Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура и содержание Конституции Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конституционные нормы в 1989—1993 гг. были внесены многочисленные изменения и дополнения, в том числе в связи с принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.), Декларации прав и свобод человека и гражданина (22 ноября 1991 г.), учреждением института Президента, Конституционного Суда РФ, развитием федеративных отношений. Но, несмотря на эти попытки, Конституция РСФСР… Читать ещё >

Структура и содержание Конституции Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Период конца 80-х — начала 90-х гг. прошлого столетия был ознаменован политикой радикальных демократических и рыночных реформ, что в конечном счете привело к мирной смене общественного строя.

В конституционные нормы в 1989—1993 гг. были внесены многочисленные изменения и дополнения, в том числе в связи с принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.), Декларации прав и свобод человека и гражданина (22 ноября 1991 г.), учреждением института Президента, Конституционного Суда РФ, развитием федеративных отношений. Но, несмотря на эти попытки, Конституция РСФСР 1978 г., отражавшая характерные черты советской государственности, отставала от требований и «духа» времени.

В июне 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия для подготовки нового основного закона и проведения конституционной реформы. Предполагалось, что конституционный проект будет принят Съездом народных депутатов России.

В 1992—1993 гг. обострилась борьба в обществе в связи с неодинаковым (а иногда диаметрально противоположным) видением путей и темпов конституционных, политических и рыночных реформ. Появилось несколько проектов Конституции РФ, в том числе президентский вариант, представленный в Конституционную комиссию, но отклоненный ею.

В июне-октябре 1993 г. Конституционное совещание, созванное президентским Указом от 20 мая 1993 г., подготовило конституционный проект. Работа над ним завершилась в октябре 1993 г.; он вобрал многие предложения и идеи, высказанные и отстаиваемые разработчиками президентского варианта. Проект был опубликован в печати 10 ноября 1993 г. для всеобщего обсуждения.

Важнейшей правовой основой конституционного процесса выступил Указ Президента РФ от 15.10.1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Первый в советской и российской истории конституционный референдум состоялся 12 декабря 1993 г. Положением о всенародном референдуме (утверждено вышеназванным президентским Указом) было установлено, что референдум признается состоявшимся, если в нем примут участие более 50% зарегистрированных избирателей, а Конституция будет считаться принятой, если проголосуют за нее более 50% избирателей, принявших участие в голосовании. В конституционном референдуме приняло участие 54,8% избирателей, проголосовавших «за» — 58,4%. Результаты означали, что Конституция РФ принята. 25 декабря 1993 г. она была официально опубликована и вступила в силу.

Структура Конституции РФ: краткая преамбула, два раздела; первый охватывает 9 глав и объединяет 137 статей, второй содержит заключительные и переходные положения.

В Конституции РФ отражены некоторые исходные начала концепции естественного права (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 21, ст. 35 и др.), признаны и гарантированы права и свободы человека и гражданина в соответствии с международно-правовыми стандартами, закреплены принципы и идеалы демократического федеративного правового и социального государства.

Уникальное место Конституции РФ в правовой системе вызвано следующими фундаментальными факторами.

  • — характером регулируемых им общественных отношений, которые по своему содержанию являются конституционными и по большей части — изначальными, первичными;
  • — целенаправленным воздействием на развитие законодательства, всех источников права;
  • — наивысшей юридической силой;
  • — высокой степенью нормативного обобщения;
  • — прямым действием;
  • — особым порядком принятия и изменения.

Высшая юридическая сила Конституции РФ заключается в том, что ее нормы всегда имеют приоритет над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции РФ органами и по установленной ею процедуре; в случае противоречия между конституционными положениями закон либо отменяется, либо приводится в соответствие с ними.

Конституция является высшим актом государства, но именно правовым актом, которому присуща нормативность.

Прямое (непосредственное) действие норм Конституции РФ означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их осуществлять.

Принцип непосредственного действия конституционных норм не исключает того, что некоторые из них нуждаются в развитии текущим законодательством, в разработке правил и процедур, упорядочивающих их реализацию.

Суд и иные органы при решении тех или иных казусов могут прямо ссылаться на конкретные конституционные нормы.

В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие фундаментальных норм. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

  • а) когда закрепленные основной нормой положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина;
  • б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
  • в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, противоречит соответствующим конституционным положениям;
  • г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случае сомнений по поводу соответствия Конституции РФ какого-либо нормативного акта суд вправе обращаться с запросом о его конституционности в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой