Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Формирование ценностных ориентаций в школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности ежедневно обрушивается большое количество негативной информации. Школа должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности. Проблема формирования ценностных ориентации многоаспектна. Она… Читать ещё >

Введение. Формирование ценностных ориентаций в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Поэтому структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступают объектом социально-психолого-педагогического анализа. Тем более это важно для определения системы ценностей в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе определить пути формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности в наши дни.

В настоящее время назрела потребность в поиске возможных путей разрешения сложившегося в практике общественной жизни противоречия между существующими и должными, то есть социально значимыми ценностями общества и ценностями, реально существующими в среде младших школьников. Решение указанного противоречия явилось проблемой нашей квалификационной работы.

Недостаточная разработанность обозначенной проблемы и стремление выявить пути решения указанного противоречия обусловили выбор темы исследования: «Формирование ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности».

В связи со сложившейся ситуацией в обществе и возникла потребность разработать новые требования к системе образования и закрепить их в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО), утвержденным Министерством образования и науки РФ в октябре 2009 г. В рамках стандарта была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции четко определены понятия социализации, базовых национальных ценностей и идеалов и т. д., дано подробное описание нравственных качеств гражданина России.

На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности ежедневно обрушивается большое количество негативной информации. Школа должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности. Проблема формирования ценностных ориентации многоаспектна. Она рассматривается как в философско-социологических работах (С.Ф. Анисимова, А. Г. Здравомыслова, В. И. Сагатовского, В. П. Тугаринова, Л. П. Фоминой, М. И. Бобневой, О. И. Зотовой, В. Л. Оссовского, Ю. Письмака, П. И. Смирнова, В. А. Ядова и др.), так и в психолого-педагогических работах (Б.Г. Ананьева, Г. Е. Залесского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Н. В. Ивановой, A.B. Кирьяковой, Э. А. Несимовой, E.H. Шиянова, Г. И. Щукиной и др.). В этих работах рассматриваются различные аспекты проблемы ценностных ориентации: дается определение самого понятия «ценностные ориентации», рассматриваются их структура и виды, поднимаются вопросы о степени их развития, особенностях становления и др. Кроме того, вышеуказанными теоретиками обосновывается тезис о том, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности и характеризуют уровень ее развития в целом. Так, основы современного подхода к формированию ценностных ориентации у школьников представлены в работах H.A. Асташовой, В. Д. Ермоленко, Э. А. Несимовой, Е. А. Подольской, Е. В. Поленякиной, Л. В. Трубайчук, Е. А. Хачикян, А. Д. Шестакова и др. внеурочный нравственный школа Согласно анализа теоретических источников по проблеме исследования, начало становления ценностных ориентации начинается в дошкольном возрасте, но следующим ответственным периодом их формирования является начало обучения в школе, т. е. младший школьный возраст. От ценностной основы, заложенной в младших классах, зависит, как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. Д. Ермоленко, A.B. Занков, B.C. Мухина, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентации, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и т. д.

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать проект реальных педагогических условий формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности .

Объект исследования: формирования ценностных ориентаций младших школьников во внеурочной деятельности .

Предмет исследования: педагогические условия организации внеурочной деятельности с целью формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируется на основе смысложизненных ориентаций, механизмов и стратегий социально — психологической адаптации и психических состояний, а так же определена роль внеурочной учебной деятельности в образовательном процессе школы и последовательное введение во внеурочную деятельность разнообразных организационных форм, отвечающих возрастным потребностям учащихся. Цель и гипотеза определили постановку следующих задач:

  • 1. Изучить сущность содержания понятия ценностные ориентации.
  • 2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия организации внеурочной деятельности с целью формирования нравственных ориентиров.
  • 3. Проверить эффективность программы развития у младших школьников ценностной ориентации через внеурочную деятельность.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования:

  • — теоретические: анализ, сравнение, эмпирическое обобщение, изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
  • — эмпирические: методы изучения развития у младших школьников компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире — тестирование, анкетирование; педагогический эксперимент;
  • — методы количественной и качественной обработки диагностических материалов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой