Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Частный обвинитель (согласно ч. 1 ст. 43 УПК) — это лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке ст. 318 УПК и поддерживающее обвинение в суде. Такое определение понятия участника уголовного процесса вряд ли можно считать удачным хотя бы потому, что на момент подачи заявления никакого уголовного дела частного обвинения еще не существует. Если же сопоставить… Читать ещё >

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прокурор — наделенный властными полномочиями участник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех его стадиях. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37).

Самим термином «прокурор» УПК обозначает круг должностных лиц органов прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц данных органов, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями.

Изменения УПК, проведенные Федеральными законами от 05.06.2007 № 87-ФЗ и от 06.06.2007 № 90-ФЗ, в основном сохранили полноту полномочий прокурора по надзору и процессуальному руководству деятельностью дознавателей и органов дознания. Полномочия же прокурора по процессуальному руководству и надзору за деятельностью следователей были сокращены. При этом расширены полномочия руководителей следственных органов. Это, однако, не означает, что прокурор не имеет средств реагировать па допущенные следователями нарушения закона.

Прокурор теперь не имеет права возбудить уголовное дело. Это — компетенция следователей, руководителей следственных органов, дознавателей, начальников подразделений дознания и начальников органов дознания, которые обязаны копию постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направить прокурору, который, в свою очередь, не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела вправе его отменить (ч. 4 ст. 146 УПК). Аналогичные полномочия имеются у прокурора в отношении незаконного постановления органа дознания и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 4 и 6 ст. 148 УПК), отменив которое он направляет его начальнику органа дознания со своими указаниями. Признав незаконным отказ следователя, руководителя следственного органа в возбуждении уголовного дела, прокурор направляет его руководителю следственного органа (ч. 6 ст. 148 УПК).

Прокурор сохранил право требовать не только от органов дознания и дознавателя, но и от следователя устранения допущенных нарушений закона. При этом в случае несогласия с его требованиями следователя или руководителя следственного органа прокурор вправе обращаться с аналогичными требованиями к руководителю вышестоящего следственного органа вплоть до руководителя Следственного комитета РФ или руководителя федерального органа исполнительной власти и даже к Генеральному прокурору РФ. Прокурор вправе изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета РФ (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК). Сохранено за прокурором право возвращать дознавателю, следователю уголовные дела со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых, для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного постановления, обвинительного акта, устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221, п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК). По делам, находящимся в производстве органа дознания, прокурор вправе давать дознавателю указания о направлении расследования; давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и других процессуальных действий, для проведения которых требуется решение суда; отменять незаконные постановления дознавателей и нижестоящих прокуроров; разрешать заявленные дознавателю отводы и др.

Прокурор вправе участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе расследования ходатайств от дознавателей и следователей о производстве действий, которые допускаются по решению суда (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК).

По завершении расследования следователи и дознаватели направляют дело прокурору для утверждения итоговых документов (обвинительного заключения, обвинительного акта, обвинительного постановления) и последующего направления дела в суд. Прокурор располагает и другими средствами для реагирования на нарушения закона в ходе расследования следователями и дознавателями (см. ст. 37 УПК).

Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель — обвинительный акт или обвинительное постановление (утверждаемые начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт или обвинительное постановление), передает дело в суд (ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226, п. 1 ч. 1 ст. 226.8 УПК).

Он также вправе прекращать уголовные дела, поступившие с обвинительным актом, по основаниям, предусмотренным ст. 24—28 УПК (п. 3 ч. 1 ст. 226 УПК), и др. Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст. 37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На прокурора как на представителя власти возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч. 3 ст. 37). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК, он вправе отказаться от уголовного преследования (ч. 4 ст. 37).

Следователь — это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия. Предварительное следствие осуществляют следователи Следственного комитета РФ, следователи органов внутренних дел, следователи органов федеральной службы безопасности. Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого уголовного дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления (ст. 151 УПК).

Определяя следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, необходимо сразу же оговорить, что он, кроме того, наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию решений о возбуждении уголовного дела.

Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Следователь наделяется широкими правами и обязанностями. Решения о направлении следствия и производстве следственных и иных процессуальных действий он принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Подчеркивая самостоятельность следователя, действующий уголовно-процессуальный закон ограничил ее случаями, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа. В частности, необходимо получить решение суда, когда планируется проведение действий, направленных на ограничение конституционных прав граждан, связанных с ограничением: а) личной неприкосновенности (п. 1—3, 6 ч. 2 ст. 29 УГ1К); б) неприкосновенности частной жизни (п. 8, 11 ч. 2 ст. 29); в) неприкосновенности жилища (п. 4, 5 ч. 2 ст. 29); г) имущественных прав (п. 51, 7, 9 ч. 2 ст. 29); д) временным отстранением обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК).

Сообразно действующему закону указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем (ч. 3 ст. 39 УПК). Вместе с тем законом предусмотрено право следователя на их обжалование руководителю вышестоящего следственного органа. Как общее правило обжалование не приостанавливает их исполнения. Однако общее правило не лишено исключений.

Поэтому УПК перечисляет случаи, когда подача следователем жалобы автоматически вызывает приостановление действия, указания, полученного от руководителя следственного органа. В этот перечень входят указания: 1) об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю; 2) о привлечении лица в качестве обвиняемого; 3) о квалификации преступления; 4) об объеме обвинения; 5) об избрании меры пресечения; 6) о производстве следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; 7) о направлении дела в суд; 8) о прекращении дела. При несогласии с указаниями руководителя следственного органа следователь не только вправе обжаловать их, но и представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа (ч. 3 ст. 39 УПК).

Своеобразно в настоящее время решен вопрос о регулировании правоотношений между следователем и прокурором. Если следовать не согласен с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора. В случае принятия прокурором при рассмотрении уголовного дела, поступившего от следователя с обвинительным заключением, решения о возвращении дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК), при несогласии с таким решением следователь с согласия руководителя следственного органа вправе обжаловать его вышестоящему прокурору, а далее аналогичным образом — Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ либо иного руководителя следственного органа соответствующего уровня.

Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений. Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме. В-третьих, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. В-четвертых, поручения могут быть на всех стадиях досудебного производства. Однако следователь не вправе возлагать на органы дознания производство действий, которые согласно закону он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т. д.).

Руководитель следственного органа. Полномочия руководителя следственного органа как субъекта уголовно-процессуальных отношений согласно ст. 39 УПК осуществляют Председатель Следственного комитета РФ, руководители следственных органов Следственного комитета РФ по субъектам Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, но субъектам РФ, по районам, городам, их заместители. Кроме того, полномочия руководителя следственного органа осуществляют иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (см. ч. 5 ст. 39 УПК).

Наделенный законом значительными полномочиями по осуществлению процессуального руководства следователями руководитель следственного органа также вправе: лично возбудить уголовное дело в порядке, установленном УИК; поручать производство предварительного следствия по уголовному делу следователю или нескольким следователям (следственной группе); изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю; создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать дело к своему производству. Если руководитель следственного органа принимает дело к своему производству, то он наделяется всеми процессуальными правами следователя.

Обладая правом проведения проверки материалов уголовных дел, руководитель следственного органа может на основе полученных данных не только дать указания следователю (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК), но даже отменять незаконные или необоснованные постановления следователя (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК). Кроме того, руководитель следственного органа уполномочен давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, продлении, отмене или изменении ряда мер пресечения и производстве иных предусмотренных законом процессуальных действий (п. 4 ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 29, ст. 165 УПК), а также на принятие ряда процессуальных решений по делу (ч. 1.1 ст. 148, ст. 25, 25.1, 28, 28.1 УПК). На него возложены полномочия по разрешению отводов, заявленных следователю, а также его самоотводов; продлению срока предварительного следствия; утверждению постановления следователя о прекращении уголовного дела и т.н.

Обратим внимание, что руководитель следственного органа вправе отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные и необоснованные постановления соответствующего руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования. Руководитель следственного органа согласно закону не позднее пяти суток рассматривает полученное требование прокурора об отмене постановления следователя и устранении нарушений закона, а также письменные возражения на них следователя и сообщает прокурору о принятом решении (ч. 4 ст. 39 УПК).

Орган дознания. Согласно ст. 40 УПК органами дознания являются органы внутренних дел, а также входящие в их состав управления, отделы, отделения, пункты полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД. Помимо органов, на которые традиционно возлагается осуществление ОРД (МВД России, ФСБ России и др.), к органам дознания УПК относит органы ФССП России, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, начальников органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов (ч. 1 ст. 40 УПК). Полный перечень органов дознания может быть составлен посредством системного толкования норм, изложенных в ч. 1,3 ст. 40, ч. 3 ст. 151 УПК и Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

На органы дознания возложено:

  • • проведение дознания по уголовным делам, но которым производство предварительного следствия необязательно (ч. 3 ст. 150 УПК), — в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК; гл. 32.1 УПК;
  • • выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК;
  • • исполнение полученных от следователя и дознавателя обязательных для исполнения письменных поручений (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК; п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК) о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, о производстве иных процессуальных действий, а также содействие следователю и дознавателю в их проведении.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК возбуждение уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возложено также (т.е. наряду с органами дознания) па:

  • • капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  • • руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных, но месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  • • глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Часть 2 ст. 40 УПК называет лишь основные направления уголовнопроцессуальной деятельности органов дознания. В ней прежде всего указано, что они проводят дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (т.е. в форме дознания проводится все расследование). При этом к юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки перечисленных в УПК составов преступлений (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК). По письменному указанию прокурора расследование в форме дознания может быть осуществлено и по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). Одновременно по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150 УПК).

Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК) — выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Ориентируя органы дознания на быстрое их проведение, УПК предписывает, что при наличии поводов для возбуждения уголовного дела и признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело (в соответствии со ст. 146 У ПК) и проводит неотложные следственные действия (ст. 157 УПК). Уголовно-процессуальный закон определяет (по предметному признаку) круг дел о преступлениях, по которым эту деятельность осуществляют органы дознания, входящие в состав различных министерств и ведомств (ч. 2 ст. 157 УПК).

Дознаватель — участник уголовного судопроизводства, являющийся должностным лицом органа дознания, правомочного проводить расследование в форме дознания и осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5 УПК). Важно отметить, что лицо, являясь дознавателем по должности, может осуществлять полномочия органа дознания по конкретному уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, без специального разрешения начальника органа дознания или его заместителя. Однако заметим, что дознание может быть проведено и следователями Следственного комитета РФ (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК).

Установление в ч. 2 ст. 41 УПК требования о недопустимости совмещения по одному делу в одном лице исполнителя процессуальных и оперативно-разыскных полномочий не означает наличия запрета сотруднику оперативно-разыскных служб и подразделений вообще осуществлять дознание по уголовному делу. Но этот сотрудник не вправе проводить дознание в том конкретном случае, если он проводил или проводит оперативно-разыскные мероприятия по данному уголовному делу.

В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и процессуальных действий. Для большинства из них не нужно согласие начальника органа дознания (см., например, ч. 2, 3 ст. 11, ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 17, ст. 25, 28 УПК), за исключением некоторых случаев, когда требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК). В УПК в ряде случаев одновременно даны предписания в адрес органа дознания и дознавателя (см., например, ч. 1, 3 ст. 7, ч. 2 ст. 10, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 19, ч. 2, 4 ст. 21, ч. 1 ст. 144 УПК и др.). Тем самым в законе подчеркивается, что полномочия органа дознания могут осуществлять, например, в органах внутренних дел и иные, кроме дознавателя, должностные лица органа дознания, и одновременно возлагается ответственность за соблюдение и исполнение соответствующих норм как на дознавателя, так и на руководителя органа дознания.

Уголовно-процессуальный закон устанавливает обязательность для дознавателя указаний прокурора, начальника органа дознания, данных в соответствии с положениями УПК. Указания начальника органа дознания могут быть обжалованы прокурору, а указания последнего — вышестоящему прокурору.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу также обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы начальнику органа дознания или прокурору (ч. 4 ст. 401 УПК). В том и другом случае обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель, как и следователь, подлежит отводу при наличии указанных в законе оснований (ст. 61 УПК). Одновременно установлено, что предыдущее участие следователя или дознавателя в производстве предварительного расследования, но данному уголовному делу не является основанием для его отвода (ч. 2 ст. 67 УПК).

Начальник подразделения дознания, как его определяет УГ1К, — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 171 ст. 5 УПК). Указанный начальник (как и его заместитель) — участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения (см. ст. 401 УПК).

Все полномочия начальника (заместителя начальника) подразделения дознания подразделяются на две группы: по производству дознания (ч. 2 ст. 401 УПК) и по руководству действиями подчиненных ему дознавателей. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело и провести дознание в полном объеме, являясь при этом носителем полномочий дознавателя.

Осуществляя свои полномочия, начальник подразделения дознания вправе поручить находящимся в его подчинении дознавателям: провести проверку сообщения о готовящемся или совершенном преступлении, а по результатам проверки принять решение в соответствии со ст. 145 УПК (о возбуждении уголовного дела, об отказе в этом или о передаче сообщения по подследственности), а по уголовным делам частного обвинения — в суд; провести дознание (ч. 3 ст. 151 УПК); выполнить неотложные следственные действия (ст. 157 УПК).

Реализуя свои права по проверке уголовных дел, находящихся в производстве у дознавателя, начальник подразделения дознания вправе: давать ему указания, отменять незаконные или необоснованные постановления о приостановлении производства дознания; изымать уголовное дело и передавать его другому дознавателю. Начальник подразделения дознания вправе ходатайствовать перед прокурором об отмене незаконных или необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Ему предоставлено право отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 401 УПК).

Наделяя указанного властного субъекта уголовно-процессуального права полномочиями по даче указаний дознавателям (о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, квалификации преступления, объеме обвинения), законодатель увязывает их обязательную силу с соблюдением письменной формы. Одновременно допускается их обжалование дознавателем начальнику органа дознания или прокурору.

Начальник органа дознания, как его определяет УПК, — это должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель (п. 17 ст. 5 УПК). Как участник уголовного процесса со стороны обвинения, в УПК он введен Федеральным законом от 30.12.2015 № 440-ФЗ.

Осуществляя свои полномочия (ст. 40.2 УПК), начальник органа дознания вправе поручать находящимся в его подчинении должностным лицам, включая дознавателей: проверку сообщения о преступлении с принятием по ее результатам процессуального решения в соответствии со ст. 145 УПК (о возбуждении уголовного дела, об отказе в этом или о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным дела м частного обвинения — в суд); производство дознания (ч. 3 ст. 151 УПК) и неотложных следственных действий (ст. 157 УПК).

Начальнику органа дознания также предоставлены полномочия лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в их проверке и принимать по ним процессуальные решения в порядке ст. 145 УПК. Реализуя свои полномочия, начальник органа дознания вправе: продлевать срок проверки сообщения о преступлении; проверять материалы проверки сообщений о преступлении; проверять материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, при реализации положений ст. 157 УПК; поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-разыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, и производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении. При этом представляется необоснованным решение законодателя о праве начальника органа дознания поручать подчиненным должностным лицам исполнение поручений следователя, дознавателя о заключении лиц под стражу.

Реализуя в соответствии с ч. 2 ст. 40.2 УПК полномочия по отношению к дознавателям, начальник органа дознания вправе: проверять находящиеся в их производстве уголовные дела; давать дознавателям письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий; рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решения; принимать решения о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава; выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов; возвращать уголовное дело дознавателю для производства дополнительного дознания, производства дознания в общем порядке, пересоставления обвинительного акта, обвинительного постановления; осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику подразделения дознания, например, отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания, вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных, необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Законодатель, в силу особенностей организационно-штатного построения органов внутренних дел предусмотрел наделение полномочиями начальника органа дознания не только его заместителя, к числу которых относится и начальник полиции, но и заместителя последнего (ч. 3 ст. 40.2 УПК).

Потерпевший — это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда имуществу и деловой репутации. Его становление как участника уголовного судопроизводства обусловлено вынесением дознавателем, следователем или судом постановления о признании лица потерпевшим (ч. 1 ст. 42 УПК). В целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, которым преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела или после получения данных о таком лице (лицах). Фактические основания к вынесению постановления о признании гражданина или юридического лица потерпевшим — это наличие в уголовном деле доказательств, указывающих на причинение вреда преступлением.

О признании гражданина потерпевшим суд выносит определение, а судья, следователь, дознаватель — постановление. Закон не связывает признание потерпевшего с желанием или с согласием лица, понесшего вред от преступления.

По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, права потерпевшего, предусмотренные ст. 42 УПК, переходят к одному из близких родственников и (или) близких лиц, а при их отсутствии или невозможности их участия в уголовном процессе — к одному из родственников (ч. 8 ст. 42).

В соответствии со ст. 42 УПК потерпевший вправе:

  • • знать о предъявленном обвиняемому обвинении;
  • • давать показания;
  • • отказаться свидетельствовать против себя и своих близких родственников (см. и. 4 ст. 5 УПК);
  • • представлять доказательства;
  • • заявлять ходатайства и отводы;
  • • иметь представителя;
  • • участвовать с разрешения следователя (дознавателя) в следственных действиях, проводимых по его или его представителя ходатайству;
  • • приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;
  • • в ходе производства по уголовному делу получать копии важных процессуальных решений, определяющих движение дела, а также по его ходатайству иных процессуальных документов;
  • • знакомиться по окончании расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения, снимать копии с материалов дела. При наличии нескольких потерпевших каждый из них вправе знакомиться с материалами, касающимися причиненного ему вреда.

В судебном разбирательстве, заседании суда апелляционной, кассационной и надзорной инстанций потерпевший наделен правами стороны обвинения в условиях состязательного процесса. Он вправе участвовать, как и другие представители сторон, в судебных прениях, обжаловать приговор и другие решения суда первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Часть 2 ст. 42 УПК существенно расширяет и конкретизирует процессуальные права потерпевшего. С определенной степенью условности эти субъективные права потерпевшего можно сгруппировать по следующим признакам:

  • • направленные на обеспечение реализации функции обвинения и отстаивание своих интересов (п. 1, 7, 8, 12—14, 17, 19, 20);
  • • обеспечивающие его участие в доказывании (и. 4, 5, 9, 10—12, 15—17);
  • • направленные на обеспечение объективного и беспристрастного хода уголовного судопроизводства (п. 5, 18);
  • • связанные с его правом и обязанностью по даче показаний (п. 2—4, 6);
  • • направленные на обеспечение его безопасности, возмещение причиненного преступлением вреда и компенсацию расходов (п. 21 ч. 2, ч. 3, 4 ст. 42 УПК).

Свои процессуальные права потерпевший может реализовать самостоятельно, через своего представителя или совместно и наряду с представителями.

Среди процессуальных прав потерпевшего есть одно, которое он может реализовать только лично, — дача показаний. Однако дача показаний — не только право, но и обязанность потерпевшего. Поэтому по закону допрос потерпевшего на предварительном следствии (дознании) и в суде осуществляется по правилам допроса свидетеля. В отличие от свидетеля потерпевший может с разрешения председательствующего давать показания в любой момент судебного следствия (ч. 2 ст. 277 УПК). Вместе с тем на него распространяется универсальная конституционная норма: никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции). При этом неразъяснение потерпевшему указанной нормы — свидетельство получения показаний потерпевшего с нарушением закона, в силу чего они теряют юридическую силу.

Исходя из того, что потерпевший — субъект не только процессуальных прав, но и процессуальных обязанностей, в законе подчеркнуто, что потерпевший не вправе: уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд; давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний; разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УИК. Несоблюдение этих обязанностей может предопределить применение привода и уголовно-правовых последствий (ч. 5—7 ст. 42 УПК).

Необходимо иметь в виду, что юридическое лицо в случае признания его потерпевшим не может непосредственно реализовать свои процессуальные права. Поэтому в УПК оговорено, что их осуществляет представитель этого юридического лица (ч. 10 ст. 42).

Частный обвинитель (согласно ч. 1 ст. 43 УПК) — это лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке ст. 318 УПК и поддерживающее обвинение в суде. Такое определение понятия участника уголовного процесса вряд ли можно считать удачным хотя бы потому, что на момент подачи заявления никакого уголовного дела частного обвинения еще не существует. Если же сопоставить положения ч. 1 ст. 318 и ч. 2 ст. 20 УПК, можно сделать вывод, что частный обвинитель — это физическое лицо, потерпевшее от преступления, уголовное преследование за совершение которого осуществляется в порядке частного обвинения. Заметим также, что пострадавшее лицо обретает процессуальный статус частного обвинителя не потому, что им подано заявление и когда оно подано в суд, а ввиду того, что судья принял поданное им заявление о привлечении к уголовной ответственности причинителя уголовно наказуемого вреда. В связи с этим судья обязан разъяснить пострадавшему процессуальные права, предусмотренные ст. 42 и 43 УПК, не тогда, когда подано заявление в суд, а когда оно принято судьей (ч. 7 ст. 318 УПК).

Частный обвинитель, являясь стороной в судебном разбирательстве, вправе: представлять доказательства; участвовать в их исследовании; излагать суду свое мнение по существу обвинения; высказывать предложения о применении уголовного закона (квалификации деяний) и назначении подсудимому наказания; поставить вопрос о примирении с подсудимым и согласиться на соответствующее предложение последнего (представив письменные заявления). Он имеет право обжаловать приговор судьи в апелляционном порядке, приговор апелляционного суда — в кассационном порядке (ст. 389.1—389.6, 389.35 УПК), а также принести жалобу на указанные судебные решения в порядке надзора (ст. 412.1—412.2 УПК).

Функции частного обвинителя может осуществлять не только лицо, потерпевшее от преступления, но и его законный представитель и (или) представитель. При этом личное участие частного обвинителя не лишает его права иметь представителя при производстве по этому делу (ч. 4 ст. 45 УПК).

Гражданский истец в уголовном судопроизводстве — это физическое или юридическое лицо, которому причинен вред преступлением, в связи с чем оно в ходе судопроизводства предъявило требование о его возмещении или компенсации. Базируясь на определении, данном этому участнику процесса в ч. 1 ст. 44 УПК, можно дать более развернутую его характеристику:

  • • в качестве гражданского истца может быть признано лицо, если имеются основания полагать, что непосредственно преступлением ему причинен вред;
  • • этот вред может быть имущественным или моральным;
  • • гражданским истцом в уголовном процессе может быть физическое или юридическое лицо;
  • • становление лица как субъекта уголовно-процессуальных отношений обусловлено вынесением процессуального решения о его признании в качестве гражданского истца.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 УПК гражданский иск в уголовном процессе может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела, но до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При этом суд, следователь, дознаватель, усмотрев из материалов дела, что преступлением каким-либо лицам причинен ущерб (вред), обязан разъяснить этим лицам или их представителям право предъявить гражданский иск, фиксируя этот факт в протоколе или путем направления уведомления. О состоявшемся постановлении (определении) по поводу признания лица гражданским истцом необходимо сообщить ему или его представителю, а постановление об отказе в этом — объявить заявителю. Отказ в признании гражданским истцом может быть обжалован. Указанным лицам должны быть своевременно разъяснены их права и обязанности (ст. 11 УПК).

Если названные лица в силу различных причин не могут сами защитить свои интересы, а также в интересах государства иск в уголовном деле может быть предъявлен их законными представителями или прокурором.

УПК предоставляет гражданскому истцу достаточно широкий объем нрав для отстаивания своих интересов (ч. 4 ст. 44). В обобщенном виде они заключаются в праве:

  • • представлять доказательства;
  • • заявлять ходатайства;
  • • участвовать в судебном разбирательстве;
  • • просить дознавателя, следователя и суд о принятии мер обеспечения заявленного ими иска;
  • • поддерживать гражданский иск;
  • • знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия;
  • • заявлять отводы;
  • • приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда, а также обжаловать приговор, определение суда и постановление судьи в части, касающейся гражданского иска. Гражданский истец вправе реализовать свои права лично, через представителя или совместно с представителем.

Доказывание гражданского иска в уголовном деле производится по правилам, установленным УПК.

Рассматривая гражданского истца как субъекта не только прав, но и обязанностей, законодатель специально отметил, что гражданский истец не вправе разглашать данные предварительного следствия, если он об этом заранее предупрежден. Несоблюдение этих требований может влечь уголовно-правовые последствия (ч. 6 ст. 44 УПК, ст. 310 УК).

В ст. 44 УГ1К не сказано о праве гражданского истца просить соответствующие органы о принятии мер обеспечения заявленного иска. Это не значит, что такого права у него нет: оно охватывается правом на заявление ходатайств (п. 4 ч. 4). Однако при этом необходимо учитывать, что следователь и дознаватель не вправе самостоятельно разрешить данный вопрос; следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора могут возбудить ходатайство об этом перед судом (ч. 1 ст. 115 УГ1К).

Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя в уголовном процессе могут быть как законные представители, так и представители на основе договора. При этом на стороне физических лиц (если ими являются потерпевший, гражданский истец и (или) частный обвинитель) представителями согласно закону допущены адвокаты (ч. 1 ст. 45 УПК). В ряде случаев (ч. 21 ст. 45 УПК) представительство обеспечивается дознавателем, следователем или судом с покрытием расходов за счет средств федерального бюджета. В дополнение к этому в ч. 2 указанной статьи предусмотрено обязательное участие в уголовном деле законных представителей и представителей потерпевшего. Это сделано в целях обеспечения защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или, но своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

К общему положению о представительстве в уголовном процессе адвокатов в ч. 1 ст. 45 УПК допущена существенная оговорка, касающаяся, правда, производства, но делам, подсудным мировым судьям. Ее суть состоит в том, что по постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть допущены также один из его близких родственников или иное лицо, о допуске которого он (потерпевший, гражданский истец) ходатайствует. Конституционный Суд РФ существенно скорректировал это положение, сделав вывод, что и в других случаях в качестве представителей могут выступать не только адвокаты, но и иные лица, в том числе близкие родственники (см. Определение от 05.12.2003 № 446−0) *.

Если гражданским истцом является предприятие, учреждение, организация, в качестве представителей могут выступать их руководители, на основании доверенности — другие лица, а также иные лица, правомочные в соответствии с ГК представлять его интересы.

Права представителя производны от прав предоставляемого. Поэтому представители могут иметь полномочия в пределах прав представляемого. Потерпевший, гражданский истец, частный обвинитель вправе реализовать свои права через представителя или осуществлять их вместе с представителем.

Участие в уголовном судопроизводстве законного представителя потерпевшего не исключает возможности допроса этого лица в качестве свидетеля, так как в том и другом случае лицо оказывается незаменимым (например, мать потерпевшего). Заметим также, что в числе обстоятельств, исключающих допрос лица в качестве свидетеля, в ч. 3 ст. 56 УПК не указано его участие в деле в качестве законного представителя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой