Сопоставление педагогических идей описываемой эпохи с современным образованием
Я считаю, актуальным и в наше с вами время будет понятие воспитания по Конфуцию. По мнению учёного и мыслителя Конфуция, правильно, т. е. идеально воспитанный человек должен был обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути дела, мы можем констатировать тот факт, что китайскому философу принадлежит первая… Читать ещё >
Сопоставление педагогических идей описываемой эпохи с современным образованием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В целом можно отметить, что государства Востока накопили богатый опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогики в мире. В эпоху древних цивилизаций Востока возникли первые школы, были сделаны попытки осмыслить цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения подрастающих поколений.
Культура Древнего Китая всегда подразумевала в первую очередь воспитание детей. Еще в древности китайцы были известны во всем мире тем, что они уделяли очень большое внимание этому вопросу. Они учили своих детей так, чтобы добиться успеха в «достижении гармоничной семейной жизни, управлении нацией и победы над врагами» человек, прежде всего, должен совершенствовать свою нравственность и добродетель.
Цель воспитания, в настоящее время, это — всестороннее развитая гармоническая личность. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов в содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового экономического, экологического воспитания.
Согласно традициям в Китае, воспитание детей начиналось, как и в наше время, с рождения.
В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана.
В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах.
Они все вместе играли во дворе или на улице. Обычно это были несколько простых игр, в которых могли участвовать несколько детей: мяч с перьями, «камушки», «волки и овцы». Однако когда детям исполнялось семь лет, все игры сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах. Правила воспитания древнего Китая тесно переплетаются с правилами воспитания ребенка в современной семье это:
Создание максимальных условий для роста и развития ребенка;
Становление социально-экономической и психологической защитой ребенка;
Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
Обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».
Так же как и в древнем Китае в наших школах начинается обучение с 6−7 летнего возраста.
Я считаю, актуальным и в наше с вами время будет понятие воспитания по Конфуцию. По мнению учёного и мыслителя Конфуция, правильно, т. е. идеально воспитанный человек должен был обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути дела, мы можем констатировать тот факт, что китайскому философу принадлежит первая в истории человечества образовательная идея всестороннего развития личности. Самое главное в его теории было то, что преимущество перед образованностью отдавалось именно нравственному началу.
Программа и методика воспитания нравственного, умственного, эстетического и физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благородных мужей» содержалась в упомянутой мной ниже совокупности, как бы мы выразились сегодня, воспитательной системы «Шести Искусств».
Основанием для такого вывода, явилось изучение и сравнительный анализ классического труда Конфуция, где нашли отражение его основные педагогические взгляды, а именно — трактата «Беседы и суждения» («Лунь ЮЙ»), в котором воспроизведены беседы философа с учениками. Особенно отметим тот момент, что, начиная со II в Н.Э., трактат был обязательным для заучивания наизусть в китайской школе.
А теперь попробуем сравнить, т. е. сопоставить педагогические идеи описываемой эпохи с современным образованием.
На рубеже III — II веков до Н.Э., для обозначения учебного типа и вида образовательного заведения пользовались словом «сюэ», что в переводе с древнекитайского означает — «учить, учиться». Не эти ли слова использовал В. И. Ленин в своих лозунгах обращаясь к гимназистам 19 века «Учиться, учиться и учиться!»? Первые свидетельства о «сюэ», как о школе с, более-менее, ясной структурой и содержанием обучения, содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVIXI вв. до Н. Э). Тогда в них учились лишь дети свободных и состоятельных людей.
Это является главным отличием с нашим законом об образовании. «Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований».
Если восстановить и исследовать программу обучения и воспитания, то необходимо отметить, что они включали в себя шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Как мы видим, этот перечень программ почти полностью выполняет функции современных направлений образования и воспитания, а именно: морально-идеологическое, овладение начальными знаниями наук, физическое и эстетическое.
Изучив основы организации обучения в Древнем Китае, мы можем сказать, что общий подход к школьному обучению сводился к краткой по содержанию, но емкой по своему философскому смыслу, формуле — «Лёгкость, согласие между учеником и учителем, а также — самостоятельность ученика».
Главнейшей задачей Наставника считалась забота о том, чтобы научить ученика самостоятельно ставить и решать различные задачи, как учебного, так и жизненного характера.
Что же является главной задачей нового образования? Новое образование — это образование для самообразования, позволяющего не только знать, но и узнавать, не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но слышать, не только думать, но и понимать, не только мочь, но и сметь. На мой взгляд, эти понятия очень схожи между собой.
Продолжая наше исследование основ китайской системы образования и воспитания, мы не можем не сказать, что последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен обобщённый образовательно-воспитательный трактат «Книга обрядов» (IV-I вв. до н.э.). Особенно важным для нашей работы является то, что в этом трактате книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека и, главное изречение, являющееся, по моему мнению, квинтэссенцией образования в целом его нравственно-философском смысле, звучит в переводе на наш язык так: «Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении». Значение этого трактата и в наше время имеет факт изложения в нём системы педагогических принципов, методов и приемов, звучащих, очень по-современному, из глубины веков:
- — «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть».
- — «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца».
- — «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях».
- — «Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься».
- — «Питай почтение к последовательности».
- — «Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны».
- — «Учитель и ученик растут вместе» и т. д.
Для нас важным является и ещё один факт, состоящий в том, что в данном трактате есть глава «Об учении», где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7 — 8 лет и имела три ступени образования: начальная, средняя, старшая. Система оценочной процедуры выглядела следующим образом:
- — После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности.
- — Через три года — питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей.
- — Через пять лет — насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику.
- — Через семь лет — способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей.
- — Через девять лет выпускник школы должен был «твердо стоять в науке».
А сейчас сравним данный трактат с Российским общим образованием в целом:
Начальное общее образование, 1−4 классы — это первая ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.
Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. воспитательный учебный образование Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения.
Из всего этого можно сделать вывод, в какое время мы бы не жили, как бы ни назывались труды и учебные пособия по педагогике, предмет их остается одним и тем же: историческое развитие взглядов на воспитание, а потом и собственно педагогики как науки; эволюция практики воспитания в различных формах: семейное воспитание, специально организованная воспитательно-образовательная работа различного рода учебных заведений; деятельность разнообразных общественных организаций, имеющая своей целью содействие умственному, нравственному, физическому и эстетическому развитию будущего поколения.