Профконсультант как субъект организации профессионального и личностного самоопределения школьников
Эффективность работы профконсультанта не всегда очевидна сразу. Реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько успешно человек реализовал себя в избранной профессии (как отмечал Е. А. Климов, «профконсультация по сути своей устремлена в будущее» и «в ней обсуждается то, чего еще нет»), но при этом оценивать свою работу профконсультант… Читать ещё >
Профконсультант как субъект организации профессионального и личностного самоопределения школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Должностные обязанности Профконсультанта
® Осуществляет деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения.
® Оказывает помощь гражданам в профессиональном самоопределении, формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направления профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей, а также с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда.
® Способствует достижению основных целей профессиональной ориентации — повышению качества использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества, содействию социализации и профессиональному становлению, непрерывному профессиональному развитию граждан, повышению конкурентоспособности и социально-психологической адаптации к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.
® Участвует в разработке и внедрении программ, эффективных методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи, безработных и незанятых граждан, граждан, высвобождаемых с предприятий, из организаций, учреждений, граждан, уволенных с военной службы, инвалидов и других категорий граждан, разрабатывает и распространяет профориентационные информационные и методические материалы.
® Информирует граждан о рынке труда, о его особенностях в конкретном регионе, об особенностях профессий и должностей, требованиях, предъявляемых ими к личности, в том числе на конкретном предприятии, в организации, учреждении.
® Проводит ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами.
® Проводит профессиональное консультирование с использованием профессиограмм, других информационных и справочных материалов, применением методов психологической и профессиональной диагностики: методов входного контроля, первичной психодиагностики, диагностики познавательных способностей (память, мышление, внимание и т. д.) и личностных особенностей, диагностики профессионально важных качеств.
® Определяет степень профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
® Оказывает психологическую поддержку гражданам, в целях снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации; при необходимости проводит диагностику личностных особенностей и коррекцию их психического состояния.
® Организует работу по социальной и психологической адаптации граждан в условиях рынка труда, обучает навыкам эффективного поиска работы.
® Принимает участие в социологических обследованиях по проблемам профессионального самоопределения граждан, в работе по определению потребности населения в услугах по профессиональной ориентации и психологической поддержке и оценке эффективности этой деятельности, вносит предложения по их совершенствованию с учетом отечественного и международного опыта.
® Ведет учет статистических данных, готовит отчеты по формам государственной и ведомственной статотчетности. Консультирует население по применению законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области труда, занятости, профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
Профконсультант Должен знать:
- · законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
- · этические нормы деятельности профконсультанта; основы практической психологии, в том числе методы современной психодиагностики;
- · правила организации психодиагностического обследования; методы оказания психологической поддержки;
- · типологию и симптоматику пограничных нервно-психических состояний;
- · основы психологии труда и управления, инженерной и социальной психологии, физиологии труда, в том числе методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности, психофизического исследования человека;
- · основы профессиоведения и профессиографии, в том числе классификацию профессий и специальностей;
- · требования, предъявляемые профессией к человеку;
- · формы и методы организации профориентационной работы и особенности профориентационного сопровождения образовательного процесса, индивидуальной, групповой и массовой профориентационной работы с различными категориями населения, работодателями;
- · потребность в кадрах на федеральном и региональном уровнях с профессиональной
- (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих от 29 апреля 2008 года)
Оценка эффективности профориентационной помощи
Суть проблемы заключается в том, что хороших и общепринятых критериев оценки эффективности работы психолога-профконсультанта нет!
Эффективность работы профконсультанта не всегда очевидна сразу. Реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько успешно человек реализовал себя в избранной профессии (как отмечал Е. А. Климов, «профконсультация по сути своей устремлена в будущее» и «в ней обсуждается то, чего еще нет»), но при этом оценивать свою работу профконсультант (вместе с клиентом) должен уже сейчас.
Показателями эффективности профориентационной деятельности могут являться критерии, позволяющие выделить наиболее существенные аспекты профориентационной работы и дать им оценку.
Процессуальные, раскрывающие внешнюю сторону профессиональной ориентации (действия профконсультанта и учащихся) и внутренние её особенности (мотивы, ожидания, позиции, эмоциональные предпочтения и др.).
Результативные, раскрывающие, каких результатов достигает профконсультант, какие изменения в развитии учащихся возникают благодаря его труду.
Среди показателей результативности деятельности профпсихолога можно выделить такие критерии:
- — высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (определятся по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию);
- — насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у учащихся необходимой профориентационной основы;
- — наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений.
Основные этические проблемы и «соблазны» в профориентационной практике
Проблема власти над клиентом.
Проблема «самокрасования» психолога.
Проблема платности психологических услуг.
Проблема интимных отношений с клиентом.
Проблема «сапожника без сапог».
Проблема «профессиональных секретов».
Проблема «эмоционального сгорания» на работе.
Проблема «раннего (или позднего) прозрения» клиента.
Проблема «неинтересного клиента».
Основы организации взаимодействия психолога-профконсультанта со смежными специалистами
Чтобы лучше понять особенности взаимодействия психолога-профконсультанта с теми или иными специалистами, следует воспользоваться известным принципом: надо всегда ставить себя на место того человека, с которым организуется взаимодействие (важно понять, в чем он может вам не доверять или опасаться вас и, соответственно, постараться снять его опасения).
Ниже представлены обобщенные советы-рекомендации по организации взаимодействия с разными группами специалистов, с которыми реально приходится общаться профконсультанту.
- 1. Особенности взаимодействия с администрацией. Главное, чего боится «нормальный администратор», это того, что Вы не знаете своей работы, не знаете, чем заняться в «подчиненной ему» школе, т. е. можете внести элемент дезорганизации в общую работу (которую с «таким трудом ему удалось наладить»). И тогда администратору самому придется «искать вам работу»., хотя у него «и так много своих дел в школе». Но поскольку многие администраторы плохо представляют себе, чем должен заниматься психолог в школе, то им придется «найти» Вам такие занятия, после которых Вам придется немного переквалифицироваться в педагога. Или в «массовика-затейника» (например, чтобы постоянно развлекать детей). Поэтому, рекомендуется:
- 1) Взять инициативу в свои руки, показать, что вы и сами знаете как работать:
- — для первой встречи с директором подготовить план работы; - постоянно выступать с какими-то «идеями» сверх своего плана (чтобы не Вы «шарахались» от директора в коридоре, а он от Вас…);
- 2) Соблюдать субординацию (особенно в присутствии коллег-педагогов и учащихся);
- 3) Идти «на встречу», выполнять отдельные «просьбы» и даже «выручать» администрацию (например, выручать завуча, который «буквально перед уроком просит, чтобы вы подменили какого-то учителя»). Естественно, при этом не позволять «садиться себе на шею»…
- 2. Особенности взаимодействия с педагогами. Главное, чего опасается коллега-педагог, это то, что Вы заденете их самолюбие. Особенно, если Вы еще достаточно молоды и неопытны, но уже изображаете из себя «настоящего психолога», тогда как они, педагоги, «не хуже вас разбираются в детской психике», только научились всему этому «не в университетах, а в реальном классе» (и в чем-то ведь они правы). Рекомендуется:
- 1) Важно показать коллегам-педагогам, что вы не собираетесь ущемлять их самолюбие:
- — почаще обращаться за советом (особенно к классным руководителям), даже когда особо и не нуждаетесь в таких советах;
- — предлагать провести им самим несложные (например, некоторые игровые) методики;
- — не выставлять свои знания напоказ, «выпендриваться» (не давить учителей своими специфическими знаниями и непонятной терминологией — любимая игра начинающих психологов и некоторых «эстетствующих» студентов).
- 2) Провести методический семинар и показать на нем некоторые не сложные методики (показать, что Вы умеете работать, а не просто красиво «болтать языком»).
- 3) Стремиться организовать сотрудничество, т. е. попробовать передать педагогу часть своих функций (но сначала заинтересовать и заинтриговать некоторыми несложными и интересными методиками).
- 3. Взаимодействие профконсультанта с коллегами-психологами. Их главное опасение, что Вы окажетесь более подготовленными, что дети будут любить Вас больше их, и вообще, что окажетесь «лучше», чем они (известно, что многие психологи очень самолюбивы). Рекомендуется:
- 1) Не спешить, т.к. иногда для настоящего сотрудничества требуется время…
- 2) Если психолог уже ведет в школе какие-то работы — не отнимать их у него даже тогда, когда он делает это хуже Вас (иначе с его стороны, скорее всего, будет обида).
- 3) Лучше четко разделить свои функции и оформить это документально (в планах работы).
- 4) Сразу не делать совместных мероприятий («соавторы» часто ругаются из-за мелочей).
- 5) Постепенно (если отношения станут взаимоуважительными), можно пробовать и совместные дела и обмен своими функциями и все, что угодно.
- 6) Очень важно — не выяснять отношения в присутствии педколлектива (иначе коллеги-педагоги с удовольствием будут наблюдать за тем, какие психологи склочные, как они сами «даже общаться не умеют»…).
- 4. Организация взаимодействия с коллегами из других организаций. Возможные контакты школьного профконсультанта: с работниками кадровых служб предприятий, с представителями учебных профессиональных заведений, с общественными организациями, с медико-психологическими центрами и т. п. Главное в этих контактах — учитывать богатый опыт общения с людьми, знание специфики данного предприятия, а также то, что нередко они сильно зависят в действиях и принятии решения от «своего начальства». Нередко важнейшим недостатком таких работников является недостаточно развитый профессиональный такт во взаимоотношениях с людьми (здесь психолог не должен демонстрировать свою лучшую подготовленность, но в перспективе возможно проконсультировать их и по данным проблемам). В целом особенности данных контактов выражаются в следующем:
- — заинтересовать в целесообразности контактов, относится к коллегам очень уважительно;
- — оформить отношения документально (в виде договоров);
- — обязательно так планировать совместные мероприятия, чтобы участвовали все, а для этого — в договоре — четко расписать задачи и ответственных за их исполнение.
Самостоятельная работа студента (СРС)
- 1. Раскрыть сущность понятий: «личный профессиональный план» и «личностная профессиональная перспектива.
- 2. Представить презентацию одной из групп активизирующих методов профориентации (работа в микрогруппах).
- · профориентационные игры с классом (рассчитаны на реальные условия работы в школе);
- · игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой);
- · карточные профконсультационные методики («профессьянсы», игровые карточные методики);
- · настольные карточные игры;
- · бланковые карточные методики;
- · активизирующие профориентационные опросники;
- · бланковые игры с классом;
- · схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения.
- 3. Составить план к теме «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся». Кратко представить содержание каждого пункта плана.