Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Зубчатые передачи. 
Прикладная механика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы зубчатых колес. Если механическая обработка производится после термической, то твердость зубчатых колес должна быть НВ 350. Такой материал применяется в мелкомодульных передачах и в передачах с модулем т<2. Для уменьшения размеров зубчатых колес (обычно при т> 2) необходимо упрочнить рабочую поверхность зуба, что увеличивает допускаемые контактные напряжения. Объемная закалка… Читать ещё >

Зубчатые передачи. Прикладная механика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Назначение зубчатой передачи — передавать движение от одного вала к другому с изменением угловых скоростей и моментов по величине и направлению. Такая передача состоит из двух колес. Передача вращающего момента в зубчатой передаче осуществляется благодаря давлению зубьев, находящихся в зацеплении, одного колеса на зубья другого. Зубчатые передачи широко распространены в России и за рубежом благодаря их достоинствам по сравнению с другими механическими передачами.

Преимущества: большая долговечность и высокая надежность; высокий КПД (до 0,98); постоянство передаточного отношения; возможность применения в широком диапазоне моментов, скоростей и передаточных отношений; малые габаритные размеры; простота эксплуатации.

Недостатки: наличие шума; невозможность плавного изменения передаточного отношения; необходимость высокой точности изготовления и монтажа, что увеличивает их стоимость.

По исходному контуру зубчатые передачи делят:

  • • на эвольвентные — преимущественно распространены в промышленности;
  • • с круговым профилем (зацепление М. Л. Новикова) — применяются для передач с большими нагрузками.

У эвольвентного зацепления рабочая поверхность зуба имеет эвольвентный профиль. В дальнейшем будем рассматривать лишь передачи с эвольвентным зацеплением.

К зубчатым передачам относятся цилиндрические, конические, планетарные, волновые и др.

Цилиндрические зубчатые передачи

Цилиндрической зубчатой передачей называется передача с параллельными осями. Они бывают с прямым зубом (рис. 4.13, а), косым зубом, Зубчатые передачи. Прикладная механика. (рис. 4.13, б), и шевронные, Зубчатые передачи. Прикладная механика. (рис. 4.13, в) (? — угол наклона зуба). Рекомендуется максимальные передаточные числа Зубчатые передачи. Прикладная механика. в одной ступени не превышать, так как в противном случае габаритные размеры механизмов увеличиваются, но сравнению с двухступенчатой передачей с тем же передаточным числом.

Преимущества передач с шевронным и косым зубом по сравнению с прямым: бо? льшая прочность зуба на изгиб (бо?ль;

Рис. 4.13.

Рис. 4.13.

шая нагрузочная способность); большая плавность зацепления и малый шум, а также меньшие динамические нагрузки.

Недостатки•, наличие осевой силы у косозубых передач; большая сложность изготовления.

Косозубые передачи применяют при окружных скоростях Зубчатые передачи. Прикладная механика. м/с; шевронные передачи — преимущественно в тяжело нагруженных передачах.

Кинематика и геометрия цилиндрические зубчатых колес. Передаточное отношение Зубчатые передачи. Прикладная механика., где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — угловая частота вращения i-го вала.

Для наружного зацепления (см. рис. 4.4, а — вращение колес в разные стороны) i берется со знаком «-», для внутреннего (см. рис. 4.4, б — вращение в одну сторону) со знаком «+». Из кинематического условия — равенства скоростей в месте контакта зубьев колес, Зубчатые передачи. Прикладная механика., получаем Зубчатые передачи. Прикладная механика. ,.

или.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.3).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — частота вращения i-ro колеса; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — делительный диаметр зубчатого колеса.

Принимая Зубчатые передачи. Прикладная механика. (Зубчатые передачи. Прикладная механика. - количество зубьев г-го колеса) и учитывая соотношение (4.3), получаем.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.4).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — передаточное число (всегда величина положительная). Принято меньшее из зубчатых колес в паре называть шестерней и обозначать «ш» или «1», а большее — колесом («к» или «2»),.

Различают понижающие передачи (рис. 4.14, а), которые понижают частоту вращения и используются в редукторах;

Рис. 4.14.

Рис. 4.14.

повышающие передачи (рпс. 4.14, б), которые повышают частоту вращения и используются в мультипликаторах.

Зубчатые колеса в основном используются с эвольвснтным зацеплением, которое обеспечивает постоянное передаточное отношение, малые скорости скольжения в зацеплении и несложное изготовление. Так как в передаче преобладает трение качения, а трение скольжения мало, то она имеет высокий КПД. Это зацепление мало чувствительно к отклонению межосевого расстояния. В эвольвентном зацеплении рабочая поверхность зуба имеет форму эвольвенты. Эвольвентой называют кривую, которую описывает точка Зубчатые передачи. Прикладная механика. образующей прямой N-N, перекатывающаяся без скольжения по основной окружности диаметра Зубчатые передачи. Прикладная механика. . Образующая прямая всегда перпендикулярна к эвольвенте, а отрезок является ее радиусом кривизны (рис. 4.15).

Перейдем к рассмотрению геометрии эвольвентных зубчатых колес.

На рис. 4.16 показано косозубое колесо, для которого нормальный шаг определяют по формуле.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.5).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — окружной делительный шаг — расстояние между одноименными профилями соседних зубов, измеряемое по дуге делительной окружности зубчатого колеса; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — угол наклона зуба.

Рис. 4.15.

Рис. 4.15.

Рис. 4.16.

Рис. 4.16.

Окружной модуль Зубчатые передачи. Прикладная механика. — это величина, в Зубчатые передачи. Прикладная механика. раз меньшая окружного шага:

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Разделив формулу (4.5) на ?, получаем.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.6).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — нормальный модуль, уточняется по ГОСТу, что обеспечивает возможность использования стандартного инструмента, например модульных фрез.

Модуль является основным параметром зубчатого зацепления.

Длина делительной окружности зубчатого колеса определяется по формуле.

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Разделив обе части равенства на ?, получаем выражение для определения делительного диаметра.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.7).

откуда.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.8).

что подтверждает соотношение, принятое в формуле (4.4).

Нарезание зубчатых колес производится инструментальной рейкой. Окружность зубчатого колеса, на которой шаг р и угол зацепления соответственно равны шагу и углу профиля, а инструментальной рейки, называют делительной (d). На рейке делительной плоскостью называют плоскость, на которой толщина зубьев равна ширине впадины. Сопряженные пары зубчатых колес касаются друг друга в полюсе зацепления. Окружности, проходящие через полюс зацепления Р и перекатывающиеся одна по другой без скольжения, называются начальными (рис. 4.17, а, где Зубчатые передачи. Прикладная механика., Зубчатые передачи. Прикладная механика. — диаметры начальных окружностей; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — угол зацепления). Отрезок АВ линии зацепления, ограниченный окружностями вершин зубьев шестерни и колеса, называется активным участком линии зацепления Эта линия определяет начало входа пары зубьев в зацепление и выхода из него.

Расстояние между начальной и делительной окружностями называют смещением исходного контура Зубчатые передачи. Прикладная механика. Отношение этого смещения к т называют коэффициентом.

Рис. 4.17.

Рис. 4.17.

смещениях (рис. 4.18). При Зубчатые передачи. Прикладная механика. делительный и начальный диаметры равны, Зубчатые передачи. Прикладная механика. .При Зубчатые передачи. Прикладная механика. происходит подрезание зуба, что устраняется введением положительного смещениях Если при Зубчатые передачи. Прикладная механика. задать смещение Зубчатые передачи. Прикладная механика., то суммарный коэффициент смещения будет равен Зубчатые передачи. Прикладная механика.

В этом случае зубья колес имеют одинаковую высоту, но высота головки и ножки зуба, диаметры окружностей вер;

Рис. 4.18.

Рис. 4.18.

шин и впадин различны. Толщина зубьев шестерни увеличивается, а колеса уменьшается. Если условие Зубчатые передачи. Прикладная механика. не вы полняется, то нужно вводить коэффициент уравнительного смещения [5, 17].

Основные геометрические характеристики косозубой цилиндрической передачи внешнего зацепления при х = О приведены на рис. 4.17, б:

• делительный диаметр

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.9).

  • • высота головки зуба Зубчатые передачи. Прикладная механика.; высота ножки зуба Зубчатые передачи. Прикладная механика.; высота зуба Зубчатые передачи. Прикладная механика. ;
  • • диаметры окружности вершин Зубчатые передачи. Прикладная механика. и впадин Зубчатые передачи. Прикладная механика. зубьев колес

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.10).

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.11).

Участок зацепления зубчатых колес показанна рис. 4.19, где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — ширина зубьев шестерни и колеса; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — рабочая ширина зуба, на которой происходит их контакт:

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — относительная ширина зуба (большее значение для больших нагрузок);

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.12).

— межосевое расстояние («+» — для внешнего зацепления, «-» — для внутреннего).

Рис. 4.19.

Рис. 4.19.

Геометрические параметры эквивалентного колеса для косозубой передачи. Аналитическое определение напряжений изгиба в опасном сечении косых зубьев затруднено из-за их криволинейной формы и наклонного расположения контактных линий. Поэтому переходят от косозубых колес к эвольвентным с прямым зубом. Напряжения, как и для прямых зубьев, можно определить, рассматривая нормальное сечение Зубчатые передачи. Прикладная механика. косых зубьев (рис. 4.20).

В нормальном сечении Зубчатые передачи. Прикладная механика. получаем эллипс с полуосями а и b:

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Используя известное из геометрии выражение, определяем радиус окружности эллипса в точке контакта Р с сопрягаемым колесом:

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Делительный диаметр эквивалентного зубчатого колеса.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.13).

Принимая Зубчатые передачи. Прикладная механика. получаем формулу Зубчатые передачи. Прикладная механика.. Подставив в нее Зубчатые передачи. Прикладная механика., определяем количество зубьев у эквивалентного колеса.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.14).

Расчеты косозубых колес на прочность производят для эквивалентных цилиндрических прямозубых колес с диаметром делительной окружности Зубчатые передачи. Прикладная механика. и числом зубьев Зубчатые передачи. Прикладная механика. .

Изготовление зубчатых колес. Существует два метода нарезания зубьев: копирование и обкатка.

Метод копирования заключается в прорезании впадин между зубьями модульными фрезами дисковыми (рис. 4.21а) или пальцевыми (рис. 4.21, б). После прорезания каждой.

Рис. 4.20.

Рис. 4.20.

Рис. 4.21.

Рис. 4.21.

впадины заготовку поворачивают на шаг зацепления. Профиль впадины представляет собой копию профиля режущих кромок фрезы. Для нарезания зубчатых колес с разным числом зубьев необходим разный инструмент. Метод копирования малопроизводительный и менее точный, чем при обкатке.

При шлифовании фрезу заменяют шлифовальным кругом соответствующего профиля.

Метод обкатки основан на воспроизведении зацепления зубчатой пары, одним из элементов которой является режущий инструмент — червячная фреза (рис. 4.22, а), долбяк (рис. 4.22, б) или реечная гребенка (рис. 4.22, в). При нарезании зуборезной гребенкой заготовка вращается вокруг своей оси, а инструментальная рейка 1 совершает возвратно-поступательное движение параллельно оси заготовки 2 и поступательное движение параллельно касательной к ободу заготовки. Гребенками нарезают прямозубые и косозубые колеса с большим модулем зацепления. При нарезании червячной фрезой, имеющей в осевом сечении форму инструментальной рейки, заготовка и фреза вращаются вокруг своих осей, обеспечивая непрерывность процесса. Долбяк имеет форму шестерни с режущей кромкой. Он совершает возвратно-поступательное движение вдоль оси заготовки и вращается вместе с заготовкой. Для нарезания цилиндрических колес.

Рис. 4.22.

Рис. 4.22.

с внешним расположением зубьев используют фрезу и гребенку, для нарезания колес с внутренним и внешним расположением зубьев — долбяки.

Материалы зубчатых колес. Если механическая обработка производится после термической, то твердость зубчатых колес должна быть НВ 350. Такой материал применяется в мелкомодульных передачах и в передачах с модулем т< 2. Для уменьшения размеров зубчатых колес (обычно при т> 2) необходимо упрочнить рабочую поверхность зуба, что увеличивает допускаемые контактные напряжения. Объемная закалка используется для среднеуглеродистых сталей (например, 40Х, 40ХН и др.) до твердости HRCa > 45?55. Такая закалка делает сердцевину менее пластичной, что способствует поломке зубьев. У современных зубчатых колес сохраняют вязкую сердцевину, а упрочняют лишь рабочую поверхность зуба термическими (поверхностная закалка ТВЧ), химико-термическими методами (цементация и азотирование), методом физического воздействия высоких энергий (лазерная закалка, ионное азотирование) и др. При цементировании сталей 12ХНЗА, 18Х2НМА, 15ХФ твердость поверхности 56−62 HRC3; при азотировании сталей 38Х2Ю, 38?2??? — 50−55 HRC3; при ионном азотировании — 80−90 HRCэ; при лазерном упрочнении — 56−60 HRCэ; при поверхностном упрочнении рабочей поверхности зуба масса редуктора снижается в 1,5−2 раза и соответственно уменьшаются его габаритные размеры.

Точность зубчатой передачи. В стандарте предусмотрены степени точности зубчатых передач 1−12 (от более точной к наименее точной). Наибольшее распространение имеют следующие точности: 6 — повышенная точность (до v = 20 м/с); 7 — нормальная точность (до v = 12 м/с); 8 — пониженная точность (до v = 6 м/с); 9 — грубая точность (до v = 3 м/с). Значения наибольших допустимых скоростей v приведены для прямозубых передач, а для косозубых их необходимо увеличить примерно в 1,5 раза. Степень точности назначается с учетом условий работы передачи и предъявляемых к ней требованиям.

Степень точности характеризуется следующими основными показателями:

  • • нормой кинематической точности колеса, устанавливающей величину полной погрешности угла поворота зубчатых колес за один оборот. Она является важным показателем для высокоточных делительных механизмов;
  • • нормой плавности работы колеса, определяющей величину составляющих полной погрешности угла поворота зубчатого колеса, многократно повторяющихся за один оборот передачи. Она связана с неточностью изготовления по шагу? профилю и вызывает дополнительные динамические нагрузки в зацеплении;
  • • нормой контакта, характеризующей полноту прилегания боковых поверхностей сопряженных зубьев. Она оценивается следом на рабочей поверхности зуба после контакта с вращающимся колесом, зубья которого смазаны краской (рис. 4.23).

Степень точности должна соответствовать окружной скорости в зацеплении: чем она выше, тем выше должна быть точность передачи. В зависимости от степени точности и размеров на отдельные элементы зацепления и передачи установлены допуски.

Боковой зазор между зубьями Зубчатые передачи. Прикладная механика. (рис. 4.24, где Зубчатые передачи. Прикладная механика. - допуск; Зубчатые передачи. Прикладная механика. - минимальный и максимальный боковые зазоры) должен обеспечивать свободное вращение колес и устранить заклинивание. Он определяется видом сопряжения колес от Л до Н. Наибольший зазор у А, а наименьший у Н. Для передач с модулем т> 1 установлены виды сопряжений А, В, С, D, E, Н. Обычно используется сопряжение В, а у реверсивных передач С. Для мелкомодульных передач < 1) виды сопряжений D, E, F, G, H. Чаще используют Е, а в реверсивных передачах F. Допускается применять раз;

Рис. 4.23.

Рис. 4.23.

Рис. 4.24.

Рис. 4.24.

личные степени точности, но отдельным показателям, например при т? 1 7−6-7-В (7 — норма кинематической точности, 6 — норма плавности, 7 — норма контакта), а при одинаковой точности по всем показателям (7−7-7-В) записывают 7-В.

Виды разрушений зуба. При работе цилиндрических зубчатых передач возможны различные повреждения зубьев колес: механическое и молекулярно-механическое изнашивание, а также поломка зубьев.

Механическое изнашивание. Оно включает:

  • выкрашивание рабочих поверхностей (рис. 4.25, а). Это наиболее частая причина выхода из стоя зубчатых передач, работающих со смазкой. Разрушения носят усталостный характер. Трещины развиваются до выкрашивания в основном на ножке зубьев в местах неровностей, оставшихся после окончательной обработки. В процессе работы от нагружения зуба число ямок растет и их размеры увеличиваются. Профиль зуба искажается, поверхность становится неровной, возрастают динамические нагрузки. Процесс выкрашивания усиливается, и рабочая поверхность на ножке зуба разрушается. Опасно прогрессивное выкрашивание — трещины от ямок могут распространяться и поражать всю поверхность ножек. Если смазочный материал отсутствует или его количество незначительно, выкрашивание наблюдается редко, так как образовавшиеся повреждения сглаживаются. Сопротивление выкрашиванию увеличивается с увеличением твердости поверхности зубьев, чистоты обработки и правильным подбором смазочного материала;
  • износ, зубьев (рис. 4.25, 6) — изнашивание рабочих поверхностей зубьев, которое возрастает с увеличением контактных напряжений и удельного скольжения. Износ искажает эвольвентный профиль, возрастают динамические

Рис. 4.25.

Рис. 4.25.

нагрузки. Так как наибольшее скольжение происходит в начальных и конечных точках контакта зубьев, то наибольший износ наблюдается на ножках и головках зубьев. Износ сильно увеличивается из-за неровностей на рабочих поверхностях зуба, после обработки, а так же при загрязнении зубчатой передачи абразивными частицами (абразивный износ). Он наблюдается при работе у открытых механизмов. Если неровности меньше толщины масляной пленки, износ уменьшается, а при недостаточной смазке увеличивается. Его можно понизить уменьшением контактных напряжений ??, увеличением износостойкости поверхности зубьев (повысить твердость рабочих поверхностей зубьев, правильно выбрать смазочный материал).

Молекулярно-механическое изнашивание. Такое изнашивание проявляется как заедание (рис. 4.25, в) при действии высоких давлений в зоне, где нет масляной пленки. Сопряженные поверхности зубьев сцепляются друг с другом настолько сильно, что частицы поверхности более мягкого зуба привариваются к поверхности зуба другого колеса. Образовавшиеся наросты на зубьях наносят на рабочие поверхности других зубьев борозды. Заедание особенно интенсивно в вакууме или когда рабочие поверхности зуба подвергаются высокому давлению. Заедание предупреждают повышением твердости и снижением шероховатости поверхностей, правильным подбором противозадирных масел.

Для предотвращения выкрашивания рабочих поверхностей зубьев нужно проводить расчет передачи на контактную прочность.

Поломка зубьев. Это наиболее опасный вид повреждения. Она носит усталостный характер и обычно отсутствует у зубчатых колес редукторов, когда их рабочие поверхности не упрочнены. Излом зубьев является следствием возникающих в них повторно-переменных напряжений от изгиба при перегрузках. Усталостные трещины образуются у основания зуба на той стороне, где от изгиба возникают наибольшие напряжения растяжения. Излом происходит в сечении у основания зуба.

Поломку предупреждают расчетом на прочность по напряжениям изгиба.

Силы в зацеплении цилиндрических передач. Приложенную к зубу косозубого колеса силу F можно разложить на три составляющие Ft, Fr, Fa (рис. 4.26):

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.15).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — окружная сила (Г — расчетный вращающий момент на колесе); Зубчатые передачи. Прикладная механика. — радиальная сила; Зубчатые передачи. Прикладная механика. осевая сила; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — углы зацепления в торцевом и нормальном сечениях.

У прямозубого колеса отсутствует осевая сила, т. е. Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Расчетные силы в зацеплении. При передаче нагрузки в зацеплении возникают, кроме статической, дополнительная динамическая составляющая силы, а также имеет место неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба и распределение нагрузки между зубьями. Все изменения в нагрузке по сравнению с исходной учитывают коэффициенты нагрузки Зубчатые передачи. Прикладная механика. и Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Удельная, окружная и расчетная силы. В расчетах на контактную выносливость Зубчатые передачи. Прикладная механика. определяется по формуле.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.16) где.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.17).

  • —  Зубчатые передачи. Прикладная механика. коэффициент, учитывающий распределения нагрузки между зубьями; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба;
  • —  Зубчатые передачи. Прикладная механика. коэффициент, учитывающий дополнительную динамическую нагрузку.

В расчетах на выносливость при изгибе

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.18) где.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.19).

Рис. 4.26.

Рис. 4.26.

— коэффициент нагрузки при изгибе; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — коэффициент распределения нагрузки между зубьями; Зубчатые передачи. Прикладная механика. , — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки, но ширине зуба; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — коэффициент, учитывающий дополнительную динамическую нагрузку на зубья при изгибе.

При работе привода динамические внешние нагрузки увеличивают силы и моменты. В расчетах на прочность необходимо использовать расчетную силу Fu расчетный момент Т:

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.20).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. - коэффициент динамичности внешней нагрузки; Зубчатые передачи. Прикладная механика. - номинальная сила и вращающий момент.

Удельные окружные динамические нагрузки Зубчатые передачи. Прикладная механика. действующие на зубья колес, возникают при взаимодействии зубьев в зацеплении из-за неточности изготовления по шагу и их деформации. Эти силы определяют с учетом погрешности зацепления по шагу, зависящей от степени точности по нормам плавности и модуля передачи.

Удельная окружная динамическая нагрузка для цилиндрических передач при расчете на контактную прочность

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.21).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. - коэффициент, учитывающий твердость рабочих поверхностей и угол наклона зуба (табл. 4.6); Зубчатые передачи. Прикладная механика. - коэффициент, учитывающий погрешность зацепления по шагу.

Таблица 4.6

Твердость рабочих поверхностей зубьев колеса и шестерни.

Вид зубьев.

?".

Ър

Н В < 350.

Прямые.

0,06.

0,16.

Косые.

0,02.

0,06.

ПВ > 350.

Прямые.

0,14.

0,16.

Косые.

0,04.

0,06.

Таблица 4.7

Модуль 171, мм.

Степень точности по нормам плавности ГОСТ 1643–81.

#0.

В),.

#0.

ге"

?о.

wv.

#0.

wv.

?о.

wr.

До 3,55.

2,8.

3,8.

4,7.

5,6.

7,3.

Свыше 3,55.

3,1.

4,2.

5,3.

6,1.

8,2.

(табл. 4.7); Зубчатые передачи. Прикладная механика. — окружная скорость в зацеплении, м/с; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — межосевое расстояние, мм; и — передаточное число зубчатой пары; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — предельное значение окружной динамической силы, Н/мм (см. табл. 4.7).

В расчетах прочности зубьев на изгиб пдя цилиндрических передач.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.22).

Величины Зубчатые передачи. Прикладная механика. те же, что при проверочном расчете на контактную прочность (см. табл. 4.7), а значения Зубчатые передачи. Прикладная механика. приведены в табл. 4.6.

С увеличением степени точности по нормам плавности передачи дополнительные динамические нагрузки снижаются. То же происходит при переходе от прямых зубьев к косым. При повышении твердости зубьев нагрузки можно увеличивать. Отметим, что динамическая нагрузка с увеличением скорости растет, но до определенного предела.

Коэффициенты внутренней динамической нагрузки на зубья. Для расчетов на контактную и изгибистую прочность эти коэффициенты определяются по формулам.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.23).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика.; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — окружная сила в зацеплении; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — рабочая ширина зуба.

Коэффициенты Зубчатые передачи. Прикладная механика. учитывают распределение на

грузки между зубьями в расчетах на контактную и изгибистую прочность. Эти коэффициенты связаны с погрешностью изготовления. Для прямозубых передач Зубчатые передачи. Прикладная механика.; для косозубых передач Зубчатые передачи. Прикладная механика. зависят от точности зацепления и твердости рабочей поверхности зубьев: Зубчатые передачи. Прикладная механика. (табл. 4.8), так как у косозубых передач одновременно в зацеплении находится не менее двух пар зубьев. Без нагрузки у одной из пар появляется зазор, который устраняется при увеличении нагрузки за счет упругих деформаций.

Коэффициенты Зубчатые передачи. Прикладная механика. учитывают неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатых венцов, связанной с деформацией валов, опор и с погрешностью их изготовления. Прогибы валов в местах расположения колес приводят к их перекосу и неравномерному распределению нагрузки по линии контакта. Концентрация нагрузки зависит от рас;

Таблица 4.8

Коэффициенты.

Степень точности.

КНа, Xfa при НВ < 350.

1,02.

1,06.

1,12.

1,18.

КИа, КГо при НВ > 350.

1,08.

1,12.

1,22.

1,30.

положения опор и твердости материала. Значения коэффициентов практически одинаковы при расчете на контактную и изгибную прочности:

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.24).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. для прямых зубьев, Зубчатые передачи. Прикладная механика. для косых зубьев; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — коэффициент относительной твердости контактных поверхностей, учитывающий приработку зубьев:

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. - коэффициент, учитывающий влияние прогиба вала, на который влияет расположение колес относительно опор: при симметричном расположении Зубчатые передачи. Прикладная механика., при несимметричном Зубчатые передачи. Прикладная механика. >, при консольном Зубчатые передачи. Прикладная механика. .

Наибольший перекос при нагружении возникает у валов с консольным расположением опор, а наименьший при симметричном.

Контактные напряжения. Характер сопряжения некоторых деталей машин отличается тем, что передаваемая ими по малой поверхности нагрузка в зоне контакта вызывает высокие напряжения. Контактные напряжения характерны для зубчатых колес и подшипников качения. Контакт бывает точечным (шар на плоскости) и линейным (цилиндр на плоскости). При нагружении происходит деформация и зона контакта расширяется до области, ограниченной кругом, прямоугольником или трапецией, в которой возникают контактные напряжения. При больших контактных напряжениях, превышающих допускаемые, на контактной поверхности возможны повреждения поверхностей, которые появляются в виде вмятин, борозд, трещин. Такие повреждения могут возникнуть в зубчатых передачах и у подшипников, контактные напряжения которых изменяются во времени, но прерывистому циклу. Переменные напряжения являются причиной усталостного разрушения рабочей поверхности зубьев: выкрашивания, износа, заедания. При больших контактных напряжениях статическое нагружение может вызвать пластическую деформацию и появление на поверхности вмятин.

Решение контактной задачи. Решение контактной задачи было получено Г. Герцем. При ее решении использовались следующие допущения: материалы соприкасающихся тел однородны и изотропны, площадка контакта весьма мала, действующие силы направлены нормально к поверхности контакта, нагрузки создают в зоне контакта только упругие деформации и подчиняются закону Гука. В реальных конструкциях соблюдаются не все сформулированные условия, однако экспериментальные исследования подтвердили возможность использования формулы Герца для инженерных расчетов. Рассмотрим контактные напряжения Зубчатые передачи. Прикладная механика. при сжатии двух цилиндров (рис. 4.27, а). На цилиндры действует удельная нарузка.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.25).

где F — нормальная сила; h — ширина цилиндров.

В зоне контакта на участке шириной 4 наибольшее контактное напряжение определяется (при V? v2) по формуле.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.26).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — приведенный радиус кривизны для цилиндров с радиусами Зубчатые передачи. Прикладная механика. и Зубчатые передачи. Прикладная механика. Зубчатые передачи. Прикладная механика. — коэффициенты Пуассона для цилиндров; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — модули упругости материалов цилиндров; Зубчатые передачи. Прикладная механика.; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — удельная окружная сила (рис. 4.28).

Рис. 4.27.

Рис. 4.27.

Рис. 4.28.

Рис. 4.28.

Приведенные модуль упругости и радиус.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.27).

В формуле для Зубчатые передачи. Прикладная механика. знак «+» ставится при контакте двух выпуклых поверхностей; знак «-» — для одной вогнутой, а другой выпуклой поверхности (рис. 4.27, б).

Если коэффициенты Пуассона цилиндров равны Зубчатые передачи. Прикладная механика., то формулу (5.26) можно записать гак:

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.28).

Формулу (4.28) называют формулой Герца.

Выражения (4.26) или (4.28) используются при выводе формул для контактных напряжений.

Проверочный расчет цилиндрической прямозубой передачи на контактную прочность

Расчетные контактные напряжения Для определения наибольших контактных напряжений в качестве исходной принимают формулу Герца (4.28). Подставив в выражения (4.27) значения Зубчатые передачи. Прикладная механика., получим.

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Подставив Зубчатые передачи. Прикладная механика. в формулу Герца, имеем.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.29).

(знак «+» используется при внешнем зацеплении, а «-» — при внутреннем). Здесь Z, — коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления,.

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

(для прямых зубьев Зубчатые передачи. Прикладная механика., при Зубчатые передачи. Прикладная механика., а — углы зацепления в торцевой плоскости у косозубых и прямозубых передач соответственно), значения Зубчатые передачи. Прикладная механика. для косозубых передач приведены в табл. 4.9; Зубчатые передачи. Прикладная механика. коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес. Для стальных зубьев Зубчатые передачи. Прикладная механика. МПа½.

Таблица 4.9

Г.

10−15.

20−25.

30−35.

?"

2,5.

2,4.

2,3.

2,2.

Коэффициент Z учитывает суммарную длину контактных линий: для прямых зубьев Зубчатые передачи. Прикладная механика., а для косых Зубчатые передачи. Прикладная механика. Зубчатые передачи. Прикладная механика., где Зубчатые передачи. Прикладная механика. - коэффициент торцевого перекрытия. Он равен отношению активного участка АВ линии зацепления к окружному шагу (см. рис. 4.17, я). Он определяется количеством зубьев колес, находящихся одновременно в контакте (при Зубчатые передачи. Прикладная механика. в зацеплении находится одна пара, а при Зубчатые передачи. Прикладная механика. то одна, то две). Коэффициент? влияет на плавность работы передачи. Для прямозубых передач он должен быть больше единицы (Зубчатые передачи. Прикладная механика.), иначе работа передачи может нарушиться (движение не будет передаваться). Коэффициент Зубчатые передачи. Прикладная механика. можно приближенно определить по формуле.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.30).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — число зубьев колес.

Здесь знак «+» используется для внешнего зацепления, а «-» — для внутреннего.

Для расчета косозубых передач можно принять среднее значение Зубчатые передачи. Прикладная механика. I.

Предельные контактные напряжения. Кривая выносливости для предельных контактных напряжений в логарифмических координатах приведена на рис. 4.29, где Зубчатые передачи. Прикладная механика. - пре;

Рис. 4.29.

Рис. 4.29.

дельные контактные напряжения за расчетную долговечность для числа циклов переменных нагружений Зубчатые передачи. Прикладная механика.. Кривая выносливости в пределах.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.31).

(участок Л/)), где Зубчатые передачи. Прикладная механика. - предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружений Зубчатые передачи. Прикладная механика., а Зубчатые передачи. Прикладная механика. назначается из условия отсутствия пластического течения материала или хрупкого разрушения на рабочей поверхности зуба при Зубчатые передачи. Прикладная механика., описывается формулой:

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.32).

Отметим, что Зубчатые передачи. Прикладная механика., а Зубчатые передачи. Прикладная механика., что связано с отнулевым циклом нагружения па поверхности зуба и с локальным действием нагрузки. Значения предельных напряжений выбирают по табл. 4.10.

Таблица 4.10

Способ термической и химико-термической обработки зубьев.

Средняя твердость поверхностей зубьев.

^// liin а*

МПа.

??1???>•.

МПа.

Нормализация или улучшение.

< 350 НВ.

??

2НВ + 70.

Объемная и поверхностная закалка.

38−55 HR С,.

40 HRC,.

17 HRC,+ 200.

Цементация и закалка.

56−62 HRC,.

42 HRC,.

23 HRC,.

Азотирование.

550−750 HV.

3,6 HV.

Твердость материала шестерни делают больше, чем у колеса, на 10−50 НВ. Базовое число циклов изменений напряжений для стальных колес определяется по формуле Зубчатые передачи. Прикладная механика. Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Число циклов изменения контактных напряжений на поверхности зуба Зубчатые передачи. Прикладная механика., где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — время работы цикла; с — число контактов одной поверхности зуба за один оборот; п — частота вращения, об/мии; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — число циклов нагружения.

При работе зуба двумя сторонами профиля у реверсивных передач в расчет принимают время Зубчатые передачи. Прикладная механика. работы во время цикла одной из сторон, где нагрузка больше, так как контактные напряжения действуют лишь вблизи поверхности зуба и нагрузка одной рабочей поверхности не влияет на другую (рис. 4.30, а, где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — время нагружения одной стороной зуба за один цикл; Зубчатые передачи. Прикладная механика. — время цикла нагружения), а при вращении в одну сторону Зубчатые передачи. Прикладная механика. — полное время нагружения (рис. 4.30, б). Если задан ресурс Зубчатые передачи. Прикладная механика., то.

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

При наличии реверса Зубчатые передачи. Прикладная механика., а при одностороннем вращении Зубчатые передачи. Прикладная механика.

После определения значений Зубчатые передачи. Прикладная механика. их подставляют в неравенство (4.31). Если значение функции Зубчатые передачи. Прикладная механика. Зубчатые передачи. Прикладная механика., то следует принять Зубчатые передачи. Прикладная механика., если Зубчатые передачи. Прикладная механика., то Зубчатые передачи. Прикладная механика.. Выбираем из двух значений для шестерни ?//Пт i и колеса Зубчатые передачи. Прикладная механика. минимальное Зубчатые передачи. Прикладная механика. .

Допускаемые контактные напряжения определяют по формуле.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.33).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — запас прочности при расчете зуба на контактную прочность. Для механизмов с высокой надежностью следует принимать бо? льшие значения Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Рис. 4.30.

Рис. 4.30.

Условие контактной прочности:

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.34).

Если условие прочности не выполняется и Зубчатые передачи. Прикладная механика., то при малом отклонении (менее 10%) нагрузки на зуб можно снизить, увеличивая ширину колес: Зубчатые передачи. Прикладная механика., где Зубчатые передачи. Прикладная механика. - первичное и уточненное значения ширины зубчатого венца. При большем отклонении нужно увеличить модуль и повторить расчеты.

Проектировочный расчет цилиндрической зубчатой передачи по контактным напряжениям

Из формул для проверочного расчета по контактным напряжениям (4.29), (4.34), выразив удельную окружную силу через вращающий момент, получаем выражение для приближенного значения межосевого расстояния:

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.35).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. - расчетный вращающий момент на шестерне, Н • мм. В формуле знак «+» — для внешнего зацепления, знак «-» — для внутреннего.

Если оба колеса стальные, Зубчатые передачи. Прикладная механика. МПа, тогда.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.36).

При проведении проектировочного расчета неизвестна скорость, и поэтому в первом приближении задают Зубчатые передачи. Прикладная механика.. Вдальнейшем при проведении проверочного расчета если Зубчатые передачи. Прикладная механика. будет отличаться более чем на 20%, то необходимо повторно определить Зубчатые передачи. Прикладная механика. с уточненным значением Зубчатые передачи. Прикладная механика., входящим в Зубчатые передачи. Прикладная механика.

После определения межосевого расстояния определяют приближенно модуль зацепления зубьев по формуле.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.37).

и уточняют его до значения т по ГОСТ 9563–80 (табл. 4.11). Затем определяют все геометрические характеристики зубчатых венцов Зубчатые передачи. Прикладная механика. для шестерни и колеса по формулам (4.9)-(4.12).

Таблица 4.11

Ряд.

Ряд.

Ряд.

Модули зубьев, мм.

Модули зубьев, мм.

Модули зубьев, мм.

0,2.

0,8.

0,22.

0,9.

3,75.

0,25.

0,28.

1,125.

4,5.

0,3.

1,25.

0,35.

1,375.

5,5.

0,4.

1,5.

0,45.

1,75.

0,5.

0,55.

2,25.

0,6.

2,5.

0,7.

2,75.

Обычно ширину зубчатого венца у цилиндрической шестерни делают несколько больше, чем у колеса (для увеличения изгибной прочности зубьев).

Возможен и другой вариант расчета, когда вместо межосевого расстояния из формулы (4.36) определяют делительный диаметр шестерни.

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

где Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Определив Зубчатые передачи. Прикладная механика. |, находят модуль Зубчатые передачи. Прикладная механика., уточняют его до значения т но ГОСТ 9563–80 и определяют все геометрические параметры зубчатых колес.

Проверочный расчет на прочность при изгибе

Расчетные изгибные напряжения. Рассмотрим цилиндрическую передачу с прямым зубом. Расчет проводим для предупреждения поломки зубьев. Максимальные напряжения возникают в заделке (у основания зуба), когда сила находится у окружности вершин и передается одной парой зубьев. Зуб будем рассматривать как консольную балку. Самая опасная точка — А, так как усталостные трещины и разрушения начинаются с растянутой сторон ы зубьев. На зуб действует в вершине сила F, которую разложим на две составляющие (рис. 4.31):

В расчетах используем не поминальные, а расчетные силы, которые определяют, вводя коэффициент Зубчатые передачи. Прикладная механика. ¦; соответственно получаем нормальные напряжения изгиба в основании зуба от изгибающего момента Зубчатые передачи. Прикладная механика. и напряжения сжатия от силы Зубчатые передачи. Прикладная механика. :

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. - момент сопротивления при изгибе; Зубчатые передачи. Прикладная механика. - площадь сечения у основания зуба.

В опасной точке Зубчатые передачи. Прикладная механика. напряжения от изгиба будут равны.

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. - теоретический коэффициент концентрации напряжений у основания зуба.

После замены Зубчатые передачи. Прикладная механика. на Зубчатые передачи. Прикладная механика. и введения для косозубых передач коэффициентов Зубчатые передачи. Прикладная механика. и Зубчатые передачи. Прикладная механика. формула для Зубчатые передачи. Прикладная механика. примет вид.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.38).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. - удельная окружная сила; Зубчатые передачи. Прикладная механика. - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев; Зубчатые передачи. Прикладная механика. - коэффициент, учитывающий наклон зуба (получен экспериментально); Зубчатые передачи. Прикладная механика. - коэффициент формы зуба:

Зубчатые передачи. Прикладная механика. для внешнего зацепления;

Зубчатые передачи. Прикладная механика. для внутреннего зацепления. (4.39).

При расчете косозубых передач по формуле (4.38) коэффициенты Зубчатые передачи. Прикладная механика.. У прямозубых передач Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Рис. 4.31.

Рис. 4.31.

Допускаемые напряжения изгиба зубьев. Вначале определим предел ограниченной выносливости зубьев на изгиб для отнулевого цикла Зубчатые передачи. Прикладная механика.. Предельные напряжения изгиба при одностороннем приложении нагрузки (цикл с коэффициентом асимметрии Зубчатые передачи. Прикладная механика.) для стальных зубчатых колес определяют из неравенства.

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — максимальные предельные напряжения изгиба, не вызывающие остаточных деформаций или хрупкого разрушения. Такие напряжения соответствуют числу циклов нагружений Зубчатые передачи. Прикладная механика. :

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.40).

(Зубчатые передачи. Прикладная механика. при Зубчатые передачи. Прикладная механика. и Зубчатые передачи. Прикладная механика. при Зубчатые передачи. Прикладная механика.); Зубчатые передачи. Прикладная механика. - предел выносливости изгибных напряжений зуба при базовом числе циклов нагружений Зубчатые передачи. Прикладная механика. и Зубчатые передачи. Прикладная механика., он зависит от твер дости материала и вида термообработки (табл. 4.12).

Для зубчатых колес из стали.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.41).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — коэффициент долговечности; /" = 9 для колес цемен тированных и азотированных с нешлифованной переходной поверхностью у основания зуба; в других случаях т = 6;

Таблица 4.12

Вид термической или химической обработки.

Марки сталей.

Т вердость.

lim A*.

МПа.

на поверхности.

в сердцевине.

Нормализация или улучшение.

  • 40, 45,
  • 40Х, 40X11

180−350 НВ.

1/75HB.

Объемная закалка.

  • 40ХФА,
  • 40ХН2М

45−55 HRG,.

Поверхностная закалка ТВЧ.

40Х, 40ХН, 35ХМ, 60Х.

48−62 HRC,.

27−35 HRC,.

Цементация.

  • 12ХНЗА,
  • 20ХН2М

57−63 HRC,.

30−45 HRC3.

Азотирование.

  • 38X210,
  • 38Х2МЮА

58−62 IIRC,.

24−40 I IRC,.

  • 90 +
  • 12 HRC, сердцевины

Зубчатые передачи. Прикладная механика. - число циклов нагружений при изгибе. При заданном Зубчатые передачи. Прикладная механика. число циклов Зубчатые передачи. Прикладная механика. (см. рис. 4.30, а) или Зубчатые передачи. Прикладная механика. (см. рис. 4.30, б); при заданном ресурсе Зубчатые передачи. Прикладная механика. число циклов Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Допускаемое напряжение в опасном сечении АВ определяется по формуле.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.42).

где Зубчатые передачи. Прикладная механика. — коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности у корня зуба (Зубчатые передачи. Прикладная механика. при нешлифованных зубьях; Зубчатые передачи. Прикладная механика. при шлифованных зубьях); Зубчатые передачи. Прикладная механика. — коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки (при одностороннем вращении Зубчатые передачи. Прикладная механика. и при реверсе для цементированных и азотированных сталей Зубчатые передачи. Прикладная механика. 0,75; в других случаях Зубчатые передачи. Прикладная механика.); Зубчатые передачи. Прикладная механика. — коэффициент запаса прочности при изгибе (Зубчатые передачи. Прикладная механика.).

Для получения вероятности безотказной работы передачи Зубчатые передачи. Прикладная механика. нужно принимать Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Проверочное условие прочности на изгиб.

Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.43).

Проверка проводится отдельно для шестерни 1 и колеса 2.

Порядок расчета цилиндрической зубчатой передачи

Исходные данные. Кинематическая схема, передаточное число Зубчатые передачи. Прикладная механика. и число зубьев Зубчатые передачи. Прикладная механика.; номинальный вращающий момент на ведущем валу Зубчатые передачи. Прикладная механика.; коэффициент динамичности Зубчатые передачи. Прикладная механика.; частота вращения ведущего вала Зубчатые передачи. Прикладная механика.; график нагружения (циклограмма); гарантийная наработка Зубчатые передачи. Прикладная механика. (ресурс) в часах или в числе циклов нагружения; условия эксплуатации (интервал температур, наличие вибраций, внешние нагрузки и т. д.).

Проектировочный расчет. Расчет выполняют в следующей последовательности:

  • • выбирают материал и твердость зубчатых колес;
  • • выбирают относительную ширину зуба ?/)0, степень точности зацепления и форму зуба (прямые или с углом наклона Зубчатые передачи. Прикладная механика.);
  • • определяют предельные Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.32) и допускаемые контактные напряжения Зубчатые передачи. Прикладная механика. на рабочей поверхности зуба (4.33);
  • • вычисляют коэффициенты Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.24) и коэффициент нагрузки (4.17);
  • • находят приближенное значение межосевого расстояния Зубчатые передачи. Прикладная механика. (5.36);
  • • вычисляют модуль т (4.37) и согласовывают его с ГОСТ 9563–80 (табл. 4.11);
  • • определяют межосевое расстояние Зубчатые передачи. Прикладная механика. и основные размеры зубчатых венцов колес Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.9)-(4.12).

Проверочный расчет. При проведении расчета:

  • • определяют удельные окружные динамические силы (4.21), (4.22), вычисляют коэффициенты Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4−23) и уточняют коэффициенты нагрузки Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.17), (4.18);
  • • определяют расчетные контактные напряжения Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.29) и проверяют на контактную прочность: Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.34);
  • • определяют расчетные Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.38) и допускаемые а pp изгибные напряжения (4.42), проверяют на изгибную прочность зубья шестерни и колеса: Зубчатые передачи. Прикладная механика., Зубчатые передачи. Прикладная механика. (4.43).

Конструкция цилиндрических зубчатых колес. Зубчатые колеса изготавливают из круглого проката (прутка) и заготовок, получаемых ковкой, штамповкой и литьем. Шестерня изготовляется заодно с валом (вал — шестерня), если ее диаметр близок к диаметру вала. Зубья нарезают на выступающем венце (рис. 4.32). При диаметре венца, большем или равном диаметру вала, зубья углубляются в тело вала частично или полностью. Цилиндрические зубчатые колеса, насаживаемые на вал, можно выполнять со ступицей и в виде сплошного диска, где заготовка выполнена штамповкой или точением (рис. 4.33). Для соединения колес с валом используется шпоночное или шлицевое (зубчатое) соединение. При большом диаметре колеса Зубчатые передачи. Прикладная механика. в диске делают 4−6 отверстий диаметром Зубчатые передачи. Прикладная механика., что снижает его массу. Кроме размеров зубчатого венца, определяемых расчетным путем, можно использовать следующие рекомендации по выбору размеров других элементов цилиндрического зубчато;

Рис. 4.32.

Рис. 4.32.

Рис. 4.33.

Рис. 4.33.

го колеса (см. рис. 4.33):

Зубчатые передачи. Прикладная механика.

Конструкции цилиндрических зубчатых редукторов см. на рис. 4.8 и 4.9.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой