Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Запрос информации. 
Информационное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закон о СМИ (п. 3 ч. 1 ст. 61) предоставляет редакции юридическую возможность обжаловать в суд как отказ и отсрочку, так и несоблюдение соответствующими должностными лицами установленного порядка работы с запросами. Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязывает устранить допущенное нарушение (предоставить… Читать ещё >

Запрос информации. Информационное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Запрос информации можно определить как обращение редакции или журналиста к государственным органам или органам местного самоуправления, к иным организациям, общественным объединениям и должностным лицам с целью получения сведений об их деятельности.

Закон о СМИ допускает запрос информации как в устной, так и в письменной форме. Это означает, что устное обращение журналиста, скажем, к мэру или министру с просьбой дать интервью есть не что иное, как запрос информации в устной форме. Следовательно, ответы интервьюируемого на вопросы журналиста следует рассматривать как ответ на запрос информации. Данный тезис особенно важен с учетом того, что п. 3 ч. 1 ст. 57 Закона о СМИ освобождает журналиста от ответственности за содержание информации, если она получена в ответ на запрос информации.

Закон предусматривает четыре основных варианта реагирования на запрос информации.

Первый — предоставление информации. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители соответствующих органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные на то лица в пределах их компетенции.

Второй — отказ в предоставлении информации. Он возможен только в том случае, если запрошенная информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну.

Третий — отсрочка в предоставлении информации. Такой вариант будет законен, если запрашиваемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок со дня получения письменного запроса. Уведомление об отсрочке вручается в том же порядке и в те же сроки, что и уведомление об отказе. В тексте должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок, а также дата, к которой требуемые сведения будут готовы.

Четвертый — волокита с использованием всевозможных бюрократических ухищрений.

Закон о СМИ (п. 3 ч. 1 ст. 61) предоставляет редакции юридическую возможность обжаловать в суд как отказ и отсрочку, так и несоблюдение соответствующими должностными лицами установленного порядка работы с запросами. Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязывает устранить допущенное нарушение (предоставить запрошенную информацию) и возместить редакции понесенные убытки, включая неполученные доходы (упущенную выгоду). Правда, практика обращения к судебной процедуре обжалования отказа в предоставлении журналисту информации развита довольно слабо. Необоснованный отказ в предоставлении информации можно обжаловать также вышестоящему руководителю, в том числе для наложения дисциплинарного взыскания на должностное лицо, и в прокуратуру, которая обязана принять меры в порядке общего надзора.

Обратим внимание на то, что ст. 58 Закона о СМИ квалифицирует нарушение права редакции (ст. 39) и журналиста (п. 1 ч. 1 ст. 47) на запрос и получение информации как серьезное правонарушение — ущемление свободы массовой информации. Поскольку неправомерный отказ в предоставлении информации может быть формой принуждения журналиста к отказу от распространения информации, постольку он — при определенных условиях — может влечь уголовную ответственность по ст. 144 УК РФ.

Закон о СМИ возлагает на государственные органы, органы местного самоуправления, иные организации, общественные объединения и их должностных лиц обязанность предоставлять журналистам информацию о своей деятельности. В изначальной редакции ст. 39 Закона о СМИ формулировка этой нормы была несколько иной: «Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц». Как видим, здесь не упоминались органы местного самоуправления, поскольку они были введены в российское законодательство только Конституцией РФ 1993 г. В 2009 г. этот пробел восполнили, указав в ст. 38, 39 и других статьях Закона о СМИ органы местного самоуправления между государственными органами и организациями. Поскольку понятие «организации» согласно ГК РФ применимо по отношению к любому юридическому лицу, постольку обязанность предоставлять информацию по запросам редакций СМИ теперь распространяется не только на государственные, но также и на негосударственные коммерческие и некоммерческие организации.

Отсюда, помимо прочего, следует, что органы управления коммерческой, а равно некоммерческой организации не вправе издавать внутренние акты, запрещающие сотрудникам давать какие-либо комментарии, касающиеся деятельности компании, без разрешения руководства. Такие решения не только нарушают конституционное право граждан свободно передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, но и являются ущемлением свободы массовой информации. В ч. 1 ст. 58 Закона о СМИ прямо указывается такой состав правонарушения, как установление ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну. Правда, пока законодатель не решил, какое именно наказание должен понести правонарушитель.

Большое внимание проблемам, с которыми сталкиваются журналисты и редакции при сборе информации, уделяется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации“». В этом контексте наибольший интерес представляет вывод о том, что «выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно», а одним из этих способов является редакционный запрос информации. Причем такой запрос может касаться «деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц». Особо отметим упоминание коммерческих (ФГУП, ГУП, МУП[1] и т. д.) и некоммерческих организаций, обычно утверждавших, что норма о редакционном запросе информации (ст. 39 Закона о СМИ) на них не распространяется. Как отмечалось выше, в действующей редакции Закона о СМИ эта норма в равной степени применима к любым организациям.

Более того, редакционный запрос может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, общественного объединения, должностного лица. Например, предметом запроса могут являться сведения о доходах и имуществе государственных и муниципальных служащих и членов их семей. При этом редакция не обязана указывать в запросе, для каких целей ей необходимы запрашиваемые сведения.

Строго говоря, Верховный Суд РФ несколько расширил перечень оснований для отказа в предоставлении запрошенной информации. Если ст. 40 Закона о СМИ таким основанием считает только специально охраняемую федеральным законом тайну, то постановление называет и «иные основания, исключающие возможность предоставления информации». В качестве примера приводится ст. 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее в данной главе — Закон о судебной информации), перечисляющая восемь оснований, исключающих возможность предоставления информации о деятельности судов (в запросе не указана контактная информация отправителя; запрашиваемая информация не относится к деятельности суда, относится к информации ограниченного доступа либо является вмешательством в осуществление правосудия и т. д.).

Отказ и отсрочка могут быть обжалованы в суд. Сроки рассмотрения таких жалоб, подчеркнул Верховный Суд РФ, должны быть «возможно короткие», поскольку «при длительном рассмотрении дела запрашиваемая информация может утратить актуальность».

  • [1] ФГУП — федеральное государственное унитарное предприятие; ГУП — государственное унитарное предприятие; МУП — муниципальное унитарное предприятие. —Прим. ред.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой