Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Факторы, ограничивающие развитие познавательных процессов в зрелом возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этот момент усиливается и тем, что проблема устаревания знаний особенно актуальна для людей среднего возраста, потому что школьное и вузовское образование закончилось у них много лет назад и — что не менее важно — продолжительность трудовой деятельности большинства взрослых людей в нашем столетии заметно увеличилась. Так, если в 1900 г. она составляла 21 год, в 1980 г. — 37 лет, то в первом… Читать ещё >

Факторы, ограничивающие развитие познавательных процессов в зрелом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К числу такого рода факторов относятся как прямые причины снижения интеллектуального уровня, вызванные сосудистыми поражениями мозга в виде инсультов и инфаркта мозга, вследствие резкого сужения (вплоть до временной непроходимости) кровеносных сосудов, приводящего к разрушению или омертвлению тканей мозга, так и косвенные факторы. Косвенные причины снижения интеллектуального уровня связаны с тем, что на познавательную деятельность пожилых людей влияют психологические ожидания, психическое здоровье и другие факторы. Эта группа причин проявляется в неуверенности в своей памяти, восприятии и мышлении. Пожилым людям кажется, что они нс в состоянии делать то, что им удавалось ранее. Они заранее ожидают, что станут беспомощными и зависимыми от других и частично потеряют контроль над собственной жизнью. Люди, которые так думают, действительно часто утрачивают компетентность и контроль над обстоятельствами. У них меньше самоуважения, они проявляют меньшее упорство и реже пытаются достичь результата. Этот своеобразный циклический процесс иногда называют выученной, или приобретенной, беспомощностью. Депрессия как симптом ослабленного психического здоровья вызывает снижение внимания и способности сосредоточиваться и, как следствие, снижение интеллектуального уровня.

К числу прочих факторов снижения познавательной сферы относятся:

  • 1) физическое состояние — физическая форма влияет как на способность человека справляться с физическими задачами, так и на его способность решать умственные задачи. Люди, находящиеся в лучшей физической форме, показывают лучшие результаты при выполнении самых разнообразных заданий;
  • 2) пищевая недостаточность, неправильное питание или хроническое недосыпание, связанное с болезнью, беспокойством, депрессией, горем или страхом, — эти факторы могут нарушать мыслительный процесс как у молодых, так и у пожилых людей;
  • 3) злоупотребление алкоголем — употребление алкоголя в течение длительного времени, даже в умеренных дозах, приводит к ухудшению первичной и вторичной памяти, а также к снижению умственной деятельности в целом;
  • 4) прием лекарств — лекарственные средства, принимаемые как по назначению врача, так и используемые для самолечения (от снотворных до обезболивающих и понижающих артериальное давление препаратов), имеют побочным действием снижение уровня бодрствования и ослабления внимания;
  • 5) интеллектуальная бездеятельность — после продолжительных периодов болезни, социальной изоляции или депрессии некоторые люди нс возвращаются к прежнему уровню умственной деятельности.

Условия, способствующие развитию познавательных процессов в зрелом возрасте

К такого рода факторам можно отнести:

  • • во-первых, весь комплекс условий, снижающих проявление косвенных и прочих причин, отрицательно влияющих на познавательную деятельность человека;
  • • во-вторых, включенность представителей зрелого возраста в образовательную или творческую деятельность, процессы самосовершенствования или переподготовки. Так, например, у людей с высоким образовательным уровнем оценки многих интеллектуальных способностей продолжают с возрастом повышаться. При этом умственные способности, относящиеся как к текучему, так и к кристаллизованному интеллекту, на протяжении почти всего периода взрослости либо возрастают, либо остаются на прежнем уровне, понижаясь только тогда, когда человек достигает возраста свыше 60 лет;
  • • в-третьих, совершенствование когнитивных способностей в процессе профессиональной деятельности. Как известно, у большинства людей среднего возраста условием, способствующим дальнейшему развитию когнитивных навыков, является работа. Их когнитивные способности тесно связаны с предъявляемыми к ним требованиями. Люди, чья трудовая деятельность отличается большой сложностью и разноплановостью, показывают в тестах на гибкость умственных способностей более высокие результаты, чем те, кто занят однотипным трудом.

Этот момент усиливается и тем, что проблема устаревания знаний особенно актуальна для людей среднего возраста, потому что школьное и вузовское образование закончилось у них много лет назад и — что не менее важно — продолжительность трудовой деятельности большинства взрослых людей в нашем столетии заметно увеличилась. Так, если в 1900 г. она составляла 21 год, в 1980 г. — 37 лет, то в первом десятилетии XXI в. она приближается к 45−50 годам. Поэтому знания, необходимые нам в трудовой деятельности, нельзя приобрести лишь во время формального обучения. Человек должен обновлять их всю свою жизнь. Показано, что зрелые люди, которым в процессе работы часто приходится полагаться лишь на себя (много думать, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения), также демонстрируют высокий уровень интеллектуальной гибкости. Особенно это касается тех, чья работа связана с повышенной ответственностью и кому приходится принимать самостоятельные решения — оба эти фактора способствуют дальнейшему когнитивному развитию. Кроме того, людям среднего возраста, обладающим когнитивными способностями и навыками, необходимыми для овладения новыми знаниями, и гибкостью, позволяющей взяться за более сложную работу, легче приспособиться к меняющимся условиям труда.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой