Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разнообразие мировоззренческих основ бизнеса. 
Религиозно-мотивированные предприниматели

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До революции большинство предпринимателей в России были православными. Их опыт, труды, достижения, к сожалению, оставались невостребованными в 1917—1988 гг. Зато потом общество потянулось к своим корням и признало заслуги русских купцов — промышленников и меценатов. Исторические свидетельства о деловой этике, принципах хозяйствования и национальных традициях ведения предпринимательской… Читать ещё >

Разнообразие мировоззренческих основ бизнеса. Религиозно-мотивированные предприниматели (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деловая этика не может быть оторвана от общей культуры ее носителей. Деловая этика в нашей стране — часть русской культуры. Российская Федерация смогла объединить разные народы на громадных территориях именно благодаря веротерпимости и уважению к самобытности народностей евразийских просторов. А развитие русской культуры, взаимодействие с соседями и постоянное преодоление общих трудностей геополитического характера привело к появлению особой системы деловых отношений, укорененных в православии, как этической системе.

Так, в журнале «Конкуренция и конкурентоспособность» поясняется: «Предприниматели и бизнесмены должны обладать энтузиазмом. Без него ни одно великое дело не совершить. Но при этом не надо забывать, что греческое суОовашарбс [энтузиазмос] означает божественное вдохновение. Иными словами, действовать с энтузиазмом — это действовать с Богом в голове. И это справедливо как по отношению к православным людям, так и по отношению к приверженцам иных конфессий»[1]. Общепризнанные в России этические ценности вдохновляют россиян, принадлежащих к разным религиям, и даже атеистов, если они воспитаны в духе русской культуры.

Общие принципы деловой этики, актуальной и востребованной в России, формировались в рамках русской культуры, которая, как известно, развивалась в православной религиозной традиции. Православные этические принципы, носящие общечеловеческий характер, довольно широкие и не противоречащие другим традиционным религиозным этическим системам, кладутся в основание так называемого русского стиля менеджмента. Православные предприниматели — это те наши соотечественники, которые па практике действуют в бизнесе в соответствии с современной православной деловой этикой. Их опыт очень интересен тем, кто строит свой бизнес в России, поскольку они выполняют важную историческую функцию — преодолевают тот разрыв преемственности в деловой культуре, который пережила наша страна в XX в.

Уважительно относясь к другим религиозным этическим системам, мы считаем необходимым изложить опыт православных предпринимателей, как первопроходцев, возрождающих в современной России традиции дореволюционного бизнеса. Далее также будет рассмотрен современный мусульманский бизнес.

Явление православного предпринимательства стало обращать на себя внимание в России в 1990;е гг., когда исчезли барьеры, препятствующие обращению людей к духовной сокровищнице православия. Тогда же некоторые представители деловой сферы нашли свой путь в храм. Став верующими, они хотели оставаться православными не только в ограде храма, но и на работе. Таким образом, православное предпринимательство стало самоидентификацией некоторой части предпринимателей. Вышли первые книги, фиксирующие опыт тех первопроходцев, например Л. Волобаев[2] еще в 1997 г. поделился своими этическими деловыми решениями, принятыми на православных позициях, и трудностями в этом деле. В 2007 г. появилась книга В. Ерастова «Православное предпринимательство»[3].

А в настоящее время духовно-мотивированная деловая этика обосновывается не только предпринимателями, экономистами, но и футурологами, философами. Так, А. Агеев в 2014 г. писал: «Этика при достигнутом уровне сложности и весе нематериальных факторов экономического и любого иного развития стала фундаментально значимым „активом“. Так абсолютные ценности непредсказуемо для традиционного экономического разума обрели очевидную инструментальную ценность. В отличие от благ материального характера когнитивно-гуманитарные сетевые блага с увеличением числа членов гиперсети начинают давать ее участнику больше, чем он вложил (денег или информации), за счет перехода информации в знание, а знания — в доверие, причастность и творческий прорыв»[4]. Идеалы имеют большую силу, а вдохновение, которое предприниматели черпают из них, весьма значимо для бизнеса.

До революции большинство предпринимателей в России были православными. Их опыт, труды, достижения, к сожалению, оставались невостребованными в 1917—1988 гг. Зато потом общество потянулось к своим корням и признало заслуги русских купцов — промышленников и меценатов. Исторические свидетельства о деловой этике, принципах хозяйствования и национальных традициях ведения предпринимательской деятельности, о знаменитых старообрядческих династиях Рябушинских, Морозовых, Абрикосовых, Бахрушиных и многих других собирают и распространяют в находящемся в Москве Музее меценатов, предпринимателей и благотворителей[5]. Существует уютный Музей купеческого быта в Ростове Великом. А в Большом Гостином Дворе Санкт-Петербурга открылся целый духовнопросветительский центр с Музеем купечества и домовым храмом преподобного Серафима Вырицкого.

Уже более двадцати лет в России предпринимаются настойчивые попытки выработать общую православную позицию по вопросам современных социальных и экономических вызовов на базе традиции русской экономической мысли. Православные богословы, философы, социологи и экономисты продолжают искать общий язык, отвечающий современным требованиям. Теоретической и нравственной основой общей позиции, но экономическим вопросам служат труды святых отцов, мыслителей дореволюционного периода[6], а также современных экономистов[7]. Подводя итоги этой многолетней дискуссии, в настоящий момент можно сделать нижеизложенные выводы.

Россия — мпогокопфессиональная и многонациональная страна, хотя около 80% населения относят себя к русским[8]. Господствующее вероисповедание в нашей стране — православие. С ним связано само формирование российской государствен ности.

Приведем несколько тезисов о православном предпринимательстве, служащих осмыслению этого явления современной деловой жизни.

  • • Православие, как вероисповедание, исторически не имеет ни догматов, ни канонов по социально-экономическим вопросам. Принятие в 2000 г. Социально-экономической концепции Русской православной церкви — это одна из первых попыток разработать рекомендации для бизнеса и государственной власти о способах регулирования хозяйственной жизни согласно с евангельскими морально-этическими установками. VII и VIII Всемирные русские народные соборы продолжили работу в этом направлении.
  • • Вместе с тем Предание православной церкви, понимаемое как ее интеллектуальная собственность, особенно в части летописей, житий и проповедей, содержит немало примеров и прецедентов социально-экономического действия, сообразных общему пониманию веры. Их изучение полезно нынешней молодежи.
  • • В начале XX в. был осуществлен ряд попыток обобщить богословские труды на тему об отношении Церкви к экономическим явлениям, например к собственности. Так, в книге В. И. Экземлплярского «Учение древней Церкви о собственности и милостыне» речь шла не о церковной собственности, а о собственности как социально-экономическом феномене.
  • • Формирование «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании» стало прологом дальнейшей конкретизации православной деловой этики. От общественного взгляда на экономическую жизнь зависит направление экономических реформ, в которых заинтересованы практически все жители России — даже те из них, которые считают себя неверующими или относятся к иным, чем православие, вероисповеданиям. Ведь еще М. Веберу удалось показать, что даже если религия теряет популярность среди действующих экономических субъектов, она сохраняет свое значение как подспудный, неосознанный источник традиций и обычаев, всего строя поведения людей, участвующих в экономической деятельности[9]. Если сами эти люди — неверующие или не принадлежат тому или иному вероисповеданию, то, вероятно, их предки все же были прилежными прихожанами какой-либо церкви. В России это, конечно, православная церковь. Обращение к опыту предков в кризисный период приводит к пониманию деловых обычаев современности.
  • • Естественно, что под влиянием Церковного Предания не может не находиться определенное число деловых людей в России, поскольку среди них есть православные верующие. Их вера оказывает непосредственное влияние на принимаемые ими решения в повседневной хозяйственной жизни. Бизнес-поведение православных предпринимателей может отличаться от поведения других экономических субъектов именно в силу их вероисповедания.
  • • Хозяйство приходов и монастырей также представляет собой примеры экономической деятельности, причем как в живой форме, так и в кристаллизованной (архитектура, прикладное искусство в Византийской империи и в русских северных монастырях). Изучение этих примеров может дать полезный материал для современной экономической жизни не только в церковной, но и в светской ее сфере.
  • • Православные предприниматели могут действовать в некоторых аспектах своего хозяйствования примерно так же, как действуют их коллеги в других отраслях, если они принадлежат к одной вере. Это не всегда очевидно, поскольку обмена опытом между ними немного и единого контроля над ними (церковного или общественного) быть не может. Здесь необходимо наладить потоки информации между православными предпринимателями в форме публикаций, встреч и общения онлайн. Мы считаем, что начинающим предпринимателям будет полезно вступить в одну из общественных организаций, например в Союз православных предпринимателей, Клуб православных предпринимателей и т. п., если им близка такая мировоззренческая основа для своей деятельности.

В чем же главная отличительная черта православного предпринимателя? Согласно Этическому кодексу православного предпринимателя: «[Его] прежде всего, вдохновляет путь служения Богу и людям. На этом пути он руководствуется заповедями о служении, которые и формируют его понимание сути и содержания служения делового сословия. Предприниматели служат, подражая Христу… С духовной точки зрения предприниматель приходит в Дело не для того, чтобы организовать служение людей себе. Наоборот, он организует сообщества людей… для того, чтобы послужить им. На практике это выглядит труднодостижимым и даже нереалистичным. Однако такое служение становится реальным, если предприниматель начинает рассматривать свое Дело как инструмент, посредством которого сотрудники раскрывают свои способности и реализуют свои жизненные цели. В этом предприниматель усматривает и свое служение Богу»[10].

Создание полезных людям товаров и услуг — это труд предпринимателя и его жертва людям, земное служение, как учил апостол Павел: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия»[11].

Очевидна важность восстановления традиций благотворительности и меценатства российского предпринимательства, укрепления православной этики хозяйствования. В Церкви считается, что за предпринимателей нужно сугубо молиться в церкви, так же как за воинов, беременных и др. Некоторые предприниматели желают участвовать в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения[12], они считают такую деятельность своей социальной ответственностью.

В некоторых фирмах проводятся православные молебны, освящаются помещения и закладные камни новых объектов. Предприниматели организуют паломнические поездки для сотрудников, встречи со священником на уровне «вытянутой руки». Верующие предприниматели в кризисную эпоху уповают на Бога и надеются сохранить и развить свое дело. На территории некоторых предприятий уже построены храмы и духовные центры[13].

У религиозно мотивированных предпринимателей проявляется потребность привести свое предприятие в соответствие с собственным мировоззрением. Большая часть предпринимаемых в этом направлении попыток носят интуитивный характер, их характеризует спонтанность. По мере возрождения православных традиций хозяйствования эти «неровности» должны сгладиться.

Кроме православных предпринимателей в России существуют примеры организаций, построенных на иных мировоззренческих основах. Например, в настоящее время развивается мусульманский бизнес[14]. В России можно найти ряд примеров бизнеса, построенного на исламских принципах.

Пример из практики В Москве создан сайт поддержки мусульманских предпринимателей. Вот, что рассказывает один из руководителей проекта И. Юсупов о собственном предпринимательском опыте до того, как он открыл свой «иифобизиес»: «У меня было в кармане 500 руб., и я начал организовывать свое дело. Вначале, мы занимались ремонтом компьютеров. Я нашел хорошего программиста и его «продавал», так сказать. У нас не было никакого сайта, мы просто дали объявление в газету, и нам звонили. Мы зарабатывали 20—30 тыс. руб., работая на себя. После этого замахнулись и организован! свою маленькую IT-комнанию. Добившись результата, вышли на новый уровень, к нам присоединился инвестор и дат большую сумму денег. Эти деньги, к сожатснию, нас погубили, мы их очень быстро потратили, не получив ожидаемого результата.

После этого я приехат в Москву, чтобы закрыть определенные недостатки. Я вам скажу, что нет бизнеса без «критической точки». И вот я в нее попат и сейчас пытаюсь выбраться и очень рад тому, что прошел этот путь разорения, который заставил меня искать выход из ситуации. Приехав в Москву, я записывался на тренинги, работал на компании и после этого как-то нарвался на тренинг о бизнесе, где давали элементарные знания. Сначала это показалось мне смешным, а потом начало нравится. Я сразу же написал им и очень быстро с ними познакомился".

Большой проблемой нашего общества оказывается отсутствие укорененности в религиозной традиции. Это вызвано прерванностью соответствующей отечественной традиции, свойственной промышленникам и меценатам России вплоть до 1917 г. и утраченной в результате большевистского переворота.

Западные ценности настойчиво стучатся к нам в дверь. А верующие люди видят впереди вечную жизнь, понимают, что на земле мы странники и должны творить Волю Божию, стремиться к своему Творцу. Исполнение Воли Божией у христиан проявляется в соблюдении заповедей. Существуют законы бизнеса, они распространяются на всех в экономической сфере, но есть и непреложный нравственный закон.

У православного человека законы бизнеса преломляются через «призму нравственности» — религиозную совесть. Православный предприниматель смотрит на свою миссию, как на служение людям, он старается нести в мир красоту, добро. То, что имеет православный — тому он не хозяин, отчет за использование «своей» собственности он дает Богу. Поэтому перед собой ставится вопрос: кому здесь на земле служит твой бизнес? Э го отражается на характере и ограничениях предпринимательской деятельности. Ничто, разрушающее человека физически или нравственно, неприемлемо. Как можно делать деньги на убийстве (через табак, алкоголь и т. п.)? Для православных это недопустимо. Понятно, что деньги не должны становиться кумиром. Материальные ценности могут служить человеку, а могут оказаться губительными, если они стали самоцелью.

Как и другие предприниматели, православные подвергаются искушениям — впасть в гордость, сребролюбие. «Не любите мира, ни того, что в мире». Миролюбие (приверженность земным вещам) в православии считается тяжелым грехом. Любое дело делается ради Бога, делается как следует. Глава предприятия может показывать своим примером право и истину. В бизнесе таких предпринимателей обычно делается установка на долгосрочную работу. В наши дни приходится исправлять неправильное отношение к бизнесу, которое у многих сложилось в 1990;е гг., делать свой бизнес более устойчивым — как в материальном, так и в нравственном плане.

Предприниматели учатся испытывать чувство радости от своего дела. Счастье можно почувствовать, когда Бог касается сердца, а это происходит, если человек смиренно осуществляет свой подвиг в бизнесе в наших непростых условиях. Православные знают, что «если много зла делать, эта злоба живет в человеке и разрушает его изнутри» (так говорит санкт-петербургский священник А. Мороз). А с Божией помощью человек очищается от грехов, имеет надежду на спасение, получает силы на ведение своего бизнеса.

Нельзя забывать, что деловая этика должна быть экономически обоснована. Сначала предпринимателю нужен денежный поток, обеспеченный коммерческими сделками, и прибыль. Но этого недостаточно. Будучи верующим человеком, православный всегда тяготеет к аскетизму и стремится познать суть профессии, постепенно обнаруживая в своей работе какой-то смысл кроме простого заработка. Эта деятельность может стать одним из путей приближения к Богу. Таким образом, труд предпринимателя постепенно наполняется смыслом для сообщества, в котором он (она) трудится. Это уже не труд только ради сделок с максимальной прибылью, но интуитивное стремление повысить свою востребованность. Когда человек востребован, он понимает, зачем живет и где и как ему раздобыть «на хлеб».

Поэтому религиозная этика не должна призывать к отказу от прибыли; она обязательно предполагает выгоду хотя бы в некоторой перспективе. Но она должна учить человека отрабатывать «свой хлеб» — те деньги, которые он получает от потребителей. Ибо только тогда возникает доверие как условие для совместного творчества и инноваций.

Так, П. В. Базунов заметил: «Если я вписался куда-то, то я там до конца. Нужна бескомпромиссность к искушениям, к таким соблазнам, как обман, быстрый разовый доход (спекуляция). Следование же правде (важнейший этический принцип) является выражением любви и актом человеческой воли. Чем больше ты ей следуешь, тем сильнее твоя воля, тем глубже любовь, тем больше людей вокруг тебя собираются и стремятся взаимодействовать с тобой. Это и ведет к настоящему успеху»[15].

Религиозные люди стремятся принимать этичные решения и в хозяйственной сфере, и в любой другой. Как известно, «не тот богат, кто много имеет, а тот, кто ни в чем не нуждается». Вот эту способность ни в чем не нуждаться, кроме Бога, уважать себя, быть независимым и свободным от искушений, от зависти, страха и гордости воспитывает православное мировоззрение. Практическое его осмысление дается предпринимателем: «Именно в русской культуре люди особенно ценят поступки по совести, обнаженность души. На это и надо опираться, занимаясь бизнесом в России: если вдуматься, жизнь по совести и есть бесконечный поиск правды. Мы часто слышим: „Возлюби ближнего своего“. Но как это сделать в реальности? Профессия же открывает каждому из нас такую возможность, так как позволяет нам духовно совершенствоваться, тренировать свою любовь, познавать Бога, созидая трудом, но оставаясь при этом в общественном служении»[16].

Вера — акт воли, а не выбор между вариантами проведения досуга. Она проявляется во всей жизни. Православный предприниматель, как целостная личность, способная откликнуться на чужую беду, знает, что «вера без дел мертва, как и дела без веры». Дела православных предпринимателей не получают широкой известности в силу действия христианской заповеди: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне», но в наши дни некоторые предприниматели уже выбирают большую открытость[17].

Возможны различные способы влияния на общество. Малочисленность, даже некоторая «элитарность» православных предпринимателей не служит им в упрек. Возможно, православные научились привлекать «сильных мира сего» и таким образом влиять на российское общество? Существует точка зрения, что желание мирского успеха замешано на страстях, поэтому не будем оценивать результаты такого влияния земными мерками. Смирение человека, напротив, способствует Промыслу Божию. Обладая необходимыми навыками и ресурсами, религиозно мотивированные предприниматели, по нашему мнению, способны сыграть существенную роль в развитии российского государства.

Мы уверены, что не надо противопоставлять православное предпринимательство и другие эффективные и законные бизнес-модели, работающие в России. В нашей национальной бизнес-модели у нас всегда найдутся естественные союзники по всему миру. Анализ примеров мусульманского бизнеса показывает, что исламские предписания, касающиеся экономической деятельности, носят более общий характер, чем христианские, и в общем не противоречат православным заповедям. Так, в Коране неоднократно подчеркиваются следующие фундаментальные принципы правильного поведения в бизнесе[18]:

  • • свобода предпринимательской деятельности и заключения договора;
  • • справедливость;
  • • законность;
  • • этичное поведение управляющих и подчиненных;
  • • благотворительность и милосердие.

Это позволяет объединяться предпринимателям, принадлежащим разным религиям. Нужно быть субъектом и самостоятельно выбирать жизненную позицию в соответствии со своим мировоззрением, не отвергая возможность иного пути для других.

Подчеркнем, что ни в коем случае не должно быть превосходства — превозношения — одних предпринимателей над другими на религиозной или иной мировоззренческой почве. В России в рамках действующего законодательства возможны различные этические основы бизнеса (например, разные религии).

Как быть одновременно верующим человеком и успешным предпринимателем? Это, несомненно, вызов, и многие его принимают. Криминальные элементы в своих действиях ничем не связаны, кроме закона, который они ищут способ «обойти». Л религиозно-мотивированный предприниматель находится на особой позиции: помимо исполнения государственных законов он еще берет на себя дополнительные обязательства (например, осознает корпоративную социальную ответственность), накладывает нравственные ограничения на собственные решения, осуществляет добровольный вклад в общество. Он становится полноценным субъектом бизнессреды, а не объектом безликих рыночных сил. Простая созерцательность, так ценимая в православии, не снимает с предпринимателя ответственность за хозяйственную деятельность.

Пример из практики

В Санкт-Петербурге создан Союз православных предпринимателей, которые объединились вокруг духовно-просветительского центра в Большом Гостином Дворе, где уже освящен храм во имя преподобного Серафима Вырицкого. Основатель Союза В. К. Жукович пояснил: «Можно сказать, что православный бизнес — это „дом на камне“ из Евангелия. Необходимо учить предпринимателей не только получать прибыль, но и развивать среду, в которой они действуют. Чувствуется недостаток навыков принятия этичных деловых решений. Нужен обмен опытом, чтобы можно было учиться друг у друга».

У Союза, безусловно, есть ряд благотворительных проектов[19], но общий подход к развитию этого дела — стремиться не к количеству (участников, мероприятий, объему потраченных средств), а к качеству, поскольку усилия православных предпринимателей направлены в будущее, и важно каким это будущее будет построено в России. Эффективны усилия предпринимателей будут только в случае согласованности действий всех заинтересованных сторон. Этой позицией Союз руководствуется в своей деятельности.

При проектировании совместного действия можно применять принцип общинное™. Сейчас, когда в экономике складывается ситуация постоянного спада, появились хорошие условия для взаимодействия между предпринимателями сходных мировоззренческих позиций. Авантюристам в бизнесе сейчас уже нет места, они в тяжелых условиях не выживут. Православные предприниматели «возвращаются к земле», осваивают реальный сектор экономики, участвуют в импортозамещении, и, будем надеяться, их бизнес будет успешно развиваться.

  • [1] Конкурентоспособность русского православия // Конкуренция и рынок. 2013. № 5 (61)2013. С. 98.
  • [2] Волобаев А. Как выжить православному предпринимателю в современном российскомбизнесе. Цель и метод. М.: Изд-во Православного братства святителя Филарета, митрополита Московского, 1997.
  • [3] Ерастов В. С. Православное предпринимательство. Сарапул: Сарапульская типография, 2012.
  • [4] Агеев А. Творчество, озаренное идеалами // Однако. 2014. № 10 (119).
  • [5] Музей меценатов, предпринимателей и благотворителей. URL: www.muzeum.me.
  • [6] См., например: Экземплярский В. И. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев, 1910.
  • [7] См., например: Симонов В. В. Церковь, общество, хозяйство. М.: Наука, 2005.
  • [8] Поданным Всеобщей переписи населения 2010 г.
  • [9] Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 75—76.
  • [10] Этический кодекс православного предпринимателя / под рсд. С. А. Шарапова // Союзправославных предпринимателей. URL: http://soyuzpp.ru/about/kodeks.html.
  • [11] Кол. 3:23,24.
  • [12] Аксёнова Е. А. Профессиональные ценности неотделимы от духовно-нравственных ценностей // Опора-созидание. 2013. 24 декабря. URL: http://opora-sozidanie.ru/?p=4595.
  • [13] См., например: ОАО «Завод АТИ». URL: www.zavodati.ru.
  • [14] Наставники новой генерации мусульманского бизнеса// Ислам сегодня. 2012. 14 июня. URL: http://islam-today.ru/ekonomika/nastavniki_novqj_generacii_musulmanskogo_biznesa.
  • [15] Интервью с П. В. Базуновым 3.09.2014 г. в Санкт-Петербурге.
  • [16] Интервью с П. В. Базуновым 3.09.2014 г. в Санкт-Петербурге.
  • [17] См.: Бизнес — не только возможность зарабатывать деньги // Новард. 2014. 1 октября. URL: http://novard.ru/pressroom/publications/2014/10/01/2769.
  • [18] Бизнес по-исламски // Ислам.ру. 2012. 22 октября. URL: http://www.islam.ru/content/economica/biznes_po_islamskiy.
  • [19] См.: Союз православных предпринимателей. URL: www.soyuzpp.ru.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой