Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реформы Петра I и послепетровское время

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Петр создал петербургскую Академию наук, в которой обсуждали вопрос о том, какой метод — метод Декарта или метод Ньютона — представляет наилучшие возможности для научных исследований. В становлении русской науки особенно велика роль таких голландских естествоиспытателей, как Гюйгенс (физика, астрономия, математика), Левенгук (создание микроскопа), Сваммердам (анатомия), Бургаве, Тульп… Читать ещё >

Реформы Петра I и послепетровское время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Род Романовых дал начало новой царской (с 1721 г. — императорской) династии, которая правила в России вплоть до 1917 г. В 1613 г.

Земский собор (сословно-представительный орган, созывавшийся с 1549 г.) избрал на царство Михаила Федоровича Романова. С избранием на царство Михаила Романова закончилось Смутное время в истории Русского государства. Созванный после освобождения Москвы (27 октября 1612 г. сдался последний польский гарнизон) Земский собор решил возвести на престол представителя одного из «великих московских родов» — 16-летнего Михаила, сына митрополита Ростовского Филарета (Федора Никитича Романова) и Ксении Ивановны Шестовой, двоюродного племянника царя Федора Иоанновича, который был последним царем из династии Рюриковичей.

После смерти царя Михаила (23 июля 1645 г.) ему наследовал его 16-летний сын Алексей. Однако фактически регентство осуществлял воспитатель царя Алексея — боярин Б. И. Морозов, как глава важнейших приказов (ведомств). В ходе его реформ во многих городах России начались восстания. После свержения боярина Морозова царь Алексей Михайлович, до этого не проявлявший особого интереса к управлению государством, решил царствовать самостоятельно. По его инициативе Земский собор разработал проект нового законодательства, принятого 29 января 1649 г. Церковные реформы, проведенные патриархом Московским и всея Руси Никоном с согласия царя Алексея, заключались в правке литургических текстов в соответствии с греческими оригиналами. Следствием этой реформы стал раскол Русской православной церкви на никонианцев и старообрядцев (раскольников).

Несмотря на скорую (1658) отставку патриарха Никона, претендовавшего на слишком большую роль церкви в государственной жизни страны, старообрядчество навсегда осталось в оппозиционном положении. Его сторонники были объявлены еретиками, их жестоко преследовали. В 1682 г. был сожжен на костре протопоп Аввакум, один из первых противников патриарха Никона. Продолжение преследований привело к тому, что раскол становился знаменем неповиновения правительству: старообрядцы отказываюсь служить в армии и принимать присягу, участвовали во многих народных восстаниях и смутах (1670— 1671, 1689, 1709).

После смерти царя Алексея Михайловича (1676) на трон взошел его сын Федор. При 14-летнем царе, страдавшем неизлечимой болезнью, приобрели силу его родственники Милославские и сестра Софья.

Смерть Федора Алексеевича (1682) вызвала острую борьбу за московский трон. В итоге «первым» царем был провозглашен Иван V.

Иоанн V Алексеевич (1666−1696), русский царь с 1682 г., сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, он был провозглашен царем вместе с младшим братом, будущим царем Петром I; до 1689 г. за них правила сестра Софья.

Разительные перемены, связанные с временем Петра Великого, дали основание дворянским историкам разделить историю нашей страны на два периода — Русь московская и Россия петербургская.

Можно отметить три важнейших следствия преобразований, обеспечивших России новое качественное состояние: значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от передовых стран Европы, Россия превратилась в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом, в ходе Северной войны сокрушила шведскую армию и флот и утвердилась на берегах Балтики, в петровское время Россия вошла в число великих держав, и ни один вопрос международных отношений в Европе с тех пор не мог решаться без ее участия.

Успехи, достигнутые Россией в годы преобразований, связаны, безусловно, с кипучей деятельностью Петра.

Поехав за границу в 1697 г., побывав в Пруссии, Голландии, Англии и еще в нескольких государствах, Петр вернулся в Россию с неуемной энергией и готовностью дать своим людям жизнь, которой жили образованные и передовые народы Запада, издал указы о запретах носить длинные одежды с широкими рукавами всем, кроме духовенства и крестьян, иметь бороды, устраивать родителям браки без согласия детей, а также держать женщин взаперти. Петр отдал распоряжение знатным людям выезжать в гости всегда с женами, организовал ассамблеи — вечерние собрания знатных людей вместе с супругами — и обязал каждого знатного человека устраивать ассамблеи с обильным угощением, музыкой и танцами. Крупные перемены были сделаны в государственном управлении и службе, где высшим государственным органом стал Сенат, который наблюдал за управлением всей страны. Петр разделил Россию на 12 губерний, во главе каждой из них стоял губернатор с советниками, которые избирались местными дворянами, и учредил суды, независимые от губернатора. Управление церковью было передано Святейшему синоду, подчиненному светской власти. Синод состоял из нескольких высших духовных лиц, единоличная власть патриарха была упразднена.

Петр заботился об устройстве заводов и фабрик — оружейных, железных, стеклянных, суконных, парусинных и др., обращал внимание на каждую мелочь, от которой могла бы быть польза для народа и государства, уделял значительное внимание развитию науки, просвещения, книгопечатания. Приобщение к опыту западноевропейских стран (Голландия, Англия) включало в себя и освоение достижений философии и науки этих стран. Философия XVII — начала XVIII в. составляла неотъемлемую часть духовной атмосферы России, и социологические концепции Западной Европы находили свое отражение в духовной жизни страны.

Петр создал петербургскую Академию наук, в которой обсуждали вопрос о том, какой метод — метод Декарта или метод Ньютона — представляет наилучшие возможности для научных исследований. В становлении русской науки особенно велика роль таких голландских естествоиспытателей, как Гюйгенс (физика, астрономия, математика), Левенгук (создание микроскопа), Сваммердам (анатомия), Бургаве, Тульп (клиническая медицина). Изучение трудов этих ученых способствовало преодолению теологии и утверждению научной картины природы в русской философии и науке. В петровское время завершился радикальный философский переворот — секуляризация русской философии, размежевание ее с богословием. Это произошло на основе не только внутренних потребностей, а в значительной мере под воздействием философии западного Ренессанса и Нового времени. Русские философы петровского времени положили начало трем родам западноевропейского влияния на русскую мысль — голландского, романо-французского, немецкого. Вехами на этом пути, началом великих философских взаимодействий России и Запада явились идеи Коперника и Галилея, Бэкона и Локка, Лейбница и Декарта, голландских мыслителей Эразма Роттердамского и Гуго Гроция*.

Идеи голландского мыслителя Гуго Гроция в области естественного права, общественного договора, осуждения войн во многом содействовали формированию русской общественной мысли начиная с XVIII в. Во время пребывания в Голландии Петр познакомился с деятельностью философа рубежа XVII-XVIII столетий — Пьера Бейля. Во время своих поездок в Западную Европу, особенно в Голландию и Англию, царь встретился с совершенно новым явлением — необычайным интересом к научному знанию, к собиранию коллекций различных природных феноменов.

Обсуждение научных открытий происходило в частных домах, в кофейных домиках. Во многих домах в Голландии Петр видел разнообразные коллекции картин, чучел животных и птиц, бабочек, диковинных растений. Этот живой интерес к науке был стимулирован деятельностью европейских философов — представителей раннего Просвещения. Этот опыт был успешно перенесен Петром в Россию и воплотился в создании в Петербурге Кунсткамеры.

Начало XVIII в. ознаменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной литературы. В столицах действовали десятки типографий. Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 г. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 г. была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 г. открывается первый русский музей — Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения и науки стало открытие в Петербурге согласно указу Петра 1724 г. гимназии, университета и собственно академии. Гимназия была подготовительным учебным заведением для поступления в университет, а академия стала собранием ученых.

Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов — «почвы» и «цивилизации» — по терминологии В. Ключевского. «Почва» — это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения. «Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивавших непрерывность и жизненность традиций. «Цивилизация» — это уклад западного типа. Между «почвой» и «цивилизацией» была пропасть. Это отразилось и в лингвистическом разрыве. «Почва» говорила на русском языке, «цивилизация» — на французском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший развитие России в XV11I-XIX вв. Живя рядом с другими народами, русские впитывали все лучшее, что было в многонациональной культуре.

В XVI11 столетии идея служения Отечеству стала одной из центральных в русской национальной культуре. Фундамент, заложенный Петром 1 в начале века, оказался прочным, в 40-х гг. XVIII в. начался новый подъем культуры. Происходят важные перемены в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков — поэт А. Тредиаковский, механик-изобретатель А. Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П. Шувалова и М. Ломоносова в Москве открыли Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX в. не преподавалось богословие. При нем имелись две гимназии. С университетом связана деятельность русского просветителя Н. Новикова. В 80-х гг. XVIII в. он развернул активную издательскую работу. Однако центром общественной и культурной жизни Московский университет стал только в XIX в.

Во время правления Елизаветы (1741−1761) и в образовании, и в управлении государством, и в формировании русской культуры наметился поворот к национальному. Она прежде всего покончила с пронемецким режимом в системе управления государством. Елизавета всегда способствовала продвижению нового поколения русских людей, не делая при этом различия между знатными вельможами и мелкопоместными дворянами. Она постоянно покровительствовала всему национальному. «Время Елизаветы — это время Ломоносова, период расцвета русской науки и искусства, начало полководческой деятельности Суворова и Румянцева. Оно положило начало воспитанию плеяды новых деятелей, которые потом составили славу Екатерины II как внутри страны, так и за ее пределами»[1].

Решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившейся до 1815 г. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Особое внимание Екатерина уделяла воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса. Одной из самых значительных страниц в истории российского Просвещения эпохи Екатерины II явились многосторонние контакты русской императрицы с виднейшим французским философом Дени Дидро.

Екатерину II не случайно именовали «философом на троне». Такая оценка имела все основания: увлечение философскими и социальнополитическими идеями под влиянием европейского Просвещения, сочинений Беккариа, Вольтера, Монтескье нашло свое отражение в философских записках, письмах, журнальных статьях и прежде всего в «Наказе» Екатерины II. «Наказ» отразил гуманные принципы Просвешения, веротерпимость и вольность граждан, равенство их перед законом. В «Наказе» отчетливо проявилась начатая Петром I тенденция обновления России, преодоления ее обособленности, включения страны в общеевропейское развитие и сохранение национального своеобразия. «Наказ» запечатлел эту тенденцию: «Россия есть Европейская держава». В подготовительных записках к «Наказу» говорилось о том, что «делать рабов из людей» «противно христианской религии и справедливости», что крепостные должны освободиться по мере перемены собственника земли. Ни последующая редакция «Наказа», ни расхождение его с практикой в виде расширения сфер закрепощения крестьян, ни резкое изменение политики в 1780—1790 гг. (преследование масонов, Радищева) не зачеркивают значения социально-философских идей Екатерины 1760 — начала 1770-х гг.

Н. Карамзин провел реформу литературного языка, что позволило привлечь к чтению широкий круг населения. В середине XVIII в. господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие поэтические произведения созданы Державиным. На рубеже XV11I-X1X вв. формируется новое направление в литературе — сентиментализм, связанное с творчеством Н. Карамзина и А. Радищева. Расширение культурных связей с другими странами, более подвижный образ жизни и популярность путешествий привели к развитию эпистолярного жанра. Публикации частных писем, художественных произведений, написанных в форме обращения к другому лицу, были заметным явлением в русской литературе.

Один из советов Дидро был реализован — по его предложению в Петербург был приглашен скульптор Фальконе, создавший «Медного всадника», Дидро поддерживал скульптора, обсуждал с ним возможные решения проекта памятника. Художественная интуиция Фальконе одержала верх над рецидивами рационалистических, рассудочных суждений Дидро о скульптуре.

Особенно яркое свидетельство совершившегося поворота в системе ценностей XVIII в. — архитектура Петербурга и портретная живопись. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность к упорядоченности. Зодчие отражают это в облике города, художники — в изображении человека.

В области градостроения произошел переход от средневековой радиально-кольцевой схемы строительства к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц. Для успешного решения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы, но только к началу XIX в. город приобрел «строгий, стройный вид». В этом большая заслуга иностранных архитекторов — Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Д. Кваренги и представителей русской архитектурной школы — В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, в. Растрелли.

Значительный подъем переживает портретная живопись. В творчестве А. Антропова, И. Аргунова при сохранении условностей, идущих от традиции парсуны, видны поиск выразительности, усиление внимания к человеческой личности, реалистические черты. Развитию этого способствовало открытие в 1757 г. Академии художеств в Петербурге. Во второй половине XVIII в. появилась плеяда выдающихся мастеров портретного искусства. Новаторское творчество Ф. Рокотова отличалось исторической глубиной, человечностью. К высшим достижениям жанра относится серия портретов воспитанниц Смольного института Д. Левицкого. Во второй половине XVIII в. взлет в развитии переживает скульптура. Прекрасные образцы скульптуры оставили Э. Фальконе, М. Козловский, И. Мартос.

Первый национальный театр был создан Ф. Волковым в Ярославле в 1750 г., а через шесть лет открыт русский театр в Петербурге. С петровского времени в обиход высших слоев общества широко входит музыка. Организуются регулярные концерты. С середины XVIII в. популярной становится опера. Вначале исполнялись произведения итальянских, французских композиторов. Затем появились первые профессиональные композиторы и в России (Е. Фомин, Д. Бортнянский), были написаны национальные оперы, родился жанр камерной лирической песни — романса.

XIX в. явился временем окончательно формирования русской национальной культуры. Национальная культура — это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования ее своеобразного уклада. Этапами ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII в. гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли.

  • [1] Марголис ЮтД., Тишкин Г. А. Отечеству на пользу, а россиянам на славу //Из истории университетского образования в Петербурге. XVIII — начало XIX века. Л., 1988.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой