Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технология этнопедагогичекого моделирования воспитательной системы школы русской традиционной культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель нашей технологии заключается в создании системы нравственного и профессионального развития личности ребенка на основе традиционной народной и православной культуры. При этом решаются следующие задачи: введение ребенка в атмосферу традиционного праздника и обряда, усвоение норм христианской морали и нравственности, воссоздание на базе школы старинных традиций, уклада и образа жизни русского… Читать ещё >

Технология этнопедагогичекого моделирования воспитательной системы школы русской традиционной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для рассмотрения технологии этнопедагогичекого моделирования воспитательной системы Школы русской традиционной культуры обратимся к теоретическим основам этнопедагогики как науки. Ее теоретические и методологические основания были заложены в трудах академика Г. Н. Волкова, обосновывавшего этнопедагогическое влияние народа на все сферы его жизни и описавшего весь грандиозный массив этнопедагогических явлений и процессов, т. е. весь педагогический потенциал как совокупный опыт историко-культурного формирования личности [6−7]. Все это, по мысли ученого, является предметным полем этнопедагогики.

Сегодня этнопедагогика продолжает развиваться в трудах современных ученых России и мира как наука о воспитании подрастающего поколения. Существенный вклад в развитие теоретических основ этнопедагогики вносят и ученые Сибири: Т. И. Березина, С. П. Беловолова, В. А. Беловолов, К. Е. Зверева и В. А. Зверев, М. М. Громыко и Н. А. Миненко, М. Н. Мельников и М. Ю. Новицкая и др. Этнопедагогическая теория, обоснованная и разработанная Г. Н. Волковым, переживает в настоящее время второе рождение. Основные ее категории, такие как объект, предмет, принципы, методы, продолжают оставаться незыблемыми. Однако практика использования этнопедагогики как воспитательной системы в современных условиях требует развития основных ее положений с позиции современного системного, аксиологического, синергетичекого, этнопсихологического, социокультурного, процессного и других подходов. Так, теоретик «ценностного» управления в образовании Т. И. Березина видит дальнейшее развитие педагогической практики в использовании этнопедагогических технологий в современном образовательном процессе [3],.

С. П. Беловолова и В. А. Беловолов дальнейшее развитие теории определяют как этнопедагогизацию образовательного процесса через обновление его содержания, выявление его ценностных универсальных парадигм [4−5].

Действительно дальнейшая разработка этнопедагогической теории как теории моделирования «ценностной» воспитательной системы представляется продуктивной в плане развития самой теории, а также использования ее в качестве инструмента развития личности и в нашей Школе русской традиционной культуры, при построении воспитательной системы. Для объяснения феномена «ценностного поведения» как элемента воспитательной системы в традиционной педагогике, а значит, и применения его как механизма современного образования, воспользуемся теорией социального действия Т. Парсонса [6]. Данная теория дает нам возможность использовать этнопедагогический потенциал в практике работы воспитательной системы Школы русской традиционной культуры и как систему действия, и как выбор ценности (ценностного поведения) личностью обучающегося для реализации своих действий (установки) в пространстве школы. При моделировании воспитательной системы нашей школы этот фактор является определяющим, так как «моделирование и есть воспроизводство ценностного поведения» [7, с. 145]. Разрабатывая данную модель школы как модель управленческого развития, обратимся к пониманию моделирования и как части проектирования инновационной деятельности школы, выделяя при этом следующие функции моделирования: интегративную, управленческую и трансляционную.

Интегративная функция моделирования заключается в создании и сохранении целостности школы как образовательного учреждения в процессе его развития.

Управленческая функция моделирования заключается в переводе проектных идей в нормы, по которым функционирует образовательное учреждение.

Трансляционная функция моделирования заключается в создании модели воспитательно-образовательного процесса, на основе ценностной культурной ориентации и механизмов ретрансляции традиций.

На первом этапе моделирования необходимо обоснование модели средового воспитательного пространства, связанного с этнопедагогической культурной моделью нашей школы. Частично эту работу мы проделали раньше, положив в основу модели нашей школы русскую традиционную культуру и ее этнопедагогическую модель [7]. Дальнейший этап моделирования воспитательной системы школы связан с созданием и обоснованием модели целостного воспитательного пространства, которое напрямую связано с созданием условий для культурного развития личности посредством актуализации ценностных ориентаций. Третий этап моделирования связан с обоснованием программных документов.

При построении этнокультурной воспитательной модели школы «этнокультурного моделирования», «научения культурой» необходимо последовательно обосновать этапы принятия личностью ребенка своей культурно-исторической, личностно-ориентированной модели на основе:

  • а) мотивации личности к научению культурой; б) выбора культурного знака или ценностной ориентации; в) принятия ребенком ценностной ориентации свой культуры. Этапами же этнокультурного моделирования воспитательной системы школы будут следующие: 1) моделирование этнокультурного воспитательного пространства как пространства развития личности; 2) обучение традициям или передача традиций (духовного опыта) в этнокультурной воспитательной среде через деятельность; 3) принятие (выбор) латентной (ценностной) модели развития личностью ребенка. Разработка этнопедагогической воспитательной модели формирования личности ребенка через ценности, на основе культурного знака предполагает:
    • 1) создание адаптирующей этнокультурной среды (этнокультурная воспитательная модель);
    • 2) формирование поведения в данной среде с сохранением психических устойчивых качеств личности через знак и усвоение роли на основе интернализации (поведенческая модель);
    • 3) формирование психики ребенка через принятие им культурных ценностей (интерпсихическая модель).

Основой построения нашей воспитательной системы является также дидактический подход, который реализуется в Школе русской традиционной культуры через содержание образования, отобранного в социальном плане и транслированного в дидактически организованные процессы усвоения. В современной этнопедагогической дидактике большое значение приобретает вопрос моделирования этнопедагогического образовательного процесса (обучения) — целостная модель обучения и воспитания, и привнесение его в современные образовательные институты. Для моделирования системы «обучения и воспитания» обратимся к уже проверенным и педагогически обоснованным схемам и теоретическим разработкам, оставив за собой содержательную и методическую части, используя при этом схемы В. П. Беспалько и М. В. Кларина.

Наша технологическая схема будет выглядеть следующим образом (см. схему). От «обучения» — как передачи от личности к личности ценностных эталонов к формам, методам и принципам этой передачи (в схеме ценностные эталоны входят как в цели обучения, так и сам процесс обучения).

Исходя из целей нашей технологии «обучения и воспитания», выделим следующие системные дидактические элементы обучения как процесса: Принципы целостного «обучения и воспитания».

  • а) природосообразность воспитания и обучения;
  • б) нравственное, физическое и умственное развитие в контексте своей этнической истории и культуры;
  • в) интериоизация своей и мировой культур в личность;
  • г) деятельностно-личностный подход в обучении.
Технология этнопедагогичекого моделирования воспитательной системы школы русской традиционной культуры.

Рис.

Опираясь на принципы, выделим и методы обучения, классификация которых будет выглядеть следующим образом:

  • 1) перцептивные: а) словесные (рассказ, беседа); б) наглядные (иллюстрации); в) практические (учебно-трудовые, операционные, ремесленные);
  • 2) мотивационные: а) интереса; б) морального долга; в) обычая;
  • 3) средовые: а) реализация традиционного опыта через создание учебно-творческой среды; б) обучение предметной деятельности через игровое моделирование; в) использование народного календаря;
  • 4) традиционные: а) воспитание в разновозрастных группах; б) обучение как выбор тактики своего поведения в ситуации; в) обучение через традиционные коммуникации (обряд, ритуал, действо, праздник); г) синкретизм различных видов искусств; д) привитие навыков коллективистского духа при обучении и т. п.

Таким образом этнопедагогическая теория как теория моделирования, применяемая в нашей школе, имеет свои психолого-педагогические основания, этапы моделирования, а также реальную педагогическую основу, заключенную в методах, принципах и технологиях. Отсюда следует вывод, что развитие этнопедагогики как педагогики моделирования воспитательных систем связано с культурным развитием личности в моделируемой среде; деятельностно-действенным развитием личности; принятием ее ценностных ориентаций через содержание образования. Технология же моделирования воспитательного пространства на прогностическом уровне включает в себя соединение элементов воспитания как видов деятельностей всех структурных подразделений школы и народного календаря в единое целое, а также ее составные компоненты: цель, задачи, принципы, результат.

Цель нашей технологии заключается в создании системы нравственного и профессионального развития личности ребенка на основе традиционной народной и православной культуры. При этом решаются следующие задачи: введение ребенка в атмосферу традиционного праздника и обряда, усвоение норм христианской морали и нравственности, воссоздание на базе школы старинных традиций, уклада и образа жизни русского крестьянства через игры, песни, танцы, живопись, ремесло, создание этнографических групп среди обучающихся, приобщение детей к мировой культуре, культуре других народов, обучение Закону Божьему, древнерусскому языку и литературе. При этом используются следующие принципы традиционной педагогической культуры: организация обучения вокруг календарно-обрядового цикла, многопрофильность в выборе ребенком обрядовых стратегий, ориентация обучения на коллективные взаимоотношения, сотрудничество на занятиях между педагогами, родителями и детьми. Гарантированный результат: знание основ традиционной культуры, умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях, оптимизм, установка на радостное мироощущение, повышение социальной адаптивности детей.

1. Волков Г. Н. Педагогика любви: избр. пед. соч.: в 2 т. — М.: Изд. Дом Магистр Пресс, 2002. — Т. 1. — 460 с.

  • 2. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. — изд. 3-е, доп. — Чебоксары, 2004. -
  • 488 с.
  • 3. Березина Т. И. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (на материалах истории Сибири): автореф. дис. … д-ра пед. наук. — М.: МПГУ, 1998. — 33 с.
  • 4. Беловолов В. А., Беловолова С. П. и др. Историографический подход к исследованию этнопедагогической культуры // XXI век глобальной трансформации русской культуры и цивилизации: материалы междунар. науч.-практич. конф. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. — С. 84−91.
  • 5. Беловолова С. П. Проблема взаимосвязи общечеловеческих и национальных

ценностей образования // Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. — С. 89−100.

  • 6. Парсонс Т. О структуре социального действия / пер. с англ. — изд. 2-е. — М.: Академический проект, 2002. — 880 с.
  • 7. Сластенин В. А., Чижакова Г. И.

    Введение

    в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. — М.: Академия, 2003. — 192 с.

  • 8. Байтуганов В. И. Школа русской традиционной культуры как организацион

но-педагогическая форма духовно-нравственного воспитания учащихся // Проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1998. — С. 19−21.

9. Зверев В. А. Красен человек ученьем: материалы о воспитании и образовании детей в селениях Сибири (конец XIX — начало XX в.). — Новосибирск: Изд. НГПУ, 1995. — 116 с.

10. Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. — М.: Педагогический поиск, 2000. — 160 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой