Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Валютно-финансовые системы европейских стран, не присоединившихся к еврозоне

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В действующий с 2002 г. Закон «Валютное право» были внесены поправки с учетом требований Европейского союза. Этот закон открывает возможность для свободного перемещения капитала и платежей; допускаются только те ограничения, которые предусмотрены Договором о Европейском союзе. Указанный закон регулирует валютный оборот (валютные операции с зарубежными странами, а также валютные операции внутри… Читать ещё >

Валютно-финансовые системы европейских стран, не присоединившихся к еврозоне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Европейские страны, нс присоединившиеся к зоне евро, существенно отличаются по уровню экономического развития, степени устойчивости их экономик к воздействиям долгового кризиса в ЕС и глобального финансового кризиса.

В отдельную группу можно выделить страны, экономика и валютнофинансовые системы которых не соответствуют Маастрихтским критериям конвергенции стран еврозоны: это Дания, Великобритания и Швеция. Эти страны пока не рассматривают вопрос о присоединении к еврозоне.

Другая группа стран заявила о своем желании быть в будущем в еврозоне, но пока их экономика не соответствует необходимым требованиям, сформулированным в Маастрихтском соглашении, а кроме того, кризисные шоки, которые переживает экономика стран ЕС, оказали влияние на их экономику, что также задерживает процесс их присоединения к еврозоне.

К числу этих стран относятся: Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Румыния и Хорватия.

Дания сохранила национальную валютно-финансовую систему, поскольку формулировки и критерии конвергенции стран ЕС не в полной мере отвечали национальным интересам страны. В свою очередь, Великобритания, которая первоначально ратифицировала Маастрихтские соглашения, одобрив критерии, которым должны соответствовать страны, вступающие в Европейский валютный союз, впоследствии приняла решение отложить процесс присоединения к зоне евро на далекое будущее. В соответствии с европейским правом Дания и Великобритания смогут решить вопрос об интеграции в еврозону только при положительном решении парламента либо проведении референдума.

Именно такой правовой подход использовала Швеция, где по итогам проведенного референдума был сформулирован отказ от присоединения к еврозоне и не предпринимается мер, направленных на достижение соответствия Маастрихтским критериям. Тем не менее Швеция, как и другие европейские страны, имеющие тесные внешнеэкономические связи с ЕС, испытывает «эффект притягивания», заставляющий при принятии экономических решений учитывать интересы стран еврозоны.

В валютно-финансовой системе Швеции ведущее место занимает центральный банк — Риксбанк (Sveriges riksbank), образованный в 1668 г. Центральный банк обладает монополией на эмиссию национальной валюты — шведской кроны. Как регулирующий орган Риксбанк решает задачи денежно-кредитной и валютной политики:

  • — сдерживание инфляции на низком (2%) и устойчивом уровне и поддержание ценовой стабильности;
  • — формирование и контроль денежно-кредитной политики;
  • — осуществление рефинансирования коммерческих банков;
  • — управление золотовалютными резервами;
  • — налаживание эффективного и безопасного платежного оборота с помощью объединяющей все шведские банки электронной системы расчетов центрального банка Швеции — RIX.

Осуществляя борьбу с кризисом, Риксбанк впервые за свою деятельность в целях сохранения ликвидности на внутреннем рынке с июля 2009 г. ввел отрицательные ставки по банковским депозитам, делая невыгодным уход денежных ресурсов со свободного рынка. Стремясь преодолеть кредитный голод, Риксбанк установил ставки по операциям РЕПО на уровне +0,25%, ставки по его кредитам — +0,75%, а по депозитам —0,25%. Эта мера направлена на стимулирование деятельности банков на кредитном рынке.

В рамках проводимой валютной политики, для того чтобы ослабить курс национальной валюты, которая существенно укрепилась против евро, что снижало эффективность шведского экспорта на европейский рынок, центральный банк Швеции начал процесс снижения базовой процентной ставки, понизив ее в феврале 2015 г. до 0,1%, а в марте 2015 г. — до 0,25%. Эта мера по ослаблению курса шведской кроны была дополнена Программой выкупа активов. Покупка государственных облигаций с погашением до пяти лет на 30 млрд шведских крон направлена на сдерживание скатывания экономики в дефляцию.

Для контроля за деятельностью участников национального финансового рынка была создана Финансовая инспекция, под надзором которой находятся 117 банков, 150 финансовых институтов, работающих на рынке ценных бумаг, Стокгольмская фондовая биржа, страховые компании, брокерско-клиринговая корпорация и другие институты финансового рынка.

Шведские банки объединены в Ассоциацию коммерческих банков (АКБ), в которую входят также и финансовые компании, ипотечные институты, филиалы иностранных банков. Деятельность АКБ ориентирована на тесную интеграцию с ЕС через участие в таких организациях, как Европейская банковская федерация, Европейская ипотечная федерация, Еврофинанс и Евроаренда.

Наиболее активными участниками валютного рынка Швеции и мирового валютного рынка являются коммерческие банки, представленные четверкой крупнейших банков — Swedbank, Nordea, Handelsbanken, SEB, которые предлагают широкий набор услуг и вышли на валютно-финансовые рынки других стран Северной Европы и Балтии.

Наряду с универсальными банковскими концернами шведский рынок банковских услуг представлен сберегательными, иностранными и кооперативными банками. С 1986 г. валютно-финансовый рынок Швеции открыт для иностранных банков, которые превратились из дочерних структур крупных банков соседних стран Северной Европы в самостоятельные банки, работающие на шведском валютном и финансовом рынках. Крупнейшим среди иностранных банков в Швеции является Danske Bank (Дания), который в результате покупки шведского банка Estata Enshilda Bank но размерам активов занял пятое место в рейтинге крупнейших банков Северной Европы и 44-е место среди крупнейших банков мира1.

Учитывая универсальный характер операций шведских банков и широкий охват деятельности финансовых институтов, в настоящее время банковско-финансовый сектор Швеции не только играет важную роль в создании рабочих мест, где занято около 3,3% трудоспособного населения и производится около 5% ВВП страны, но и превратился в важную экспортную отрасль, поскольку большая часть доходов крупнейших шведских банков формируется за пределами страны[1][2].

В стратегии деятельности шведских банков и финансовых институтов используется принцип поддержания здорового баланса между прибыльностью и рисками, что гарантирует выполнение обязательств, принятых перед клиентами, надежную защиту прав потребителей, гарантию защиты их доходов и разумные условия для размещения их средств, получение корректной и четкой информации о предлагаемых услугах и связанных с ними расходах и рисках.

В результате эффективной работы шведских банков и финансовых институтов население страны является активным держателем различных финансовых активов. По данным финансовой инспекции Швеции, которая работает в соответствии с регулятивными требованиями ЕС, количество финансовых активов, которыми владеет население Швеции при пересчете на одного жителя страны, является самым высоким в Европе. Так, акциями владеют 33% шведских семей, а паями в инвестиционных фондах — 57%. Добровольное страхование жизни осуществляют 56% шведов, добровольным пенсионным страхованием охвачено 45% граждан страны1. Дальнейший рост значения банковского сектора для шведской экономики предопределен растущей глобализацией и интеграцией финансовых рынков отдельных стран.

Результатом эффективного функционирования валютно-финансовой системы Швеции является формирование официальных валютных резервов страны. Однако в условиях неблагоприятной ценовой конъюнктуры на рынке энергоносителей в 2014 г. и сокращении валютной выручки размер золотовалютных резервов на конец этого года сократился на 1,5% и составил 65, 223 млн долл., включая золото (125,66 т). В то же время за 2014 г. государственный долг увеличился на 4,9%, составив 177 млрд долл, и внешний долг вырос на 7,4%, достигнув 1,1 трлн долл[3][4].

Валютно-финансовая система Великобритании сформировалась под влиянием монетарных либеральных теорий экономического развития, является самостоятельной влиятельной составляющей экономической системы страны и отвечает интересам реализации валютной политики, направленной на укрепление позиций страны на мировом финансовом рынке. Ведущая роль в реализации валютной политики Великобритании принадлежит Министерству финансов, которое наряду с проведением в жизнь налоговой политики осуществляет формирование госбюджета и контроль за его исполнением, активно участвует в развитии международных финансовых отношений Великобритании, в том числе в рамках ЕС.

В систему Министерства финансов входят также несколько исполнительных агентств национальных сбережений: Королевский монетный двор, Агентство по оценке имущества, Служба национальной статистики, Британская служба таможен и доходов. Ввиду того что функции управления государственными заимствованиями в результате финансовой реформы были переданы от Банка Англии Министерству финансов Великобритании, при нем было создано Агентство по управлению госдолгом.

Валютная политика Великобритании долгое время была связана с использованием в той или иной степени преимуществ международной роли фунта стерлингов. В начале XX в. фунт стерлингов играл роль мировой валюты, а в рамках Бреттон-Вудской валютной системы он официально, как и доллар, получил статус мировой валюты, но постепенно уступил свои позиции американской валюте на мировом валютном рынке, хотя продолжает оставаться резервной валютой, которую страны включают в свои официальные золотовалютные резервы.

Долгое время за фунтом стерлингов сохранялась роль резервной валюты для тех стран, которые входили в стерлинговый блок, образовавшийся в 1931 г. В этот блок входили колониальные владения Индия и Пакистан, английские доминионы (Австралия, Новая Зеландия, Цейлон, Южно-Африканский Союз, Гана), а также некоторые страны, нс входящие в Британское содружество наций (Бирма, Ирак, Иран, Иордания, Исландия, Ливия).

Благодаря стерлинговому блоку происходило упрочение позиции национальной валюты Великобритании, в которой осуществлялись через Лондон международные расчеты внутри блока, а также со многими странами за его пределами. Члены стерлингового блока держали значительную часть своих валютных резервов в английских банках и стерлинговых ценных бумагах. Такой порядок обеспечивал широкий доступ к ресурсам членов стерлингового блока и постоянное поступление валютной ликвидности, в результате чего и достигалась в значительной степени стабильность валюты Великобритании.

Великобритания имеет большой опыт использования валютного контроля, который распространялся и на «стерлинговую зону». По Закону о валютном контроле 1947 г. Казначейство Великобритании контролировало деятельность банков, фирм и физических лиц, осуществляющих операции с валютой, золотом, ценными бумагами и другими ценностями. Закон определил порядок предоставления Казначейству всякого рода сведений и информации о совершаемых рыночными агентами валютных операциях, а также устанавливал меры ответственности за нарушение Закона о валютном контроле.

В условиях либерализации валютной политики в 1979 г. валютный контроль был отменен, а стерлинговая зона прекратила свое существование. Валютная политика Великобритании строится на принципе валютного суверенитета, и поэтому вопрос о присоединении к единой европейской валюте остается нерешенным. Согласно результатам проводившихся опросов населения, большая его часть не поддерживает возможность отказа от британского фунта стерлингов и введение евро. Несмотря на то что Великобритания является членом ЕС, использование национальной валюты рассматривается как важный инструмент реализации экономической политики страны.

Широко развитую институциональную систему валютно-финансового рынка Великобритании возглавляет Банк Англии (Bank of England), который осуществляет функции государственного центрального банка. Образованный в 1694 г. и функционировавший как частный банк, в 1946 г. он был национализирован. В настоящее время Банк Англии разрабатывает денежно-кредитную политику, осуществляет эмиссию наличных денег, хранение золотовалютных резервов, открывает вклады и выдает ссуды коммерческим банкам и другим депозитным учреждениям, а также осуществляет контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков. С мая 1997 г. Банк Англии обладает правом установления процентных ставок.

В соответствии с текущим бюджетом цели по их фиксации считаются достигнутыми, если удалось обеспечить годовую инфляцию на уровне, не превышающем 2%. Решения по уровню процентных ставок принимаются Комитетом по денежной политике (MPC, Monetary Policy Committee), заседания которого созываются ежемесячно. Участие Банка Англии в регулировании рынка национальной валюты («операции на открытом рынке») — важнейшая составляющая денежно-кредитной политики государства. Эти операции осуществляются путем купли-продажи краткосрочных государственных ценных бумаг. Банк также осуществляет операции на валютном рынке и является держателем «балансирующего счета по валютообменным операциям» (exchange equalisation account).

Второй уровень банковской системы Великобритании заполняют депозитные институты. К ним относятся:

  • коммерческие банки, которые привлекают средства в основном за счет открытия чековых счетов до востребования (вкладов, против которых могут быть выписаны чеки; к ним относятся вклады до востребования, счета с оговоренным порядком изъятия и счета с автоматическим переводом средств (ATS-счета)), сберегательных и срочных счетов;
  • инвестиционные банки, которые предоставляют долгосрочные кредиты и финансируют экономических агентов, занимаясь эмиссионно-учредительными операциями;
  • сберегательные банки принимают мелкие вклады, а аккумулируемые средства вкладывают в ценные бумаги. Среди них различают:
  • — взаимно-сберегательные банки, клиенты которых одновременно являются и их собственниками, т. е. кооперативные банки;
  • — фондовые сберегательные банки — акционерные банки;
  • — гарантийные сберегательные банки, которые имеют две категории вкладчиков, отличающихся по условиям получения процентного дохода: «обычные вкладчики» получают, но своим вкладам фиксированный процент, а «специальные вкладчики» — процент, зависящий от финансовых результатов деятельности банка.

Глобальный финансовый кризис 2007—2008 гг. существенно повлиял на банковскую систему Великобритании, поскольку у английских банков накопились обязательства по американским ипотечным облигациям, займам и другим финансовым инструментам. Падение курса американского доллара привело к понижению курса финансовых активов, что спровоцировало падение стоимости акций и банкротство банка Northern Rock, которое сопровождалось падением курса акций других крупных ипотечных банков Великобритании, в том числе — Alliance & Leicester (на одну треть) и Bradford & Bingley (на 15%).

Деятельность Банка Англии в этот период была направлена на улучшение экономической ситуации, поскольку инфляция в начале глобального финансового кризиса в 2007 г. составила 3,1%, а безработица достигла почти 7%.

Для достижения целевого уровня инфляции, составляющего 2%, Банк Англии предпринял меры, которые должны позволить Комитету по валютной политике достичь стабилизации валютного рынка и помочь кредитным институтам:

— обмен государственных ценных бумаг на сумму 50 млрд фунтов стерлингов на ипотечные ценные бумаги. Предпринять подобный шаг правительство было вынуждено после резкого падения акций RBS, Barclays,.

HBOS и некоторых других крупных банков в период обострения кризиса в октябре 2008 г.;

— троекратное понижение ключевой процентной ставки с 5,75 до 5% в конце 2007 г., которое затем продолжилось в 2009 г., когда базовая ставка была опущена до рекордно низкого уровня — 1,5%, а затем — до 0,5%.

Крупнейшие банки Royal Bank of Scotland (RBS) и HBOS получили кредиты на 61,6 млрд фунтов стерлингов (свыше 101 млрд долл.). Кроме того, правительство Великобритании выкупило 70% акций RBS за 20 млрд фунтов стерлингов (более 33 млрд долл.) в конце 2008 г., затем передало госпакет акций под контроль Управления по финансовым вложениям (UKFI, UK Financial Investments).

Второй крупнейший банк — HBOS, не сумевший справиться с кризисом, перешел в собственность банка Lloyds Banking Group за 29,3 млрд долл. Государственная помощь RBS и HBOS выделялась в рамках плана помощи банковской системе Великобритании.

В условиях глобального финансового кризиса были предприняты меры, но налаживанию рынка кредитования, чему способствовало совершенствование системы государственного страхования займов, продолжение выкупа облигаций (на 200 млрд фунтов стерлингов) в рамках политики количественных смягчений на денежном рынке, благодаря которой экономика была обеспечена необходимой ликвидностью, снижена напряженность на кредитном рынке, восстановлено потребительское кредитование и созданы условия для восстановления деловой активности малого и среднего бизнеса.

В процессе реализации мер, предпринятых для преодоления глобального финансового кризиса, происходило изменение объема официальных (валовых) резервов Великобритании, которые включают резервы правительства и резервы Банка Англии. По состоянию на конец 2013 г. они составили 131 млрд долл. США (на конец 2012 г. — 132 млрд долл. США), в том числе правительственные резервы — 106 млрд долл. США (в 2012 г. — 104 млрд долл. США) и резервы Банка Англии — 25 млрд долл. США (29 млрд долл. США) (рис. 5.2)'.

Изменения валовых золотовалютных резервов Великобритании.

Рис. 5.2. Изменения валовых золотовалютных резервов Великобритании, млрд долл. США.

Валютно-финансовая система Дании, являющейся членом ЕС, реализуется при сочетании принципа национального валютного суверенитета и общих требований Европейской системы центральных банков.[5]

В процессе либерализации валютной политики Дании, который был начат в 1964 г., и после принятия целого ряда поправок в 1988 г. в стране практически были сняты все валютные ограничения на трансграничные перемещения капиталов, включающие:

  • — прямые иностранные инвестиции в Данию и, соответственно, из Дании;
  • — получение займов компаниями в банках страны (включая зарубежные компании) и в зарубежных банках;
  • — репатриацию капитала, займов, процентов по депозитам, дивидендов, прибыли филиалов компаний, авторских гонораров, лицензионных платежей и других платежей за услуги;
  • — осуществление операций импорта и экспорта;
  • — осуществление портфельных инвестиций.

Несмотря на это, датские резиденты обязаны предоставлять определенную отчетную информацию, которая включает:

  • — требование к физическим лицам декларировать сделку на сумму более 60 тыс. крон (более 10 тыс. долл.) путем заполнения соответствующего формуляра для Национального банка Дании. Эти требования преследуют скорее цели статистического характера, чем валютного регулирования;
  • — требование к предприятиям, расположенным в Дании, предоставлять при открытии счета в иностранном банке декларации в Национальный банк Дании с указанием названия и адреса иностранного банка, типа и номера открываемого счета;
  • — требование к нерезидентам Дании, которые становятся резидентами страны и имеют счет в иностранном банке или иностранные ценные бумаги, депонированные в иностранных банках, подавать вышеуказанную декларацию нс позднее трех месяцев после получения статуса резидентов Дании.

Резиденты Дании (юридические и физические лица) могут осуществлять платежи до 60 тыс. крон (более 10 тыс. долл.) из Дании за границу и получать платежи из-за границы в Данию только через уполномоченного валютного посредника или Национальный банк Дании.

Институциональную структуру валютно-финансовой системы Дании возглавляет Национальный банк Оаптагкь А!айопа1Ъапк, который был основан в 1818 г. С 1914 г. он являлся единственным банком, который осуществляет операции для правительства. С 1936 г. Национальный банк Дании стал полностью независимым от правительства финансовым учреждением. Основной целью Национального банка Дании как независимого и авторитетного учреждения является обеспечение стабильности национальной валюты и управление государственным долгом Дании. В реализации валютной политики также участвует Министерство финанасов Дании.

Дания не является членом еврозоны, и в настоящее время вопрос о вступлении не обсуждается, так как опрос общественного мнения показал, что 60,6% датчан выступают против введения в стране евро и только 37,3% — за. Основная причина отказа от евро — желание датчан сохранить экономическую стабильность и независимость.

Национальной валютой Дании является датская крона, эмиссию которой осуществляет Национальный банк. В валютной сфере отношения Дании с Евросоюзом регулируются особым образом.

Национальный банк Дании имеет соглашение с Европейским центральным банком (ЕЦБ) в соответствии с Венским коммюнике от 26.09.1998 г. — Exchange Rate Mechanism II (ERM II), предусматривающее привязку курса датской кроны к евро и гак называемый центральный курс — 7,46 038 кроны за 1 евро. Обычные отклонения допускаются в пределах коридора ±0,15%; максимальное отклонение от центрального курса не должно превышать ±0,25%. При более значительных колебаниях предусматриваются валютные интервенции и другие меры Национального банка Дании. Стабильный курс кроны привлекает инвестиции в активы финансовых компаний и вложения на депозитах датских банков.

Из-за долгового кризиса в Европе международные инвесторы начали выводить свои активы в так называемые надежные гавани, к которым относится и Дания. Это привело к значительному укреплению курса датской кроны по отношению к евро. Для удержания курса кроны по отношению к евро в оговоренных с Комиссией ЕС пределах Национальный банк Дании в период с января по август 2012 г. был вынужден осуществлять массированные закупки иностранной валюты. В связи с этим валютные резервы Дании па конец июля 2012 г. достигли рекордно высокого за всю историю уровня и составили 85,7 млрд долл.

Национальный банк Дании осуществляет надзор и регулирует деятельность финансовых институтов, таких как коммерческие, сберегательные и кооперативные банки, фондовые брокерские фирмы и залоговые кредитные институты. При отсутствии жестких ограничений для участников валютного рынка существуют нормы, регулирующие доступ иностранных участников на валютный рынок Дании. Так, например, предприятия со 100%-м иностранным капиталом подпадают под требование, что вес менеджеры и минимум половина директоров обязаны проживать в Дании (независимо от их гражданства) или быть гражданами стран — членов Евросоюза. Юристы и бухгалтеры всех предприятий должны быть гражданами Дании или других стран — членов ЕС. В 2008 г. были внесены изменения в нормы владения материнской компанией (например, иностранной) пакетом акций в датской дочерней компании с 25 до 20%, для того чтобы в соответствии с законом об избежании двойного налогообложения без уплаты налогов перечислять прибыль из дочерней компании в материнскую.

При проведении валютной политики Национальный банк Дании в целях противодействия мировому финансовому кризису вслед за Европейским центральным банком проводит политику снижения учетной ставки, которая традиционно должна быть на 0,5% выше ставки ЕЦБ. После снижения учетной ставки ЕЦБ до 0,25% Национальный банк Дании снизил свою учетную ставку сразу на 0,8%. В посткризисный период из-за повышенного интереса международных инвесторов к датской кроне курс датской национальной валюты стал быстро расти, что отрицательно влияло на эффективность торговли Дании. С января 2013 г. учетная ставка Национального Банка Дании снижена до отрицательного уровня (-0,10%).

На фоне политики жесткого контроля за ростом объема денежной массы рост заимствований региональными администрациями привел к росту внутреннего государственного долга, который достиг 88,9% от общих размеров государственного долга, составившего на 01.01.2013 г. 130,6 млрд долл., что соответствует 48,8% ВВП и не выходит за пределы требований Еврокомиссии в 60% от ВВП.

В результате эффективной торговой политики Дании в 2009—2012 гг. Национальный банк Дании осуществлял покупку иностранной валюты, и его иностранные активы достигли 56,5 млрд долл. В условиях положительной динамики цен на золото выросла стоимость золотого запаса страны до 3,47 млрд долл. Таким образом, валютные резервы Дании достигли уровня 90 млрд долл.

В Болгарии, Венгрии, Польше и Чехии изменения в национальных валютно-финансовых системах происходили в тесной связи с процессами трансформации их экономики. Валютная политика этих стран формировалась под влиянием как внутренних экономических факторов (высокая инфляция, растущий внешний долг), так и такого внешнего фактора, как экономическая, а затем и валютная интеграция со странами ЕС.

Различия в стратегиях регулирования валютного курса национальных валют этих стран определяются теми особенностями в политике валютного регулирования, которая была использована центральными банками в течение переходного периода для достижения макроэкономической стабильности, сдерживания инфляции и преодоления элементов долларизации экономики и укрепления курса национальной валюты.

При формировании современной валютной системы Болгарии была использована политика валютного совета. С введением в 1997 г. в Болгарии политики валютного совета был установлен фиксированный обменный курс болгарской валюты (болгарский лев) к немецкой марке, а затем к евро. В результате установления жесткой финансовой дисциплины, эмиссии национальной валюты в зависимости от пополнения валютных резервов, отказа от прямого финансирования бюджета и рефинансирования коммерческих банков Болгарскому народному банку (БНБ) удалось стабилизировать курс национальной валюты, повысить доверие к ней, прекратить гиперинфляцию и массовое изъятие вкладов из коммерческих банков.

Улучшение экономического климата в Болгарии положительно повлияло на увеличение иностранных инвестиций. Финансовая помощь, оказанная МВФ, в который Болгария вступила в 1990 г., сыграла важную роль в стабилизации экономики, переживавшей в тот период тяжелейший кризис, и позволила начать наращивание валютных резервов, необходимых для введения политики валютного совета. И сейчас кредиты МВФ играют важную роль в реализации экономической политики Болгарии.

Современную двухуровневую банковскую систему Болгарии возглавляет Болгарский народный байк, осуществляющий регулирование и контроль над 35 универсальными коммерческими финансовыми учреждениями, которые образуют второй уровень банковской системы и большая часть из которых создана на основе смешанного капитала. БНБ имеет право осуществлять кредитные операции, операции, связанные с платежным оборотом, сделки с благородными металлами и валютой, сделки с депозитами и финансовыми инструментами.

С ростом привлекательности болгарской экономики для иностранных инвесторов в конце 1990;х гг. на болгарский финансовый рынок пришли крупные иностранные банки из Австрии, Японии, Италии, Греции, Франции, США, Голландии и других стран. Банки шести стран открыли в Болгарии свои филиалы: из России — Альфа-банк, Банк Пиреос и Национальный банк Греции; из США — Ситибанк; из Турции — Те-Дже Зираат Банкась и из Голландии — банк ИНГ. В результате активной работы иностранных банков в 2007 г. под их контроль перешло более 83% банковских активов Болгарии.

Валютное регулирование и контроль осуществляются в соответствии с такими правовыми актами Болгарии, как Валютный закон 1999 г., Закон о противодействии легализации доходов 1998 г., Закон о противодействии финансированию терроризма 2003 г. Результатом реализации курса на интеграцию с Евросоюзом стало приведение законодательства в сфере валютного регулирования в соответствие с законодательством ЕС.

В соответствии с национальным Законом о валютном контроле БНБ осуществляет регистрацию всех сделок и платежей между резидентами и нерезидентами, а также ведет учет трансграничных переводов и платежей на сумму, превышающую 2,5 тыс. евро. В соответствии с требованиями Закона о противодействии легализации доходов коммерческие банки страны подают в уполномоченные органы информацию о лицах и источниках доходов в отношении перечисляемых денежных средств, если сумма банковского перевода превышает эквивалент в 15,3 тыс. евро.

В целях контроля на рынке недвижимости с 2010 г. в Болгарии действует запрет на совершение сделок купли-продажи недвижимости за наличный расчет, а с 2011 г. введен запрет на проведение платежей за наличный расчет при совершении любых сделок на сумму более 7,5 тыс. евро. Кроме того, БНБ ведет учет каждой международной сделки, стоимость которой равна или превышает 100 тыс. левов. При получении такого платежа из-за границы получатель должен в течение 30 дней с момента уведомления о переводе заполнить статистическую форму. Неисполнение этого требования влечет наложение штрафа. Использование этих мер валютного контроля направлено на сохранение стабильности на валютном рынке Болгарии.

В период становления валютно-финансовых систем Венгрии, Польши и Чехии их валютная политика была ориентирована на поддержание стабильного валютного курса национальных денежных единиц как основы обеспечения общего макроэкономического равновесия. Установление свободно плавающего или регулируемого режима валютного курса позволяло центральным банкам этих стран проводить антиинфляционную политику с последующим переходом к антиинфляционному таргетированию.

Тем не менее различия в экономических задачах макроэкономического характера существенно влияли на особенности валютно-финансовой системы каждой страны.

Валютная система Венгрии в начале 1990;х гг. была нацелена на преодоление инфляции, решение долговых проблем, обеспечение эффективности венгерского экспорта, стабилизации курса национальной валюты — форинта. Политика регулирования валютного курса направлена на поддержание конкурентоспособности экспорта при поддержании целевой установки на снижение темпов инфляции.

Этому способствовал использовавшийся в период с марта 1995 г. по май 2001 г. режим ползучей привязки форинта сначала к двухвалютной корзине на основе доллара и немецкой марки, а после появления евро с 01.04.2000 г. — только к единой европейской валюте. В 2001 г. центральный банк Венгрии ввел режим валютного коридора с пределами колебаний форинта в 15% по отношению к евро, в результате чего прекратилась девальвация национальной валюты. В соответствии с членством Венгрии в ЕС с 2005 г. были внесены изменения в Закон «О Венгерском Национальном Байке» (от 2011 г.), в Закон «О пошлине по финансовым операциям» (от 2012 г.), в Закон «О предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма» (от 2007 г.), в Закон «О службе по финансовому надзору» (от 2010 г.), в Закон «Об осуществлении деятельности по оказанию платежных услуг» (от 2009 г.).

В результате либерализации валютного регулирования в настоящее время в Венгрии сняты все ограничения на ввоз или вывоз иностранной валюты, ее покупки и продажи, а также хранения валюты на банковских счетах. Вместе с тем в Венгрии были введены соответствующие принципам ЕС меры, направленные на борьбу с отмыванием денег и уклонением от налогов. В частности, все финансовые учреждения Венгрии и другие организации, работающие с наличной валютой, обязаны направлять в налоговые органы информацию: о сделках, совершенных в наличной форме на сумму, эквивалентную 3,6 млн венгерских форинтов (HUF) и более; о международных, в том числе электронных, денежных переводах; об операциях с валютой, вызывающих подозрения.

Возглавляет банковскую систему Венгерский национальный банк (ВНБ), осуществляющий надзор за деятельностью коммерческих банков. В соответствии с Законом, регулирующим его деятельность с 2012 г., ВНБ является членом Европейской системы центральных банков и отвечает за проведение денежно-кредитной политики Венгрии, в том числе за валютное регулирование и валютный контроль. В рамках валютного регулирования и контроля ВНБ устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к форинту и определяет уровень базовых процентных ставок. Правительство Венгрии совместно с ВНБ проводит политику обменного курса с учетом интересов всех государств-членов ЕС.

С 2008 г. отменена фиксированная привязка курса венгерского форинта к евро и введен режим плавающего курса национальной валюты. Для выполнения в основном требований Европейского валютного союза в Венгрии полностью отменены все требования перевода в форинты валютной выручки. Резиденты имеют право списывать со своего валютного счета в Венгрии валюту, приобретенную законным путем, и использовать ее без каких-либо ограничений. Таким образом, при сохранении форинта в качестве национальной валюты действующим законодательством обеспечена возможность осуществлять на территории Венгрии операции в иностранной валюте как резидентам, так и нерезидентам.

В условиях глобального финансового кризиса Венгрия не спешит форсировать процесс присоединении к еврозоне, рассматривая возможность использовать национальную валюту и валютную политику в интересах укрепления экономики. Кроме того, до сих пор сохраняются условия, которые препятствуют вступлению Венгрии в валютный союз, прежде всего — высокий уровень государственного долга, который в 2010 г. достиг 83% от ВВП и существенно превышает уровень в 60% от ВВП, установленный в качестве порогового показателя для вступления в еврозону[6].

Валютная система Польши начала формироваться в 1990;е гг., когда страна переживала значительную девальвацию национальной валюты — польского злотого — по отношению к корзине из пяти мировых валют. В соответствии законодательной базой Польши национальную валютную политику проводит Национальный банк Польши (НБП) в интересах реализации экономической политики страны и в соответствии с регулирующими нормами Евросоюза.

До 1998 г. Национальный банк Польши проводил политику регулирования курса национальной валюты на основе политики валютного коридора, границы которого в 1998 г. были расширены до ±12,5%, а в январе 1999 г. — осуществил привязку курса польского злотого к корзине валют, состоящей из евро (55%) и доллара США (45%). В апреле 2000 г. Национальный банк Польши ввел режим свободно плавающего курса злотого, предполагая, что определение его внешней стоимости рыночными силами приведет к установлению равновесного обменного курса национальной денежной единицы к евро на момент вступления в ЭВС.

Обозначив курс на включение в европейскую валютную систему, Польша осуществила преобразование законодательства, регулирующего валютные отношения, в соответствии с требованиями европейской валютной интеграции.

В действующий с 2002 г. Закон «Валютное право» были внесены поправки с учетом требований Европейского союза. Этот закон открывает возможность для свободного перемещения капитала и платежей; допускаются только те ограничения, которые предусмотрены Договором о Европейском союзе. Указанный закон регулирует валютный оборот (валютные операции с зарубежными странами, а также валютные операции внутри страны) и деятельность пунктов по обмену валюты. Содержащиеся в законе немногочисленные ограничения касаются прежде всего валютного оборота с третьими странами. К третьим странам относятся страны, не входящие в Евросоюз, а также зависимые, автономные и ассоциированные территории всех государств.

К ограничениям валютного оборота с третьими странами, в частности, относятся:

— вывоз, отправка и передача резидентами в третьи страны отечественных или иностранных платежных средств, предназначенных для начала или расширения в этих странах хозяйственной деятельности, в том числе на приобретение недвижимости;

  • — приобретение резидентами паев и акций в третьих странах, долговых обязательств, эмитированных резидентами третьих стран, валютных ценностей, продаваемых резидентами третьих стран;
  • — открытие резидентами счетов в банках и отделениях банков, имеющих местонахождение в третьих странах;
  • — осуществление между резидентами и нерезидентами из третьих стран денежных расчетов, вытекающих из вышеназванных действий.

Выполнение этих ограничений требует получения общих разрешений на валютные операции, выдаваемые министром финансов, или индивидуальных валютных разрешений, выдаваемые председателем Польского национального банка.

К особому виду ограничений отнесено превышение допустимого размера трансграничного перевода денежных средств. Так, в случае осуществления денежных трансфертов за рубеж суммы, эквивалентной 15 тыс. евро или более, резиденты и нерезиденты обязаны пользоваться посредничеством уполномоченных банков. В свою очередь, пересекая границу Польши, резиденты и нерезиденты обязаны заявлять таможенным органам или пограничной службе ввоз или вывоз национальных и иностранных платежных средств, превышающих сумму, эквивалентную 10 тыс. евро. Такое регулирование объема наличной валюты направлено на предотвращение нарушения стабильности курса польского злотого.

Становление валютной системы Чехии происходило в процессе трансформации экономики Чехословацкой Народной Республики и выделения из ее состава Чехии с 01.01.1993 г. В процессе реформирования экономики сформировалась двухуровневая банковская система Чехии, которую возглавил Национальный банк Чехии (НБЧ), функционирующий с 01.01.1993 г. и осуществляющий эмиссию национальной валюты — чешской кроны. В рамках реализации денежно-кредитной политики он осуществляет контроль за стабильностью цен, объемом денежной ликвидности, обеспечивает стабильность курса национальной валюты, формирует золотовалютные резервы. В соответствии с национальным валютным законодательством наряду с НБЧ в валютном регулировании участвует Минфин Чехии, который регулирует деятельность бюджетных организаций, гражданских ассоциаций, фондов, занимающихся коммерческой деятельностью и осуществляющих валютные операции.

Второй уровень банковской системы образуют коммерческие банки, среди которых доля банков с государственным участием составляет 3%, а основная часть представлена иностранным капиталом, доля которого в банковской системе Чехии достигает 97% (для сравнения в Польше — около 70%, Литве — 77, Эстонии — 99%). Иностранный капитал в банковской системе Чехии представлен либо филиалами, либо дочерними структурами крупных европейских банковских холдингов из ряда стран: Австрии — Raiffeisen и Erste, Бельгии — КВС, Франции — Societe Generale, Италии — UniCredit и др.

Принимая во внимание высокую долю иностранного капитала, ЧНБ контролирует вывод капитала из чешских филиалов в пользу материнских банков. Достаточно стабильная ситуация в чешской экономике не потребовала введения жестких мер, но сдерживанию оттока капитала за рубеж. Тем не менее в период глобального финансового кризиса доля иностранного капитала в чешской банковской системе несколько снизилась — с 97 до 87%. Сейчас наибольшая доля на банковском рынке принадлежит австрийским банкам, на них приходится около 25% активов.

Высокая инвестиционная привлекательность чешской экономики для иностранных инвесторов и высокий спрос на чешскую крону начиная с 2007 г. воздействовали на формирование устойчивой тенденции роста ее курса как по отношению к евро, так и по отношению к доллару США, что создало неблагоприятные условия для чешских экспортеров. Для поддержания стабильности курса национальной валюты ЧНБ осуществляет валютные интервенции путем покупки или продажи на валютном рынке иностранной валюты за чешские кроны.

Кроме того, центральный банк Чехии осуществляет маневрирование процентной ставкой в интересах денежно-кредитной политики и сдерживания инфляции. Снижение уровня процентной ставки осенью 2013 г. до нуля позволило ослабить курс чешской кроны в интересах отечественных экспортеров.

В целях сдерживания спекулятивных операций на валютном рынке установлен контроль за деятельностью пунктов обмена валюты. Предпринимательскую деятельность в области обменных операций с валютой может осуществлять физическое или юридическое лицо, предварительно зарегистрированное в ЧНБ. В число обязательных требований входит предоставление четкой информации по условиям покупки и продажи иностранной валюты, данных по курсам валют и условиям предоставления соответствующих услуг[7].

Согласно действующему законодательству резиденты могут приобретать валютные ценности, ввозить и вывозить национальную и иностранную валюту, если иное не предусмотрено «Валютным законом» или иным специальным нормативным актом. Меры валютного контроля в Чехии носят информационно-регистрирующий характер с целью составления национального платежного баланса с учетом обязательств, вытекающих из участия Чехии в международных организациях. Резиденты обязаны представить информацию об осуществлении любых валютных операций.

Членство Чехии в ЕС оказывает влияние на структурную перестройку экономики страны, создание конкурентной среды и развитие малого и среднего бизнеса. В значительной мере этому способствуют возможности привлечения финансовых средств из структурных фондов ЕС. Курс, взятый на присоединение к еврозоне, предполагает решение ряда существующих проблем, прежде всего суверенного долга.

Министерством финансов Чехии для покрытия дефицита госбюджета выданы дополнительно внутренние долговые обязательства па сумму 2,9 млрд долл. Поэтому одной из важнейших целей является преодоление дефицита госбюджета и доведение его уровня до порогового показателя в 3% ВВП. Для этого предпринимаются реформы в социальной и пенсионной сферах, а также в сфере здравоохранения. Но пока эти реформы не реализованы, предполагается использование чешской кроны и возможное присоединение к зоне евро отложено на 2019 г.

  • [1] URL: http://total-rating.ru/print: page, l,103-topl50-bankov-mira.html
  • [2] URL: http://observer.materik.ru/observer/N6_2013/098106.pdf
  • [3] 1ШЬ: http://www.vcd.gov.ru/cxportcountrics/se/about_sc/laws_vcd_se/cxchange_rcg_sc
  • [4] 1ЖЬ: http://svspb.net/sverige/statistika-shvecii-9−2014.php
  • [5] Bank of England, UK International Reserves and Foreign Currency Template. Jan. 2014.
  • [6] и ЛЬ: http://vvww.ua-reporter.com/novosti/134 833; http://korrespondent.net/world/3 450 796-уепЬгу1а-пе-8ре8Ьу1-у-еугогопи-8шу
  • [7] 1ЖЬ: http://www.cnb.cz/cs/menova_politika/mp_nastroje/index.html
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой