Социально-педагогическая характеристика процесса развития личности
Внутренний педагогический процесс, по мнению ?. Ф. Каптерева, представляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической… Читать ещё >
Социально-педагогическая характеристика процесса развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные понятия: развитие, процесс развития, социальное развитие, социум, педагогический процесс, внутренний и внешний педагогический процесс, образовательный процесс, педагогический потенциал социума, социально-педагогическая составляющая процесса социального развития, факторы социального развития, цель социального развития, организационные формы социального развития, критерии эффективности социального развития.
Понятие и сущность процесса социального развития личности
Понятие «развитие» — это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития — становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения, а социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.
Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Под развитием личности, по мнению И. Ф. Харламова, следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.
Понятие «процесс» происходит от лат. processus — прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.
В современной педагогической литературе имеет место понятие «процесс социального развития». Однако единого подхода к пониманию его сущности нет.
Наиболее типичными являются подходы педагогов (В. А. Сластенин, Т. А. Стефаиовская, П. Ф. Кангерев) к рассмотрению процесса развития личности через призму педагогического взаимодействия: а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников для решения развивающих и образовательных задач; б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего.
Выражение «педагогический процесс» введено и раскрыты его сущность и содержание в труде ?. Ф. Каптерева «Педагогический процесс» в 1904 г.
Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере сс сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний педагогический процесс.
Внутренний педагогический процесс, по мнению ?. Ф. Каптерева, представляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны» .
Внутренний педагогический процесс может отражать общую картину развития человека; своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе; развитие, обучение и воспитание конкретного человека.
Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению ?. Ф. Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове „культура“, то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества и несет в себе социально-педагогическое содержание. Между внутренним и внешним педагогическими процессами, касающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимообусловленность, представляющие целостный характер процесса социального развития личности.
Процесс социального развития — это взаимодействие социальной среды и человека, направленное на развитие его социальных способностей к решению проблем социализации социально-педагогическими средствами в специальных или естественных условиях социума. Он, разумеется, несет в себе педагогические (образовательные) возможности, реализует их в соответствии с уровнем своих социальных потребностей и социальных способностей, по своему усмотрению.
Его целью по отношению к отдельному человеку является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою проблему социализации.
В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Изложенное позволяет определить процесс социального развития как последовательное закономерное качественное изменение соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.). Для него характерна целесообразная последовательность действий, отражающая суть социально-педагогической деятельности, взаимодействие с социальной средой, обеспечивающие достижение определенной цели социального развития.
Таким образом, социальное развитие представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего педагогических процессов. При этом внешний процесс строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль — наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию педагогического потенциала социума.
Системообразующим фактором социального развития выступает его цель (социальный идеал), обусловленная соответствующей социально-педагогической деятельностью.