Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Требования УЖТ конкретизируются в правилах перевозок, стандартах, технических условиях, инструкциях. Аналогичные требования установлены и на других видах транспорта. На наш взгляд, нарушение этих правил относится к нарушению правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и при соответствующих последствиях должно квалифицироваться по ст. 263 УК РФ. Аналогично — в отношении владельцев… Читать ещё >

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объект преступления — безопасность движения и эксплуатации транспорта (всех видов транспорта). Дополнительный объект — здоровье, жизнь человека, факультативный — имущество.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств пассажиром, пешеходом или другим участником движения, кроме работников транспорта, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Правила допускают проезд и переход граждан через железнодорожные пути только в установленных и оборудованных для этого местах. Не допускается подлезать под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом, перелезать через автосцепные устройства между вагонами, заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы и т. д. Запрещено подходить к вагонам до полной остановки поезда, прислоняться к стоящим вагонам, оставлять детей без присмотра при посадке в вагоны и (или) высадке из вагонов (гражданам с детьми), осуществлять посадку и (или) высадку во время движения, осуществлять посадку и (или) высадку, создавая помехи другим гражданам, а также до полной остановки поезда и пр.

Нарушение этих правил, повлекшее установленные законом последствия, наказывается по ст. 268 УК РФ.

Привлечение к уголовной ответственности по ст. 268 УК РФ бывает связано с нарушением пешеходами Правил дорожного движения.

Пример На ул. Сквозной произошло столкновение двух автомобилей. В результате столкновения один пассажир погиб, водителю и другому пассажиру были причинены соответственно тяжкие телесные повреждения и телесные повреждения средней тяжести. Столкновение произошло из-за того, что около автобусной остановки с правой стороны по ходу движения автомобиля в нарушение правил дорожного движения на проезжую часть выбежала пешеход К., создав помеху для движения. Водитель во избежание наезда на пешехода выехал на полосу встречного движения, где и произошло столкновение. В отношении К. уголовное дело прекращено вследствие акта амнистии, хотя она нарушила требования п. 4.3,4.5 Правил дорожного движения, и в ее действиях установлен состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 268 УК РФ.

К субъектам, как уже было отмечено, не относятся лица, указанные в ст. 263 и 264 УК РФ. В частности, не признаются участниками дорожного движения дежурные на железнодорожном переезде, они относятся к категории лиц, предусмотренных ст. 263 УК РФ.

Возникает вопрос: относятся ли к рассматриваемым субъектам грузоотправители? Они не являются работниками транспорта, но должны соблюдать установленные на транспорте правила. Нарушения правил грузоотправителями весьма распространены. Так, согласно ст. 18 УЖТ грузоотправители обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную и экологическую безопасность. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным обязательным требованиям, техническим условиям и иным актам.

Требования УЖТ конкретизируются в правилах перевозок, стандартах, технических условиях, инструкциях. Аналогичные требования установлены и на других видах транспорта. На наш взгляд, нарушение этих правил относится к нарушению правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и при соответствующих последствиях должно квалифицироваться по ст. 263 УК РФ. Аналогично — в отношении владельцев транспортных инфраструктур. В частности, на железнодорожном транспорте эти лица обязаны согласно УЖТ обеспечить установленные правила содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов в исправном техническом и безопасном для движения состоянии, устанавливать соответствующие световые и звуковые сигналы, знаки, указатели, своевременно информировать пользователей о вводимых ограничениях и изменениях. Нарушение этих правил при наличии определенных последствий должно наказываться по ст. 263 УК РФ.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины.

Квалифицирующий признак (ч. 2 ст. 268 УК РФ) — смерть человека, особо квалифицирующий (ч. 3 ст. 268 УК РФ) — смерть двух или более лиц.

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ) Объект преступления — безопасное функционирование магистрального трубопровода. Дополнительный объект — здоровье, жизнь человека, факультативный — имущество, экологическая безопасность.

Через магистральные трубопроводы под большим давлением транспортируют нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, это относит трубопроводы к объектам особой опасности. Состав трубопроводов определяется в Правилах охраны магистральных трубопроводов1. Это — сами трубопроводы и сооружения, обеспечивающие их функционирование: установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии; линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов; линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и пр.

Предмет преступления — магистральный трубопровод.

Объективная сторона состоит в нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. То есть диспозиция статьи бланкетная. Так, установлены специальные правила промышленной безопасности, предназначенные для применения при проектировании, строительстве, эксплуатации, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов. Они предназначены и для применения на магистральном трубопроводном транспорте[1][2].

В частности, согласно правилам, укладка магистральных трубопроводов и их оборудования осуществляются по проекту; трассы магистральных трубопроводов оборудуются приборами контроля давления, устройствами аварийного сброса закладочной смеси и воды, телефонной связью с оператором закладочного комплекса и диспетчером шахты; для ликвидации «пробок» параллельно магистральному закладочному трубопроводу укладывается водопровод и т. д. Приказом Госгортехнадзора России от 21.12.1999 № 266 утвержден Перечень федеральных норм и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов. В их числе — Порядок уведомления и представления информации территориальным органам Госгортехнадзора об авариях, аварийных утечках и опасных условиях эксплуатации на объектах магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных жидкостей, утвержденный постановлением Госгортехнадзора России от 02.04.1998 № 23. Приказом Ростехнадзора от 21.10.2013 № 485 утвержден Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор»), в который вошли также действующие нормативные акты в отношении объектов нефтегазодобывающей промышленности и магистрального трубопроводного транспорта.

Правила безопасности должны быть предусмотрены техническими регламентами. Такой регламент применительно к магистральному трубопроводному транспорту отсутствует, есть только его проект.

Состав преступления — материальный, включает последствия нарушения. Должна быть установлена причинная связь между нарушением и последствиями.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет и выполняющее работу по строительству, эксплуатации, ремонту трубопроводов.

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 672 утверждено Типовое концессионное соглашение в отношении объектов трубопроводного транспорта. В соответствии с ним соглашение заключается между Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (от их имени выступают соответственно Правительство РФ, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти или орган государственной власти субъекта РФ либо орган местного самоуправления), с одной стороны, и коммерческой организацией — с другой. Согласно соглашению организация (концессионер) обязуется за свой счет создавать, реконструировать соответствующее недвижимое имущество и осуществлять деятельность по обеспечению транспортировки продукции от пункта ее приемки до пункта сдачи, по эксплуатации объектов трубопроводного имущества, входящего в состав объекта соглашения. Субъектом рассматриваемого преступления могут быть, в частности, работники организации-концессионера.

Квалифицирующий признак (ч. 2 ст. 269 УК РФ) — смерть человека в результате нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; особо квалифицирующий (ч. 3 ст. 269 УК РФ) — смерть двух или более лиц.

Необходимо отграничивать это преступление от других составов. В случае несанкционированной врезки в трубопровод с целью хищения, например нефти, лицо привлекается к уголовной ответственности за хищение. Рассматриваемые преступления могут иметь последствиями загрязнение природы. В этих случаях содеянное квалифицируется по совокупности преступлений (ст. 252, 254 УК РФ).

Если действия и субъекты не связаны со строительством, эксплуатацией или ремонтом магистральных трубопроводов, например сторонней организацией проводятся работы в охранной зоне трубопроводов без разрешения, содеянное квалифицируется по другим статьям УК РФ.

  • [1] Утверждены Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9.
  • [2] См., например: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности"Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденные приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 № 520; Правила подключениянефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродукто-проводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденныепостановлением Правительства РФ от 21.12.2009 № 1039; и др.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой