Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности поведения в конфликтных ситуациях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Открытое поведение основано на уважении себя и уважении других людей. Защищая свои права, всегда следует помнить о желаниях и правах других людей. Цель открытого поведения — давать и получать уважение, просить о справедливости и оставлять место для компромиссов, когда ваши нрава и потребности вступают в конфликт с правами и потребностями других людей. Такие компромиссы позволяют уважать… Читать ещё >

Особенности поведения в конфликтных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе конфликта все люди ведут себя по-разному. Патриция Якубовски и Артур Ланге предложили следующие определения разных типов поведения.

Открытое поведение

Вы действуете открыто, уверенно, когда встаете на защиту своих прав и выражаете свои мысли, чувства, убеждения, мнения прямо, честно, открыто, не нарушая права других людей. Вы выражаете себя больше своими поступками, чем словами. Ваши слова и действия передают другим людям: «Вот что я думаю. Вот что я чувствую. Вот как я вижу (оцениваю) ситуацию». Вы передаете информацию, не возвышая себя и не унижая других, т. е. общаетесь на равных.

Открытое поведение основано на уважении себя и уважении других людей. Защищая свои права, всегда следует помнить о желаниях и правах других людей. Цель открытого поведения — давать и получать уважение, просить о справедливости и оставлять место для компромиссов, когда ваши нрава и потребности вступают в конфликт с правами и потребностями других людей. Такие компромиссы позволяют уважать целостность обеих сторон и дают возможность удовлетворять их интересы. Данный подход позволяет избежать соблазна использовать открытое поведение для того, чтобы добиваться своих целей, манипулируя другими людьми. Сотрудничество — лучший путь к получению максимальных выгод для обеих сторон.

Зависимое поведение

Когда вы разрешаете другим делать из вас жертву, не говорите открыто о своих чувствах, желаниях, мнениях или выражаете их неподходящим образом (неуверенно, извиняясь, стушевываясь), и люди могут легко не считаться с ними — значит, ваши права нарушаются и ваше поведение не открытое.

Зависимое поведение отражает недостаток уважения к самому себе, к своим правам. А это вызывает неуважение вас другими людьми. Они воспринимают вас как ненадежного партнера, не желающего брать на себя ответственность и не умеющего решать проблемы. Цель такого поведения — быть приятным для людей и избегать всяческих конфликтов.

Агрессивное поведение

Когда вы отстаиваете свои права и выражаете свои мысли, чувства, мнения, не считаясь с правами других, вы ведете себя агрессивно. Такое поведение несет в себе следующее сообщение: «Вот что Я думаю — вы глупы, чтобы думать по-другому. Вот что Я хочу, а что вы хотите — неважно. Вот что Я чувствую, а ваши чувства не имеют значения». Цель — превосходство, доминировать и побеждать, когда другие теряют.

Открытое (Assertive), зависимое (Non-assertive) и агрессивное (Aggressive) поведение.

Открытое (Assertive), зависимое (Non-assertive) и агрессивное (Aggressive) поведение.

Особенности поведения в конфликтных ситуациях.

Основой для различения этих типов поведения являются личные права человека.

Чтобы ваши действия (поступки) были успешными — они должны быть убедительными. Вы должны верить в то, что делаете или собираетесь сделать. Это означает, что необходимо иметь ясное представление о своих правах и правах других людей в каждой ситуации.

Почему люди ведут себя зависимо:

  • • не видят разницы между зависимым поведением и вежливостью. Они считают, что:
    • — невежливо заканчивать разговор, начатый другим человеком,
    • — возражать людям, которые старше,
    • — соглашаться с комплиментами;
  • • подразумевают скрытые сделки:
  • — «если я буду оставаться после работы, значит, мне должны повысить зарплату» ;
  • • не понимают, что у них есть право выражать себя открыто и заботиться о своих нуждах;
  • • считают, что, уступая, они помогают другим людям чувствовать себя полезными;
  • • боятся, что другие люди могут обидеться и рассердиться, если поставить свои интересы на первое место;
  • • не умеют вести себя по-другому.

Почему люди ведут себя агрессивно:

  • • чувствуют беспомощность, ожидают угрозы;
  • • это результат зависимого поведения: когда их права нарушены, пытаются взять реванш и заставить другого человека чувствовать себя виноватым;
  • • это защитное поведение против вторжения других;
  • • ложное понимание баланса — зависимое положение по отношению к тем, кто имеет больший статус и власть; агрессивное, но отношению к тем, кто ниже по статусу;
  • • в прошлом у них был опыт достижения чего-либо с помощью агрессивного поведения;
  • • не умеют вести себя по-другому в ситуациях давления, отказа.

Зачем нужно вести себя открыто, или как избежать эмоционального стресса; беспомощности; депрессии. Человеческий организм устроен так, что посылает сигналы о стрессовом раздражителе, когда мы в опасности или кто-то вторгается и нарушает наши личные права. Зачастую мы игнорируем эти внутренние сигналы, пытаемся их вытеснить или выплеснуть неподобающим образом. А это ведет к депрессивным состояниям.

Депрессия — длительное и сильное воздействие эмоционального стресса на организм; последствие беспомощности; отсутствие позитивного подкрепления; недостаток признания.

Научиться говорить «нет», прислушиваться к собственным нуждам — трудная, но необходимая задача. Только когда вы ведете себя открыто, вы способны преодолеть негативные последствия эмоционального стресса.

Открытое поведение против агрессии

Как эффективно выражать негативные чувства:

  • • использовать «Я-сообщения» вместо «Ты-сообщений» ;
  • • понять, что защита и отстаивание своих личных прав — это не агрессия. Вы не вторгаетесь на чужую территорию, а защищаете свою;
  • • гнев — это не агрессия. Гнев — это законное чувство, которое может выражаться:
  • — открыто — вы сообщаете о том, что чувствуете,
  • — агрессивно — вы обвиняете других в том, что чувствуете,
  • — зависимо — вы подавляете в себе это чувство.

Зачем вести себя открыто?

Основные причины следующие.

  • 1. Ваша уверенность в себе и своих силах возрастет.
  • 2. Вы будете меньше зависеть от одобрения или неодобрения со стороны других людей.
  • 3. Вы приобретете большую ответственность за свои желания, потребности, решения.
  • 4. Вы научитесь не позволять негативным чувствам разрушать вас как личность.
  • 5. Вы сможете улучшить рабочие взаимоотношения.
  • 6. Вы научитесь контролировать ситуации и свою жизнь.
  • 7. Вы станете более инициативным, без боязни совершить ошибки.
  • 8. Вы сбережете больше времени и энергии, которые обычно затрачиваете на устранение беспокойства и страхов.
  • 9. Вы сможете добиваться справедливого разрешения проблемных ситуаций, когда обе стороны достигают своих целей, вместо стремления к выигрышу любой ценой или избегания конфликта.

Для этого необходимо:

  • 1) проанализировать свое настоящее поведение;
  • 2) попять, что в своем поведении хотите изменить и улучшить;
  • 3) разработать свой личный план: что вы должны перестать делать и что должны начать делать;
  • 4) начать воплощать свой план в жизнь.

Барьеры открытого поведения

1. Недостаток осознания.

Знаете ли вы свои права?

Осознаете ли вы, что ваши права нарушаются?

Осознаете ли, как вы строите свое поведение: агрессивно, зависимо, открыто?

2. Тревожность.

Боитесь ли вы открыто выражать себя, даже если знаете, что хотите сказать?

3. Негативная внутренняя речь.

Препятствует ли то, что вы говорите себе, открытому поведению?

4. Речевой дефицит.

Трудно ли вам подбирать слова, чтобы уверенно выражать свою позицию?

5. Поведенческий дефицит.

Осознаете ли вы, как выглядите со стороны: позы, жесты, взгляд?

Как я обычно реагирую на конфликтные ситуации

Стиль разрешения конфликта.

Метод использования и отношение к использованию.

Использую чаще всего.

Предпочитаю использовать.

Использую реже всего.

Чувствую себя при использовании наименее комфортно.

Конкуренция (Я активно отстаиваю собственную позицию).

Уклонение (Я стараюсь уклоняться от участия в конфликте).

Приспособление

(Я стараюсь выработать решение, удовлетворяющее обе стороны).

Сотрудничество

(Я ищу пути совместного решения проблемы, удовлетворяющее обе стороны).

Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках).

Психологический портрет конфликтной личности

Вообще стоит помнить, что конфликтные люди подразделяются на две категории.

Гипертимы и истероиды. Они способны мгновенно «вспыхнуть» по любому поводу, но, как правило, быстро «отходят». Чем ярче горит факел, тем быстрее он выгорает. Такие люди не злопамятны и довольно открыты в выражении своих эмоций.

Ко второй категории относятся люди сдержанные, контролирующие открытое проявление своих эмоций. В конфликтной ситуации они прибегают к шантажу, угрозам, почти не прощают обид и зачастую открыто предупреждают об этом. Таким людям свойственна склонность к маниям преследования, везде им мерещатся заговоры против них, чудятся интриги. Такие люди чрезвычайно опасны, общение с ними надо свести к минимуму или по возможности прекратить вовсе.

Однако избежать конфликта удается не всегда. Конфликт в нашей жизни — явление естественное. Каждый человек может овладеть методами контроля конфликтной ситуации. Выбор стратегии поведения в первую очередь определяется расстановкой сил и позиций.

Черты характера и особенности поведения конфликтной личности:

  • • стремление быть первым, доминировать во что бы то пи стало, его слово всегда должно быть последним;
  • • излишняя принципиальность;
  • • излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;
  • • критика, зачастую недостаточно аргументированная или необоснованная;
  • • вечно плохое настроение, либо оно периодически повторяется;
  • • консерватизм мышления, взглядов, убеждений. Человек не хочет менять устаревшие традиции в жизни коллектива, даже те, которые стали тормозом в развитии;
  • • стремление сказать правду в глаза;
  • • бесцеремонное вмешательство в личную жизнь других людей;
  • • стремление к независимости — хорошее качество, но до определенных пределов. Нельзя в жизни делать «все что хочу» ;
  • • быть настойчивым, особенно в условиях конкуренции, очень важно, по навязчивость раздражает;
  • • несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека;
  • • неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка;
  • • чрезмерная инициатива.

Конфликт в группе. Если в группе рождается конфликтная ситуация, есть смысл уравновесить группы, но следующим признакам.

Экстраверт — интроверт

Экстраверты общительны и открыты, инициативны и откровенны. Если в группе все экстраверты, это очень нестабильный коллектив. Экстравертам присуще соперничество. Они не дорожат сложившимися отношениями, потому что легко заводят новые. Интроверты скромны, исполнительны. Они дорожат коллективом и сложившимися отношениями с людьми. Поэтому они цементируют отношения в коллективе. Если же группа будет состоять из одних интровертов, она быстро перестанет развиваться, потому что интроверты, к сожалению, малоинициативные. Экстраверты же вносят «живинку» в любое дело.

Рассудочный — эмоциональный

Преобладание эмоциональных людей сделает группу плохо управляемой в критических ситуациях. Избыток рассудочных людей лишит группу живого человеческого общения и взаимопонимания при достижении цели.

Интуитивность — сенсорность

Интуитивы погружены в свои мысли, не замечают своего окружения и того, что происходит. Они склонны к абстрактному мышлению. Это теоретики, скорее стратеги, нежели тактики. Если возникают какие-то спорные ситуации, они предпочитают лучше отступить, надеясь, что само развитие ситуации постепенно решит проблему. Сенсорики же, напротив, постоянно включены в ситуацию, они конкретно мыслят и оперативно реагируют. Они живут по принципу «здесь и теперь». В любой спорной ситуации стремятся тут же разобраться и отстоять свои интересы. Доминирование людей сенсорного типа приземляет группу, вносит высокую напряженность, потому что эти люди достаточно упрямы. Интуитивные же умеют смягчить конфликтную ситуацию, потому что видят ее более адекватно. Если в группе преобладают люди этого типа, их влияние приводит к расслабленности группы.

Рациональность — иррациональность

Рационалисты отличаются наличием точного плана действий, стремлением к конкретизации, четкому анализу. У них все подчинено разуму. Они строят планы и воплощают их в жизнь. Но им сложно приспособиться к быстроменяющейся жизни. Иррациональные же люди импульсивны, они отличается определенной непредсказуемостью действий, любят импровизировать, действовать в порыве. Даже если у них есть цель, то нет четкого плана претворения ее в жизнь. Зато они хорошо приспосабливаются к изменениям, происходящим в жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой