Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические основы обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенность взаимодействия преподавателя и воспитуемых в процессе воспитания состоит в том, что студенты специфически воспринимают и реагируют на воздействия воспитателей. Восприятие и переработка ими внешних воздействий протекает под влиянием их потребностей, мотивов, убеждений, привычек и других внутренних факторов. Все студенты выступают одновременно и субъектами, и объектами воспитательного… Читать ещё >

Организационно-педагогические основы обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1. Педагогический процесс как система и целостное явление

Понятие о педагогических системах. Педагогический процесс как система

Важное методическое и практическое значение для овладения будущим преподавателем педагогическими знаниями имеет рассмотрение педагогического процесса как системы. Это позволяет ему, вопервых, в комплексе представить взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов, которые в совокупности определяют весь процесс подготовки обучающихся в вузе; во-вторых, уяснить требования объективных закономерностей, проявляющихся в целостном педагогическом процессе, присущие ему противоречия, учесть типичные трудности, которые приходится преодолевать педагогу в работе с людьми, и, на этой основе, научно, рационально и творчески строить свою деятельность по обучению, воспитанию и личностному развитию студентов; в-третьих, ясно осознать свою роль в целостном педагогическом процессе и четко определить свое место в многогранной и сложной учебно-воспитательной работе с обучающимися. Не менее важным для будущего педагога является представление педагогического процесса как целостного явления, имеющего свои закономерности, принципы, особенности и психолого-педагогические условия организации. Рассмотрению этих вопросов и будет посвящена настоящая глава пособия.

Понятие «педагогическая система» является ключевым в современной как общей, так и профессиональной педагогике. Дело в том, что именно системный подход, избранный в качестве методологического инструмента, позволяет рассматривать педагогический процесс, при всем его своеобразии и неповторимости как целостность, состоящую из взаимосвязанных структурных компонентов и подчиняющуюся общему закону организационного строения и функционирования любой системы.

Раскроем какой смысл вкладывается в понятие система и что следует понимать иод системным подходом к рассмотрению педагогических явлений.

Система (греч.- целое) — научное понятие, выражающее совокупность элементов, выделенных на основе определенных признаков, объединенных общей целью функционирования и управления, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство. Встречается и другое более простое определение. Система — это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов. В качестве примера можно рассмотреть всем хорошо известное соединение Н, 0 (воду), структурно состоящее из водорода и кислорода. Первый из этих элементов горюч, второй поддерживает горение, а в совокупности они образуют совершенно негорючее соединение. В любой системе обычно стремятся выделить ее системные качества (которые отсутствуют у отдельных элементов, но рождаются за счет их взаимосвязи), состав (компоненты, подсистемы, части, элементы), структуру (особый характер связи частей в целое), а также функции, связи со средой, историю, характер функционирования и развития, соотношение естественных изменений и сознательного управления.

Типы систем весьма многообразны: материальные и духовные, неорганические и живые, механические и органические, технические и социальные, статические и динамические, открытые и замкнутые. Однако все системы объединяет то, что каждая из них представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой и организацией.

Под структурой системы следует понимать, во-первых, совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, во-вторых, относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Обобщая сказанное, можно выделить ряд ведущих признаков, посредством которых системы могут быть описаны как целостное образование:

  • — наличие системных качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;
  • — наличие составных элементов, компонентов, частей, из которых образуется система;
  • — наличие структуры, т. е. определенных связей и отношений между частями и элементами;
  • — наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;
  • — наличие коммуникативных свойств системы, проявляемых в двух формах: в форме взаимодействия со средой и в форме взаимодействия дайной системы с суби суперсистемами, т. е. системами более низкого или высокого порядка, по отношению к которым она выступает как часть (подсистема) или как целое;
  • — историчность, преемственность или связь прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует педагога на раскрытие целостности изучаемого объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в одну теоретическую картину.

Таким образом, системный подход предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление определенного множества ее элементов (все их выявить и учесть невозможно, да и не требуется), установление, классификация и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, то есть обеспечивающих соединение разных элементов в систему.

Системный подход позволяет педагогу при изучении любого объекта выявить структуру (выражающую относительную жизненность) и организацию (количественную характеристику и направленность) системы, основные принципы управления ею.

К числу основных требований системного подхода относятся следующие:

  • — выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;
  • — анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;
  • — исследование механизма взаимозависимости, взаимодействия системы и среды;
  • — изучение характера иерархичности, присущего данной системе;
  • — обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы;
  • — рассмогрение динамизма системы, представление ее как развивающейся целостности.

Исходя из сказанного, определимся в чем состоит качественное своеобразие педагогических систем и их отличие от систем непедагогических.

Во-первых, педагогические системы являются социальными системами, во-вторых, согласно теории систем, относятся к наиболее сложным как с точки зрения уровня организации, т. е. выделения отдельных компонентов (элементов, частей), так и с точки зрения выявления их структуры (системообразующих связей), в-третьих, в данных системах огромную роль играет наличие целей, обратных связей и управления.

Качественное своеобразие педагогических систем заключается также в следующем:

  • 1. Педагогические системы целостны, поскольку подчинены единым законам организации деятельности как в целях образования, воспитания, обучения, полноценного развития личности, так и в логике организации деятельности взаимодействующих субъектов систем. От общей активности и взаимодействия в решении задач и от успешности совместного использования средств обучения, воспитания и развития, как сотрудничающих педагогов, гак и обучающихся, взаимосвязанных между собой, зависят результаты обученности и воспитанности, уровень становления личности каждого субъекта педагогической системы.
  • 2. Педагогические системы — это социально открытые и целесообразные системы. Они адаптивны к новой информации, новым научно-методическим знаниям, социальным требованиям к образованию и человеку, нравственным идеалам. Их цели связаны с конкретным культурно-образовательным пространством, социально-экономическими потребностями общества, его «социальным заказом» на определенный тип общественного поведения, профессиональной и социальной компетентности личности. Их отличает совместимость с другими системами, устойчивость обратной (информационной) связи, наличие уровней иерархии социального управления.

Функционирование педагогических систем как целого достигается специальным управлением: анализ состояния системы, планирование приемлемых путей достижения поставленных целей, организация относительно устойчивых отношений в управляемой и управляющих подсистемах, координация направлений деятельности в подсистемах, контроль и оценка достигнутого.

3. Педагогические системы динамичны. Они эволюционируют во времени, изменяются и самосовершенствуются: в своем предмете труда — деятельности педагогов и обучающихся, воспитателей и воспитуемых; в своем продукте труда — информации (содержании, основных идеях, принципах, формах, средствах организации обучения и воспитания); в педагогическом осмыслении социальных и организационных условий, функций, результатов воспитания, обучения, социального управления процессом развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Таким образом, педагогические системы характеризуются назначением, целями, содержанием, принципами реализации, решаемыми задачами, используемыми методами, средствами и формами, функциями действия и взаимодействия, основными свойствами и динамикой связей внутри себя и с окружающим миром. Приведем обобщенное определение понятия педагогических систем.

Педагогические системы — относительно устойчивые совокупности функционально связанных и упорядоченных элементов (компонентов) деятельности ее субъектов, взаимодействующих в целях достижения заранее определенных результатов образования, воспитания, обучения и развития человеческой индивидуальности и личности.

С изложенных выше позиций рассмотрим педагогический процесс в вузе как педагогическую систему.

Педагогический процесс — эго целенаправленная, специально организованная система учебной и воспитательной деятельности профессорско-преподавательского состава, руководства вуза и общественных организаций по подготовке в нем квалифицированных специалистов с развитыми профессионально-значимыми и личностными качествами.

Социальный заказ общества выражается в общей цели педагогического процесса — обеспечении всестороннего личностного развития будущего специалиста, подготовленности его к успешному решению профессиональных задач в соответствии с полученной в вузе квалификацией. Указанная цель является исходным моментом, обусловливающим функционирование педагогического процесса в вузе как системы. При этом следует иметь в виду, что цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы.

Структурными компонентами педагогического процесса в вузе как системы являются задачи, решаемые в высшем учебном заведении при подготовке квалифицированных специалистов, содержательная структура (составные части), организационная структура, субъекты и объекты системы, а также результаты их взаимодействия (рис. 1.1).

Практика показывает, что эффективность функционирования педагогического процесса в вузе как системы, качество подготовки его выпускников во многом зависят от степени осознания педагогами и обучающимися задач обучения, воспитания и личностного развития будущих специалистов.

Задачи педагогического процесса вытекают из общей цели образования и направлены на ее достижение. Среди основных из них целесообразно выделить: целенаправленное формирование будущего специалиста как гражданина, глубоко преданного своему Отечеству, обладающего высокими нравственными и профессиональнозначимыми качествами личности; воспитание у него гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, своей семье; вооружение выпускника вуза системой знаний, навыков и умений, позволяющих ему успешно решать профессиональные задачи любой сложности; обеспечение целенаправленного развития его духовных сил, интеллектуальных и физических качеств и др.

Задачи педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов и объектов этой сложной системы.

Субъекты педагогического процесса — профессорскопреподавательский, руководящий, научно-исследовательский составы учебного заведения, а также общественные организации, функционирующие в вузе.

Структура педагогического процесса в вузе.

Рис. 1.1 .Структура педагогического процесса в вузе.

Ведущая роль в организации педагогического процесса в вузе по праву принадлежит преподавателю, который активно взаимодействует со студентами с целью приобретения последними знаний, навыков и умений, формирования ценностных ориентиров, профессионально-значимых качеств личности, взглядов, убеждений, способов мышления и действий в соответствии с теми задачами, которые им предстоит выполнять по роду своей профессиональной деятельности.

Руководящий и научно-исследовательский состав, специалисты различных вспомогательных отделов и служб вуза также участвуют в педагогическом процессе, обеспечивая все его стороны — учебную, общественную, материальную, укрепления дисциплины, повседневные отношения, личностное развитие, досуг студентов и т. д.

Объектом педагогического процесса и одновременно его субъектом выступает студент. Особенность объекта состоит в том, что студенты — это взрослые люди со своими взглядами, сильными и слабыми сторонами. Их отличают большая любознательность, эмоциональная, волевая и физическая зрелость, широта интересов, смелость в суждениях и поступках, социальная активность, стремление к общению, желание утвердить себя в коллективе и т. п.

Вместе с тем у ряда студентов в молодом возрасте обнаруживаются завышенная самооценка своих личностных качеств и знаний, недостаточная организованность и дисциплинированность, беззаботность, эгоизм и т. и. Вот почему наряду с обучением и развитием значительное внимание в педагогическом процессе отводится воспитанию данной категории обучающихся.

Особое значение в условиях высшего учебного заведения приобретает такой объект педагогического процесса как студенческий коллектив. Исходя из этого, каждому педагогу приходится тщательно изучать особенности его психологии, структуру взаимоотношений в нем и умело направлять свои и его усилия на решение задач профессиональной подготовки будущих специалистов.

Характер задач педагогического процесса в вузе определяет содержание его составных частей — воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования) и развития. Наряду с ними, в качестве самостоятельного компонента в отдельных источниках рассматривается подсистема управления педагогическим процессом. Каждый из элементов функционально-содержательной структуры педагогического процесса представляет собой по существу относительно самостоятельную подсистему, имеющую свои цели, задачи, содержание, закономерности, принципы, методы, формы и средства, а также характеризующие ее результаты.

Для примера рассмотрим процесс воспитания как подсистемы педагогического процесса. Воспитание наряду с обучением и развитием призвано формировать будущего специалиста как гражданина, патриота, обладающего комплексом ценностей, идей, нравственных и профессионально-значимых качеств, необходимых ему для реализации в будущем своих профессиональных функций. Решению данных задач соответствует и содержание воспитания студентов вуза, включающее в качестве составных частей государственно-патриотическое, профессиональное, духовно-нравственное, социально-правовое, эстстическое, семейное, экологическое, физическое и другие виды воспитания. Каждое из этих направлений реализуется с учетом его особенностей, непосредственных задач, средств, методов взаимодействия преподавателя и студентов. Процессуальная сторона воспитания как подсистемы педагогического процесса выражается характером взаимодействия между его субъектами и объектами. Причем субъекты педагогического процесса в целом и его составной части — воспитания — одни и те же. Взаимосвязи между ними сложны и многообразны. Воспитатели оказывают целенаправленное систематическое педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю воспитываемых в интересах формирования у них всего комплекса профессиональнозначимых качеств личности. Это воздействие может быть прямым (непосредственным), если оно обращено к конкретной личности, студенческому коллективу, когда налицо прямой контакт воспитателя и студента, воспитателя и членов коллектива. Воздействие может иметь опосредованный характер, если осуществляется путем использования в интересах воспитания условий учебы и быта обучающихся.

Особенность взаимодействия преподавателя и воспитуемых в процессе воспитания состоит в том, что студенты специфически воспринимают и реагируют на воздействия воспитателей. Восприятие и переработка ими внешних воздействий протекает под влиянием их потребностей, мотивов, убеждений, привычек и других внутренних факторов. Все студенты выступают одновременно и субъектами, и объектами воспитательного процесса. Воспитательные воздействия они трансформируют исходя из своих взглядов, интересов, жизненного опыта. Положительно воспринятое воздействие обогащает сознание и чувства студента, укрепляет его волю, развивает его как индивида, личность, субъекта воспитательной деятельности, индивидуальность. В том числе осуществляется формирование нравственных и профессионально значимых качеств личности, потребностей и интересов будущего специалиста. Такова диалектика взаимосвязи внешних воспитательных воздействий и их отражения объектами педагогического процесса в рассматриваемой нами ее подсистеме.

Эффективность воспитательного воздействия определяется тем, насколько полно в воспитательной практике реализуются требования принципов воспитания, как грамотно, с учетом личностных особенностей студентов и конкретных условий подбираются наиболее рациональные методы, формы и средства воспитательной работы.

Результатом совокупности воспитательных воздействий является широкий спектр знаний и ценностных ориентаций студентов, которые, слившись с чувствами и волей, образуют убеждения. Последние, дополненные привычками поведения, превращаются в соответствующие качества специалиста-профсссионала. Свои особенности имеют и другие составные части (подсистемы) содержательной структуры педагогического процесса.

Основными элементами организационной структуры педагогического процесса как системы являются учебновоспитательная деятельность, педагогические аспекты общественной и иной деятельности студентов вуза, а также подсистема воспитательной, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы.

Результатом функционирования педагогического процесса как системы в целом выступают знания, навыки и умения студентов, их профессионально-значимые, нравственные и физические качества, сплоченность учебных коллективов, здоровый нравственнопсихологический климат в каждом из них.

Характерной чертой педагогического процесса как системы является особая цикличность его функционирования. Основным циклом является учебный год, который состоит из двух периодов — зимнего и летнего. В структуре педагогического процесса выделяются также месячные, недельные и суточные циклы, в рамках которых с учетом специфики различных категорий обучающихся и студенческих групп решаются частные педагогические задачи, определяемые программами и планами учебной и воспитательной работы, расписаниями и другими документами. Каждый учебный цикл завершается итоговыми экзаменами, которые позволяют оценить как качество подготовки каждого обучающегося, гак и студенческих коллективов.

К особенностям педагогического процесса как системы относятся профессиональная направленность и практический характер учебно-воспитательной работы, ее тесная связь с общественной деятельностью обучающихся, органическое единство теоретической и практической подготовки, индивидуальной и коллективной работы, многопрофильный, многоплановый и многоуровневый характер, ведущая роль профессорско-преподавательского состава в его осуществлении и др.

Одним из важнейших направлений повышения качества и эффективности педагогического процесса в вузе является его интенсификация на основе правильного сочетания традиционных и инновационных подходов, внедрения новых технических средств обучения. Это достигается за счет предельно конкретной постановки учебновоспитательных задач, рационального планирования учебной и воспитательной работы, тщательного отбора содержания учебного материала, эффективного использования учебного и внеучебного времени, применения современных технологий обучения и методик воспитания, обеспечения четкости и высокой организованности в работе, постоянного поиска и внедрения достижений научно-технического прогресса.

К важному направлению совершенствования педагогического процесса как системы относится его гуманизация, которая призвана обеспечить каждому участнику этого процесса достойное, уважительное, благоприятное положение. Она предполагает высокое общественное признание каждого педагога и обучающегося, гарантию их социальной защищенности, проявление индивидуальности, внимание к их внутреннему миру, удовлетворению материальных потребностей и духовных интересов.

С гуманизацией неразрывно связана демократизация педагогического процесса, которая создает условия для того, чтобы каждый его участник стал активным действующим лицом этого процесса. Демократизация — это искоренение любых проявлений формализма, косности, пассивности, бюрократизма в обучении и воспитании студентов, в организации их жизни и деятельности. Это — повышение общественной и учебной активности обучающихся, их заинтересованной причастности к делам учебной группы, учебного заведения. И самое главное — реализация духовного потенциала всех участников педагогического процесса в интересах повышения его эффективности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой