Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российским законодательством установлены нормативы предельно допустимых воздействий на природную среду (ст. 25 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и др.), общие требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия (ст. 3, 11—22, 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Нормативами предусмотрены показатели предельно допустимых… Читать ещё >

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объект преступления — здоровье населения. Санитарные и эпидемиологические правила установлены Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Санитарно-эпидемиологические правила устанавливаются применительно к различным сферам человеческой деятельности и другими нормативными правовыми актами. Они, например, установлены ст. 25—28 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 16, 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и др.

Главная цель санитарно-эпидемиологических правил — обеспечение безопасности человека. Они определяют общеобязательный характер поведения граждан и должностных лиц в определенных сферах общественной жизнедеятельности, которое не должно создавать угрозы безопасности существования, нарушать безвредность факторов окружающей человека среды и условий его жизнедеятельности. Правила содержат гигиенические нормативы, устанавливающие допустимое максимальное или минимальное количественное или качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности или безвредности для человека; устанавливают санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека; гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

  • • государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
  • • государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • • сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
  • • лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
  • • государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию РФ отдельных видов продукции;
  • • мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях (ст. 5 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Предмет преступления — санитарные и эпидемиологические правила, установленные нормативными правовыми актами применительно к осуществлению различных видов человеческой деятельности.

Объективная сторона преступления включает: 1) нарушения установленных нормативными правовыми актами правил санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны; 2) последствия в виде массового заболевания или отравления людей; 3) причинную связь. Нарушения установленных общеобязательных правил могут выражаться как в действиях, так и бездействии лиц, уполномоченных на их осуществление (например, не осуществивших в ситуации, представляющей угрозу распространения массового отравления людей, предписанные правилами обязательные действия, но ее предотвращению и минимизации вреда).

Состав преступления — материальный. Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является наличие причинной связи между допущенными нарушениями и массовыми заболеваниями или отравлениями людей.

К массовым заболеваниям относятся инфекционные заболевания, вызываемыми определенными микробами, вирусами (свиной грипп), так и неинфекционные заболевания, распространение которых превышает эпидемиологический порог, приводя к распространению эпидемий и эпизоотий. Массовым отравлением считается такое, которое в течение быстрого времени распространяется среди значительного количества лиц (например, массовые отравления детей в детских учреждениях из-за несоблюдения санитарных норм приготовления пищи).

Оценка заболевания как массового должна учитывать ряд факторов: характер инфекции, способ и скорость ее распространения, имеющиеся средства подавления инфекции и др.

Субъективная сторона преступления — неосторожная форма вины в отношении наступивших последствий. При обнаружении умысла в отношении наступивших последствий следует рассматривать вопрос об ответственности за соответствующее преступление против жизни и здоровья. Нарушение указанных правил может быть способом совершения преступлений, посягающих на общественную безопасность, что при доказанности соответствующего умысла требует соответствующей квалификации содеянного.

Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее общеобязательные санитарно-эпидемиологические правила, а также должностное лицо и работник предприятия, учреждения, ответственные за соблюдение соответствующих санитарноэпидемиологических правил по предмету своей деятельности — предприятий питания, медицинских учреждений и т. п. (специальный субъект).

Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 236 УК РФ) является причинение по неосторожности смерти человеку. Действие ч. 2 ст. 236 УК РФ распространяется и на те случаи, когда вследствие допущенных нарушений наступила смерть нескольких лиц.

Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ) Конституция РФ установила право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42). В Федеральных законах «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ряде других нормативных правовых актов также зафиксировано право граждан на информацию о состоянии окружающей среды и факторах, влияющих на здоровье.

Это означает, что население должно своевременно получать информацию о состоянии окружающей его природной среды, включая информацию о возможном неблагоприятном воздействии ее на человека, возникающем в результате хозяйственной или иной деятельности, техногенных катастроф, аварий, стихийных бедствий и преступлений, распространения эпидемий и эпизоотий.

Российским законодательством установлены нормативы предельно допустимых воздействий на природную среду (ст. 25 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и др.), общие требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия (ст. 3, 11—22, 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Нормативами предусмотрены показатели предельно допустимых норм концентрации в окружающей среде вредных химических веществ, физических воздействий (шума, вибрации), предельно допустимый уровень радиационного загрязнения воздуха, воды, почвы, концентрации химических веществ в продуктах питания и т. д.

Объектом преступления является здоровье населения, которое в рассматриваемом случае обеспечивается поступлением к нему своевременной, полной и достоверной информации о возникшей угрозе возможного причинения вреда здоровью, позволяющее принять меры по преодолению этой угрозы.

Объективная сторона преступления выражается в сокрытии или искажении информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Согласно этому закону не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды; запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие сведения о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.

Объективная сторона сокрытия соответствующей информации состоит в непредоставлении ее населению. Искажением считается доведение до сведения населения такой информации, которая не соответствует действительности, преуменьшает возникшую угрозу здоровью населения, не позволяя своевременно и в полном объеме осуществить мероприятия по нейтрализации или ликвидации возникшей угрозы. Информация о возникшей угрозе должна основываться па объективных данных, а не на слухах и ином недостоверном источнике.

Своевременность поступления такой информации к населению, требуемая нормативными правовыми актами, означает, что ее предоставление должно обеспечивать возможность принятия адекватных ситуации мероприятий, обеспечивающих минимизацию или даже полное устранение возникшей угрозы.

Состав преступления — формальный. Оконченным преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 237 УК РФ, считается с момента сокрытия или искажения информации о возникновении обстоятельств, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

В каждом конкретном случае необходимо установить, каким именно нормативным правовым актом (законом, приказом, инструкцией и т. п.) предусматривается обязанность должностного или иного лица предоставлять соответствующую информацию.

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле по отношению к сокрытию или искажению информации об обстоятельствах, представляющих опасность для жизни или здоровья людей, предусмотренному ч. 1 ст. 237 УК РФ, и косвенном умысле по отношению к наступившим последствиям, которые указаны в ч. 2 ст. 237 УК РФ.

Субъект преступления специальный — лицо, в обязанность которого входит извещение населения об обстоятельствах, представляющих опасность для жизни и здоровья людей. Возложение такой обязанности на конкретное лицо оформляется нормативным правовым актом, приказом, распоряжением, предписывающими лицу предоставление такой информации населению. Указанное обстоятельство должно быть установлено и проверено.

Квалифицирующими признаками признаются совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления; причинение вреда здоровью человека; наступление иных тяжких последствий (ч. 2 ст. 237 УК РФ).

Понятие лица, занимающего государственную должность, дано в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК РФ. К таковым должностным лицам, в частности, относятся министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главный государственный санитарный врач РФ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), главный государственный инспектор по пожарному надзору и др. Специальными субъектами деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 237 УК РФ, являются лица, занимающие государственные должности РФ или государственные должности субъекта РФ, а равно главы органов местного самоуправления.

Вред, причиненный здоровью человека рассматриваемым преступлением, может быть любой тяжести.

Иные тяжкие последствия могут выражаться в причинении вреда здоровью многих людей, наступлении смерти человека, больших финансовых затратах, требуемых для переселения людей, необходимости дезактивации значительной территории и т. п.

Для наступления ответственности по ч. 2 ст. 237 УК РФ необходимо совершение преступления субъектом, указанным в диспозиции, и установление причинной связи между сокрытием или искажением информации о возникшей опасности для людей и наступившими последствиями в виде причинения вреда здоровью и иными тяжкими последствиями. Состав преступления — формально-материальный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой