Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ханьское конфуцианство. 
История религии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дун Чжуншу признавал наличие двух видов судьбоносного «предопределения»: одно — великое — происходит от природы, другое — изменяющееся — происходит от человека (общества). История для Дун Чжуншу — циклический процесс, проходящий три этапа, символизируемые цветами — черным, белым и красным, и добродетелями — «преданностью» и «культурой». На этой основе во II в. Хэ Сю развил историософское «учение… Читать ещё >

Ханьское конфуцианство. История религии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философ и государственный деятель, «Конфуций эпохи Хань» (206 до н.э. — 220 н.э.), Дун Чжуншу (ок. 179−104 до н.э.), придавший конфуцианству характер государственной идеологии, был инициатором введения основанных на древних канонах государственных экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменационной системе — важнейшему социально-идеологическому институту китайского государства вплоть до начала XX в. Дун Чжуншу известен как учитель Сыма Цяня (II в. до н.э.) в императорской высшей школе. Наследие Дун Чжуншу представлено собранием 82 философских и социально-политических эссе — «Чунь цю фань лу» («Обильные росы „весен и осеней“»), а также «Тремя докладами о Небе и человеке», включенными в династийную историю «Хань шу» .

Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, синтезируя идеи даосизма и школы инь-ян. По Дун Чжуншу, все в мире происходит из «первоначала» — юань, аналогичного «Великому пределу» (Тай цзи), состоит из «пневмы» (ци) и подчиняется неизменному дао. Отсюда следует взаимодействие сил инь и ян и «взаимопорождание и взаимопреодоление пяти элементов» (пяти движений — у син).

Тем самым Дун Чжуншу впервые в китайской философии свел воедино двоичную и пятеричную классификационные схемы, охватывающие весь универсум. «Пневма» наполняет Небо и Землю как незримая вода, а человек — подобный рыбе микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле). Подобно монетам, Дун Чжуншу наделял Небо духом и волей. Не говоря и не действуя, Небо проявляет себя через совершенномудрых и природные знамения.

Относительно тренировки индивидуальной природы человека Дун Чжуншу выдвинул новые идеи. Подчиняясь универсальному дуализму инь и ян, человеческая природа делится на добротворную (ян) и злотворную (инь), связанную с чувственностью (цин). При этом добро (шань) как атрибут человеческой природы относительно: человек добрее птиц и зверей, а у «совершенно мудрых» природа выше, чем у средних людей, а у последних — иная, нежели у ничтожных. Философ полагал, что добро потенциально присуще человеку от рождения: «Человеческая природа подобна рису на корню, добро — рису в зерне». Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой природы сближает Дун Чжуншу с Конфуцием, оценка ее как потенциально доброй — с Мэн-цзы, а внимание к социализации как фактору формирования добра в человеке — с Сюнь-цзы. Легистский метод наград и наказаний он интерпретировал как необходимую фазу инь наряду с морально-духовным воздействием фазы ян.

Дун Чжуншу признавал наличие двух видов судьбоносного «предопределения»: одно — великое — происходит от природы, другое — изменяющееся — происходит от человека (общества). История для Дун Чжуншу — циклический процесс, проходящий три этапа, символизируемые цветами — черным, белым и красным, и добродетелями — «преданностью» и «культурой». На этой основе во II в. Хэ Сю развил историософское «учение о трех эрах» («Великого спокойствия», «приближения к спокойствию», «упадка и смуты»), ставшее традиционным для китайской культуры вплоть до Кан Ювэя (1858−1927).

Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-государственного устройства, основанная на учении о взаимном «восприятии и реагировании Неба и человека». По Дун Чжуншу, не «Небо следует дао», как у Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», связывая Небо, Землю и человека. Наглядно это воплощено в иероглифе ван (правитель), состоящем их трех горизонтальных черт (символ триады: Небо — Земля — человек) и пересекающей их вертикали (символ дао). Соответственно, постижение дао — главная функция правителя. Фундамент общественного и государственного устройства составляют " три устоя" (санъ гаи), производные от неизменного, как Небо, дао: «Правитель служит устоем для подданного, отец — для сына, муж — для жены». В этом небесном «пути правителя» (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой активную силу ян, второй — подчиненную силу инь. Подобная конструкция близка к тезисам Хань Фэя (III в. до н.э.), что отразило влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой