Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимонаправленность взаимодействия педагога и студента, проявляющаяся в создании единого семантического пространства, в гибком, дифференцированном общениивзаимоактивность, предполагающая спонтанное, свободное общение педагога и студента, возникающее по собственному побуждению — взаимозначимость, демонстрирующая авторитет личности педагога и студента, признание их прав на принятие личностно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния межличностных отношений педагогов и студентов на актуализацию и развитие коммуникативных способностей будущих учителей
    • 1. 1. Характеристика особенностей влияния межличностных отношений на развитие личности и её коммуникативных способностей в философской, психологической, педагогической литературе
    • 1. 2. Педагогические условия организации межличностных отношений педагогов и студентов
    • 1. 3. Анализ влияния межличностных отношений педагогов и студентов педколледжа в условиях существующей системы обучения на развитие коммуникативных способностей будущих учителей
  • Глава 2. Педагогические условия развития гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактор, влияющий на актуализацию и становление коммуникативных способностей будущих учителей
    • 2. 1. Диалог педагога со студентами как условие развития гуманистических межличностных отношений
    • 2. 2. Юмор в общении педагогов и студентов и его влияние на развитие межличностных отношений
    • 2. 3. Игра как педагогическое условие установления паритетных отношений педагогов и студентов
    • 2. 4. Влияние личности педагога на установление гуманистических отношений со студентами
    • 2. 5. Результативность опытно — экспериментальной работы

Педагогические условия развития гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процесс демократизации общества, востребовав нового человека — деятельного, жизнеустойчивого, способного к интенсивному «самодостраиванию», обусловил гуманизацию начального образования, а значит, и становление его ключевой фигуры — современного учителя, от которого в значительной степени зависит развитие творческого потенциала школьника. Одним из условий реализации гуманистически направленного образования выступают коммуникативные способности учителей, становление которых осуществляется прежде всего в гуманистических межличностных отношениях преподавателей и студентов в процессе профессионально — педагогического образования.

Проблема гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей в педагогике специально не исследовалась, но к настоящему времени «наработан» для этого достаточно содержательный методологический и теоретический материал.

В современной философии утвердились идеи значимости трансцендентального, «внутреннего» в человеке (Н.Бердяев, М. Бахтин, М. Мамардашвили, Э. Фромм и др.), обладающем творческой свободой (К.Ясперс, М. Хайдегер, Г. Батищев, Н. Бердяев, Э. Фромм) и способном строить отношения с людьми по принципу любви (М.Бубер, В. франкл и др.). Основой таких отношений является интеграция духовных ценностей (Н.Бердяев), а сами отношения рассматриваются философами как единение, слияние, «взаимопроницание» человека человеком (Г. Батищев, М. Бубер и.

АР).

В психологии продуктивно реализуются идеи «освобождающего» влияния гуманистических отношений на реализацию возможностей личности и развитие её способностей (В.Н. Мясшцев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. А. Бодалёв (Е.И.Кузьмина и др.). Позитивные межличностные отношения выступают фактором эмоционального благополучия участников взаимодействия, способствующим установлению положительного психологического климата в группе (Г.МАндреева, Н. П. Аникеева, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, Е. С. Кузьмина, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский и др.), понимаются как ценностные отношения людей, представляющие основу свободного самоопределения личности (К.А.Абульханова — Славская, А. В. Брушлинский,.

A.Маслоу, А. Б. Орлов, К. Роджерс и др.), как этическая основа анализа человеческих отношений (И.С.Кон, Т. Л. Скрипкина и др.). Раскрыта ведущая роль учителя и влияние его личности на развитие способностей учащихся, реализующихся в межличностных отношениях (А.А.Бодалёв, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Л. М. Митина, А. Б. Орлов, А. В. Петровский, К. Роджерс и др.). В структуре педагогических способностей выделены коммуникативные способности, позволяющие устанавливать гуманистические отношения между участниками процесса педагогического общения (Н.Д.Левитов, ф.Н.Гоноболин, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина,.

B.М.Ефимова, В. Ф. Комарова и др.). Исследования диалога как способе духовного общения (А.А.Бодалёв, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалёв, А. Ф. Копьев, Т. А. Флоренская, А.У.Хараш) и игры как средства моделирования творческих социальных отношений (Л.С.Выготский) позволили рассмотреть межличностные отношения как фактор самовыражения и саморазвития партнёров.

Идеи гуманистического характера педагогических взаимоотношений и их влияние на стремление личности к саморазвитию характерны для всех этапов развития педагогики (Ж.—Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов. Л. Н. Толстой, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Я. Корчак, В .А. Сухомлинский,.

Ш. А.Амонашвили, Е. Н. Ильин и др.). В контексте теории педагогического взаимодействия (Л.И.Новикова, Т. Н. Мальков екая, Н. Ф. Радионова, Л. А. Никоненко, Г. В. Гамальская и др.) и теории педагогического общения (А.В.Мудрик, В. А. Кан —Калик, В. Н. Никитенко и др.) определены основные характеристики и пути организации межличностных отношений педагогов и воспитанников. Общение и взаимодействие рассматриваются как фактор активизации саморазвития личности (Л.Н.Куликова и др.). Исследованы педагогические условия осуществления личностных отношений, такие как: межсубъектный диалог (В.В.Горшкова), игра (А.А.Вербицкий, Г. В. Винникова, В. Н. Никитенко, Л. И. Новикова, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др.), юмор (В.А. Сухомлинский, А. Н. Лук, М.Н.Станкин) и др.

В современной массовой практике профессиональной подготовки будущего учителя до настоящего времени не используется в полной мере потенциал образовательного процесса для развития коммуникативных способностей будущих учителей. И прежде всего — в аспекте формирования гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов.

Всё это определило выбор темы исследования: «Педагогические условия развития гуманистических межличностных отношении педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей 11.

Объект исследования: межличностные отношения педагогов и студентов в образовательном процессе педагогического колледжа.

Предметом исследования является процесс развития коммуникативных способностей будущих учителей в опыте межличностных отношений педагогов и студентов.

Целью исследования является разработка научно — педагогических основ и педагогических условий эффективного влияния межличностных отношений педагогов и студентов на становление и развитие коммуникативных способностей будущих учителей. были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать существующие подходы к проблеме межличностных студентов на актуализацию и развитие коммуникативных способностей будущих учителей.

2. Определить критерии и уровни сформированности межличностных отношений педагогов и студентов в условиях работы педагогического колледжа.

3. Выявить условия влияния межличностных отношений преподавателей и студентов на развитие профессионально — направленных коммуникативных способностей.

В исследовании мы исходили из следующей гипотезы:

Коммуникативные способности будущего учителя в значительной степени детерминируются гуманистическими межличностными отношениями, складывающимися с преподавателями в процессе профессиональной подготовки.

Гуманистические отношения педагогов и студентов, характеризуя особый творческий тип общения и совместной деятельности, предполагают взаимопонимание, взаимозначимость, взаимоактивность, взаимоудовлетворённость, взаимодоверительность, взаимооткрытость, взаимозаинтересованность друг в друге личностно — равноправных собеседников.

Межличностные отношения педагогов и студентов будут развёртываться наиболее успешно и являться условием актуализации и саморазвития профессионально — направленных коммуникативных способностей, если: процесс взаимодействия будет построен на диалоге, что позволит преобразовать доминирующую функцию педагога по отношению к студенту в равнозначнуюбудет организована просветительская и практическая деятельность, развивающая гуманистическую направленность, повышающая компетентность педагогов и студентов по проблемев процессе взаимодействия педагогов и студентов будет обогащаться «набор» способов, стимулирующих установление доверительных отношений (использование разнообразных приёмов юмора и др.) — в педагогическом процессе будут использованы игровые формы работы, ведущие к снятию стереотипов поведения педагогов и студентов.

Методологическую основу исследования составляют: экзистенцио — нально — феноменологическая концепция взаимодействия личности и общества (М.Бубера, Н. А. Бердяева, Г. С.Батшцева), концепция о диалогической природе человеческих отношений (М.М.Бахтина, А.А.Бодалёва), концепция саморазвития личности (Л.Н.Куликовой), концепции гуманистического педагогического взаимодействия (Л.И.Новиковой, Т. Н. Мальковской, Н.Ф.Радионовой) и общения (А.В.Мудрик), идеи о человеческих отношениях как интеграции духовных ценностей (К.ААбульхановой — Славской), идеи о гуманистическом характере педагогических отношений (В.А.Сухомлинского).

Научная новизна определяется тем, что развитие коммуникативных способностей будущих учителей исследуется как проблема стимуляции саморазвития и актуализации данных способностей в процессе становления межличностных отношений педагогов и студентовразработка комплекса педагогических условий, способствующих организации межличностных отношений педагогов и студентов, выводит проблему в русло педагогическойобосновано влияние юмора — как приема установления доверительных отношений педагогов и студентов — на актуализацию коммуникативных способностей будущих учителей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведён многоаспектный теоретический анализ феномена «межличностные отношения» и его влияния на актуализацию и развитие коммуникативных способностей личностисистематизированы философские, социологические, психолого — педагогические подходы и дана разработка концепций, определяющих методологическую основу исследованиявыявлены основные педагогические факторы и предпосылки, способствующие становлению гуманистических отношений и развитию коммуникативных способностей студентов педагогического колледжавыявлены закономерности и принципы педагогического обеспечения развития коммуникативной компетентности будущих учителей в условиях межличностных отношений с педагогамиопределены критерии и дана качественная характеристика уровней межличностных отношении педагогов и студентов педколледжа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны материалы, направленные на гуманизацию профессионально — педагогического образования и на совершенствование профессиональной подготовки студентов (учебно—методический материал курса обучения для преподавателей и студентов по проблеме) — подобраны и разработаны методики диагностики межличностных отношений, которые могут быть использованы в научных исследованиях по проблеме гуманизации педагогического взаимодеиствиятема исследования конкретизирована по отдельным практическим аспектам в курсовых, дипломных работах студентовпроблема исследования воплощена в концепции педагогического колледжа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Значимым фактором становления и развития коммуникативных способностей студентов являются гуманистические межличностные отношения, которые выполняют двоякую роль: во —первых, удовлетворяют актуальную потребность педагогов и студентов в спонтанном, естественном, творческом общенииво — вторых, стимулируют их взаимосвязанное саморазвитие и стремление будущих учителей к реализации и совершенствованию собственных коммуникативных способностей.

2. Критериями успешности влияния межличностного взаимодействия педагогов и студентов на развитие коммуникативных способностей последних выступают: взаимонаправленность взаимодействия педагога и студента, проявляющаяся в создании единого семантического пространства, в гибком, дифференцированном общениивзаимоактивность, предпола— гающая спонтанное, свободное общение педагога и студента, возникающее по собственному побуждениювзаимозначимость, демонстрирующая авторитет личности педагога и студента, признание их прав на принятие личностно значимых решений при сохранении автономии собеседникавзаимоудовлетворённость, выражающаяся в дружеском расположении педагога и студента и в способности проявлять по отношению друг к другу уважение и любовь. По мере гуманизации условий осуществления педагогических взаимоотношений изменяются показатели и характер межличностных отношений (от негативного и формально — ролевого до личностного). Это способствует усилению положительного влияния на стимуляцию саморазвития коммуникативных способностей будущих учителей.

3. Условиями становления гуманистических межличностных отношений преподавателей и студентов являются: диалог, образующий единое семантическое педагогическое пространство и разворачивающий творческих процесс взаимораскрытия и взаиморазвития партнёровюмор, позволяющий спонтанно преодолевать ролевые и дистанционные характеристики педагогического взаимодействияигра, совершенствующая умения студентов сознательно, творчески моделировать отношения с другими людьми и способствующая самовыражению и самоопределению субъектов общения- «освобождающее» влияние педагога, ориентированного на студента, предрасположенного к сотрудничеству, сотворчеству с ним, способного на совместные переживания межличностных событий. Совокупность педагогических условий обеспечивает становление межличностных отношений и эффективность их влияния на развитие коммуникативных способностей студентов.

4. Принципы педагогического обеспечения влияния межличностных отношений на развитие коммуникативных способностей будущих учителей определяют гуманистический характер педагогического взаимодействия и общения и предполагают взаимопонимание, взаимоактивность, взаимо — удовлетворённость, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимооткрытость, взаимоуважение, взаимозначимость, взаимозаинтересованность друг в друге личностно — равноправных собеседников.

Организация исследования. Опытно — педагогическая работа включала в себя три этапа.

На первом этапе исследования (1994—1996 гг.) изучалась литература по проблеме и формировался научный аппарат исследованияразрабатывались исследовательские методики и проводился констатирующий этап экспериментаустанавливались трудности и их причины в организации взаимоотношений педагогов и студентов. Изучался опыт работы учителей в избранном направлении. Определялись основные очертания концепции исследования.

Второй этап (1996—1997 гг.) был посвящён совершенствованию исследования педагогических условий взаимосвязи межличностных отношений педагогов и студентов и развития коммуникативных способностей последнихпродолжалось изучение научной литературы, уточнялась концепция исследования, осуществлялся преобразующий эксперимент.

На третьем этапе (1997—1999 гг.), паралельно с продолжением теоретической работы, проводился основной диагностико — преобразующий эксперимент по организации межличностных отношений педагогов и студентов как фактора развития коммуникативных способностей будущих учителей. Проверялась гипотеза исследования, выявлялись эффективные педагогические условия и средства установления гуманистических межличностных отношений, анализировались результаты опытной работы, формулировались выводы, оформлялось диссертационное исследование.

Методика исследования носила комплексный характер. Основными методами являлись: теоретический анализ проблемы педагогических межличностных отношений, включённое педагогическое наблюдение, анкетирование, метод «компетентных судей», методика «Удовлетворённость студентов отношениями с педагогом» (Н.В.Кузьмина), методика «Эмоции и чувства в педобщении» (модифицированный вариант методики Н.В.Кузьминой), методика контроля педагогических воздействий педагога (Л.Н.Митина), методика изучения взаимоотношений педагогов и студентов (модифицированный вариант методики Н.Ф.Радионовой), тестовая карта определения стиля педагогического общения педагога (В.А.Кан —Калик).

Базой исследования послужил Хабаровский педагогический колледж. В эксперименте учавствовали четыре группы студентов, в количестве 84 человек и 21 преподаватель колледжа.

Апробация результатов исследования проводилась в различных формах: выступления на научных конференциях (1996, 1997, 1998 гг.) и аспирантских семинарах ХГПУ, на методологическом семинаре «Основы межличностных отношений педагогов и студентов» (январь 1998 г.), на двух методических семинарах «Влияние межличностных отношений на развитие коммуникативных способностей студентов» (январь 1998 гг.) и «Результаты диагностического этапа исследования» (декабрь 1996), на межрегиональной научно — практической конференции «Проблемы управления средними специальными учебными заведениями в условиях реформирования системы образования» (24 — 25 апреля 1997 г.), на городском семинаре «Организация взаимодействия образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального образования» (26 — 28 января 1999 г.) — проводился спецкурс для студентов педколледжа (с сентября 1995 г.), читался курс лекций по проблемам взаимоотношений в педагогическом коллективе в 1997 — 98 уч.г. для руководителей дошкольных учреждений на ФППК ХГПУ, дважды проводился спецкурс по проблемам педагогических межличностных отношений для педагогов — психологов ПУ на курсах повышения квалификации при краевом учебно — методическом кабинете профессионального образования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Заключение

.

Изучение проблемы «Педагогические условия развития межличностных отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей» было обусловлено значимостью данного вопроса для разработки концепции гуманистического образования. Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение проблемы педагогических взаимоотношений педагогов и студентов, предлагая один из возможных путей гуманизации образования на основе организации межличностных отношений его субъектов.

Последовательное решение поставленных задач и целенаправленное использование научно — педагогических методов позволило нам:

Исследовать сущность влияния межличностных отношений педагогов и студентов на актуализацию и стимуляцию саморазвития коммуникативных способностей будущих учителей. Раскрыв проблему развития личности и её способностей, а также проанализировав феномен «межличностные отношения» в контексте гуманистической философской и психолого — педагогической науки, было определено содержание понятия «гуманистические педагогические межличностные отношения», продемонстрировано влияние межличностных отношений на актуализацию и саморазвитие коммуникативных способностей, доказана взаимообусловленность и взаимозависимость между организацией межличностных отношений и развитием коммуникативных способностей.

Показать критерии и уровневую этапность сформированности взаимоотношений. Выбор критериев обусловила практика педагогических отношений переподавателей и студентов педколледжа. Показателями определения уровня развития межличностных отношений для нас служат:

158 взаимонаправленность взаимодействия педагога и студента, проявляющаяся в создании единого семантического пространства, в гибком, дифференцированном общениивзаимоактивность, предполагающая спонтанное, свободное общение педагога и студента, возникающее по собственному побуждению — взаимозначимость, демонстрирующая авторитет личности педагога и студента, признание их прав на принятие личностно значимых решений при сохранении автономии собеседникавзаимоудовлетворённость, выражающаяся в дружеском расположении педагога и студента и в способности проявлять по отношению друг к другу уважение и любовь. Разнообразие критериев определило качественную характеристику уровней педагогических отношений, которыми являются межличностный, формально — ролевой или равнодушный и негативный уровни отношений. В результате педагогического анализа мы убедились, что, несмотря на обновление парадигмы образования с технократической на гуманистическую, практика профессионально — педагогического образования демонстрирует неподготовленность педагогов и студентов к организации межличностных отношений, прослеживается тенденции к дефициту культуры педагогических отношений и к направленности педагога и студента на безличностное взаимодействие. Выявить педагогические условия становления межличностных отношений, обеспечивающих актуализацию и стимуляцию саморазвития профессионально направленных коммуникативных способностей студентов. Разработанные нами педагогические условия (диалог, игра, юмор, влияние личности учителя) можно считать онтологической основой гуманистических отношений педагогов и студентов, способствующих.

159 развитию у студентов чувства собственного достоинства и защищённости, снижению стеснительности и страха перед педагогом, отсутствию отчуждённости к преподавателю и т. д., то есть направленных на создание благоприятной атмосферы, стимулирующей раскрытие коммуникативных способностей студентов и совершенствующих их профессиональный и личностный рост.

Диалог представлен как целостный образ, объединённый общим смыслом и логикой изложения, его сущность заключается в выражении собственных позиций педагога и студента через слово. Основными особенностями педагогического диалога являются его связь с культурой, снятие одностороннего эгоцентризма и децентрация позиций педагога и студента, возрастание ценности человеческого общения. Все характерные признаки диалога обусловливают его понимание как педагогического условия установления межличностных отношений педагогов и студентов: полное взаимопринятие пертнёровположительный эмоциональный тонус во взаимоотношенияхуважение, доверие, равноправие, суверенность, открытость педагога и студентапризнание за собеседником права и возможности к изменению и развитиюубеждение в духовном достоинстве партнёраравноактивность участников диалога. То есть диалог способствует образованию единого психологического пространства, «эмоционального» события, в котором разворачивается творческий процесс актуализации и саморазвития коммуникативных способностей студентов.

Игра рассматривается в качестве универсалии культуры, создающей максимальные условия для самовыражения, самоопределения личности студента, выработки собственных механизмов саморазвития и в частности развития собственных коммуникативных способностей. Доказывается.

160 эффективность использования игр в практике установления новых межличностных отношений, характеризующихся аутентичной коммуникацией, активным уважением соучастников игры, свободным самораскрытием субъектов игровой деятельности и т. д.

Рассматривается педагогическое значение юмора для организации межличностных отношений педагога и студента и развития коммуникативных способностей будущих учителей. Юмор как особое взаимоотношение педагогов и студентов, объединяющий и сохраняющий их свободу и автономность, предоставляет возможность уйти от однообразного, унылого воздействия и перестроить отношения в русле справедливости, понимания, поддержки, помощи, жизнерадостности, одухотворённостиперешагнуть границы подражания, копирования и проявить активность по саморазвитию собственных способностей, духовной культуры.

Влияние личности педагога на организацию гуманистических отношений и развитие коммуникативных способностей рассматривается с точки зрения проблемы авторитета личности. Авторитет личности преподавателя трактуется как признание за ним права принимать ответственные решения, как право организовывать доверительные, искренние, уважительные взаимоотношения. Авторитетный педагог «освобождающе» влияет на студентов (отсутствует желание руководить, авансирует доверием, создаёт ситуацию успеха и т. д.), тем самым повышая самостоятельность, свободу студента. То есть гуманистические отношения, созданные авторитетным, значимым педагогом стимулируют стремление студентов к развитию собственных возможностей и способностей.

Особенность теоретического анализа темы исследования, доказательство актуальности проблемы межличностных отношений педагогов и студентов на констатирующем этапе эксперимента подтвердили логику построения программы опытно— экспериментальной работы, позволяющей проверить гипотезу диссертационного исследования.

Программа опытно — экспериментальной работы включала три этапа. Поставив на первом этапе задачу определить социально — психологический климат в колледже, мы преследовали цель выявить трудности в организации взаимоотношений педагогов и студентов. На основе изученной специфики трудностей были установлены критерии и показатели уровня развития межличностных отношений педагогов и студентов.

На втором этапе эксперимента ведущими задачами были: выяснить уровень взаимоотношений преподавателей и студентовпроанализировать причины, не позволяющие педагогу и студенту организовать личностные отношенияопределить степень развития коммуникативных способностей студентов. Мы убедились, что в педагогическом колледже превалируют формально — ролевые, равнодушные отношения между педагогами и студентами. В их отношениях проявляется обособленность, функциональность, дефицит обычных человеческих качеств, что приводит к некоторой степени изолированности субъектов общения. Педагог, как правило, применяет оценочно — контролирующий, дисциплинирующий, информирующий (монологический) типы взаимодействия, которые снижают активность, заинтересованность студентов общением с преподавателями и даже провоцируют студентов на проявление защитных реакций, поэтому возникают конфликтные ситуации. Преподаватель редко использует такие формы организации педагогического общения как дилог,.

162 юмор, в большинстве случаев взаимодействие носит традиционный характер, при котором педагог не желает отступать от разработанного плана, проявляет ригидность, манипулирует студентами для достижения видимого результата. Необходимо отметить, что оценивая высокую профессиональную компетентность педагогов, добросовестное выполнение ими своих обязанностей, проявляя уважение к труду преподавателя, считая его справедливым и ответственным, студенты испытывают состояние тревожности и страха за возможную ошибку, неуверенности в своих силах, что мешает им проявлять собственные коммуникативные умения и развивать коммуникативные способности.

На завершающем этапе эксперимента мы стремились доказать, что повышение уровеня межличностных отношений педагогов и студентов непосредственно влияет на актуализацию и повышение показателей развития коммуникативных способностей. В ходе этого этапа была доказана необходимость использования педагогических условий активизирующих межличностные отношения преподавателей и студентов (диалог, игру, юмор, влияние личности учителя), а также необходимость проведения целенаправленной просветительской и практической работы по проблеме. Анализ результатов формирующего эксперимента показал рост уровня межличностных отношений преподавателей и студентов педагогического колледжа. Происходившее под влиянием нашей опытной работы развитие взаимоотношений субъектов педагогического процесса, нашло отражение в увеличении показателей коммуникативных способностей студентов. Анализ динамики развития коммуникативных способностей показывает последовательное продвижение студентов на более высокий уровень педагогического общения. Повышение.

163 коммуникативных способностей происходит в основном за счёт роста уровня межличностных отношений педагогов и студентов. Одновременно, по мере увеличения количества студентов с высокими баллами коммуникативных способностей увеличиваются соответствующие показатели межличностных отношений.

Всё это убеждает в необходимости активной работы по проблеме межличностных отношений, подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы и обоснованность цели и задач исследования, позволяет сделать следующие выводы:

1. Педагогические межличностные отношения характеризуют особый тип творческих отношений, предполагающих личностно —равноправную связь субъектов педагического процесса, проявляющихся в совместной деятельности и общении, выполняющих двоякую роль: во —первых, отвечающих личностным потребностям и профессионально — направленным интересам педагогов и студентовво —вторых, стимулирующих деятельность педагогов в указанном направлении, их профессиональный рост и культуру педагогического общения, а также развивающих коммуникативные способности будущих учителей.

2. Сущность влияния гуманистических взаимоотношений на развитие коммуникативных способностей обусловлена тем, что педагогические межличностные отношения, характеризующиеся взаимоуважением, взаимодоверием и т. д., создают условия для удовлетворения наивысшей потребности человека — потребности в актуализации потенциальных возможностей к общению, тем самым стимулируя процесс развития коммуникативных способностей. Развитие коммуникативных способностей происходит как процесс саморазвития, т. е. студенты не столько.

164 присваивают и усваивают опыт человеческого общения, сколько самоопределяются в нём, «самодостраиваются» им, самосовершенствуются с ним. Саморазвивая коммуникативные способности, студент самоизменяется, обогащая коммуникативные качества, повышая собственную гуманистическую коммуникативную направленность.

Развитие коммуникативных способностей и организация межличностных отношений имеют взаимообусловленный и взаимозависимый характер: в гуманистических педагогических отношениях развиваются гуманистические ценностные ориентации и гуманистическая коммуникативная направленность студента, которые он реализует в тех же отношениях с педагогом.

3. Критериями становления гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов являтся степень прявления в них таких характерных особенностей, как взаимоактивность, взаимонаправленность, взаимозначимость, взаимоудовлетворённость, позволяющих развивать и совершенствовать коммуникативные способности будущих учителей. Уровневая дифференциация развития и реализации педагогических межличностных отношений (негативный, формально —ролевой, межличностный уровни) позволяет персонифицировать и индивидуализировать процесс общения преподавателей и студентов, используя в работе с учащимися различные средства взаимодействия: диалог, юмор, игру.

4. Основными педагогическими условиями установления межличностных отношений педагогов и студентов являются игра, диалог, юмор, личность преподавателя. Ценность данных условий заключается в том, что они направлены как на развитие коммуникативных способностей.

165 студентов, так и на установление гуманистических взаимоотношений педагогов и студентов. При помоши игры, диалога, юмора педагоги, выводя студентов за границы обыденного общения в новое, раскрывают их резервные возможности, раздвигают жизненый мир личности студентов, ведущий к преобразованию их внутреннего мира, а также преобразованию их внешних связей и отношений с окружающим. Эффективность педагогических условий определяется развитием гуманистической коммуникативной направленности студентов, их коммуникативных способностей и соответственно практикой новых межличностных отношений с педагогами и учениками, когда взамен отношениям формализма, принуждения, агрессии возникают отношения свободы, равенства, сотрудничества.

5. Гуманистические межличностные отношения педагогов и студентов, характеризуя особый тип общения, взаимодействия, предполагают реализацию следующих принципов: взаимопонимание, взаимодоверие, взаимозаинтересованность, взаимоактивность, взаимооткрытость, взаимоудовлетворённость, взаимозначимость личностно — равноправных собеседников.

Итак, развитие гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов будет способствовать формированию гуманистической по своей направленности личности будущего учителя, способной строить с детьми человечное общение.

Результаты теоретического исследования и опытной работы могут послужить основой для разработки программ дальнейших экспериментов. Предметом специального изучения могут стать вопросы: педагогические условия (диалог, игра, юмор, личность учителя) организации эффективных.

166 взаимоотношений субъектов педпроцессаразработка комплекса специальных методик по проблеме. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании педагогики, при изучении разделов курса о педагогическом общениипри проведении спецкурсов и спецсеминароворганизации методической работы с педагогами, классными руководителями, администрацией учебных заведений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности.— М.: Наука, 1980.— 324 с.
  2. Абульханова —Славская К. А. Совместная деятельность: методология теория, практика.— М.: Наука, 1988.— 287 с.
  3. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. —М.: Мысль, 1991.—299 с.
  4. Абульханова — Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. /Под ред. К. А Абульхановой — Славской, А. В. Брушлинского. — М.: Наука, 1995.- С.27−47.
  5. Абульханова — Славская К. А. Личностный аспект общения //Проблема общения в психологии/ Ред. Ломова Б. Ф. М., 1981. —С. 218 — 241.
  6. Л.К. Групповое взаимодействие как фактор повышения эффективности образования взрослых: Дис. канд. психол. наук.— Л., 1988.-146 с.
  7. O.K., Агавелян P.O. Эмпатия как фактор готовности к профессиональной психолого — педагогической деятельности. //Гуманизация образования.— 1994. — № 1. —С.47 —53.
  8. А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995. 296 с.
  9. Ю.П. Педагогика любви и свободы.— М., 1994. —607 с.
  10. Ш. А. В школу с шести лет //Педагогический поиск/
  11. Сост.Баженова И. Н. -М., 1988.-С.9−57.168
  12. Ш. А. Здравствуйте, дети! — М.(1989. —187 с.
  13. .Г. Избранные психологические труды. —М.: Педагогика, 1980. — т. 1. — 229 с. — т.2.— 286 с.
  14. .Г. Человек как предмет воспитания. —Л.: Лен.универс., 1969. 339 с.
  15. Г. М. Социальная психология. —М.:Моск.универс., 1988.—429 с.
  16. Н.М. Учителю о психологическом климате в коллективе.— М., 1983.— 93 с.
  17. АникееваН.М. Анализ имитационных педагогических игр // Игра в педагогическом процессе. —Новосибирск, 1989.— С. 28 —37.
  18. Л.В. Влияние интерактивной функции общения на саморазвитие ученического сообщества как педагогическая проблема: Дисс. канд.педагог.наук. — Хабаровск, 1995.— 156 с.
  19. М.Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. М. Учителя и ученики: два мира? — М., 1992. — 159 с.
  20. А.Г. Психология личности. — М.: МГУ, 1990. —367 с.
  21. М.П. Психологические проблемы обучения педагогическому общению в практике зарубежной высшей школы /на материале англоязычных стран/: Дис. канд. психол. наук. — Ростов —н./Д., 1991. 198 с.
  22. Г. С. Найти и обрести себя. // Вопросы философии.—1995. № 3. — С. 103 — 109.
  23. Г. С. Особенности культуры глубинного общения.
  24. Вопросы философии. 1995.- N° 3. -С. 109−130.
  25. М.М. Человек в мире слова.- М., 1995. 140 с.169
  26. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.(1979.— 318 с.
  27. М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.(1990— 523 с.
  28. Н.А. Психология русского народа. //Социальная философия, /сост. Арефьева М. И., Гарбузов Л. С. — М., 1994.— ч. 2. —С. 106−114.
  29. Н.А. Философия неравенства. — М., 1990. —285 с.
  30. Н.А. Истина и откровение. —СПб., 1996. — 384 с.
  31. Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. -М., 1992. 399 с.
  32. Р. Развитие Я —концепции и воспитание.— М.: Прогресс, 1986.-335 с.
  33. М.Н. Гуманизация образования: состояния и перспективы. // Гуманизация образования. —1994. — № 1.— С. 3—17.
  34. В.М. Избранные работы по социальной психологии. — М., 1994. 398 с.
  35. B.C. Мышление как творчество. — М., 1975. — 159 с.
  36. М.Р. Социальная психология. — М.:Межд. пед. акад., 1994.- 106 с.
  37. М.И. Нормы общения и внутренний мир личности. //Проблемы общения в психологии./ Под ред. Ломова Б. Ф. — М., 1981.— С. 241 264.
  38. А.А., Ковалёв Г. А. Диалог как форма психологического воздействия.//Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. — М., 1987. —С. 17 — 27.170
  39. А.А. Восприятие и понимание человеком человека. — М., 1982. -198 с.
  40. А.А. Личность и общение.— М., 1983, — 270 с.
  41. А.А. Об особенностях формирования межличностных отношений в детской среде // Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации. — М., 1992.— С. 74 —81.
  42. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психол.- 1994. — № 1.- С. 15−25.
  43. А. А. Проблемы гуманизации межличностностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопр. психол. -1989.- № 6.- С. 74−81.
  44. А.А. Психология межличностного общения. —Рязань, 1994. 90 с.
  45. А.А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания./ Ред. А. А. Бодалёва. — М., 1981. — С.4—16.
  46. А.А. Социальная психология личности // Мир психол. и психол. в мире. —1995. — № 1. —С. 64 — 74.
  47. А.А. Психология общения. — М. — Воронеж, 1996.— 252 с.
  48. А.Н. Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе. —Киев, 1991.—198 с.
  49. А.В. Психологическая наука и проблема субъекта // Труды института психологии РАН. — М., 1995. — т. 1, кн. 2. —С. 6 — 20.
  50. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. —1. Минск, 1990.- 214 с.
  51. А.В. К проблеме субъекта в психологической науке //Гуманистические проблемы психологической теории/ Ред. Абульхановой — Славской К. А., Брушлинского А. В. — М., 1995. —С. 5—14.
  52. Н.С. Внутренний диалог в структуре самосознания и его динамика в процессе психотерапии.: Дис. канд. психол. наук. — М., 1996. 223 с.
  53. М. Я и Ты. М., 1993.- 175 с.
  54. Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в Европейской педагогике (1 п. XX в.): Автореф.дис. докт. педагог, наук. — Казань, 1997. -34 с.
  55. А.А. Активное обучение в высшей школе, контекстный подход. -М., 1991.- 207 с.
  56. О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога.: Дис. канд.психол. наук. — СПб., 1993. — 197 с.
  57. В.И. Философские мысли натуралиста. — М. 1988. — 513с.
  58. Г. В. Деловая игра как способ обучения студентов разрешению межличностных конфликтов // Игра в педагогическом процессе. —Новосибирск, 1989.— С. 37 — 44.
  59. И.А., Чалов Н. М. Диалог в диалоге. — М., 1994. — 72 с.
  60. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981. —127 с.
  61. И.П. Учим творчеству //Педагогический поиск./ Сост. И. Н. Баженова.- М., 1988.- С.101−141.
  62. Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.— 449 с.172
  63. Г. В. Психолого — педагогические факторы, определяющие характер эффективного взаимодействия.: Автореф. канд. пед. наук.— Минск, 1997.— 21 с.
  64. М.Г. Эмпатия и её развитие // Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношения к миру/ Ред. Мордвинцева П.П.- М., 1990.- С. 12−35.
  65. М.Е. Наш друг—игра.— Минск, 1979.— 96 с.
  66. М.Р. Личностное развитие в подрастковом и юношеском возрасте // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации./ Ред. Бодалёва А. А., Ковалёва Г. А. — М., 1987. -С. 127−133.
  67. Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии //Вопр. психол. — 1993. — № 4.— С. 61 — 68.
  68. B.C. Общение в сфере досуга как условие профессионального становления молодого учителя.: Дис. канд. психол. наук. Л., 1990.- 215 с.
  69. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.—174 с.
  70. Т.Н. Уроки истории— уроки жизни //Педагогический поиск./ Сост. И. Н. Баженова. -М., 1988. -С. 271−301.
  71. В.В. Проблема субъекта в педагогике.— Л. 1991. —36 с.
  72. В.В. Межсубъективные отношения в педагогическомпроцессе.: Диссерт. докт. пед. наук. —С.— П., 1992. — 406 с.
  73. В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы
  74. Педагогика. 1996. — № 1.- С. 20−24.173
  75. С.В. Самовыражение и развитие личности в игре (на материале традиционных народных игр).: Автореф.кандид. психол. наук. — М., 1991.- 21 с.
  76. Л.Н. Этногенез и биосфера земли. — М.(1994.— 544 с.
  77. Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. — М. г 1993. — 544 с.
  78. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: пособие для преподавателей.— М., 1994. — 134 с.
  79. Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях (на материале изучения студенческих групп).: Дис. канд. психол. наук. — Ереван, 1984. — 187 с.
  80. Диалог в философии: традиции и современность / Ред. Корнеев М.Я.- С.-П., 1995. -192 с.
  81. Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношениях к миру./ Ред. П. П. Мордвинцева, М. Г. Герасимова. — М., 1990. — 40 с.
  82. А.Б. Анатомия диалога //Хрестоматия по педагогической психологии /Сост.Красило А. И., Новгородцева Н. П. — М., 1995. — С. 182 — 216.
  83. О.Б. Одиночество и отчуждение в подростковом и юношеском возрасте.: Дис. кан. психол. наук.— СПб., 1996.— 176 с.
  84. Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психолог, журнал .-1993. т.4. -№ 14.- С. 132−139.
  85. Ю.Н. Социально — психологическое проектирование впедагогике //Вопр. психол. —1988. — № 1.— С. 26 —33.174
  86. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности.: Автореф. докт. психол. наук. — Л., 1991.— 43 с.
  87. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. —Л., 1991. — 105с.
  88. М.Б. Формирование готовности студентов педагогических училищ к воспитательному взаимодействию с младшими школьниками. Дис. канд. психол. наук. —СПб., 1993. — 153 с.
  89. С.Н. Взаимодействие преподавателей и студентов младших курсов как условие профессионального становления будущих учителей. :Автореф. дис. канд.педагог. наук. — М., 1997. — 21 с.
  90. А.И. Психология духовности. — М., 1996. — 400 с.
  91. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М., 1994. — 302 с.
  92. В.П. От классической к органической психологии //Вопр. психол. -1996. -№б.- С. 6−25.
  93. В.В. Психология понимания в познании и общении.:Дис. в виде научн. докл. докт. психол. наук.— М., 1995. — 77 с.
  94. Э.В. Философия и культура. —М., 1991.— 450 с.
  95. Э.В. Что же такое личность?//Психология личности. Тексты./ Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, АА.Пузерей. -М., 1982.-С. 12−19.
  96. Е.Н. Искусство общения//Педагогической поиск/Сост. И.Н.
  97. Баженова. -М., 1988. -С. 205−271.
  98. Е.Н., Мертенс С. В. Давайте соберёмся. — М., 1994. — 127 с.
  99. К.Г. В поисках сущности игры // Философ, науки. —1977.-№ 6. -С. 154−158.175
  100. В.Е. Психология коммуникативного развития человека как личности.: Автореф.дис. канд.психол. наук. —СПб., 1993.— 21 с.
  101. В.Е. Психология коммуникативного развития человека как личности.: Дис.докт. психол.наук. — СПб., 1992.— 370 с.
  102. М.С. Мир общения. -М., 1988. 316 с.
  103. В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения.— М., 1990.— 127 с.
  104. Как построить своё «Я» /Ред.В. П. Зинченко. М., 1991.-136 с.
  105. Е.С. Психотерапия и личность психотерапевта //Гуманистические проблемы психологической теории./ Ред. Абульханова — Славская К. А., Брушлинский А. В. — М., 1995. —С. 96—106.
  106. Кан —Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. 190с.
  107. Кан —Калик В. А., Коволёв Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования.//Вопр. психол. —1985. — № 4.-С. 19−29.
  108. Кан —Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.— М., 1990. 139 с.
  109. В.А. Директор — учитель — ученик// Педагогика и психология. — 1982. — № 9. —95 с.
  110. А.В. Теория ориентирования личности в миреценностей. — Ориенбург, 1996. — 188 с.
  111. М. Учебная дискуцссия //Мир образов. —1996. — № 1.—1. С. 28−31.
  112. М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания //Педагогика. — 1998. — № 1.— С. 34 — 39.176
  113. О.В. Понимание личности ребёнка значимыми взрослыми (родителями, воспитателями) и понимание ребёнком себя как личности.: Автореф.дис. канд. психол. наук. — М., 1994.— 21 с.
  114. Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического взаимодействия //Общени и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консултации./ Ред. Бодалёва А. А., Ковалёва Г. А.- М., 1987. -С. 4−17.
  115. Е.Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческой группе.: Дис. канд. психол. наук. — М., 1994.— 173 с.
  116. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.— Пермь, 1994. 337 с.
  117. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. —Минск, 1969. — 235 с.
  118. Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. — М., 1977.— 63 с.
  119. Кон И. С. Дружба. -М., 1980. 225 с.
  120. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.— 254 с.
  121. Кон И. С. Какими они себя видят. — М., 1975, — 96 с.
  122. С.В. Учитель— ученик. — М., 1984.— 80 с.
  123. С.В. Межличностное понимание и его роль в общении.: Дис. докт. психол. наук. — Дрогобич, 1977. — 434 с.
  124. А.Е. Игра и её роль в подготовке педагога //Магистр.—1996. -№ 2.- С. 89−95.
  125. А.Ф. О диалогическом понимании психологического контакта // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и177психологической консультации. / Ред. А. А. Бодалёва, Г. А. Ковалёва. — М., 1987. 50−57 с.
  126. Я. Воспитание личности: Книга для учителя./ Сост. В. Ф. Кочнов. -М., 1992. -285 с.
  127. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — Д., 1990. -98с.
  128. С., де Кар в ало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологич.журн. — 1993, — № 2. — С. 113—126.
  129. Н.К. Педагогические сочинения. — М., 1959. — 550 ., т. 1.
  130. Л.Н. Развитие рефлексии в общении методом трансактного анализа. Дис.канд.психол. наук.— М., 1995.— 145 с.
  131. Е.И. Психология свободы. — М., 1994. — 195 с.
  132. З.В. Социометрический и референтометрический выборы в группах разного уровня развития // Личность в общении и деятельности.— Ульяновск, 1985. —С. 43 — 46.
  133. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 115.
  134. Н.В. Формирование педагогических способностей.— Л., 1961.- 97 с.
  135. Н.Л. Самореализация личности как философская проблема.: Дис. канд. филос. наук.— Киев, 1992.— 194 с.
  136. Л.В. Психологическое исследование. —СПб., 1994. —113 с.
  137. Л.Н. Доверие рождается доверием // Народноеобразование.— 1988. — № 2.
  138. Л.Н. Воспитать себя.- М., 1991.- 143 с.178
  139. Л.Н. Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях // Актуальные проблемы воспитания в современных условиях.— Хабаровск, 1994.— С. 7—11.
  140. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. —Хабаровск, 1997. 313 с.
  141. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. — М., 1990.- 104 с.
  142. А.Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. — М., 1982. —95 с.
  143. Е. Играйте —и Вы станете профессионалом // Народн. образов. -1995.- № 2.- С. 106−107.
  144. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблема общения в психологии./Ред. Б. Ф. Ломов. — М., 1981. -С. 92−121.
  145. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977. —304 с.
  146. Леонтьев А. А Педагогическое общение. — М., 1979. — 47 с.
  147. А.Ф. Альтруизм //Психология личности. Тексты./Сост. Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1982.- С. 262−268.
  148. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды /Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. —СПб., 1996. — 175 с.
  149. .Ф. Проблемы общения в психологии // Проблема общения в психологии./ Ред.Б. Ф. Ломов. — М., 1981. — С. З —23.
  150. .Ф. Личность в системе общественных отношений //
  151. Психолог, журн. -1981.- № 1. -С. 3−18.179
  152. Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры //Труды по знаковым системам./— Тарту, 1973. —С. 227.
  153. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. — М., 1977.— 154 с.
  154. С.Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск./Сост. И. Н. Баженова. — М., 1988. —С. 57—101.
  155. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М., 1995.—363 с.
  156. А.С. Книга для родителей.— М., 1988. — 304 с.
  157. И.Ю. Рефлексивный и коммуникативный компоненты межличностного понимания.: Автореф. дис. канд.психол.наук. — М., 1995. — 24 с.
  158. Мальков екая Т.Н. Учитель—ученик. — М., 1977.— 63 с.
  159. М. Необходимость себя.— М., 1996.— 432 с.
  160. Р.К. Потребность в самоактуализации как основа творческого роста будущего учителя начальных классов (на метериале пед. колледжа).: Дис. кандид. психол.наук. — М., 1995.— 151 с.
  161. А.К. Психология труда учителя. — М., 1993. — 192 с.
  162. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты./ Сост.Ю. Б. Гиппенрейтер. -М., 1982. -С. 108−117.
  163. А. Психология бытия.— М., 1997. — 283 с.
  164. Меткалф С, Фелиб Р. Юмор —путь к успеху. СПб., 1996. С. 256 .
  165. Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. — Кемерово, 1996. — 49 с.
  166. Л.М., Бачков И. В. Профессиональное развитие педагога:психологические факторы и условия // Магистр. — 1996. — № 1.— С. 86 — 95.180
  167. A.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально — экономических условиях // Вопр. психол. —1997.— № 4. -С. 28−38.
  168. Г. И. Анализ коммуникативных ошибок учителя //Вестник СПбГУ.- 1995.- сер. 6.- вып. 1. -С. 102−107.
  169. М.В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопр. психол. —1995. — № 5. — С. 51−63.
  170. О.В. Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования старших школьников.: Автореф. дис. канд. психол.наук. — М., 1996. — 20 с.
  171. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М. г 1986.—160 с.
  172. А.В. Социализация // Магистр. -1993. -№ 3.-С23−33.
  173. А.В. Общение как фактор воспитания школьников.: Дис. докт.педагог.наук. — М., 1980.— 414 с.
  174. А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения.— М., 1977. —65 с.
  175. В.И. Самореализация личности как социального процесса (методолог—социологический аспект).: Автореф. дис. канд. филос. наук — Киев, 1990. 16 с.
  176. А.А. Риторика дидактического монолога // Магистр.— 1995. — № 2.- С.68−77.
  177. Н.П., Сергеев В. М., Шрейдер Ю. Д. Дискурс отчаяния и надежды: внутренняя речь и депрагматизация коммуникации //Вопр. философии. -1997.- № 10. -С. 45−57.181
  178. В.Н. Социальная психология и психология отношений //Проблемы общественной психологии./ Ред. В. Н. Колбановский. — М., 1965.
  179. В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960 — 425 с.
  180. В.Н. Психология отношений. — М. — Воронеж, 1995.—353 с.
  181. В.Н. Основы пелагогики. — Хабаровск, 1995.— 151 с.
  182. В.Н. Теория и практика в профессии учителя.— Хабаровск, 1988.-88 с.
  183. Л. А. Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в школе.: Дис. канд. педагог, наук. —СПб., 1991.- 150 с.
  184. Л. И. Коллектив и личность как педагогическая проблема.: Дис. докт. педагог.наук. — М., 1977. — 355 с.
  185. Л.И. Ролевая игра как метод праодоления барьеров коммуникации.: Автореф. дис. канд. педагог.наук. — М., 1985. — 17 с.
  186. Н.Н. Психология межличностных отношений.— Киев, 1990.-223 с.
  187. Н.Н. Психологическая культура отношений. —СПб., 1995. С. 32.
  188. Н.Н. Психология межличностного взаимодействия.: Дис. докт. психол. наук. —Л., 1979. —437 с.
  189. Р. Личность: проблема науки и искусства // Психология личности.Тексты./Сост. Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1982. —С. 208 — 216.
  190. А.Б. Психология личности и сущности: парадигмы, проекции, практика.— М., 1995. — 214 с.182
  191. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр. психол, — 1995. — № 2. —С. 5—19.
  192. А.Б. Проблемы перестройки психолого — педагогической подготовки учителя // Вопр. психол. —1988. — № 1.— С. 16 — 26.
  193. А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм //Вестник МГУ.-Серия 14.- Психология.- 1990, — № 2.- С. 55−58.
  194. А.Б. Взаимопонимание в диалоге ребёнка и взрослого как условие воспитания // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации./ Ред. А. А Бодалёв., Г. А Ковалёв.— М., 1987.- С. 109−115.
  195. А.Б., М.А. Хазанова. Феномены эмпатии и конгруэнтности //Вопр. психол.- 1993.- № 4. -С. 68−73.
  196. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.— 206с.
  197. Н.Г. Современному учителю о воспитании, как Прошлое в настоящем // Педагогика. —1995. — № 3. —С. 60 — 65.
  198. В.Н. и др. Социально — психологический климат коллектива и личность. — М., 1983.— 207 с.
  199. .Д. Социально — психологический климат коллектива. -Л., 1981.- 192 с.
  200. И.Г. Лингард и Гертруда //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А. И. Пискунов.— М., 1971. —С. 303 — 313.
  201. И.Г. Лебединая песня //Хрестоматия по истории зарубежной педагогике./ Сост. А. И. Пискунов. — М., 1971. —С. 337 — 356.
  202. И.Р. Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений будущего учителя.: Дис. канд. педагог, наук.— Л., 1984.- 176 с.183
  203. А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений // Психолог, журнал. — 1981.— № 2. —С. 33 — 43.
  204. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.- 225 с.
  205. А.В. Социальная психология. — М., 1987. — 223 с.
  206. А.В. Психология развивающейся личности. — М., 1987.-240 с.
  207. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. — Ростов —н/Д., 1996.— 512 с.
  208. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно — развивающее взаимодействие. —Ростов — н/Д., 1995. — 84 с.
  209. В.А. Метод отражённой субъективности // Личность в общении и деятельности.— Ульяновск, 1985. —С. 15 — 26.
  210. Н.И. Быть и казаться //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России./ Ред. С. Ф. Егоров. — М., 1986. —С. 166—173.
  211. Пик И.Ю., Бирюкова Г. М. Формула успеха: понять, принять, действовать. —С.— П., 1994. — 62 с.
  212. . А. Необитаемая страна детских игр //Народн. образов.— 1995.- № 5. -С. 29.
  213. Психологический словарь. / Ред. А. В. Петровский,
  214. М.Г.Ярошевский. -М., 1990. 494 с.
  215. Пути за пределы «эго» трансперсанальная перспектива. /Ред.
  216. Р.Уолта, Ф. Воон.- М., 1996. 318 с.184
  217. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно — воспитательном процессе.: Дис.докт.педагог, наук —Д., 1991.— 470 с.
  218. А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. СПб., 1993.- 210 с.
  219. Н.К. Листы дневника.— М., 1995. — 664 с.
  220. И.Е. Личность учителя: теория и практика. — Ростов —н/Д., 1995. 505 с.
  221. К. Клиенто — центрированная терапия. — М., 1997.— 316с.
  222. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.— М., 1994. 480 с.
  223. К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. // Хрестоматия по педагогической психологии. — М., 1995— С. 276−284.
  224. К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. — Серия 14.- Психология.- 1990.- № 2. -С. 58−65.
  225. К. Эмпатия //Психология эмоций. Тексты./Ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1993.- С. 248−250.
  226. С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь // Психология личности. Тексты./ Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1982, — С. 127−132.
  227. С.Л. Человек и мир //Проблемы общей психологии. -М., 1973. -С. 330−420.
  228. С.Л. Основы общей психологии.— М., 1989. — т.2 —322 с.185
  229. Ж.— Ж. Эмиль, или о воспитании //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А. И. Пискунов. — М.(1971. —С. 221−255.
  230. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.— М., 1991.— 126 с.
  231. С.А. Психологические детерминанты авторитарного и демократического стиля педагогического общения. — СПб., 1994. — 135 с.
  232. Н.И. Структура и динамика межличностных ивнутриличностных отношений. Автореф. дис.докт.психол.наук. — Тбилиси, 1987. 49 с.
  233. B.C. О психологии доверительного общения //Проблема общения в психологии / Ред. Ломов Б. Ф. — М., 1981. — 264 — 272 с.
  234. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. —1997.— № 3.— 40 — 45 с.
  235. В.И. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996. 278 с.
  236. А.М. Игровой аспект воспитания // Игра в педагогическом процессе. Новосибирск, 1989. С. 62 — 87.
  237. А.М. Диалог в воспитании //Народное образование.— 1995.- № 8−9. -С. 110−114.
  238. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. —М., 1995. — 384 с.
  239. С.А. Игровое общение как форма развития деятельности // Игра в педагогическом процессе. —Новосибирск, 1989. —С.53.62.186
  240. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе //Вопр. психол.—1994.— № 5. —С. 5—16.
  241. Е.О. Проблема общения ребёнка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М. И. Лисиной //Вопр. психол. —1996. — № 6. —С. 78 — 87.
  242. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психол. — 1989. — № 2.— С. 36 —45
  243. А.В. Введение в теорию социальной коммуникации.— СПб., 1996. 313 с.
  244. В.М., Захаров Л. Н., Соколова В. В., Гребнев И. В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателей.— М., 1994. 158 с.
  245. С. Педагогика для всех. — М., 1989.— 367 с.
  246. С. Воспитание творчеством. — М., 1978. — 93 с.
  247. Г. Л. Развивающий учебный диалог в профессиональной подготовке учителя (психологический аспект). Автореф. дис. канд.психол.наук. — М., 1997.— 24 с.
  248. М.И. Психология общения. —М., 1996.— 288 с.
  249. М.И. Если мы хотим сотрудничать. — М., 1996. — 384 с.
  250. Л.А. Генезис содержания общего образованиягуманистический аспект). —Хабаровск, 1994. —99 с.
  251. В.А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981.- 191 с.
  252. В.А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1975.187
  253. Сэв Л. Основные понятия, акты, способности. Проблема потребностей // Психология личности.Тексты./ Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1982. 42−47 с.
  254. В.В. Педагогическое общение и его роль в становлении молодого учителя. Дис.кандид. психол.наук. — Д., 1990.— 186 с.
  255. Е. Рассказанное Я : проблема персональной идентичности в философии современности. —Екатеринбург, 1995.— 124 с.
  256. Ю.С., Тюнникова С. М. Игровое обучение как дидактическая система будущего // Гуманизация образов. —1995. —№ 3.— С. 36−50.
  257. К.Д. О нравственном эленменте в воспитании. Собр. соч.: в 11 т. -М.- Д. 1948−1951, т. 2, 455 с.
  258. К.Д. Три элемента школы.— Собр. соч.: в 11 т. М.— Д., 1948— 1951, т.2, С.42−68 .
  259. Е.И., Асмолов А. Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психологич. журнал. -1989. -т. 10.- № 6.- С. 58−66.
  260. Л.Б. Педагогическое общение как фактор преодоления психологических барьеров в обучении взрослых.: Дис.канд.психол.наук. — СПб., 1993. 202 с.
  261. Т.А. Диалогические принципы в психологии // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации./ Ред. Бодалёва А. А., Ковалёва Г. А. — М., 1987.— С. 27 — 36.
  262. В. Человек в поисках смысла.— М. г 1990.
  263. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к безсознательному. — СПб —М.(1997.
  264. Э. Иметь или быть. М., 1990. — 336 с.
  265. Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности. Тексты/ Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1982. —С. 48 —55.
  266. Э. Искусство любви. — Минск, 1990. — 80 с.
  267. Э. Бегство от свободы. — М., 1995. — 256 с.
  268. А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий //Хрестоматия по педагогической психологии./ Ред. А. И. Красило, А. П. Новгородцева. — М.(1995. —С. 216 — 227.
  269. А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания./ Ред. А. А. Бодалёв.— М., 1981. -С. 25−42.
  270. А.У. Межличностные контакты как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопр. психол. — 1977. — № 4.— С. 52 — 68.
  271. Г. Разговор на просёлочной дороге. — М., 1991.— 190 с.
  272. К. Личность и неврозы. — М., 1993. — 478 с.
  273. Л.П. Формирование межличностного восприятия у детейи подростков. —Ташкент, 1990 .— 82 с.
  274. Хрестоматия по гуманистической психотерапии/ Сост.
  275. М.Палуш. — М., 1995.- 301 с.189
  276. Т.Д. Межличностная обратная связь в педагогическом общении. Автореф. дис. канд. психоло.наук. — М., 1996. — 20 с.
  277. Человек, диалог, понимание.: Межвуз. сб. —Саратов, 1996. — 94с.
  278. В.И. Межличностные отношения, мотивация и саморегуляция//Вопросы псхол. — 1997.— № 3. —С. 102—111.
  279. Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии./Ред. Б. Ф. Ломов. — М., 1981. — 148—152 с.
  280. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М., 1995. 285 с.
  281. Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования. Автореф. канд. диссерт. — М., 1992.— 21 с.
  282. В.Д. Деятельность и способности. — М., 1994. — С. 180 —313.
  283. В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск./ Сост. И. Н. Баженова. — М., 1988. —С. 141 — 205.
  284. С.Т. Бодрая жизнь. —
  285. Т.Д. Основные проблемы гуманизации в зарубежной психологии // Гуманистические проблемы психологической теории./Ред. К. А. Абульханова — Славская. — М., 1995.— С. 14 — 26.
  286. С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопр. психол. —1991. — № 1.
  287. Е.В. История психологии отношений.: Дис.докт.псих.наук— СПб., 1995. — 443 с.190
  288. А.В. Временная организация структуры невербального взаимодействия и диалогического общения.: Дис.кандид.псих.наук. — М. г 1995. 172 с.
  289. О.В. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя.: Автореф. дис. кандид.педагог.наук. — Челябинск, 1997.— 21 с.
  290. С.А. Игры учащихся— феномен культуры. — М., 1994.—234 с.
  291. Шнекендорф 3. Конвенция о правах ребёнка и проблема отношений «учитель — ученик» // Мир образования.— 1996. — № 2.— С. 14−15.
  292. Э. Анти —Карнеги или Человек —манипулятор. — М., 1994. 128 с.
  293. Д. М.М.Бахтин и Л. С. Выготский: интериоризация как «феномен границы» //Вопросы психол. — 1996.— № 6. —С. 107—117.
  294. Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопр. психол. — 1990. — № 4— С. 99— 104.
  295. Д.Б. Психология игры — . М., 1978.— 304 с.
  296. Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. —1. М.-Воронеж, 1995.- 410 с.
  297. Э. Идентичность : юность и кризис.— М., 1996. — 339 с.
  298. B.C. Преодоление «стереотипов ожидания» у учителя // Общение и диалог в обучении, воспитании и психологической консультации/ Ред. Бодалёва А. А., Ковалёва Г. А. — М., 1987.— С. 148—156.
  299. И.М. Психология взаимопонимания. —Казань, 1991.—187с.191
  300. И.М. Психология эмпатии.: Дис. докт.психол.наук. — СПб., 1995. 224 с.
  301. Е.Ю. Игровая среда как фактор развития интелектуальных структур.: Диссерт. канд.психол.наук. — СПб., 1994.— 200 с.
  302. И.Я. Разработка технологии личностно — ориентированного обучения // Вопр. психол. —1995.— № 2.— С. 31 — 42.
  303. Е.А. Педагогичский ансамбль школы. — М., 1987.— 80 с. Ш
Заполнить форму текущей работой