Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характерные черты политической культу ры США

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Официальная статистика США группирует штаты в 9 крупных регионов. Новая Англия: Мэн, Нью-Гэмпшир, Вермонт, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут; 2) Средне-Атлантические штаты: Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания; 3) Северо-Восточный Центр: Огайо, Индиана, Иллинойс, Мичиган, Висконсин; 4) Северо-Западный Центр: Миннесота, Айова, Миссури, Северная Дакота, Южная Дакота, Небраска, Канзас; 5… Читать ещё >

Характерные черты политической культу ры США (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С учетом всего сказанного американскую политическую культуру можно определить как «культуру участия» или «гражданскую демократическую культуру», имеющую ряд особенностей, определяемых цивилизационными характеристиками и политической традицией американского общества. Американская политическая культура носит сложносоставной, регионально-субкультурный характер. В рамках национальной политической культуры можно выделить элитную и массовую политические субкультуры, политические культуры различных социальных групп, национально-этнические политические культуры и региональные политические субкультуры, сложившиеся в рамках основных иммиграционных потоков в США.

Для американской цивилизации, с одной стороны, характерны «священное» право индивида на частную собственность, семейная этика труда, его рационалистическая культура, демократическая политическая традиция, активное воздействие гражданского общества на государство. С другой — быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний, последних достижений НТР. В результате научно-технических революций меняется отношение человека к природе и его место в системе производства. По мере развития американской цивилизации происходит ускоряющееся обновление «неорганического тела человека» или, иначе говоря, той искусственно созданной им предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Одновременно это сопровождается динамикой и изменением социально-политических связей, быстрой трансформацией политической и общей культуры. В силу указанных обстоятельств иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни, формируются новые социально-политические типы личности, однако базовые характеристики политической культуры сохраняются в силе. К ним американские исследователи относят: «индивидуализм, равенство, меритократию, веру в демократию и свободный рынок».[1]

Вместе с тем ряд социологов полагает, что на рубеже XXI в. в электоральной и общеполитической культуре США появились новые черты, связанные с дальнейшей стратификацией общества, мультикультурализацией, распространением интернет-технологий. Так, несколько снизилась роль традиционных партий, усилилась интернетовская связь «соседских общин», сходных кластерных образований или групп индивидуумов. Возникла проблема самоидентичности кластерных образований, идентичности личности, усилилась департизация и увеличилось количество независимых избирателей, стали заметны переносы или «привязки» ряда ведущих вопросов политики с глобализационного и общефедерального на локальный и местный уровни.

Итак, к числу характерных черт политической традиции и культуры США можно отнести:

  • 1) творческое использование идей о человеческой индивидуальности, понимание человеческого разума как активного, рационального начала;
  • 2) использование опыта демократии античного полиса и Римской республики;
  • 3) разработку прав и свобод человека и гражданина-собственника, положений Аристотеля о среднем классе, профессиональном руководстве политикой и участии в ней;
  • 4) реализацию идеи президентского правления в условиях республиканского разделения властей и введения системы «сдержек и противовесов»;
  • 5) традицию формирования гражданского общества как основы демократического развития;
  • 6) политическую активность заинтересованных граждан;
  • 7) христианскую традицию с ее представлениями в решении насущных проблем;
  • 8) достаточно развитую политико-правовую культуру;
  • 9) ярко выраженные региональные и особенно национально-этнические политические субкультуры, противоречивое выражение и отражение интересов различных этносов в политической культуре;
  • 10) социально-стратификационные (массовая и элитарная, социальных групп), стадиально-культурные (агарные, индустриальные и постиндустриальные, постмодернистские) и множащиеся кластерные субкультуры в политической культуре; повышение роли индивидуального выбора в политике;
  • 11) сильные элементы национализма (на Юге — расизма) и конформизма в политической культуре и сознании американцев;
  • 12) историческую ментальность фронтира; идею современного фронтира, ярко выраженную в политике глобализации по-американски и жесткого формирования конфигурации мирового порядка в XXI в. исключительно с точки зрения национальных приоритетов США.

В целом для политической культуры США характерна ориентация субъектов политики на соревновательность в достижении политических целей; тяготение к политическому центру; политический и идеологический плюрализм; сравнительно низкий уровень идеологизированности (георетизированности) политической жизни, если не считать пропагандистских кампаний или выборов; критическое отношение к государству и опора силы гражданского общества; традиционная религиозная окраска политики; меньшее значение, чем в Европе и России, политических партий; самоорганизация при решении актуальных проблем. Дж. Буш, сделавший акцент на традиционные ценности американцев, выиграл выборы 2004 г.[2]

А де Токвиль: «В великой англо-американской нации можно заметить два главных отростка, которые развиваются до сих пор, нс сливаясь между собой: один на юге, другой на севере.. По мере приближения к югу общинная жизнь делается менее деятельною: община имеет менее чиновников, прав и обязанностей; граждане ее не пользуются уже таким непосредственным влиянием на свои дела, собрания общинные реже и круг их деятельности ограниченнее; власть выборных чиновников становится обширнее, а власть избирателей ограниченнее; дух общинный имеет менее жизни и могущества, чем в общине Новой Англии». 1

В недалеком прошлом американские ученые скептически относились к «региональному патриотизму» и не склонны были признавать реальность «регионального сознания». В современных условиях интерес ученых к изучению региональных проблем значительно усилился. Исследователи стремятся не просто рассматривать штаты, скажем, в качестве источника национальной неоднородности или политических конфликтов, но и для понимания процессов национальной интеграции, обеспечения национальной сплоченности, стабильности, единства и многообразия в национальной политической культуре. Специфика региональных политических культур выводится из общих характеристик национальной политической культуры, которая основана на двух контрастирующих концепциях американской политики. Первая — это рынок, сфера конкуренции между личностями и группами; вторая — содружество, государство, в котором 1раждане кооперируются для реализации общего интереса и утверждения общих моральных принципов.

Официальная статистика США группирует штаты в 9 крупных регионов. Новая Англия: Мэн, Нью-Гэмпшир, Вермонт, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут; 2) Средне-Атлантические штаты: Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания; 3) Северо-Восточный Центр: Огайо, Индиана, Иллинойс, Мичиган, Висконсин; 4) Северо-Западный Центр: Миннесота, Айова, Миссури, Северная Дакота, Южная Дакота, Небраска, Канзас; 5) Южно-Атлантические штаты: Делавэр, Мэриленд, Федеральный округ Колумбия, Виргиния, Западная Виргиния, Северная и Южная Каролина, Джорджия, Флорида; 6) Юго-Восточный Центр: Кентукки, Теннесси, Алабама, Миссисипи; 1) Юго-Западный Центр: Арканзас, Луизиана, Оклахома, Техас; 8) Горные штаты: Монтана, Айдахо, Вайоминг, Колорадо, Нью-Мексико, Аризона, Юта, Невада; 9) Тихоокеанские штаты: Вашингтон, Орегон, Калифорния, Аляска, Гавайи.

Политико-культурный и экономический регионализм определяется историей их формирования: вхождением в состав США огромных территорий с разными природными условиями и иммиграцией. «Если история Америки была короткой, то ее география в какой-то мере ее восполняла. Это быстро порождало те различия, которые в других местах создавались веками».[3][4]

Символом США как нации эмигрантов считается статуя Свободы. Характерна надпись, высеченная на ее пьедестале: «Отдайте мне своих усталых, бедных и страждущих, отдайте мне угнетенных, мечтающих о свободе, пошлите ко мне всех лишенных Родины, всех потерпевших крушение. Я поднимаю свой факел, чтобы осветить им златые ворота». Статуя представляет собой 64-метровый монумент, полное название которого звучит следующим образом — «статуя Свободы, несущая миру свет». Статуя Свободы прибыла в США из Франции как дар французского народа американскому в память о сотрудничестве в борьбе за независимость США. Инициатором акции явился французский правовед Э. де Лябурлей, проект монумента разработал Ф. О. Бартольди, стальной каркас сконструировал Г. Эйфель (автор знаменитой башни). Статуя, упакованная по частям в 200 ящиков, совершила путешествие через океан, прибыла в нью-йоркский порт в 1885 г., а 28 октября 1886 г. была торжественно установлена на острове Свободы.

Миграция населения в Америке, начавшись на Восточном побережье, шла в западном направлении несколькими великими потоками, которые распадались на поднаправления и ответвления. Мигранты, шедшие с восточного побережья или из Старого Света, чтобы обосноваться в США к западу от Аппалачей, несли с собой определенные культурные образцы, сложившиеся в тех странах или регионах, откуда они происходили, и часто уходившие корнями в их этническое и религиозное прошлое. В местах своего нового поселения различные этнические и религиозные группы объединялись друг с другом на общей социокультурной основе. Известный исследователь этой проблемы Д. Элазар выделял в качестве базовых три потока миграции, возникших еще в колониальный период американской истории: «поток янки», уходящий корнями в пуританские поселения Новой Англии; «средний поток» («The Middle Stream»), истоки которого уходят в «сформировавшийся на коммерческой основе плюрализм средних штагов» и «южный поток», зародившийся на плантаторско-рабовладельческом IOi е.[5]

В XVII1-XX вв. эти потоки были дополнены девятью новыми волнами иммигрантов, слившимися с ними в конечном итоге: «североморский поток" — английские кальвинисты и выходцы из Скандинавии; «еврейский» и «англоканадский» — интегрировались с «потоком янки»; «английский» — не принадлежавшие к пуританам выходцы из Англии и Уэльса; «континентальный» — выходцы из Западной и Средней Европы; «ирландский» — итерировались со «средним потоком»; «средиземноморский» — итальянцы и реки; «восточноевропейский» и «франко-канадский» — приобрели те же характеристики, что и «южный поток», хотя и не итерировались с ним, поскольку расселились в разных местах; «афро-американский», «испанский» и «восточный поток» начали итерироваться с остальными только в наши дни.

На базе этих потоков «выплавились» и основные политические субкультуры. Национальная политическая культура США — это синтез основных политических субкультур, существующих бок о бок или даже наслаивающихся друг на друга. Каждая из субкультур связана с определенными частями страны и потоками миграции. Каждая из них отражает собственный синтез рынка и государства как сути политики.

Моралистическая субкультура сформировалась на базе «потока янки» и других интегрировавшихся с ним потоков, захвативших северную часть штатов Нью-Йорк, Пенсильвания, Огайо, Индиана, Иллинойс, а также некоторые районы Мичигана, штаты Висконсин, Миннесота, Айова, части Дакоты и Монтаны, большую часть Орегона, Вашингтона и Юты, северную Калифорнию, часть Канзаса и Колорадо.

Индивидуалистическая субкультура сложилась на основе «среднего» и других слившихся с ним потоков, ареал которых пришелся главным образом на штаты Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд, на центральные районы Индианы, Огайо и Иллинойса, на северную часть Миссури, а также на некоторые районы Небраски, Южной Дакоты, Вайоминга, Невады и Калифорнии.

Традиционалистская субкультура сформировалась на базе «южного потока», получив распространение в Виргинии, Южной Каролине и Джорджии, в южной части Огайо, Индианы, Иллинойса и Канзаса, в большей части штатов Теннесси, Алабама, Флорида, Миссисипи, Арканзас и Луизиана, в значительной части Кентукки, Миссури, Оклахомы и Техаса.

Среди других важных факторов, обусловивших существование в США различных политических субкультур, следует отметить: социальные различия (по образованию, религии, полу, расе и этническому происхождению); социальноэкономические факторы (урбанизация, экономический рост или упадок); институциональное влияние (открытый или закрытый характер политических институтов, роль политических элит и т. п.); отличия в политических ориентациях, поведении, традициях, стиле участия в политической жизни.

При региональном анализе США принято выделять четыре основных макрорегиона: Северо-Восток, Средний Запад, Юг и Запад, общее политико-культурное поле которых определяется культурно-исторической общностью проживающих здесь людей, сходством специфики местных общественных отношений. Регионы выступают в качестве противовесов как стандарту, так и атомарным силам американской жизни, а региональные культуры являются носителями американского многообразия.[6]

  • [1] Franklin D.P. American Political Culture and Constitutionalism // Political Culture andConstitutionalism. A Comparative Approach. Ed. by Daniel P. Franklin. Michael J. Baun. — N.-Y.;L.: M.E. Sharpe Inc., 1995. — P. 45.
  • [2] Региональные особенности политической культуры США Отличительной чертой США — федеративной республики — является ярковыраженный регионализм, который нашел адекватное отражение в национальной американской политической культуре, которую в этом смысле можно охарактеризовать как федеративно-региональную. В колониальный период американская культура характеризовалась значительной разобщенностью. Это была культура отдельных изолированных сообществ, она еще не имела общенациональных черт. Но политико-культурная неоднородность присуща американскому обществу и сегодня, хотя общая национальная и политическая культура в ходе более чем двухвековой эволюции Америки сложиласьи сплавилась в знаменитом «тигле», каковым являлись сами США. В целом американцам присуще яркое региональное самосознание, отличия в местной культуре—от бытовых привычек до системы политических и нравственных ценностей. В социокультурном отношении США распадается на ряд макрорегионов, четко закрепленных всей историей страны.
  • [3] 2 Токвиль А. Демократия в Америке. — М., 1992. — С. 56.
  • [4] Бурс 1 ин Д. Американцы: национальный опыт. — М., 1993. — С. 506.
  • [5] Elazar D. The Politics of Belleville. — Philadelphia, 1971. — P. 10.
  • [6] Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Т. 1. — М., 1992. — С. 227.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой