Система источников экологической информации
Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды (сг. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Можно выделить… Читать ещё >
Система источников экологической информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Источниками экологической информации принято считать:
- 1) законодательные и иные нормативные правовые акты (при этом согласно положениям Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» на территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы, т. е. когда их полный текст опубликован в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации»);
- 2) материалы государственного учета экологически значимых объектов и учета природных ресурсов. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы государственной власти РФ ведут государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификацию в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, а также государственный учет особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов, объектов и природных ресурсов с учетом их экологической значимости. Например, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 21) устанавливает порядок, при котором государственному учету подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него.
Государственный учет в области природопользования и охраны окружающей среды является одним из важнейших источников экологической информации. Основными их видами являются следующие:
- — государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- — государственный учет вредных воздействий па атмосферный воздух и их источников;
- — государственный учет объектов животного мира;
- — учет и отчетность в области обращения с отходами;
- 3) государственные кадастры и реестры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ, образующихся в процессе производства и потребления. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров и реестров природных ресурсов проводится их экономическая оценка, а также осуществляется система мер по восстановлению их нарушенного состояния. Они служат основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование. Структуру и порядок ведения кадастров определяют государственные органы, поэтому содержащаяся в них информация является официальной. Следует выделить ряд кадастров и реестров, являющихся источниками экологической информации:
- — Единый государственный реестр недвижимости (включающий в себя кадастр недвижимости) (ведется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);
- — государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых (Закон РФ «О недрах»);
- — государственный кадастр объектов животного мира (Федеральный закон «О животном мире»);
государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»);
- — государственный лесной реестр (ЛК РФ);
- — государственный водный реестр (ВК РФ);
- — Красная книга РФ, которую можно рассматривать как особую разновидность кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных;
- — государственный кадастр отходов (Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»);
- 4) государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды (сг. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Можно выделить следующие его виды, составляющие Единую систему государственного экологического мониторинга, данные которых включаются в Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга и являются источниками экологической информации:
- — государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;
- — государственный мониторинг атмосферного воздуха;
- — государственный мониторинг радиационной обстановки на территории РФ;
- — государственный мониторинг земель;
- — государственный мониторинг объектов животного мира;
- — государственный лесопатологический мониторинг;
- — государственный мониторинг воспроизводства лесов;
- — государственный мониторинг состояния недр;
- — государственный мониторинг водных объектов;
- — государственный мониторинг водных биологических ресурсов;
- — государственный мониторинг внутренних морских вод и территориального моря РФ;
- — государственный мониторинг исключительной экономической зоны РФ;
- — государственный мониторинг континентального шельфа РФ;
- — государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал;
- — государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания;
- 5) регистры и реестры веществ объектов и сооружений, имеющих экологическую значимость, к которым относятся:
- — Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ;
- — Российский регистр гидротехнических сооружений;
- — Реестр опасных производственных объектов;
- — Государственный реестр объектов размещения отходов (входящий в состав государственного кадастра отходов);
- 6) экологическая документация предприятий:
- — программа производственного экологического контроля, отчет о его организации и результатах осуществления, в которых документируются основные сведения о порядке функционирования системы производственного экологического контроля на предприятиях, отнесенных к объектам I, II и III категорий опасности;
- — программа повышения экологической эффективности предприятия, в которой содержится поэтапный план мероприятий по охране окружающей среды на предприятии;
- — нормативы сбросов и выбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также документация, их обосновывающая;
- — государственная статистическая отчетность в области охраны окружающей среды (по форме 2-ТП) и ряд иных документов;
- 7) декларация промышленной безопасности. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта является документом, содержащим разнообразную, в том числе экологически значимую, информацию о промышленном объекте, и призвана служить инструментом предупреждения и подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на промышленных объектах. Она должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации;
- 8) ежегодный Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации (является официальным документом, подготавливаемым Минприроды России в целях обеспечения государственных органов и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о качестве окружающей среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Содержит сведения об осуществляемых на территории России правовых, организационных, технических и экономических мерах по охране природы, сбережению и восстановлению природных ресурсов. Доклад призван служить основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в Российской Федерации. В нем используются официальные данные государственной статистической отчетности, мониторинга окружающей среды, других материалов, а также аналитических данных министерств и ведомств. Доклад должен содержать рекомендации по осуществлению вытекающих из анализа организационных, правовых и экономических мер в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов);
- 9) отчеты, иные данные, имеющиеся в государственных и муниципальных органах, общественных и иных некоммерческих организациях;
- 10) сообщения средств массовой информации.