Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Поднадзорные объекты при надзоре за следствием и дознанием

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», особое внимание прокуроры должны обращать на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного… Читать ещё >

Поднадзорные объекты при надзоре за следствием и дознанием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К объектам прокурорского надзора относятся органы, осуществляющие следствие, дознание.

Предварительное следствие осуществляют:

  • • Следственный комитет РФ;
  • • Следственный департамент МВД России и его структурные подразделения;
  • • следственные подразделения ФСБ России;
  • • следственные подразделения ФСКН России.

Органами, осуществляющими дознание, являются:

  • • МВД России;
  • • Пограничная служба ФСБ России;
  • • ФСКН России;
  • • федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (входит в систему МЧС России);
  • • ФССП России;
  • • ФСИН России;
  • • ФТС России.

Поднадзорными объектами являются некоторые должностные лица, осуществляющие функции дознания, т. е. ряд неотложных процессуальных действий. Так, неотложные следственные действия могут проводить:

  • • командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
  • • капитаны морских, речных судов, находящихся в автономном плавании;
  • • начальники геолого-разведывательных партий и зимовок;
  • • главы дипломатических представительств и консульских учреждений.

Полномочия прокурора при надзоре за следствием и дознанием

Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела имеет задачей установить наличие или отсутствие оснований для расследования уголовного дела. Для возбуждения уголовного дела необходимо наличие законного повода и основания. Поводом к возбуждению уголовного дела является заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Заявления и сообщения о преступлении обязаны принять различные органы, осуществляющие следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, и прежде всего органы внутренних дел.

Задача прокурора состоит в обеспечении учетно-регистрационной дисциплины, законности сроков регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, законности способов проведения доследственной проверки материалов о совершенных преступлениях, в соблюдении сроков указанной проверки, и, наконец, в законности принятых по существу решений.

Порядок приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях определен ведомственными инструкциями, принятыми практически во всех ведомствах, осуществляющих прием таких заявлений и сообщений.

Обеспечивая законность приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять непосредственно в органах внутренних дел и иных органах исполнение законов и подзаконных актов при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, вправе требовать от должностных лиц материалы о совершенных преступлениях, получать объяснения от должностных лиц, ответственных за регистрацию заявлений и сообщений, а также — ответственных за проведение доследственной проверки материалов, давать письменные указания по вопросам ее проведения.

Осуществляя проверку учетно-регистрационной дисциплины, прокурор, для выявления нарушений закона, изучает следующие документы: журналы и книги учета сообщений о преступлениях, происшествиях, журналы учета преступлений, учета информации, полученной по телефону, телеграфу, учета лиц, доставленных в орган внутренних дел, а также журнал учета материалов, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, и иные учетнорегистрационные документы.

Для повышения эффективности проверки указанные документы следует сопоставлять со сведениями о криминальных травмах, полученными из медицинских учреждений, с результатами медицинского освидетельствования трупов с признаками насильственной смерти, с данными об обращении граждан в страховые компании по поводу выплаты страховых сумм в связи с совершенными в отношении них преступными действиями, с материалами, полученными из средств массовой информации.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», особое внимание прокуроры должны обращать на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного следствия; соблюдения порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях, сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления этих сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений. При этом проверяется, не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия; правильно ли применены нормы материального и процессуального права; уведомлен ли заявитель о результатах разрешения его сообщения; разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.

Большое значение для соблюдения законности в стадии возбуждения уголовного дела имеет соблюдение сроков проведения доследственной проверки. По общему правилу проверка должна быть проведена в течение трех суток с момента регистрации заявления или сообщения о преступлении. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить ее срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления (ст. 144 УПК РФ).

Надзирая за законностью проведения доследственной проверки, прокурор должен иметь в виду, что до возбуждения уголовного дела субъекты проверки вправе проводить ограниченное количество следственных и иных процессуальных действий. Содержание доследственной проверки заявлений и сообщений о преступлениях определено в ч. 1 ст. 144 УПК РФ. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 148 УПК РФ копия постановления следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела направляется прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения с целью проверки его законности и обоснованности.

Прокурор обладает правом отмены как незаконного или необоснованного постановления о возбуждении уголовного дела, так и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителям и геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок нс позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок надзирающий прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, он обязан выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

Типичными нарушениями закона, допускаемыми на стадии возбуждения уголовного дела, являются: незаконный отказ в регистрации заявления о преступлении, неполнота проведенной проверки, нарушение сроков и способов проведения доследственной проверки, вынесение незаконного или необоснованного итогового решения по результатам этой проверки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой