Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теория свободной общины

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Она может считаться исторически первой, концептуально объясняющей сущность местного самоуправления. Эта теория возникла в первой половине XIX в. в Германии (впоследствии получила свое развитие во Франции, Бельгии) как определенная реакция на всевозрастающую бюрократизацию социальной жизни в условиях «полицейского» государства. Провозгласив заботу о всеобщем благополучии, государство оказалось… Читать ещё >

Теория свободной общины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Она может считаться исторически первой, концептуально объясняющей сущность местного самоуправления. Эта теория возникла в первой половине XIX в. в Германии (впоследствии получила свое развитие во Франции, Бельгии) как определенная реакция на всевозрастающую бюрократизацию социальной жизни в условиях «полицейского» государства. Провозгласив заботу о всеобщем благополучии, государство оказалось не в состоянии эффективно решать через централизованный механизм чиновничьего аппарата весь объем публичных дел, включая общинные дела, управление общинным имуществом. В связи с этим возникла необходимость обосновать пределы государственной власти, которые она не может нарушать без угрозы для нормального развития общества и утраты собственной легитимности. Одним из таких пределов было предложено считать естественные права общины.

Создатели теории свободной общины — Ж.-Г. Турэ, Э. Мейер, О. Лабанд, А. де Токвиль, Г. Аренс и др. — доказывали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как и права человека, ибо община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинной самоорганизации. «Община, — писал А. де Токвиль, — является тем единственным объединением, которое так хорошо отвечает самой природе человека, ибо повсюду, где бы ни собирались вместе люди, община возникает как бы сама собою». Но, хотя община существует очень давно, «общинная свобода остается чем-то редким и хрупким… Она возникает словно сама по себе и развивается почти незаметно в недрах полудикого общества. И только при непрерывном воздействии законов и обычаев, обстоятельств и в особенности времени ее удается наконец укрепить». При этом «именно в общине заключена сила свободных народов… Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свободы она так и не приобретет»[1].

Теория свободной общины основывалась на следующих основных принципах организации местного самоуправления:

  • 1) местное самоуправление имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти в силу своей естественной природы, а потому государство не создает общину, а только признает ее;
  • 2) местное самоуправление — это управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных;
  • 3) необходимость разделения дел, которыми ведает община, на собственные и те, которые передаются ей государством;
  • 4) признание негосударственной природы органов местного самоуправления;
  • 5) невмешательство государственных органов в дела, отнесенные к собственной компетенции общины, и осуществление с их стороны контроля лишь за тем, чтобы община не выходила за пределы своей компетенции;
  • 6) избираемость органов местного самоуправления исключительно членами общины.

Вышеназванные принципы оказали определенное влияние на развитие законодательства 30−40-х гг. XIX в. В частности, многие идеи этой теории нашли свое отражение в положениях бельгийской Конституции 1831 г., в которой наряду с законодательной, исполнительной и судебной признавалась четвертая власть — муниципальная. Конституция содержала специальную статью, посвященную общинному управлению.

Характеризуя эту теорию, Н. И. Лазаревский отмечал, что «община действительно исторически была старше государства. Опираясь на этот исторический факт, можно было говорить об общине как естественном, в силу вещей необходимом союзе, который создан не государством и который поэтому является для государства неприкосновенным»[2].

Однако идея неприкосновенности общин достаточно уязвима уже с той точки зрения, что некими «естественными», «внегосударственными» правами не могут обладать те территориальные единицы, в границах которых осуществляется местное самоуправление, которые созданы самим государством в порядке административно-территориального устройства. Кроме того столь существенная, как это предполагается данной теорией, автономизации общины, обособление ее от государства, а по существу создание в ее лице своего рода «государства в государстве», создает предпосылки к нарушению прав и свобод граждан со стороны органов власти самой общины, оказывающихся перед ней беззащитными. Государство же не может быть безучастным к судьбе любой из своих частей. Поэтому во второй половине XIX в. проявляются возражения о несостоятельности теории свободной общины.

Важным рациональным зерном этой теории было признание наличия традиций в местном самоуправлении как основного условия успешного функционирования последнего. Это предполагает, что все современные попытки развивать местное самоуправление дальше должны основываться на глубоком изучении исторического опыта в данной местности.

  • [1] См.: Токвиль А. Демократия в Америке: пер. с франц. М., 1992. С. 65.
  • [2] См.: Лазаревский Н. И. Самоуправление. Мелкая земская единица: сб. статей. СПб., 1903. С. 7.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой