Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие психологии как самостоятельной науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этот период основным предметом психологических исследований во многом остается сознание. Однако, как отмечает А. Н. Ждан, в процессе становления психологии как науки начинают также специально исследоваться и другие предметы: деятельность нервной системы и органов чувств; соотношение между физическим и психическим; скорость психических процессов; рефлекторные механизмы поведения; гипнотические… Читать ещё >

Развитие психологии как самостоятельной науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление психологии как самостоятельной науки во многом связано со становлением метода психологии в русле позитивизма — поиска объективного знания о психике. А. Н. Ждан выделяет пять этапов в развитии психологии как науки: начало XIX в. — 1860-е гг.; 1860-е гг. — конец XIX в.; 1900;е — середина 1930;х гг.; конец 1930;х — 1950;е гг.; 1960;е — 2000;е гг.

Начало XIX в. — 1860-е гг.

В этот период основным предметом психологических исследований во многом остается сознание. Однако, как отмечает А. Н. Ждан, в процессе становления психологии как науки начинают также специально исследоваться и другие предметы: деятельность нервной системы и органов чувств; соотношение между физическим и психическим; скорость психических процессов; рефлекторные механизмы поведения; гипнотические явления; локализация психических функций в мозгу; соотношение между мозгом и душевной жизнью; возникновение и развитие психики.

Важное значение в появлении предпосылок становления психологии как самостоятельной науки имеет развитие естествознания в XIX в.

С одной стороны, психология приобрела идею экспериментальных методов исследования, взятую из естественных наук. Ценность эксперимента и поиск объективных методов исследования психология перенимает именно оттуда.

С другой стороны, в рамках естественных наук (особенно в медицине, физиологии, биологии, а также физике) были накоплены знания, объясняющие различные психологические явления и факты. Среди них: теория ощущений (И. Мюллер, Г. Гельмгольц); теория цветового зрения (Г. Гельмгольц, Э. Геринг); резонансная теория слуха (Г. Гельмгольц); теория восприятия (Г. Гельмгольц); исследования проблем ощущений (Э. Мах) и др. В XIX в. активно развивается анатомия, физиология, проводятся исследования центральной нервной системы. Так, анатомами и физиологами Чарльзом Беллом (1774—1842) и Франсуа Мажади (1783—1855) было открыто то, что спинной мозг действует по принципу рефлекторной дуги. Ими были изучены мышечные чувства, феномены нервного кольца и раздражимости. Физиолог Иоганнес Мюллер (1801 — 1858) развил учение о физиологии нервной системы, о рефлекторном акте и рефлекторной природе спинного мозга. Им была предложена доктрина специфической энергии органов чувств, согласно которой наши ощущения обусловлены спецификой строения и функций нервной системы. Физик Томас Юнг (1773—1829) создал теорию цветового зрения, обнаружив, что сетчатка глаза имеет три рецептора, воспринимающие красный, зеленый и фиолетовый цвета, а белый цвет воспринимается через равномерное возбуждение всех трех рецепторов. Эрнст Генрих Вебер (1795—1878) внес значительный вклад в исследование проблемы осязания. Он различил три вида кожных ощущений: давление, температура, локализация. Показал возможность экспериментальных исследований и измерений при изучении ощущений и свойств органов чувств.

Огромный вклад в изучение физиологии и психологии восприятий и ощущений внес ученик И. Мюллера Герман фон Гельмгольц (1821 — 1894), который не только сформулировал закон сохранения энергии, ввел понятия свободной и внутренней энергии и энтропии, но и исследовал процессы роста нервных волокон, физиологию зрения и слуха. Им создана концепция «бессознательных умозаключений», согласно которой актуальное восприятие определяется уже имеющимися у индивида «привычными способами», за счет чего сохраняется постоянство видимого мира, при этом существенную роль играют мышечные ощущения и движения. Им также обоснован принцип наименьшего действия. Австрийский врач и анатом Франц Йозеф Галль (1758—1828) проводил исследования по морфологии мозга и заложил основы френологии.

Французский физиолог Пьер Флуранс (1794—1867) основал экспериментальную физиологию мозга, выявив функциональные свойства мозга, его пластичности и функциональной взаимозамещаемости. Французский анатом Поль Брок (1824—1880) находит центры локализации моторных образов слов, а немецкий психиатр Карл Вернике (1848—1905) обнаруживает центр сенсорных образов слов. Ряд других ученых выявляет локализации в мозге различных функций (двигательных центров, центров зрения, слуха, внимания, интеллектуальных функций и др. В итоге английским неврологом Хьюлиигсом Джексоном (1835—1911) был сформулирован подход к пониманию локализации психических функций. Впоследствии Александр Романович Лурия в середине XX в. открыл системную динамику локализации высших психических функций человека.

Основы для развития психоанализа и ряда других направлений были также заложены в XIX в. в рамках исследований гипноза (Д. Бред, А. Льебо, Ф. Месмер, И. Бернгейм, Ж. Шарко, П. Жане и др.) как источника информации о бессознательном и способа работа с психически больными.

Важными для становления экспериментальной психологии и гештальтпеихология оказались исследования в области психофизики и психометрики (Г. Ф. Фехнер, Ф. Бессель, Ф. К. Дондерс, 3. Экснер, Л. Ланге и др.).

Естественные науки, в частности, идеи эволюционизма Герберта Спенсера и Чарльза Роберта Дарвина сыграли огромную роль в развитии психологии.

Герберт Спенсер (1820—1903).

Герберт Спенсер (1820—1903).

Г. Спенсер, соединив с основными положениями позитивизма эволюционный подход, распространил их как на природу и общество, так и на все проявления психической жизни. Придерживаясь идей ассоцианизма, сообразуя их с принципом развития, объяснял развитие как нарастание ассоциативных связей, когда два психических состояния, следуя одно за другим (и в филогенезе, и в онтогенезе), настолько прочно сцепляются, что при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы в поведении и сознании возникло другое. Развитие психики рассматривал в рамках общего закона эволюции: от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Утвердил понимание того, что эволюции подвержен не организм сам по себе, а целостная система «организм — среда». И психические процессы (восприятие, память, разум и др.) в этом контексте не могут рассматриваться сами по себе, а только с точки зрения их служебной функции для выживания и приспособления к среде. Г. Спенсер также сформулировал идею, что социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации».

Ч. Дарвин в работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) открыл закон эволюции: естественный отбор в условиях борьбы за существование на основе принципов наследования и изменчивости. Его теория заложила фундамент в психологических теориях, рассматривающих как эволюцию психического, так и проявления психики в русле вопросов активных форм приспособления к изменяющимся условиям среды. А в своем известном труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871) исследовал человека в эволюционной цепочке животных. Ч. Дарвин заложил основы сравнительной и эволюционной психологии. Одна из наиболее значимых его работ для психологии — «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), в которой рассматриваются вопросы происхождения и эволюции выразительных движений, основных эмоций и чувств (страх, агрессия, удивление, радость и др.) в их приспособительных функциях.

Чарльз Роберт Дарвин (1809—1882).

Чарльз Роберт Дарвин (1809—1882).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой