Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Многообразие культурных миров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционно в культурологии проблема множественности и единства рассматривалась в онтологическом плане, т. е. ставился вопрос об объективном, независимом существовании от человека одной культуры или множества культурных форм. Во второй половине XX в. проблема была перенесена в иную плоскость, учёные заговорили о множественности моделей культуры и представлений о ней. Эти процессы были связаны… Читать ещё >

Многообразие культурных миров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционно в культурологии проблема множественности и единства рассматривалась в онтологическом плане, т. е. ставился вопрос об объективном, независимом существовании от человека одной культуры или множества культурных форм. Во второй половине XX в. проблема была перенесена в иную плоскость, учёные заговорили о множественности моделей культуры и представлений о ней. Эти процессы были связаны с «символистическим переворотом» в науках о культуре, способствовавшим появлению, в частности, символической антропологии (В. Тэрнер) и когнитивной антропологии (У. Гуденаф, М. Дуглас), которые являются вариантами соединения традиций британского структурно-функционального прагматизма с принципом относительно автономного бытия символических систем ритуальной практики и общественного сознания. Теоретический интерес в науках о культуре смещается от изучения социальной структуры (у Б. Малиновского, А. Редклиффа-Брауна и др.) к выявлению ментальной структуры, что, в свою очередь, ведет к исследованию лингвистических моделей культуры и к пониманию культуры в духе герменевтических традиций (X. Гадамер, П. Рикёр). Одна из таких концепций была разработана К. Гирцем, который выступил не только против тайлоровского подхода к культуре, но и против попыток представить культуру как особую «сверхорганическую реальность» или как совокупность моделей поведения. К. Гирц также полемизировал и с У. Гуденафом, представителем когнитивной антропологии, делавшим упор на субъективные аспекты культуры, поскольку сторонники этих направлений не учитывали, что имеют дело лишь с моделями культуры, созданными человеком, т. е. всё многообразие культур есть фактически лишь рефлексивные абстракции. Сколько исследователей, столько может быть моделей у каждой культуры.

Эти идеи находятся в русле рассуждений некоторых западных культурологов, полагавших, что «культуру никто не видел». Учёные имеют дело не с культурой как таковой, а с её проявлениями и на основе их интерпретации создают различные «модели», через которые и выявляется многообразие культурных миров.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой