Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ролевые игры в подготовке магистров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ролевые игры представляют собой более простой по сравнению с деловой игрой вид дидактической игры; он требует меньших затрат времени как на разработку, так и на подготовку и проведение игры; может выступать как автономный вид деятельности, организационная форма обучения по любому магистерскому курсу, или же как составная часть, элемент неигрового обучения (лекции, семинара… Читать ещё >

Ролевые игры в подготовке магистров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ролевые игры представляют собой более простой по сравнению с деловой игрой вид дидактической игры; он требует меньших затрат времени как на разработку, так и на подготовку и проведение игры; может выступать как автономный вид деятельности, организационная форма обучения по любому магистерскому курсу, или же как составная часть, элемент неигрового обучения (лекции, семинара, лабораторно-практического занятия и др.). Особое место краткосрочные ролевые игры занимают в качестве побудительных мотивационных средств неигровой деятельности.

Основными признаками ролевой игры являются:

  • — наличие производственной, социально-экономической, управленческой, педагогической проблемы, решение которой поможет сформировать особую систему знаний, профессиональных навыков и умений у обучающихся. Например, в ролевой игре «Урок английского языка» — профессионально-педагогические умения обучающихся; в игре «Я и моя семья» (на английском языке) — практическое умение, усвоение багажа для ведения диалога и т. д.
  • — организация в процессе игры дискуссии, столкновения мнений, позиции между участниками игры и одновременного взаимодействия игроков, выработка общего коллективного решения. Для достижения этой цели руководитель игры (игротехник) последовательно вводит корректирующие или уточняющие вопросы, новые данные, новые условия, оценивает результаты обсуждения и подводит (после заключения жюри) общие итоги ролевой игры;
  • — наличие модели игрового взаимодействия, игрового комплекса, особого пространства игровой деятельности, имитирующего реальное пространство (пространство урока, практического занятия, семинара и т. д.);
  • — наличие ролей, их взаимодействия в процессе реализации ролевых целей при одновременной реализации общей цели и задач игры;
  • — многоплановость игры и многоаспектность, многоальтернативность ролевых и общих игровых целей — как в освоении профессиональных знаний, навыков и умений, так и в формировании коммуникативных, социальных, креативных способностей.

В педагогической литературе (Б.В. Куприянов, М. И. Рожков, И.И. Фришман) сформулированы так называемые «законы игры»:

Закон игровой территории, в которой имитируется игровой процесс.

Закон игровых средств: в процессе игры можно использовать только заранее заготовленные средства.

Закон игрового образа: в игре можно действовать только в соответствии с ролью.

Руководитель игры еще до ее проведения должен познакомить участников не только с этими законами, но и правилами игры:

не переносить реальные межличностные отношения в игровые;

во время игры в соответствии с игровой ролью можно высказывать и отстаивать взгляды, с которыми ты в реальной жизни не согласен;

не поддаваться эмоциям, особенно когда ты проигрываешь или проигрывает твоя команда — бороться «до последнего»;

чаще выигрывает не тот, кто действует силой, а тот, кто работает «словом и умом»;

в игре нет выигранных или проигранных ролей, но есть выигравшие или проигравшие, хотя и это — условно.

Особую роль в игре занимает руководитель игры (мастер, игротехник):

как источник информации;

посредник при осуществлении игровых действий;

консультант;

арбитр при разрешении возможных споров;

утешитель;

«нейтрализатор», сдерживатель эмоций;

«ускоритель», стимулятор игры;

организатор эффективной концовки игры.

психолог, распределяющий роли в зависимости от эмоциональных, интеллектуальных, волевых, организаторских качеств личности каждого участника игры. Например:

Игрок — 1: ответственный, требовательный, принципиальный, обладает волевыми качествами, может распределять поручения и требовать их выполнения, контролировать участие в игре товарищей. Такому студенту следует отвести роль руководителя команды (командира, руководителя научной лаборатории, председателя суда и др.).

Игрок — 2: способен увлекать, вести за собой, выдвигать и заинтересовывать собственными идеями, находить общий язык с людьми; с высоким интеллектуальным потенциалом, обладает интуицией. Такому студенту больше подойдет роль генератора идей, лидера-инициатора, научного руководителя группы «исследователей» и т. д.

Игрок — 3: развитое практическое мышление, инициативность, умение находить применение игровым предметам, способность к компромиссу, умение договаривать с партнерами, организовать практическую деятельность команды. Такой студент более всего подходит на роль ответственного исполнителя, организатора практической деятельности команды игроков.

Игрок — 4: отличается критичностью, способностью к анализу игровых ситуаций, критической оценке и выбору правильного решения. Умеет провести быстрый и качественный анализ любой игровой ситуации, критически оценить и предложить наиболее рациональный путь решения; наиболее удачно выполняет роль оппонента, оценивающего работу других команд, умеет формулировать и задавать «неудобные» решения. Для такого студента наиболее подходит роль рационального критика, оппонента — как в своей команде, так и командах соперников.

Естественно, в командах всегда найдутся студенты, не проявляющие каких-то особых «игровых талантов»; им нужно давать небольшие роли исполнителей с четко сформулированным заданиями; таких студентов важно чаще ставить в ситуации успеха даже при выполнении незначительных ролевых заданий, подчеркивая их значимость в общей игре команды.

Этапы подготовки и реализации ролевой игры.

1 этап: эмоционально-психологическая подготовка студентов к участию в ролевой игре.

Студенты, не принимавшие ранее участия в ролевых играх, как правило, снисходительно относятся к ним, считая подобные учебные занятия, в отличие от деловых игр, на которых вырабатываются профессиональные умения, «детским» времяпровождением, несерьезным занятием и только значительно позже понимают, какую роль выполняют эти игры в освоении тех же профессиональных действий, но в «придуманных» ситуациях, а не в реальной профессиональной деятельности. Поэтому очень важно создание у них положительного восприятия игры, понимание ее значимости, создание атмосферы ожидания успеха и удовольствия от участия в такой игре. Студентов нужно убедить в том, что участие в ролевой игре предоставляет возможность испытать себя, проверить свои силы и способности, почувствовать себя, хотя и в виртуальной, но профессиональной среде. Студенты должны представлять, какие умения — коммуникативные, социальные, профессиональные и др. развиваются в процессе ролевой игры, как они могут помочь в реальной профессиональной деятельности. Для этого необходимо познакомить студентов с сюжетом будущей игры (или игр, если используется подобная система, как, например, в профессионально-педагогической подготовке студентов), какое значение имеет при этом точное проигрывание своей роли, ознакомить их с законами и принципами (правилами) ролевых игр.

  • 2 этап: распределение ролей, информирование об особенностях участия каждого конкретного игрока. Распределение ролей, как правило, проводится с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов — будущих участников игры, но естественно, учитываются и пожелания каждого игрока. Поскольку ролевая игра — это соревнование в команде или по отдельности в решении игровых задач, связанных с общением, практическим и теоретическим мышлением, способностями лидера, коммуникативными умениями, необходимо, чтобы роли соответствовали этим особенностям студента, и «как бы» выбирались ими по собственному желанию. Значительно большее значение, чем в деловой игре, имеет способность студента «вжиться» в роль: здесь необходимы и навыки артистизма, и «присвоение» роли, понимание ее смыслового предназначения лично для себя, и правильное понимание роли, «героя», которого участник игры воплощает в виртуальном игровом пространстве.
  • 3 этап: освоение участниками игры ролевых действий — как в индивидуальном плане, так и во взаимодействии с другими игроками, «вживание» в предстоящую ролевую деятельность в целом. Это требует овладения целым рядом умений: умений ролевой имитации, взаимодействия, публичного выступления в стиле имитируемой роли, целевого диалога с позиций имитируемой роли, вплоть до умения перевоплощения в соответствие со спецификой избранной роли. Таким образом, «пропедевтическая» подготовка к ролевой деятельности, проведенная на предыдущем этапе, в данном случае воплощается во вполне реальное ролевое «перевоплощение» будущего игрока, причем каждому из них требуется различное время для освоения роли и перевоплощение, связанное с ее спецификой. Некоторые студенты быстро и естественно, почти интуитивно «входят» в любую ролевую имитацию (например, в игре «Урок» они легко воплощаются то в учителя, то в ученицу — отличницу, то в «отпетого» хулигана). Другие же чувствуют себя «неуютно» в любой игровой ситуации и им требуется достаточно упорный предварительный «тренаж» — освоение роли в риторическом, поведенческом, психологическом плане. Чем чаще студент включается в ролевое перевоплощение (и, кстати, чем чаще он воспроизводил разнообразные роли в детстве (учителя, врача, летчика и т. д.), тем легче он овладевает различными учебными ролями в любых игровых ситуациях. Существенную помощь в этих процессах могут оказать и другие, более упрощенные виды игр — ситуационные, имитационные и другие.
  • 4 этап: проведение игры. Как видим, до проведения игры необходимо, чтобы участники игры хорошо представляли общую картину игры и свою индивидуальную задачу, получили игровой инструментарий, знали, как им пользоваться, умели распределить свою игровую деятельность по времени, отводимом на каждый этап игры.

Особое место в ролевой игре занимает работа жюри. Она во многом зависит от того, насколько продумана система оценок, поощрительных и страховых баллов, критерии оценивания. На протяжении всей игры работа жюри не должна быть помехой в ролевой деятельности игроков, и желательно, чтобы их участие в игре ограничилось подведением итогов. Другую роль выполняют эксперты, если их деятельность предусмотрена в ролевой игре: они являются арбитрами, консультантами в ситуациях игровых затруднений, противоречий и т. д.

Нельзя забывать о постигровой деятельности, которая организуется или в специально отведенное время сразу же после игры, или же на следующем занятии. Студентам предлагается оценить собственную ролевую деятельность, высказать свое мнение об игре в целом; возможно, провести письменный анализ игры каждым участником. Для разработчика игры, ее руководителя (игротехника) этот постигровой этап предоставляет очень важную информацию об игре, которая может быть использована для последующей корректировки как самой игры, так и ее организации.

Результаты ролевой игры подводятся (но не «озвучиваются») отдельно по каждому этапу выполнения задания с объявлением всех имевших место штрафных санкций. Затем объявляется общий итог игры. Команда, занявшая первое место, поощряется: всем членам команды выставляется автоматический зачет (кредит, рейтинговый балл) по данному разделу программы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой