Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История религиоведения. 
Религиоведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XVIII—XIX вв. шло накопление этнографических данных, был собран обширный материал о быте и верованиях древних индийцев, персов, германцев, римлян, африканских и американских племен. Уже в XVIII в. предложены сравнительные описания различных религий. Во Франции издан объемный труд «Религиозные обряды и церемонии всех народов мира»; опубликованы книги Лаффито «Нравы дикарей Америки», Н. Фрере… Читать ещё >

История религиоведения. Религиоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы 2 студент должен:

знать

  • • соотношение религиоведения и истории религиоведения;
  • • предпосылки становления науки о религии (религиоведения);
  • • время возникновения науки о религии;
  • • основателей науки о религии на Западе;
  • • периоды развития науки о религии на Западе;
  • • историю формирования комплекса дисциплин в науке о религии;
  • • основные тенденции развития знаний в западной науке о религии;
  • • периоды в истории отечественного религиоведения;
  • • основные направления и результаты исследований в каждый период истории отечественного религиоведения;

уметь

  • • отличать вопросы истории религиоведения от вопросов религиоведения;
  • • определять и собирать источники по истории религиоведения;
  • • применять знания из истории религиоведения к рассмотрению современных проблем религиоведения;
  • • анализировать связь развития религиоведения с конкретными историческими условиями;
  • • раскрывать обусловленность обращения к рассмотрению тех или иных явлений религии состоянием и динамикой культуры в определенные периоды истории;
  • • соотносить знания по истории религиоведения с данными из истории других наук;
  • • использовать знания в области информатики в ходе изучения истории религиоведения;

владеть

  • • основными методологическими принципами изучения истории науки;
  • • методами исследования истории религиоведения;
  • • приемами синхронного, диахронного и синхронно-диахронного анализа;
  • • способностью построения хронотона объекта;
  • • приемами историографического анализа в области истории религиоведения;
  • • приемами применения герменевтики к изучению истории религиоведения;
  • • навыками исследования религиоведческих текстов, созданных в прошлом;
  • • приемами изложения истории религиоведения в устной и письменной форме.

Предметом истории религиоведения является протекающий во времени разноплановый процесс познания религии и ее феноменов, в ходе которого воссоздается и названный процесс и, одновременно, развивается само это познание, совершенствуются его методы. В истории познания формируются, накапливаются и развиваются эмпирические и теоретические знания о религии, ее феноменах, а также знания об этом знании. История религиоведения — важная область религиоведческих исследований. Хотя она представляет собой рефлексию второго порядка — «познание познавания», история религиоведения неизбежно обращается к «картинам» самой религии, ее феноменов, являющимся непосредственным воспроизведением ее и ее феноменов на прошлых этапах развития.

Наука о религии в Западной Европе и США

[1]

Наука как социальный институт формировалась с XV в. (имеются и другие датировки начала формирования науки как института). Постепенно становились самостоятельными математика, механика, астрономия, в XVII—XVIII вв. выделялись химия, геология, в XIX в. появилась биология. Формировались общественные, гуманитарные и социальные науки: начиная с эпохи Просвещения шел процесс формирования исторической науки, в XIX в. возникают психология, антропология, лингвистика, экономическая наука, социология и др. В XX в. сложилась так называемая большая наука: интенсивный процесс дифференциации знания привел к появлению множества наук.

С начала XIX в. формировалась и наука о религии как относительно самостоятельная дисциплина, хотя знания о религии — философские, исторические, теологические, психологические и др. — накапливались в течение столетий. Особенно важные сдвиги в изучении религии произошли в XVIII—XIX вв. Этому способствовали: создание выдающихся философских учений, полученные путешественниками сведения о культуре и верованиях первобытных народов, изучение восточных языков, прежде всего санскрита, ознакомление с восточными мифологиями и религиями, переводы на европейские языки священных текстов разных религий, исследования в области исторической науки и т. д.

Осознание формирования научной дисциплины находило выражение в соответствующих ее обозначениях в романских и германских языках: в английском — science of religion (наука о религии), study of religion (изучение, исследование религии); французском — la science de religions (наука о религии); немецком — Religionsmssenschaft (наука о религии). Появление указанных языковых определений означало осознание постепенного отделения данной дисциплины от других в процессе дифференциации знаний о данном объекте.

Впервые соответствующий термин появился в Германии: немецкое слово «Religionswissenschaft» было употреблено в названии ежегодника, выходившего в течение 1804−1806 гг. в Магдебурге под редакцией X. Хенке.

В 1834 г. чешский философ, логик и математик Б. Больцано (1781 — 1848) немецкое слово «Religionswissenschaft» использовал для обозначения специальной научной дисциплины; его книга — «Lerhbuch der Religionswissenschaft» («Учебник науки о религии») издана в Зальцбахе в 1834 г. I (ели и задачи науки о религии рассматривались Больцано в контексте его учения о науке: в 1837 г. был опубликован его труд «Wissenschaftslehre und Religionswissenschaft» («Учение о науке и наука о религии»).

Во Франции Э. Берну назвал свою книгу, вышедшую в 1872 г., «La science des religions» («Наука о религии»).

В англоязычную литературу термин «science of religion» ввел в 1860 г. и широко использовал в своих работах Фридрих Макс Мюллер (1823−1900) — английский (по происхождению немец) философ, санскритолог и индолог, представитель сравнительного языкознания, который считается одним из основателей науки о религии[2].

В своей работе «Введение в науку о религии» на базе принципов сравнительного языкознания Ф. М. Мюллер развил идеи сравнительной науки о религии. Он считал эту науку «философской дисциплиной» и полагал, что она «делится на две части: первая, рассматривающая исторические формы религии, называется сравнительной теологией; вторая, объясняющая условия, при которых возможна религия, либо в ее низшей, либо в ее высшей форме, называется теоретической теологией»[3]. Наука о религии должна быть основана «на беспристрастном и подлинно научном сравнении всех или, по крайней мере, наиболее важных религий человечества»[4]. Христианство, рассуждал Ф. М. Мюллер, как религия общечеловеческая научило нас исследовать историю человечества как нашу собственную, открывать следы божественной мудрости и любви в развитии всех народов мира, и потому ни в одной религии нет столь благоприятной почвы для развития сравнительного религиоведения, как в нашей собственной[5].

Важный вклад в понимание предметного содержания науки о религии внес голландский протестантский теолог, историк и философ религии Карнелис Петер Тиле (1830−1902).

В работе «Основные принципы науки о религии» он сформулировал свое понимание предмета и метода этой науки, полагал, что наука о религии, или философия религии, «должна попытаться постичь и объяснить религиозное начало в человеке и, таким образом, определить сущность религии и исследовать ее причины. Результаты этих исследований она передает далее общей философии в качестве материала к решению более общих задач»[6]. Для науки о религии не подходит эмпирический, как и спекулятивный (создающий априорную систему), метод; истинный метод — «чисто исторический», исходящий из того, что установлено историческим исследованием. Но наука о религии должна также принимать во внимание результаты антропологии, психологии, социологии и в особенности сравнительного исследования религии.

Поскольку религия — это явление психологическое, историческое и социальное, философия религии, понимаемая как наука о религии, является учением о человеке как религиозном существе. Эта философия религии, наука о религии не заменяет собой догматики, а стоит рядом с ней и охватывает более широкую сферу. Ее цель в отличие от догматики состоит не в описании «истинной религии» и не в оправдании учения перед мышлением, а в том, чтобы изучить религию во всех ее формах и на этом пути понять ее сущность и подойти к истокам ее в человеческой душе. Догматика и философия дополняют друг друга и должны сохранять постоянную взаимосвязь.

Продолжил обсуждение предметного содержания и методов науки о религии голландский протестантский теолог, историк религии Пьер Шантепи де ля Соссе (1848- 1920). Широкую известность получили его работы «Учебник по истории религии» и «Иллюстрированная история религий» .

По мнению исследователя, наука о религии имеет своей задачей исследование религии, ее сущности и проявлений и разделяется на философию религии и историю религий. Философия религии рассматривает ее субъективную и объективную стороны и, следовательно, включает психологическую и метафизическую части. В истории религий, хотя в нее входит и описание религий естественных народов, т. е. той части человечества, которая не ведет историческую жизнь, основным предметом, главной задачей должно стать историческое развитие религий культурных народов. Философия религии и история религии находятся друг с другом в тесной связи. Философия была бы пустой и бессодержательной при абстрактных определениях религии, без фактического материала, а история не может обойтись без содействия философии, так как для уяснения того, относится ли историческое явление к числу религиозных, требуется известное, хотя бы предварительное, представление о сущности религии.

П. Ш. де ля Соссе выделяет в науке о религии также феноменологию религии, которая осуществляет сопоставление, обобщение и группировку религиозных явлений и обеспечивает переход от истории религии к философии религии. Он, как и его предшественники, касается вопроса об отношении науки о религии и христианской теологии. Ни подчинение науки о религии теологии и превращение ее во введение в историческую и систематическую часть, ни превращение христианской теологии в служебную часть науки о религии П. Ш. де ля Соссе не принимает. Он полагает, что наука о религии и наука о христианской религии идут своими собственными путями и преследуют свои собственные цели, хотя они должны взаимно содействовать друг другу.

В XX в. благодаря усилиям Ф. М. Мюллера, К. П. Тиле, П. Ш. де ля Соссе содержание и методы науки о религии, ее методология стали обсуждаться в Германии, Франции, Англии, Италии, США и в других странах.

Заметный вклад в осмысление предмета, содержания и методов науки о религии, в изучение истории этой дисциплины внесли:

  • • немецкие исследователи — Генрих Фрик (1895−1952; сочинение «Сравнительная наука о религии» (1929) и др.), Густав Меннинг (1901 — 1978; сочинения: «История науки о религии» (1948), «Сравнительная наука о религии» (1949) и др.), Иоахим Вах (1898−1955; сочинение «Сравнительная наука о религии» (1962) и др.), Гюнтер Ланчковский (сочинение «Введение в науку о религии» (1978) и др.), Отто Фридрих Больнов (1903−1991; сочинение «Паука о религии как герменевтическая дисциплина» (1982) и др.), Фридрих Штольц (сочинение «Основание науки о религии» (1988) и др.);
  • • американские исследователи — Джон Мильтон Ингер («Научное изучение религии» (1970)), Жак Ваарденбург (сочинение «Религия и религии: систематическое введение в науку о религии» (1986) и др.);
  • • английский исследователь Эрик Шарп (1933−2000; сочинения: «Сравнительное исследование религии. История» (1975), «Исследование религии: методологические дискуссии» (1987) и др.).

Упомянем изданную в Германии работу «Классики науки о религии. От Фридриха Шлейермахера до Мирче Элиаде» (1997).

Отметим издание антологий, а также коллективные монографии, которые включают статьи об истории науки о религии, о методологических подходах к исследованию религии в XIX—XX вв.: «Классические подходы к изучению религии. Цели, методы и теории исследования», в 2 томах, под редакцией Ж. Ваарденбурга (1973); «Самопонимание и сущность науки о религии», под редакцией Г. Ланчковского (1974); «Наука о религии: исследования в области методологии» (1979); «Современные подходы к исследованию религии», в 2 томах, под редакцией Ф. Уэйлинга (1984).

Значительным событием в западной науке о религии явилось издание 16-томной «Энциклопедии религии» (1987). Руководителем авторского коллектива этого фундаментального труда был румынский философ и историк религии Мирче Элиаде (1907−1986).

Авторы изданий анализируют культурно-антропологические и социально-антропологические, социологические, кросскультурные, психологические, исторические, феноменологические и другие подходы к исследованию религии, историю религий и историю науки о религии. Наряду с упомянутыми выше в разных странах изданы и другие антологии, энциклопедии, словари, сборники статей по проблемам науки о религии.

Конкретные материалы наука о религии получала и получает из разных областей знания. Соответствующие знания о религии накоплены в теологии — православной, католической и протестантской.

Теология изучала главным образом христианскую религию, рассматривая христианство как результат Божественного Откровения. Она исследовала тексты Священного Писания и Священного Предания, анализировала Библию, труды Отцов и Учителей Церкви, христианскую догматику, ее историю, содержание христианского сознания, религиозный опыт христиан, структуру богослужений и обрядов, канонические нормы Церкви, историю Церкви и т. д. Представители теологии обсуждали методологические и другие проблемы складывавшейся и развивавшейся науки о религии, ее различных разделов.

Важный вклад в становление и развитие знаний о религии внесли философы Нового и Новейшего времени:

  • • нидерландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632- 1677);
  • • английские философы Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626), Томас Гоббс (1588−1679), Джон Локк (1632−1704), Дэвид Юм (1711−1776) и др;
  • • французские философы Рене Декарт (1596−1650), Шарль Луи Монтескьё (1689−1755), Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694−1778), Клод Адриан Гельвеций (1715- 1771), Поль Анри Гольбах (1723−1789), Жан Жак Руссо (1712−1778), Дени Дидро (1713−1784) и др.;
  • • немецкие философы Иммануил Кант (1724−1804), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770−1831), Иоганн Готлиб Фихте (1762−1814), Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775−1854), Людвиг Андреас Фейербах (1804- 1872), Фридрих Эрнст Даниэль Шлейермахер (1768−1834), Карл Маркс (1818 -1883), Фридрих Энгельс (1820−1895), Вильгельм Виндельбанд (1848−1915), Генрих Риккерт (1863−1936), Освальд Шпенглер (1880−1936), Эрнст Кассирер (1874−1945) и др.;
  • • датский философ Сёрен Кьеркегор (1813−1855).

С начала XIX в. в западной философии складывался ряд направлений, которые с большим или меньшим влиянием были представлены в XX в. В них уделялось внимание и рассмотрению проблем религии. Не забыты они и ныне.

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) как философское течение формировался с 1830-х гг. Историю позитивизма разделяют на три периода: «первый», «второй», «третий». Представители первого («классического») — О. Конт (1798−1857), Джон Стюарт Миль (1803−1873), Герберт Спенсер (1820−1903).

Второй позитивизм — эмпириокритицизм — сложился в 1890-х гг. Его основателями считаются швейцарский философ Рихард Авенариус (1843−1896) и немецко-австрийский философ, математик, физик Эрнст Мах (1838−1916).

Третий позитивизм — неопозитивизм — возникает в 1920;х гг. и представляет собой логико-лингвистическую форму позитивизма. Широкую известность приобрела аналитическая философия, одним из основоположников которой считается Бертран Рассел (1872−1970). В традициях аналитической философии развивался логический позитивизм (Рудольф Карнап (1891 — 1970) и др.), философия лингвистического анализа (Людвиг Витгенштейн (1889- 1951) и др.).

Позитивизм стремится освободить науки от «метафизики», требует подвергать высказывания, в том числе и религиозные, эмпирической проверке.

Философия жизни — течение, которое складывалось с конца XIX в. Его представители — Фридрих Ницше (1844- 1900), Вильгельм Дильтей (1833−1911), Анри Бергсон (1859−1941), Освальд Шпенглер (1880−1996) и др. В философии жизни религия рассматривалась как момент процесса человеческой жизни.

Феноменология (греч. ??? — являющееся) основана немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859- 1938); продолжили дело Гуссерля Бернхард Вальденфельс (род. 1934) и др.

Феноменология — влиятельное направление в западной философии, ее идеи осваивали другие философские течения, она способствовала становлению и развитию феноменологии религии.

Экзистенциализм (позднелат. existentia — существование), или философия существования, возник и развивался в течение XX в., оказал влияние на различные области культуры. Важный вклад в разработку его идей внесли немецкие философы Марти Хайдеггер (1899−1976), Карл Ясперс (1883−1939), французские философы Жан-Поль Сартр (1905−1980), Альбер Камю (1913−1960), Морис Мерло-Понти (1908−1961) и др.

Экзистенциализм выявляет место религии в повседневном существовании человека с его заботами, страхами, тревогами, страданиями, бытием перед смертью; оказал влияние на ряд представителей теологии и религиозной философии.

Прагматизм (греч. ??? — дело, действие) возник в последней трети XIX в. в США и получил распространение в XX в. Основатели прагматизма — американские философы Чарльз Сандерс Пирс (1839−1914), Уильям Джеймс (Джемс) (1842−1910), Джон Дьюи (1859−1952). В Европе последователем прагматизма был английский философ Фердинанд Каннинг Скотт Шиллер (1864−1937). Идеи прагматизма развивал американский философ Ричард Рорти (1931−2007). У. Джеймс был одним из основателей психологии религии.

Прагматизм показывал практическое значение религии и религиозности.

Философская антропология. Ее основателем считается немецкий философ Макс Шелер (1874−1928). К числу антропологов относят немецких философов Гельмута Плесснера (1892−1985), Арнольда Гелена (1904−1976), Эриха Ротхакера (1889−1965) и др.

В философской антропологии разрабатывается концепция " homo religiosus" - «человек религиозный» .

Философская герменевтика (греч. ??? — разъяснение, толкование) складывалась в 1960—1970;е гг. Ее становление связывают с трудами немецкого философа Ханса-Георга Гадамера (1899−1991). Развивал идеи философской герменевтики французский философ Поль Рикёр (1913;2005).

Принципы философской герменевтики применяются в ходе анализа религиозных текстов.

Философия реализма разрабатывалась на базе различных мировоззренческих установок. Назовем наиболее известных и влиятельных представителей американского реализма: логик, математик, физик и философ Альфред Норт Уайтхед (1861−1947) и философ и писатель Джордж Сантаяна (1863−1952). Они исследовали проблемы религии в связи с революцией в науке.

Значительное влияние на различные области культуры на Западе оказывала и оказывает религиозная философия — католическая и протестантская.

Католическую философию представляют:

  • неотомизм — французские философы Этьен Жильсон (1884−1978) и Жак Маритен (1882−1973), немецкий философ Карл Ранер (1904−1984) и др.;
  • неоавгустинизм — французские философы Габриэль Оноре Марсель (1889−1973) и Жан Лакруа (1900−1986) и др.;
  • научная феноменология — французский ученый и религиозный философ Пьер Тейар де Шарден (1881 — 1955) и др.

В протестантской философии также имеется ряд направлений:

  • диалектическая теология — швейцарский теолог Карл Барг (1886−1968);
  • демифологизированное христианство — немецкий теолог Рудольф Бультман (1884−1976);
  • экзистенциальная теология — немецко-американский теолог Пауль Тиллих (1886−1965);
  • безрелигиозное христианство — немецкий теолог Дитрих Бонхоффер (1906−1945);
  • секулярная теология — американский теолог Гарви Кокс (род. 1929);
  • теология надежды, или эсхатологическая теология — немецкие теологи Юрген Мольтман (род. 1926) и Вольтфхарт Панненберг (род. 1928);
  • этика благоговения перед жизнью — немецкий теолог Альберт Швейцер (1875−1965);
  • философия диалога — еврейский философ Мартин (Мордехай) Бубер (1878−1965) и др.

Как видно уже из названий различных вариантов религиозной философии, она принимала идеи философии жизни, экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии, герменевтики и др. и, со своей стороны, задавала проблемы названным философским направлениям. В различных религиозно-философских течениях разрабатывается ряд проблем, в том числе и философии религии.

Заметное влияние на культуру в западных странах в XX веке оказывала марксистская философская традиция. Представители этой традиции: итальянский философ и социолог Антонио Грамши (1891−1937), венгерский философ, эстетик и литературовед Дъёрд (Георг) Лукач (1885- 1971), немецкие философы Карл Корш (1886−1961) и Эрнсг Блох (1885−1977), английские философы и ученые Джон Десмонд Бернал (1901−1971) и Морис Корнфорт (1909−1980), американский философ, исследователь культуры Фредерик Джеймисон (род. 1934), французские философы Луи Альтюсер (1918−1990) и Анри Лефевр (1905- 1991) и др.

Неомарксизм представлен во Франкфуртской школе, которая базировалась в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. Мыслители этой школы — немецкие философы и социологи Макс Хоркхаймер (1893−1973) и Теодор Изенгард Адорно (1903−1979), немецко-американский философ и социолог Герберт Маркузе (1898−1979), немецкий философ Юрген Хабермас (род. 1929) — разрабатывали критическую теорию общества и коммуникативные теории действия и взаимодействия.

В последние два десятилетия XX в. на авансцену философских дискуссий вышел постмодернизм с его идеями об «усталой», «энтропийной» культуре, о «неопределенности», «нерешенности» вопросов философии, о «языке бессознательного», «о смерти субъекта», о «смерти автора» и т. п. Представители постмодернизма: французский философ, исследователь религии Ролан Барт (1915−1980), французский философ, писатель, экономист Жорж Батай (1897- 1962), французский философ, социолог и культуролог Жан Бодрийар (1929−2007), французские философы Жиль Делёз (1926−1995) и Жак Деррида (1930−2004), французский психолог и философ Жак Лакан (1901−1981), французский философ, историк культуры Поль Мишель Фуко (1926;1984) и др.

Постмодернизм выражает ситуацию вторичности и комментаторства в философии, литературе, искусстве, религии, утрату смысла традиционных форм культуры. Философия постмодернизма дала повод для разработки «постмодернистской теологии» .

Наряду с рассмотрением религии в рамках названных философских направлений она исследуется в специальных трудах по философии религии. Обсуждаются вопросы: о специфике подходов к изучению религии в данной области философии, о соотношении философии религии и науки о религии, теологии и науки о религии, о типах рациональности и представленности их в философии религии, теологии и науке о религии. Выясняются методы исследования, возможности и границы эмпатии (греч. ??? — сопереживание) и интроспекции (лат. intro — внутрь, iacere — бросать) в понимании религиозных явлений, предпочтительность для науки о религии методологического плюрализма или же конвенционально установленных некоторых общепризнаваемых методологических принципов.

В обсуждении этих вопросов находили выражение мировоззренческие позиции исследователей, и в соответствии с этими позициями в тексты включались ценностные суждения. Религиозные организации, разные группы и авторы либо отвергали претензии пауки о религии на познание религии, либо относились толерантно к этому познанию, либо усваивали результаты научных исследований и сами проводили такие исследования. С другой стороны, светские исследователи либо не принимали теологические установки, стремились освободить науку о религии от влияния теологии, либо придерживались принципов нейтралитета и агностицизма, либо находили проблемные поля совместных исследований и сотрудничества с теологами.

Назовем некоторых авторов работ: немецкие философы — Франц Шредер («Аналитическая философия религии» (1979)), Ричард Шеффлер («Философия религии» (1983)), У. Дупре («Введение в философию религии» (1985)), X. Люббе («Религия после Просвещения» (1986)); Г. Вальденфельс (сочинение «Интеркультурная философия религии: философия религии сегодня» (1986) и др.), американский философ Эдвард Кузине (сочинение «Духовность в современном мире» (1987) и др.) и т. д.

История религии нашла отражение в широком круге источников, в литературе дается описание истории отдельных феноменов религии, различных направлений и конфессий, в том числе по отдельным странам и регионам, по народам, в том числе в определенные периоды. Библиотека по истории религии особенно интенсивно наполняется с XIX в.

Назовем тех авторов, которые своими исследованиями в области истории религии внесли вклад и в развитие науки о религии в целом. Это: американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818−1881; «Древнее общество, Или исследование линии человеческого прогресса через варварство к цивилизации» (1877)), французский историк Эрнст Ренан (1823−1892; сочинение «Очерки по истории религии» (1880) и др.), французский историк Нюма Дени Фюстель де Куланж (1830−1889; сочинение «Древний город: Изучение религии, законов и институтов Греции и Рима» (1864) и др.), немецкий протестантский теолог и историк христианства Адольф фон Гарнак (1851−1930; сочинение «Сущность христианства» (1900) и др.), немецкий протестантский теолог, философ, историк, социолог Эрнст Трёльч (1865−1923; сочинение «Абсолютность христианства и история религии» (1902) и др.), немецкий протестантский теолог, философ и историк религии Отто Пфлейдерер (1839−1908; сочинение «Религия и религии» (1906) и др.), немецкий историк религий Якоб Вильгельм Хауэр (1881−1962; сочинение «Религии, их становление, их смысл, их истина» (1923) и др.), немецкий историк религии, буддолог Герман Ольденберг (1856−1920; сочинение «Будда, его жизнь, его учение, его правила поведения» (1881) и др.), шведский протестантский теолог и историк религии Натан Зсдерблом (1866−1931; сочинение «Религии мира» (1926) и др.), английский историк религии Фрэнк Байрон Джеванс (1856−1936; сочинение «Введение в историю религии» (1896) и др.) и другие.

Значительные результаты в изучении истории первоначального христианства получены в Тюбингенской школе либерально-протестантских теологов. Основателем школы был Фердинанд Христиан Баур (1792−1860), видным представителем — Давид Фридрих Штраус (1808−1874). Школа внесла важный вклад в изучение первоначального христианства, в исследования новозаветных текстов. Особенно известна работа Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» (1835).

Представители школы, признавая явление Иисуса Христа, считали большинство евангельских повествований о нем мифами.

Во второй половине XIX — начале XX в. в теологической историографии была представлена и другая позиция. Ее представители — немецкие протестантские теологи Беньямин Альбрехт Ритчль (1822−1889) и Адольф Гарнак (1851−1930), французский католический теолог Луи Дюшен (1843−1922) и др. — обосновывали историчность Иисуса Христа, отвергали утверждение сторонников Тюбингенской школы о том, что евангельские рассказы об Иисусе Христе — это мифы.

А. Гарнак, хотя и оспаривал некоторые христианские догматы, например о непорочном зачатии, считал евангельские рассказы свидетельствами об Иисусе Христе, несмотря на то что они, как он полагал, были искажены переписчиками. Но острие критики представителей защитников историчности Иисуса Христа было направлено в адрес исследований первоначального христианства, развивавшихся с XIX в. вне официальной теологии. Их наиболее известные представители — немецкий философ и историк раннего христианства Бруно Бауэр (1809−1882; сочинения: «Христианство как продукт отчужденного самосознания» ,.

" Критика синоптических евангелий" и др.); шотландский историк первоначального христианства Джон Маккиннон Робертсон (1856−1933; сочинения: «Христианство и мифология», «Языческие христы»); немецкий философ, историк раннего христианства Артур Древе (1865−1935; сочинения: «Миф о Христе», «Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем»).

Б. Бауэр считал, что евангельские повествования представляют собой сознательный вымысел отдельных лиц с определенными религиозными целями. А. Древе полагал, что евангельские рассказы — продукт мифотворчества.

Выдающийся вклад в исследование Ветхого Завета внесли немецкие теологии Георг Генрих Август фон Эвальд (1803−1875), Юлиус Вельгаузен (1844−1918), Фридрих Конрад Герхард Делич (1850−1922), голландский теолог Абрахам Кюэнон (1828−1891), шотландский историк религии, востоковед Уильям Робертсон Смит (1846- 1894). Новый Завет подвергнут тщательному исследованию в Тюбингенской школе (о ней уже шла речь), а также в религиозно-исторической школе, к которой относятся Вильгельм Бюссе (1805−1920), Герман Гункель (1862- 1932), Ричард Рейтценштейн (1861−1931). Была выявлена связь Нового и Ветхого Заветов. Эти исследования во многом определили дальнейшее развитие библеистики.

В первой половине XIX в. в изучение древней мифологии внесли вклад немецкие исследователи: Георг Фридрих Крейцер (1771 -1858), Кристиан Готлиб Гейне (1729−1812), Карл Отфрид Мюллер (1797−1840), Адальберт Кун (1812- 1899) и др. В ходе их исследований была высказана мысль о том, что не все мифы имеют религиозную природу.

Знания о религии накапливала и фольклористика. Исследования фольклора успешно проводили немецкие ученые братья Якоб (1785−1863) и Вильгельм (1786−1859) Гримм.

Я. Гримм заложил традицию объяснения архаических мифов на основе материалов современного фольклора. Он выдвинул идею «двоеверия», согласно которой в религиозных переживаниях современного германского простолюдина имеются два слоя — христианская вера и верования доисторического периода. Народные сказки, былины, саги и пр. являются результатом деградирования мифов и отражают первобытные верования народа. Поэтому народное поэтическое творчество, сказки, обычаи и предания служат основой для изучения первобытных мифов и религий.

Продолжая традицию исследования фольклора, немецкий этнограф и фольклорист Вильгельм Маннхардт (1831 — 1880) провел различение так называемых высшей мифологии и низшей мифологии (современных верований и суеверий народных масс).

К середине XIX в. были достигнуты успехи в области общей лингвистики и филологии•, получены значительные результаты в изучении древних восточных языков — санскрита, пали, фарси, расшифрованы египетские иероглифы, исследованы мифологические системы Древней Индии, Персии, Египта, Ассирии, Вавилона и др., осуществлены переводы священных санскритских, палийских, иранских текстов.

Английский (по происхождению немец) филолог, санскритолог и индолог, представитель сравнительного языкознания Ф. М. Мюллер, как сказано, был одним из основателей науки о религии. Принципы сравнительного языкознания он положил в основу «сравнительной мифологии» и «сравнительной науки о религии» (термины введены Ф. М. Мюллером), с позиции которых стремился объяснить происхождение религий. Чтобы понять религии древних народов, следует научиться понимать их язык. Исследования проводились на материалах мифологии древних индоевропейских народов.

Творческий импульс развитию науки о религии задавало народоведение — этнография и этнология.

Народоведение изучает происхождение народов мира, их образ жизни, их культуры и культурно-исторические взаимосвязи. Этнография ориентирована прежде всего на историко-конкретные исследования, этнология в большей мере занимается теоретическими проблемами. Народоведение тесно связано с культурной и социальной антропологией.

В XVIII—XIX вв. шло накопление этнографических данных, был собран обширный материал о быте и верованиях древних индийцев, персов, германцев, римлян, африканских и американских племен. Уже в XVIII в. предложены сравнительные описания различных религий. Во Франции издан объемный труд «Религиозные обряды и церемонии всех народов мира»; опубликованы книги Лаффито «Нравы дикарей Америки», Н. Фрере «Общее рассуждение о сущности религии греков», «О религиозных праздниках в Персидском годовом цикле», «Исследования религиозных и философских традиций индейцев», «Наблюдения в области религии галлов и германцев». Шарль Дюпюи предпринял многотомное издание сочинения «Происхождение всех культов, или Великая религия». Шарль де Бросс издает работу «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии». В 1820-х гг. появился труд Бенджамена Константа де Ребека «О религии, рассматриваемой в ее происхождении, формах и развитии» .

С середины XIX в. складывалась антропологическая школа в исследовании первобытного общества, истории культуры и религии, принявшая в качестве методологического принципа эволюционизм. Известные основатели этой школы — английские ученые Эдуард Вернет Тайлор (1832−1917), Герберт Спенсер (1820−1903), Джон Лебокк (1834−1913).

Исторически сложилось так, что в американской литературе термин «этнология» обозначает часть или употребляется как синоним «культурной антропологии», в английской и французской тождественен «социальной антропологии», в немецкой означает самостоятельное направление исследований. В контексте развития этой школы постепенно формировалась антропология религии.

В течение двух третей XIX в. в качестве основы всех религий признавался фетишизм. В 1871 г. вышел в свет выдающийся труд Э. Тайлора «Первобытная культура», который явился теоретическим, этнологическим обобщением огромного этнографического материала о быте, нравах, верованиях в эпоху первобытности. На базе эволюционизма и сравнительно-исторического метода автор развил анимистическую теорию. По его мнению, анимизм — определение «минимума религии». Анимистическая теория в течение ряда лет пользовалась широким признанием в кругах научной общественности. В развитие идей антропологической школы, антропологии религии внесла вклад и другая работа Э. Тайлора «Антропология.

Введение

к изучению человека и цивилизации" .

Этнологическую традицию продолжил английский ученый Джеймс Джордж Фрэзер (1854−1941); наибольшую известность приобрел его фундаментальный труд «Золотая ветвь» (первое издание 1890 г.). Дж. Д. Фрэзер выделил в истории человечества три этапа духовного развития — магию, религию, науку. По его мнению, эпоха магии повсеместно предшествовала эпохе религии. Дж. Д. Фрэзер явился одним из авторов концепции примата ритуала над мифом. По его мнению, мифы измышляются с целью объяснить происхождение того или иного религиозного культа. Ритуалистическая установка Дж. Д. Фрэзера оказала большое влияние на развитие науки о религии и теории мифа.

В первой половине XX в. эта установка превалировала, пока не появились работы Э. Стейнера, обнаружившего амифные ритуалы и аритуальные мифы у племен Северной Австралии.

Английский антрополог, этнолог и историк, ученик Э. Тэйлора Роберт Рейналф Маретт (1866−1943) развивал идею преанимизма, ввел термин аниматизм (лат. animatus — одушевленный), сосредоточив главное внимание на теоретическом осмыслении представлений о мана (на языке народов Меланезии и Полинезии — сила). С этим связано название его концепции — динамизм.

Р. Р. Маретта не удовлетворяла теория Э. Тайлора, согласно которой анимизм является минимумом «определения религии», и концепция Дж. Д. Фрэзера, которая утверждает, что магия и религия не имеют ничего общего с точки зрения их происхождения. Для описания феноменов стадии «дикой», «примитивной», «рудиментарной» религии Р. Р. Маретт использует «категории» табу и мана. Идеи, подобные названным, имеют широкое распространение во всем мире. Р. Р. Маретт считает, что табу и мана представляют собой " соответственно негативный и позитивный модусы сверхъестественного«[7]. Для обоснования своей точки зрения Р. Р. Маретт использовал материалы английского миссионера и исследователя религиозных верований меланезийцев Р. Кодрингтона (1830−1922).

Анализ этнографических данных вели и представители церкви. Особую известность получили работы Венской школы католического патера Вильгельма Шмидта (1868−1954), возникшей в начале XX в. и направленной против анимистической теории. Соратниками и продолжателями дела В. Шмидта были патеры Вильхельм Копперс (1886−1969), Пауль Шебеста (1887−1967), Мартин Гузинде (1886−1969).

В своем главном труде «Происхождение идеи Бога» в 12 томах на основании обширных этнографических данных полевых исследований культуры народов Австралии, Африки, Азии, Америки В. Шмидт обосновал теорию прамонотеизма, согласно которой исходной формой развития религиозного сознания было единобожие — Образ Небесного Бога, Бога-творца и лишь в дальнейшем произошла утрата этого образа и появились представления о различных мифологических персонажах. Для обоснования этой идеи В. Шмидт использовал принципы культурно-исторической школы и теории культурных кругов. В настоящее время идеи прамонотеизма востребованы в основном в теологических кругах.

Английский (по происхождению польский) этнограф Бронислав Малиновский (1884−1942) систематизировал накопленные до него этнографические данные и основанные на них теоретические подходы к религии.

В качестве исходного он использует понятие культуры, и на этой основе разрабатывает в функциональном аспекте идеи социальной антропологии. Б. Малиновский рассматривает религию в качестве всеобщего феномена культуры и анализирует ее в соотношении с наукой и магией (с точки зрения культурной функции каждой из них) на материалах бесписьменной культуры, главным образом жителей Тробриандовых островов. Он предлагает «гармоническую модель» культуры, в которой магия, наука и религия выполняют различную, но взаимодополняющую работу в решении общих культурных задач. Первобытная религия по своему составу является гетерогенной (греч. ??? — другой, ??? — род, происхождение), неоднородной. Религия не может быть определена через свой предмет в узком смысле как «поклонение духам», «культ предков» или «культ природы». Она включает в себя анимизм, аниматизм, тотемизм, фетишизм, но не сводится ни к одному из них.

Особое место в этнологических дискуссиях в первой трети XX в. занимает французский философ, этнолог, исследователь первобытного мышления Люсьен Леви-Брюль (1857−1939). Наиболее известные его труды: «Первобытное мышление» (1922), «Сверхъестественное и естественное в первобытном мышлении» (1931), «Первобытная мифология» (1935).

Л. Леви-Брюль полагал, что различным социальноисторическим типам общества соответствуют различные типы мышления, и отличал первобытное мышление и мышление цивилизованных обществ. Своеобразие первобытного мышления связано со свойствами «коллективных представлений». Эти представления носят императивный повелительный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются индивидам, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения и т. д. в отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельного индивида, не являются продуктом интеллектуальной обработки, в них образ слит с эмоционально-моторными элементами.

К коллективным представлениям Л. Леви-Брюль относил и верования. Применительно к первобытному мышлению он делает важное замечание: «В отношении этой стадии следовало бы говорить не столько о коллективных представлениях, сколько о коллективных психических состояниях, отличающихся крайней эмоциональной интенсивностью, в которых представление еще нс дифференцировано от движений и действий…»[8] В силу указанных свойств первобытное мышление является мистическим и одновременно пралогическим, нечувствительным к противоречиям и непроницаемым для опыта; оно не стремится избежать противоречий, «безразлично к логической дисциплине»; вместо установления логических отношений подчинено закону партиципации (сопричастия).

Пралогическое и логическое мышление сосуществуют на всех стадиях развития общества, но если в первобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальнейшем происходит расширение сектора логического мышления.

С середины XX в. в ходе анализа этнографических данных, мифологии и религии стали использоваться принципы структурализма, прежде всего той его ветви, которая базировалась на языкознании и была связана в значительной мере с французской культурой и языком.

К. Леви-Строс (1908−2009), один из главных представителей французского структурализма, применил методы структурной лингвистики в ходе этнографических исследований, развил идеи структурной антропологии. В своей структурной антропологии К. Леви-Строс отвел значительное место исследованию мифов, религии, тотемизма, магии, его считают автором структурной типологии мифов. Он говорит, что миф — это неотъемлемая часть языка, но находится как бы одновременно в языке и вне его, выявляется через слово, в процессе речи. Ученый находит много общего у мифа и религии, хотя не отождествляет их. Изучая структуру мифов, тотемизм, магию, ритуал, К. Леви-Строс выявляет и ряд существенных характеристик религии. Разработанную теорию мифов он применяет и к тем мифам, которые включаются или включают религиозные верования, — магическим, тотемным и др.

Кроме уже названных, в русле этнографической, этнологической и антропологической традиции работали и многие другие исследователи; среди них: американский этнограф, археолог, лингвист, антрополог, культуролог, фольклорист Франц Боас (1858−1942), немецкий этнограф Лео Фробениус (1873−1928), швейцарский этнограф, миссионер Анри Александр Жюно (1869−1934), немецкий этнограф Конрад Теодор Прайс (1869−1938), американские этнографы Поль Радин (1883−1959) и Александр Гольденвейзер (1880- 1940), французский антрополог и фольклорист Арнольд ванн Геннеп (1873−1957), английский этнограф и этнолог Эдвард Ивэн-Притчард (1902−1973), англо-американский этнограф и этнолог Виктор Уиттер Тернер (1920−1983), английский антрополог Роналд Годфри Линхарт (1921- 1993) и др.

Важный вклад в развитие знаний о религии вносит археология, изучающая историю общества по материальным остаткам жизнедеятельности людей. Археология как наука оформилась к началу XX в. Орудия труда, сосуды, оружие, украшения, поселения, клады, могильники, пещерные изображения и пр., открываемые в ходе археологических раскопок, дают возможность реконструировать некоторые проторелигиозные верования и ритуалы. На основании тщательного анализа этих данных высказано предположение, что проторелигиозные верования и обряды появились в эпоху верхнего палеолита 40−12 тыс. лет назад.

Активно разрабатывается библейская археология (раздел библеистики), призванная изучать общекультурный контекст создания Библии, анализировать соответствующие памятники, в том числе письменные тексты, осуществлять их дешифровку и т. д. Выдающимся достижением археологов в середине XX в. были находки рукописей на побережье Мертвого моря, получившие именование «Рукописи Мертвого моря». К списку этих «Рукописей» относятся и Кумранские рукописи, найденные в местности Вади-Кумран и Хирбет-Кумран. Образовалась специальная исследовательская область — кумранистика, или кумрановедение. Результаты исследований внесли вклад в библеистику, в изучение первоначального христианства, в иудаику.

С 1900 г. проходили конгрессы исследователей религии. На седьмом конгрессе, состоявшемся в Амстердаме в 1950 г., образована Международная ассоциация изучения истории религий. В 1955 г. на конгрессе в Риме эта ассоциация получила то название, которое имеет и сейчас, — Международная ассоциация истории религий.

В конце XIX в. и в первые три десятилетия XX в. шел процесс становления социологии, психологии, феноменологии религии. Исследования в каждой из них базировались на различных философских предпосылках — позитивизма, философии жизни, философской антропологии, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, религиозной философии; в качестве конкретно-научной базы использовались данные различных наук.

Проблемы социологии религии[9] получили освещение в сочинениях основателей социологии — французского философа, социолога, методолога науки, одного из основателей позитивизма Огюста Конга (1798−1857) и английского философа-позитивиста и социолога Герберта Спенсера (1820−1903).

О. Конт ввел сам термин «социология». Для становления социологии религии важное значение имели их груды: О. Копта — «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающей религию человечества» и др.; Г. Спенсера — «Принципы социологии» и др.

Основателями социологии религии являются немецкий философ, социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864- 1920), французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм (1858−1917), немецкий философ и социолог Георг Зиммель (1858−1918), немецкий протестантский теолог, философ, социолог Эрнст Трёльч (1865−1923). Труды М. Вебера («Протестантская этика и дух капитализма», «Социология религии (типы религиозных сообществ», «Хозяйственная этика мировых религий» и др.), Э. Дюркгейма («О разделении общественного труда» (1893), «Определение религиозного феномена» (1899), «Правила социологического метода» (1895), «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) и др.), Г. Зиммеля («О социальной дифференциации. Социологические и психологические исследования» (1890), «Социология. Исследования форм социализации» (1908), «Религия. Социально-психологический этюд» (1909), «Основные вопросы социологии (Индивид и общество)» (1917), «К социологии религии» и др.), Э. Трёльча («Значение протестантизма для становления современного мира» (1906), «Социальные учения христианских церквей и групп» (1912), «Историзм и его проблемы» (1924) и др. — вошли в фонд социологии религии и во многом задают проблематику современных дискуссий.

В качестве философских основ выступали различные, уже отмеченные философские направления — позитивизм, философия жизни, феноменология, антропология и др. Фактическую базу обеспечивали материалы эмпирических исследований религиозности, а также данные конкретных наук — экономики, истории, этнографии, этнологии, антропологии, культурологии и др. Большую социологическую работу проводили представители христианских церквей в соответствии с конфессиональным пониманием религии и поставленными задачами.

Социология религии сосредоточила внимание на выявлении связи религии и других областей жизни общества, связи религиозных процессов с другими общественными процессами, на анализе секуляризации, на раскрытии влияния урбанизации и индустриализации на религию, выяснении состояния религиозности различных социальных групп и т. д. Имеется немало работ, как общетеоретического плана, так и анализирующих результаты эмпирических исследований, в том числе в отдельных странах, в различных социальных группах. Уделялось постоянное внимание методологии социологии религии.

В XX в. в странах Запада — США, Великобритании, Германии, Франции и др. — значительное число ученых вели и теоретические, и эмпирические исследования в области социологии религии. Среди них можно выделить следующих:

  • • французский католический социолог Габриэль Ле Бра (1891−1970; основатель журнала «Архивы социологии религии»; сочинение «Этюды религиозной социологии» и др.);
  • • голландский социолог П. Врихов (сочинение «Методологические проблемы социологии религии» и др.);
  • • немецкие социологи Хельмут Шельски (1912−1984; сочинение «Социология религии и теология» и др.), Иоахим Вах (1898−1955; сочинение «Социология религии» и др.), Густав Меншинг (1901−1978; сочинение «Социология религии» и др.), Г. Шмидхен (сочинение «Протестанты и католики. Социологический анализ конфессиональной культуры» и др.), Фридрих Фюрстенберг (сочинение «Социология религии» и др.), Гюнтер Керер (сочинение «Введение в социологию религии» и др.), Томас Лукман (род. 1927; сочинения: «Проблема религии в современном обществе», «Невидимая религия, трансформация символов в индустриальном обществе», «Феноменология и социология» и др.);
  • • американские социологи Г. Ленски (сочинение «Религиозный фактор» и др.), Томас О’Ди (сочинение «Социология религии» и др.), Чарльз Глок (сочинение «Социология религии» и др.), М. Нигер (сочинение «Научное изучение религии» и др.), Роберт II. Белла (сочинения: «Религиозная эволюция», «Гражданская религия в Америке» и др.), Питер Людвиг Бергер (род. 1929; сочинения: «Социальное конструирование реальности», совместно с Т. Лукманом, «Социальная реальность религии», «Священная завеса», «Слухи об ангелах», «Еретический императив» и др.);
  • • английский социолог Б. Уилсон (сочинение «Религия в социологической перспективе» и др.).

В развитие социологии религии важный вклад внесли представители структурного функционализма:

  • • английский антрополог Альфред Роджинальд Рэдклифф-Браун (1881−1955; сочинение «Структура и функции в примитивном обществе» и др.);
  • • американские социологи Толкот Парсонс (1902−1979; сочинения: «Социальная система», «Структура социального действия» и др.) и Роберт Кинг Мертон (1910−2003; сочинения: «Социальная теория и социальная структура» (1957), «Подходы к изучению социальной структуры» (1975) и др.);
  • • немецкий социолог Никл ас Луман (1927−1998; сочинения: «Функция религии» (1977), «Социальная система» (1984); «Социологическая теория» (1993) и др.).

Психология религии в качестве научной дисциплины формируется в конце XIX — начале XX в.[10]

Существенный вклад в ее становление и развитие внесли:

  • • немецкий психолог, филолог, философ Вильгельм Макс Вундт (1832−1920; сочинение «Психология народов» в 10 томах и др.);
  • • американские психологии Гренвил Стэнли Холл (1844- 1924; сочинения: «Моральное и религиозное воспитание детей», «Отрочество» и др.), Эдвин Старбек (1866−1947; сочинение «Психология религии» и др.), Джеймс Леуба (1868−1946; сочинения: «Психология религиозных феноменов»; «Психологическое изучение религии»; «Вера в Бога и бессмертие», «Психология религиозного мистицизма» и др.), Джордж Коу (1861−1951; сочинения: «Духовная жизнь»; «Психология религии» и др.), Джеймс Пратт (1875−1944; сочинения: «Психология религиозной веры»; «Религиозное сознание» и др.);
  • • психолог и философ-прагматист Уильям Джеймс (Джемс) (1842−1910; сочинения: «Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии»; «Многообразие религиозного опыта», «Прагматизм» и др.).

Психология религии стала заниматься как внутренними психологическими процессами функционирования религиозности, так и проявлениями этих процессов в поведении. Подвергались исследованию религиозно-психологические процессы в психологии индивида, личности и группы. Выявлялась специфика религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), особое внимание уделялось изучению религиозных чувств и религиозного опыта. Как и социология религии, психология религии испытывала влияние различных направлений философии.

Психологические проблемы в изучении религии решались и светскими учеными-психологами, и представителями католических и протестантских церквей, накопивших многовековой опыт пастырской душепопечительской деятельности. Исследования проводились как с позиций общей психологии, так и социальной.

Созданная усилиями основателей психология религии привлекла внимание многих ученых в Германии, Франции, Великобритании и особенно в США. Среди них можно назвать следующих:

  • • американские психологи Генри и Регина Уимены (сочинение «Нормативная психология религии» и др.), Д. Дьюэр и К. Хадсон (сочинение «Психология для работников религии» и др.), священник Антон Бойзен (сочинение «Исследование внутреннего мира» и др.); священник-психиатр Дж. Оливер (сочинение «Пастырская психология и душевное здоровье» и др.); К. Штольц (сочинение «Пастырская психология» и др.); П. Джонсон (сочинение «Психология религии» и др.), Г. Оллпорт (1897−1967; сочинение «Индивид и его религия» и др.), У. Кларк (сочинение «Психология религии» и др.), В. Херр (сочинение «Религиозная психология» и др.), М. Остоу и Б. А. Шарфстейн (сочинение «Потребность в вере» и др.), Абрахам Харольд Маслоу (1908−1970; сочинение «Религии, ценности и пик-опыт» и др.); А. Ризутто (сочинение «Рождение живого Бога» и др.), Д. М. Валф (сочинение «Психология религии: классические и современные взгляды» и др.);
  • • американские исследователи М. Аргайл и Б. БейтХаллами («Социальная психология религии»);
  • • ирландский психолог Е. О. Догерти (сочинение «Религия и психология» и др.);
  • • английский психолог Р. Тулесс (сочинение «Введение в психологию религии» и др.);
  • • англо-американские психологии Д. Бэтсон и Л. Вентис («Религиозный опыт: социально-психологическая перспектива»);
  • • немецкие психологи В. Трилльхааз (сочинение «Основания психологии религии» и др.), X. Й. Вайтбрехт (сочинение «Статьи, но психологии религии» и др.), В. Пёлль (сочинение «Психология религии: формы религиозных представлений» и др.), X. Зунден (сочинение «Психология религии: проблемы и методы» и др.).

Специально отметим рассмотрение религии в психоанализе. Основателем и ведущим теоретиком психоанализа является австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд. Он посвятил анализу религии ряд работ: «Тотем и табу» (1913), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939), «Мистика, темное самовосприятие царства, простирающегося за пределы Я» (1939) и др. Швейцарский психиатр и психолог, создатель глубинной психологии К. Г. Юнг рассматривает религию в ряде работ: «Тибетская книга мертвых» (1935), «Попытка психологического истолкования догмата о Троице» (1940), «Парацельсика» (1942), «Психология и алхимия» (1944), «Введение в сущность мифологии» (1951; в соавторстве), «Ответ Йову» (1952), «Символика духа. Исследования по психической феноменологии» (1953), «О корнях сознания» (1954) и др. Немецко-американский философ и психоаналитик, один из основоположников неофрейдизма Эрих Фромм (1900−1980) исследует проблемы религии в работах: «Бегство от свободы» (1941), «Психоанализ и религия» (1950), «Учение о Христе и другие очерки о религии, психологии и культуре» (1963), «Вы будете как боги. Радикальная интерпретация Ветхого Завета и его традиций» (1965), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть?» (1976) и др.

Феноменология религии[11] складывалась в XX в., на ее становление и развитие оказали влияние философская феноменология (Э. Гуссерль), экзистенциализм (М. Хайдеггер) и другие философские течения. Основателями феноменологии религии считается голландский теолог и историк религии П. Ш. де ля Соссе, немецкий философ и теолог Рудольф Отто (1869−1937; сочинение «Святое» (1917) и др.), голландский теолог, историк религии Герардус ван дер Леув (1890−1950; сочинение «Феноменология религии» (1933) и др.), немецкий философ и социолог Макс Шелер (1874−1928; сочинение «Сущность и формы симпатии» (1923) и др.), немецкий философ и теолог Фридрих Хайдер (1892- 1967; сочинение «Молитва» (1918) и др.).

Феноменологи стремились выяснить предметное поле и методы феноменологии религии, соотношение феноменологии и истории религии, связь феноменологии с психологией. В центре внимания были классификация и типологизации религиозных феноменов.

Развивая идеи основателей, феноменологическую традицию продолжили:

  • • английский историк Дж. Виденгрен (сочинение «Феноменология религии» и др.); английский историк и феноменолог религии Пиниан Смарт (1927−2001; сочинения: «Религиозный опыт человечества», «Феномен религии», «Наука о религии и социология знания», «Мировоззрения: кросскультурное исследование человеческой веры» и др.);
  • • итальянский историк религии Рафаэль Петтацони (1883−1959; сочинение «Высшее существо: феноменологическая структура и историческое развитие» и др.);
  • • американский исследователь Дж. М. Китагава (сочинение «Существует ли понимание чужих религий?» и др.);
  • • голландский историк и феноменолог религии Клаас Юко Блеекер (1899−1983; сочинение «Вклад феноменологии религии в изучение истории религий» и др.);
  • • шведский исследователь Жак Ваарденбург (сочинение «К новому направлению феноменологического исследования религии» и др.);
  • • немецкий исследователь Гюнтер Ланчковский (сочинение «Введение в феноменологию религии» и др.);
  • • румынский философ, историк религии Мирча Элиаде (1907−1986; сочинения: «Миф о вечном возвращении», «Образы и символы», «Мифы, сновидения и мистерии», «Очерки сравнительной науки о религии», «Священное и мирское», «Разновидности мифа», «Священное в секулярном мире» и др.).

В западной литературе обсуждается вопрос о предмете географии религии и ее месте в ряду наук. Эта дисциплина считается смежной областью географии и науки о религии, областью, изучающей взаимосвязи между религиями и географическим пространством. Географический подход в большей мере сосредоточен на изучении включенности феноменов религии в окружающую географическую среду, наука о религии большее внимание уделяет анализу роли географических факторов в распространении и оформлении религиозных верований, культов, групп, объединений, влиянию религии на географическую среду. В ходе исследований и та и другая установки тесно взаимодействуют, хотя «гармонии» в этом взаимодействии пока не достигнуто. При этом исследователи, позиционирующие себя в качестве представителей географии религии, какой бы установки они ни придерживались, обходят вопрос о географической детерминации представлений о потустороннем.

Идеи географии религии восходят к воззрениям французского философа, историка, представителя социальнополитической мысли Шарля Монтескьё, прежде всего к его идее о «духе народа», включающем в том числе и религию, и испытывающем влияние географической среды.

Начало разработкам географии религии положили труды основателей геополитики — немецкого исследователя Фридриха Ратцеля (1844−1904; сочинение «Политическая география» (1897) и др.), американских политических географов X. Маккиндера (сочинение «Географическая ось истории» (1904) и др), и Р. Челлена (сочинение «Государство как форма жизни» (1916) и др.). В 1921 г. Вильгельм Гебель представил научному сообществу Германии географическую диссертацию «Ислам — религия пустыни». Немецкий исследователь М. Бюттнер осуществил поворот от культурной географии к социальной и пытался в 1920;х гг. в своей концепции «География самообладания духа» соединить подходы географов и представителей науки о религии. Эти подходы обсуждаются и в основательном труде П. Фикклера «Основные вопросы географии религии» .

Вплоть до конца 1940;х гг. принимались принципы жесткого геодетерминизма, хотя воздействие религии на окружающий мир признавалось. В дальнейшем предпринимались попытки ослабить установки жесткого геодетерминизма в географии религии с помощью идеи науки о религии об активном воздействии религий на окружающую географическую среду. Американский исследователь Д. Е. Зофер в книге «География религии» и шведский антрополог и историк религии Оке Хульткрантц, так сказать, «извне географии» перенесли центр тяжести «внутри географии», с описания «картин религии» в геокультурных ландшафтах на исследование связи человека с окружающим географическим пространством.

В 1960;е гг. Оке Хульткрантц (сочинение «Экология религии: ее сфера и методология» (1976) и др.), учитывая подходы к рассмотрению религии в географии религии, на базе материалов изучения «примитивных» религий некоторых американских индейских племен и северных народов предложил выделить особую проблемную область, которую он назвал «экология религии». Имелось в виду исследование интеграции определенных религий в окружающую среду, влияние окружающей среды на культуру, в том числе на религиозные верования и обряды. В настоящее время продолжаются дискуссии о правомерности выделения «экологии религии» в системе знаний о религии, о соотношении географии и экологии религии, о приоритетных подходах в той и другой и т. д.

  • [1] Поскольку в романо-германских языках не утвердилось слово, аналогичное по словообразованию и семантике русскоязычному «религиоведение», в данном подразделе с учетом традиций, сложившихся в романогерманских языках, используется обозначение «наука о религии» .
  • [2] Шахнович Μ. М. Феноменологическое религиоведение. Между теологией и «наукой о религии» // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2001. Серия 6., вып. 4 (№ 30). С. 4; Его же. Очерки по истории религиоведения. СПГУ, 2006. С. 20−22, 271.
  • [3] Мюллер Ф. М. Введение в науку о религии. М., 2002. С. 23.
  • [4] Там же. С. 31.
  • [5] Там же. С. 33.
  • [6] Тиле К. П. Основные принципы науки о религии // Классики мирового религиоведения. М., 1996. С. 145.
  • [7] Маретт Р. Р. Формула табу-мана как минимум определения религии // Религиоведение. Хрестоматия / сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М., 2000. С. 424.
  • [8] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С. 349.
  • [9] Подробнее о содержании социологии религии см. гл. 6 «Социология религии» .
  • [10] Подробно о психологии религии см. гл. 7 «Психология религии» .
  • [11] Подробно о феноменологии религии см. гл. 8 «Феноменология религии» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой