Источники финансирования и структура затрат на научные работы
![Реферат: Источники финансирования и структура затрат на научные работы](https://gugn.ru/work/6581050/cover.png)
Научная деятельность подразделений академических НИИ более чем на 90% финансируется из госбюджета. Доля госбюджета велика в финансировании научных проектов и других исследовательских учреждений, а также исследовательской работы преподавателей вузов (см. табл. 80). Наибольшая доля нецелевых удержаний из денег, отпускаемых для выполнение научного проекта, приходится на корпорации и учреждения… Читать ещё >
Источники финансирования и структура затрат на научные работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Научная деятельность подразделений академических НИИ более чем на 90% финансируется из госбюджета. Доля госбюджета велика в финансировании научных проектов и других исследовательских учреждений, а также исследовательской работы преподавателей вузов (см. табл. 80).
Таблица 80
Доля различных источников в финансирования научной работы, выполняемой исследователями НИИ и преподавателями вузов в 2011 году, %.
Источники финансирования. | Академические НИИ. | Отраслевые НИИ. | Вузовские НИИ. | Кафедры вузов. |
Федеральный бюджет. | 91,8. | 70,0. | 75,8. | 83,5. |
Местный бюджет. | 0,2. | 0,1. | 2,6. | 1,6. |
Российский грант. | 5,5. | 0,6. | 10,4. | 5,1. |
Иностранный грант. | од. | 0,2. | 1,3. | од. |
Коммерческий заказ. | 2,3. | 29,0. | 8,8. | 6,6. |
Спонсорские поступления. | 0,1. | 0,1. | 1,1. | 3,1. |
Окончание табл. 80
Источники финансирования. | Академические НИИ. | Отраслевые НИИ. | Вузовские НИИ. | Кафедры вузов. |
Итого бюджетные источники | 92,0 | 70,1 | 78,4 | 85,1 |
Итого за счет грантов | 5,6 | 0,8 | 11,7 | 5,2 |
Итого коммерческие заказы или спонсорские поступления | 2,4 | 29,1 | 9,9 | 9,7 |
Учитывая, что российские гранты имеют своим источником в основном государственный налог, бюджетный источник финансовой поддержки научных исследований в академических НИИ становится более весомым. Он доминирует во всех отраслях науки, особенно в академических НИИ.
До 80% средств для научной деятельности подразделений академических НИИ, 75% - отраслевых НИИ, 63% - вузовских НИИ поступают от основной профильной деятельности (см. рис. 34−36).
Рисунок 34
Нормированный показатель поступлений для профильной деятельности подразделений академических НИИ, %
![Рисунок 35.](/img/s/8/98/1470198_1.png)
Рисунок 35.
Нормированный показатель поступлений для профильной деятельности подразделений отраслевых НИИ, %.
![Рисунок 36.](/img/s/8/98/1470198_2.png)
Рисунок 36.
Нормированный показатель поступлений для профильной деятельности подразделений вузовских НИИ, %.
![Источники финансирования и структура затрат на научные работы.](/img/s/8/98/1470198_3.png)
По отраслям науки структура источников поступления средств для научной деятельности следующая (см. табл. 81, 82 и 83).
Нормированная структура поступлений для профильной деятельности подразделений академических НИИ, по отраслям науки, %.
Виды поступлений. | Отрасли науки. | ||||
Социальногуманитарная. | Естественная. | Техническая. | Медицинская. | Сельскохозяйственная. | |
От основной профильной деятельности. | 78,3. | 80,8. | 68,7. | 90,9. | 79,2. |
От образовательной деятельности. | 8,7. | 7,7. | 12,5. | 0,0. | 0,0. |
От прочих непрофильных видов деятельности. | 13,0. | 11,5. | 6,2. | 0,0. | 0,0. |
От сдачи в аренду. | 0,0. | 0,0. | 12,6. | 9,1. | 20,8. |
Итого. |
Таблица 82
Нормированная структура поступлений для профильной деятельности подразделений отраслевых НИИ, по отраслям науки, %.
Виды поступлений. | Отрасли науки. | ||||
Социально; гуманитарная. | Естественная. | Техническая. | Медицинская. | Сельскохозяйственная. | |
От основной профильной деятельности. | 91,7. | 76,5. | 71,9. | 83,3. | 54,5. |
От образовательной деятельности. | 8,3. | 0,0. | 5,0. | 0,0. | 0,0. |
От прочих непрофильных видов деятельности. | 0,0. | 17,6. | 10,2. | 16,7. | 9,1. |
От сдачи в аренду. | 0,0. | 5,9. | 12,9. | 0,0. | 36,4. |
Итого. |
Нормированная структура поступлений для профильной деятельности подразделений вузовских НИИ, по отраслям науки, %.
Виды поступлений. | Отрасли науки. | ||||
Социально; гуманитарная. | Естественная. | Техническая. | Медицинская. | Сельскохозяйственная. | |
От основной профильной деятельности. | 69,2. | 57,9. | 72,7. | 62,4. | 50,0. |
От образовательной деятельности. | 30,8. | 21,1. | 9,1. | 0,0. | 30,0. |
От прочих непрофильных видов деятельности. | 0,0. | 15,8. | 13,7. | 25,0. | 10,0. |
От сдачи в аренду. | 0,0. | 5,2. | 4,5. | 12,6. | 10,0. |
Итого. |
Структура расходной части исследовательского бюджета академических НИИ в достаточной степени дифференцирована. Основная часть денег расходуется на фонд заработной платы и техническое обеспечение исследования, однако амортизационные удержания учреждения тоже велики, особенно в отраслевых НИИ (см. табл. 84).
Таблица 84
Структура расходования бюджета научных исследований, %.
Виды расходования. | Академические НИИ. | Отраслевые НИИ. | Вузовские НИИ. | Кафедры вузов. |
Фонд оплаты труда. | 59,5. | 50,0. | 58,7. | 51,0. |
Технические расходы на исследование. | 17,6. | 13,0. | 24,2. | 24,7. |
Удержания учреждения. | 14,0. | 30,5. | 9,2. | 11,2. |
Виды расходования. | Академические НИИ. | Отраслевые НИИ. | Вузовские НИИ. | Кафедры вузов. |
Удержания подразделенияисполнителя проекта. | 4,0. | 4,0. | 2,0. | 5,7. |
Прочие удержания. | 4,9. | 2,5. | 5,9. | 7,4. |
Итого прямые затраты на исследование (оплата труда и технические расходы на исследование) | 77,1 | 63,0 | 82,9 | 75,7 |
Итого удержания | 22,9 | 37,0 | 17,1 | 24,3 |
Преимущественно из бюджета финансируются учреждения, находящиеся в собственности государства. Корпорации и частные научные организации существуют в основном за счет коммерческих заказов (см. табл. 85).
Источники финансирования научных организаций различных форм собственности, %.
Таблица 85
Источники финансирования. | Форма собственности. | |||
Государственная, федерально; государственная. | Субъекта Федерации, муниципальная. | Корпорация. | Частная. | |
Федеральный бюджет. | 70,0. | 70,0. | 30,3. | 9,6. |
Местный бюджет. | 2,6. | 15,0. | 2,5. | 1,5. |
Российский грант. | 3,0. | 0,0. | 1,2. | 1,7. |
Иностранный грант. | 0,0. | 0,0. | 0,0. | 0,0. |
Коммерческий заказ. | 22,4. | 15,0. | 65,8. | 87,2. |
Спонсорские поступления. | 2,0. | 0,0. | 0,2. | 0,0. |
Итого бюджетные источники | 72,6 | 85,0 | 32,7 | 11,1 |
За счет коммерческих заказов функционируют прежде всего опытные заводы и проектные учреждения (см. табл. 86).
Таблица 86
Источники финансирования научных работ учреждений разного типа, %.
Источники финансирования. | Тип учреждения. | |||
Научно; исследовательское. | Конструкторское бюро. | Проектное, проектно; изыскательское. | Опытный завод. | |
Федеральный бюджет. | 51,5. | 61,3. | 16,5. | 42,0. |
Местный бюджет. | 2,8. | 0,0. | 6,5. | 0,0. |
Российский грант. | 2,3. | 5,0. | 0,3. | 1,0. |
Иностранный грант. | 0,6. | 0,0. | 0,0. | 0,0. |
Коммерческий заказ. | 41,4. | 33,7. | 76,7. | 57,0. |
Спонсорские поступления. | 1,4. | 0,0. | 0,0. | 0,0. |
Итого бюджетные источники | 56,6 | 66,3 | 23,3 | 43,0 |
Наибольшая доля нецелевых удержаний из денег, отпускаемых для выполнение научного проекта, приходится на корпорации и учреждения, находящиеся в государственной и федерально-государственной собственности (см. табл. 87).
Таблица 87
Структура расходования бюджета научных исследований в организациях различных форм собственности, %.
Виды расходования. | Форма собственности. | |||
Государственная, федерально; государственная. | Субъекта Федерации, муниципальная. | Корпорация. | Частная. | |
Фонд оплаты труда. | 31,1. | 31,7. | 30,3. | 32,7. |
Технические расходы на исследование. | 11,7. | 26,7. | 15,4. | 26,9. |
Удержания учреждения. | 38,9. | 25,8. | 41,2. | 27,0. |
Удержания подразделения-исполнителя проекта. | 10,0. | 6,7. | 8,9. | 7Д. |
Прочие удержания. | 8,3. | 9,1. | 4,2. | 6,3. |
Итого прямые затраты на исследование (оплата труда и технические расходы на исследование) | 42,8 | 58,4 | 45,7 | 59,6 |
Итого удержания | 57,2 | 41,6 | 54,3 | 40,4 |
Руководители научных учреждений, выступившие в исследовании в качестве экспертов, назвали шесть факторов, затрудняющих научную работу: слабое финансирование, низкая оплата труда исследователей; слабая техническая и технологическая база подразделений; отсутствие у специалистов стимулов к работе в науке; отсутствие интереса к научным разработкам со стороны предприятий, бизнеса; забюрократизированностъ организации науки в стране (см. табл. 88).
Факторы, в наибольшей степени тормозящие эффективную работу научных учреждений, %.
Таблица 88
Факторы. | В академических НИИ. | В отраслевых НИИ. | В вузовских НИИ. |
Затягивание перехода российской экономики к инновационному пути развития. | 26,7. | 36,7. | 34,0. |
Неэффективность подготовки кадров науки в российской системе образования. | 26,7. | 25,3. | 18,9. |
Отсутствие у специалистов стимулов к работе в сфере науки. | 45,6. | 49,4. | 54,7. |
Распад научных школ в результате постарения кадров. | 28,9. | 34,2. | 26,4. |
Распад научных школ в результате миграции кадров. | 23,3. | 26,6. | 26,4. |
Слабая техническая и технологическая база научных учреждений. | 47,8. | 50,6. | 35,8. |
Слабое финансирование научной работы со стороны государства. | 67,8. | 77,2. | 60,4. |
Отсутствие интереса к научным разработкам со стороны предприятий, бизнеса. | 40,0. | 44,3. | 43,4. |
Неэффективность, забюрократизованность организации науки в стране. | 36,7. | 43,0. | 35,8. |
Нехватка специалистов, обладающих хорошими организаторскими способностями и навыками. | 17,8. | 21,5. | 26,4. |
Низкая оплата труда ученых. | 66,7. | 86,1. | 71,7. |
Запаздывание перепрофилирования содержания труда научных учреждений. | 11Д. | 13,9. | 18,9. |
Распыленность средств и параллелизм в работе научных учреждений. | 16,7. | 12,7. | 17,0. |
Коррупция. | 23,3. | 26,6. | 30,2. |
Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность научных учреждений. | 23,3. | 32,9. | 26,4. |