоток».

4 мин.

Комплекс № 5.

Подготовительная станция

1. Ходьба и бег с изменением направления и скорости.

  • 3 мин.
  • (5—10 раз)

Задание — по сигналу остановиться, принять определенную, заранее указанную позу.

2. Бег с подниманием бедра в сочетании с поворотами на 360 и 720.

  • 2 мин.
  • (2×5—15 с)

3. Общеразвивающие упражнения в движении.

15 мин. (10—15 упр.).

С изменением темпа.

I станция

С использованием баскетбольных мячей и скакалок.

1. Подвижная игра «Двумя руками».

6 мин.

2. Подвижная игра «По одному и вместе».

10 мин.

II станция

С использованием гимнастических скамеек и теннисных мячей.

1. Быстрая ходьба по гимнастической скамейке с одновременным выполнением обусловленных заранее упражнений.

  • 5 мин.
  • (7—8 раз)

Дозировка.

Организационно-методические указания.

2. Прыжки на двух (одной) ногах по «кочкам».

  • 4 мин.
  • (3×6—15 с)

3. Метание в цель теннисных мячей (3—7 шт.) после челночного бега «змейкой».

  • 7 мин.
  • (4—8 раз)

Дистанция 10—20 м.

III станция

Со скакалками.

В переменном темпе.

1. Прыжки через скакалку толчком одной и двух ног.

  • 2 мин.
  • (3×5—20 с)

2. То же с вращением скакалки спереди назад.

  • 3 мин.
  • (5×5—20 с)

3. Бег через скакалку с подниманием бедра.

  • 4 мин.
  • (4×5—20 с)

С вращением скакалки вперед и назад.

4. Прыжки через скакалку толчком двух ног в произвольном темпе.

По сигналу прыжок вверх, подтянуть колени к груди, выполнить два оборота скакалки.

  • 4 мин.
  • (10—15 раз)

Не рекомендуется для старшего возраста.

IV станция

С использованием гимнастических скамеек.

1. Подвижная игра «С берега на берег».

5 мин.

После 2—3 попыток можно передвигаться по перевернутой скамейке.

2. Из и. п. лежа на животе пролезть между верхней и нижней досками гимнастической скамейки.

4 мин.

Для детей и подростков.

3. Подвижная игра «С гимнастической палкой».

7 мин.

Заключительная станция

Подвижная игра «Одна рука вверх, другая вниз».

4 мин.

Комплекс № 6.

Подготовительная станция

1. Ходьба в быстром темпе.

3 мин.

С различными положениями рук.

2. Медленный бег в сочетании с прыжками на двух или одной ноге по «кочкам».

  • 2 мин.
  • (4×5—15 с)

С изменением направления по сигналу.

3. Общеразвивающие упражнения на месте с использованием игры «Делай наоборот».

  • 15 мин.
  • (10—15 упр.)

Занимающиеся располагаются парами, лицом друг к другу.

Дозировка.

Организационно-методические указания.

I станция

С теннисными мячами.

1. Метание мячей (5—10 шт.) в мишень на расстоянии 5—10 м.

  • 5 мин.
  • (2—4 раза)

Оценивать точность попадания и время выполнения упражнения.

2. То же после челночного бега «змейкой» на расстоянии 10—15 м.

  • 6 мин.
  • (2—4 раза)

То же.

3. Жонглирование 2—3 мячами на месте и в движении.

4 мин.

II станция

С гимнастическими скамейками.

1. Прыжок вперед — вверх с гимнастической скамейки с одновременным вращением на 180—360 °.

  • 4 мин.
  • (10—16 раз)

С приземлением по заданию.

2. Из и. п. стоя спиной к скамейке прыжок на — через скамейку.

  • 4 мин.
  • (10—16 раз)

Не рекомендуется для среднего и старшего возраста.

3. Лазанье вверх по наклонной скамейке с помощью рук и ног и последующим перелезанием на гимнастическую стенку.

8 мин.

Скамейки крепятся к гимнастической стенке. Упражнение не рекомендуется лицам старшего возраста.

III станция

С использованием матов.

1. Кувырок вперед, кувырок назад.

  • 2 мин.
  • (7—8 раз)

2. Кувырок вперед, упор присев ноги скрестно, поворот кругом, кувырок, кувырок вперед и т. д.

  • 3 мин.
  • (4×5—25 с)

3. Прыжок в длину с места, присед, кувырок назад.

4 мин. (10—12 раз).

Упражнения 3—4 не рекомендуются для среднего и старшего возраста.

4. Из и. п. стоя спиной к матам прыжок спиной вперед, присед, кувырок назад.

  • 7 мин.
  • (10—20 раз)

IV станция

1. Подвижная игра «Ежик».

12 мин.

2. Подвижная игра «Минутка».

4 мин.

Заключительная станция.

Подвижная игра «Точный поворот».

4 мин.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛОВКОСТИ ПРИ помощи РАЗЛИЧНЫХ ТЕСТОВ

Как было показано выше, одним из ведущих компонентов развития ловкости является координация движений. Исследователи ГДР (П. Хиртц и др.) под термином «координационные способности» понимают весь комплекс двигательной сферы: психомоторную подготовленность, развитие двигательных качеств, формирование двигательных навыков и умений (моторное обучение), управление и регулирование двигательных действий, энергетика и эстетика движений, социальные факторы физической культуры.

В этом плане для практики интересны тесты, предложенные коллегами из ГДР и профессором В. И. Ляхом.

Оценка способности к кинестетическому дифференцированию

Выполнение: к стене крепится гимнастический мат (1×2 м), в центре мата крепится обруч (диаметр 0,8 м), в центре обруча набивной мяч (1 кг). Ученик, стоя спиной к мишени в двух метрах от нее, бросает теннисный мяч в цель над головой или плечом. После объяснения дается одна пробная и 5 зачетных попыток.

Оценки: попадание в мат — 1 очко; в дугу обруча — 2; между обручем и мячом — 3; в мяч — 4. Оценки для младших школьников: «отлично» — 8 очков; «хорошо» — 6; «удовлетворительно» — 4; «достаточно» — 3.

Прыжки на разметку

Выполнение: ученик спрыгивает с ящика высотой 0,9 м на обозначенную линию (1 м от ящика) так, что бы коснуться линии пятками. После объяснения ему дается 2 попытки. Результат (в см.) определяется по отклонению от линии (среднее из двух).

Оценки для младших школьников: «отлично» — 3 см; «хорошо» — 5 см; «удовлетворительно» — 9 см; «достаточно» — 12 см.

Оценки для младших школьников: «отлично» — 3 см; «хорошо» — 5 см; «удовлетворительно» — 9 см; «достаточно» — 12 см.

Для старших школьников высота ящика увеличивается до 110 см, расстояние до ящика до 1,5—2 м.

Оценка способности к ориентированию в пространстве.

Оценка способности к ориентированию в пространстве.

Вокруг большого набивного мяча на расстоянии 3 м находятся малые мячи (между ними 1,5 м).

Выполнение: ученик стоит лицом к большому мячу. По команде (называется номер) он поворачивается, бежит, дотрагивается до названного мяча и возвращается обратно. После касания большого мяча поступает новая команда. Упражнение заканчивается после того, как ученик пробежит 3 раза. Расположение мячей (их номера) желательно чаще менять.

Бросок в подвижную цель

На высоте 2,3 м к стене крепится веревка длиной 0,6 м, к которой привязан обруч (0,8) Выполнение: учитель отпускает обруч из горизонтального положения. Ученик, стоя в 3 м от стены, бросает мяч в обруч, когда он движется в обратную сторону. Одна пробная и 5 зачетных попыток. Оценивается попадание в обруч — 2 очка, в край обруча — 1 очко.

Ориентировочная оценка: «отлично» — 9 очков; «хорошо» — 7; «удовлетворительно» — 4; «достаточно» — 2 очка.

Ориентировочная оценка: «отлично» — 9 очков; «хорошо» — 7; «удовлетворительно» — 4; «достаточно» — 2 очка.

Оценка способности к комплексной реакции.

Оценка способности к комплексной реакции.

Выполнение: на верхних концах двух гимнастических скамеек (высота 1,2 м) учитель удерживает мяч. Ученик стоит за линией старта спиной (расстояние 1,5—2 м для VII кл.) к скамейкам (не глядя на мяч). По сигналу учитель отпускает мяч. Ученик поворачивается, бежит и останавливает катящийся мяч. Оценка — расстояние, пройденное мячом (лучшая из 2 попыток).

Рекомендации для оценки (с)

Оценки

VIII кл.

I кл.

II кл.

III кл.

дев.

мальч.

«отлично».

11,0.

10,8.

10,8.

8,0.

7,8.

«хорошо».

11,9.

11,6.

11,5.

9,1.

8,6.

«удовлетв.».

13,3.

12,8.

12,4.

10,3.

9,5.

«достаточно».

14,3.

14,2.

13,7.

11,2.

10,8.

Реакция на маятник

Рекомендации для оценки (см).

Рекомендации для оценки (см).

Оценка

I кл.

II кл.

III кл.

VII кл.

дев.

мальч.

«отлично».

«хорошо».

«удовлетвор.».

«достаточно».

Оборудование как в броске в подвижную цель. Только на стене на полукруге обозначаются точки от 0 до 12 (через каждые 10 см). Учитель поднимает обруч до горизонтали и по сигналу отпускает его. Ученик, стоя в 1 м от стены, останавливает обруч. Оценка — расстояние, пройденное обручем. Учитывается лучшая из двух попытка.

Ориентировочная оценка — «отлично» — 11 баллов; «хорошо» — 9; «удовлетворительно» — 6; «достаточно» — 4 балла.

Оценка способности к динамическому равновесию Сбалансирование) Ученик, стоя в 1,5 м от перевернутой гимнастической скамейки, пальцами левой руки под правой рукой берется за правое ухо, на ладони вытянутой правой мяч. По команде ученик бежит по скамейке, сталкивает набивной мяч, находящийся на конце и возвращается обратно. Если ученик падает более 3 раз, попытка не защитывается. За каждое касание земли — 1с штрафа.

Выполнение: объяснение, демонстрация, одна попытка (кроме того, если было более 3 ошибок).

Выполнение: объяснение, демонстрация, одна попытка (кроме того, если было более 3 ошибок).

Тест на балансировку

I вариант — на узкой стороне гимнастической скамейки выполнить 4 поворота налево (направо) в и. п. на время, II вариант — количество поворотов за 20 с. При падении те же условия, что в оценке динамического равновесия.

Рекомендации для оценки (с)

Оценка.

III класс.

VII класс.

мальчики.

девочки.

«отлично».

7,5.

6,5.

7,0.

«хорошо».

8,5.

7,5.

8,0.

«удовлетв.».

10,3.

9,0.

9,8.

«достаточно».

11,9.

10,5.

11,4.

  • [1] серия — стоя или подпрыгивая на одной, удары другой ногой («виси» — здесь и далее восточная терминология): по 5 ударов, таких жекак в I серии.
  • [2] серия — «пары» ударов — по 5 пар ударов: — правой внутренней — внешней; — левой внутренней — внешней; — правой внутренней — левой внутренней; — правой внутренней — левой внешней; — правой внешней — левой внутренней; — правой внешней — левой внешней. С какой пары ударов начинать — выбирает играющий.
  • [3] серия — стоя на месте или с прыжка по 5 ударов («лю-ры») — правая за левой; левая за правой: — после каждой «лю-ры» простые удары; — после каждой «лю-ры» один простой; — только «лю-ры».
  • [4] серия — прыжком правая под левой; левая под правой («джан-зы»).Как и в IV серии по 5 ударов с повышением сложности. Игра проводится в ТРИ круга. В 1-ом можно ловить «жеску» послекаждых 5 ударов. Во 2-ом круге ловля после каждой серии.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой