Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое регулирование и правомерное поведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому считаем спорным утверждение А. С. Пиголкина, что понимание правового регулирования охватывает собой все формы воздействия права на общественную жизнь — правотворчество, общевоспитательную роль права, осуществление правовых предписаний в конкретных действиях субъектов права, обеспечение исполнения этих предписаний, законность, правопорядок, правовую культуру, само правомерное поведение… Читать ещё >

Правовое регулирование и правомерное поведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие правового регулирования

Особенности правового регулирования в современном государстве и обществе состоят в том, что оно охватывает самые существенные элементы «правовой материи» — нормы права, действие права в обществе, сам процесс правового регулирования поведения людей, его механизм, правомерное поведение как цель государства и результат правового регулирования.

Исходным элементом в этой теории является, как мы считаем, действие права в обществе, причем действие в широком смысле этого слова, под которым следует понимать социальное действие права, его норм как регуляторов общественных отношений с целью достижения желаемых задач демократического общества вообще и правомерного поведения каждого гражданина, человека, в частности.

В этом случае право и его нормы рассматриваются в действии, в ходе их функционирования. В этом процессе право и его нормы переходят из одного социального состояния в другое (разрешают дела, споры) и переводят содержащуюся в себе волю людей, их информационный «заряд» в реальную практическую плоскость. Действие права делает реальными присущие ему законность, справедливость, ценности граждан, их образ жизни. При этом право обретает как бы две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя касается восприятия норм права, его смысла, содержания разными субъектами, а внешняя — касается форм и средств их проявления, а также видов поведения (правомерное, неправомерное) участников правоотношений.

Как показала Р. В. Шагиева, действие права непосредственно связано с правовой деятельностью в современном обществе[1]. Действие права, исходя из общей концепции деятельности в сфере права, может рассматриваться в этом смысле как разноплановое регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах территории государства, определенного времени и круга субъектов. Тогда его задачей будет официальное подтверждение границ правового в общественной жизни и придание им юридической значимости. Такое действие права можно представить политико-правовым, потому что его результатом тогда станут социальные блага (законы, судебные решения), имеющие политико-правовой характер, то есть по содержанию оно будет направлено на организацию правовой деятельности, а по форме носить политический характер. Действие права не может в современном обществе исследоваться без юридической деятельности, обеспечивающей ему (действию права) необходимую степень «признания». Именно в ходе юридической деятельности создаются правовые тексты, в которых возводятся в обязательный ранг официальные эталоны действия права.

Таким образом, действие права в определенной степени может рассматриваться как относительно самостоятельный вид социальной действительности, а точнее, как один из подвидов деятельности политической, осуществляемой различными субъектами общественных отношений, обладающими государственно-властными полномочиями.

Правовая деятельность может быть определена как социально значимая активность (свобода выбора и свобода самовыражения), которая осознанно и целенаправленно предпринимается субъектами — носителями субъективных прав и юридических обязанностей в различных сферах общественной жизни — в целях удовлетворения их разнообразных потребностей специфическим духовно-практическим способом (в рамках правоотношений) и признается обществом и государством правильной, справедливой, а в случае необходимости — дающей возможность вынести решение и вызвать юридически значимые последствия[2].

Действие права основано на законодательстве, на четких нормах права, морали. Его «запускает» в жизнь и сопровождает специальный «инструмент» — правовое регулирование. Следовательно, правовое регулирование — это часть действия права, которая характеризует специфическое нормативно-организационное воздействие на поведение и деятельность отдельных субъектов для достижения фактических целей права.

Часто ставится вопрос: в чем же различие этого специального нормативно-организационного воздействия (т.е. правового регулирования) от правового воздействия в обществе вообще?

Необходимым свойством правового регулирования является способность регламентировать отношение на основе норм права. Правовое регулирование, указывая субъектам права (а не вообще любым субъектам) вид и меру действия, предусматривает правовые последствия (положительные и отрицательные), оно властно обеспечено государственной силой принуждения. Для правового же воздействия эта четкость, определенность не характерна. Мы считаем, что норма оказывает воздействие на поведение людей определением правоспособности граждан и организаций, юридическим фактором и правоотношением. Для правового регулирования по сравнению с воздействием характерна большая конкретность в определении юридически возможного и должного поведения субъектов общественных отношений. По нашему мнению, норма права начинает регулировать поведение людей лишь на стадии юридического факта (причем, при совершении ими правомерных действий) и заканчивает его в момент прекращения действия правоотношения, когда будет достигнут определенный правовой эффект.

Поэтому считаем спорным утверждение А. С. Пиголкина, что понимание правового регулирования охватывает собой все формы воздействия права на общественную жизнь — правотворчество, общевоспитательную роль права, осуществление правовых предписаний в конкретных действиях субъектов права, обеспечение исполнения этих предписаний, законность, правопорядок, правовую культуру, само правомерное поведение, а также все то, что создает основу и предпосылку для такого поведения, обеспечивает его[3]. Скорее всего, то, о чем говорит А. С. Пиголкин, относится к правовому воздействию. И в этом контексте последнее — это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)[4].

Разграничение регулирования и воздействия позволяет нам выяснить место и роль каждого элемента правового регулирования в системе правового воздействия, установить связи и взаимодействия среди этих элементов. Исходя из всего сказанного, термин «правовое регулирование» относится к праву как системе норм и специфическим правовым средствам (правоотношениям, актам реализации норм права); термин же «воздействие» — ко всем названным выше, а также ко всем прочим правовым явлениям и категориям.

Правовое регулирование вбирает в себя специфическую деятельность государства, связанную с подготовкой и выработкой правовых установлений и определением средств обеспечения их реализации. В этом смысле содержанием правового регулирования будет многоаспектная деятельность правотворческих государственных органов, связанная с выбором типа, методов, способов правовой регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств правового регулирования, формированием того юридического обеспечения. Это непосредственная деятельность субъектов общественных отношений, которая связана с поиском и использованием необходимых правовых норм, средств правового влияния, методов, в целях согласования своего поведения с требованиями правовых предписаний. Здесь, наряду с регулированием, реализуемым непосредственно субъектами общественных отношений, т. е. наряду с саморегуляцией субъектов, допускается и государственное регулирование или, как показал В. В. Лазарев, государственно-правовое регулирование в виде специально организованного механизма.

Правовое регулирование общественных отношений рассматривается как социальная функция государства. Механизм государственно-правового регулирования позволяет: собрать вместе все части юридической системы и факторы, на нее влияющие; расставить их по местам; увидеть основные функции, которые выполняют юридические, социальные и другие факторы в процессе правового регулирования; понять процесс трансформации правовых принципов и норм в поведении (правомерное и противоправное), возникновение законности и правопорядка или правового нигилизма; обосновать необходимость совершенствования правового регулирования в обществе, уровня юридической культуры всего населения и профессиональной культуры всех должностных лиц, и, прежде всего, работников правоохранительных органов[5].

Мы считаем, что такой расширительный подход к осмыслению правового регулирования общественных отношений полезен и актуален для современного общества, но он слабо исследован и еще ждет своей разработки. С учетом данного подхода, мы будем говорить о широкой трактовке самого понятия правового регулирования, т. е. о больших пределах действия его механизма. Однако эта широта должна иметь и свои разумные пределы. Они должны представлять некую разумную границу, отделяющую область правового от неправового и очерчивающую рамки применения норм права, предельность его воздействия на сознание и поведение человека. Конечно, пределы правового регулирования обусловлены неюридическими факторами: они вытекают из природы человека и общества, предопределены общей культурой и цивилизованностью людей. И здесь правовое регулирование будет «сужаться» до индивидуального регулирования.

Соответственно, выделяются два основных вида правового регулирования — общее правовое регулирование и индивидуальное правовое регулирование. Общее правовое регулирование состоит в упорядочении общественных отношений посредством создания, изменения и дополнения или отмены норм права, а также определенной сферы их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц. Оно, по существу, означает правотворческую деятельность государства. Индивидуальное правовое регулирование — это деятельность компетентного субъекта, заключающаяся в дополнительном упорядочении общественных отношений на основе действующих норм права посредством конкретизации правила поведения их персональных участников. При этом решается юридическое дело, спор, вопрос применительно к данным, конкретным, обстоятельствам и принимается какое-то индивидуальное правовое решение, имеющее большое значение.

Допускаются и другие классификации правового регулирования в обществе, а именно: законодательное (в том числе — конституционное) и регулирование при помощи подзаконных актов, регулирование первичное и вторичное, коллегиальное и единоличное. Подобные группировки не лишены определенного познавательного и практического значения, так как содействуют и детальному анализу тех или иных особенностей правового регулирования как процесса.

В тесной связи с пониманием пределов и видов правового регулирования находится понятие предмета правового регулирования. Предмет правового регулирования должен определять, что регулируется правом. К нему относятся те виды общественных отношений, действий людей, организаций, которые объективно могут быть урегулированы правом и которые требуют правового воздействия. Значит, не все действия, отношения в обществе могут быть объектами правового воздействия, а лишь определенная их часть, а именно та, которая имеет нормативный характер, повторяема, отличается массовым проявлением, поддается правовому контролю. Право распространяется на разные области жизни человека, хотя его результативность применительно к этим областям общественной жизни далеко не одинакова. Можно говорить об объективной подверженности правовому регулированию отношений, складывающихся в сферах производства, распределения и потребления материальных благ, в сфере отправления государственной власти, управления, в области взаимоотношений личности и государства.

Непосредственным предметом правового регулирования выступают многообразные действия, деятельность субъектов общественных отношений. Соответственно, содержание правового регулирования зависит от положения взаимодействующих в отношении сторон и объектов, по поводу которых возникает это взаимодействие.

Метод — это совокупность приемов и способов правового регулирования. Приемы и способы являются составляющими метода, его основой. Принято различать следующие основные методы, приемы, способы правового регулирования: позитивное обязывание — возложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению; дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия; запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом; в качестве дополнительных способов называют поощрение (метод вознаграждения за определенное поведение) и рекомендации (метод совета, осуществления желательного поведения).

В зависимости от сочетаний запретов и дозволений обычно различают два основных типа регулирования: общедозволенное, т. е. такое, в основе которого находится общее дозволение и которое поэтому строится по принципу «дозволенно все, кроме того, что прямо запрещено нормами права»; запретительное, т. е. такое, в основе которого лежит общий запрет и которое поэтому строится по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». На преобладание общедозволенного или запретительного регулирования влияют разнообразные факторы — исторические традиции, уровень культуры, характер правовой системы, особенности регулирования отношении.

Можно выделить на следующие стадии правового регулирования:

  • — начальная (организационная) стадия, которая предполагает определение правоспособности и дееспособности граждан, установление их правового статуса, определение компетенции органов власти, установление правового положения различных юридических лиц (хозяйственных, общественных и иных организаций);
  • — переходная, преобразующая стадия наступает после совершения субъектами права юридически значимых действий (бездействия), влекущих определенные юридические последствия. Эта стадия предполагает установление юридического факта, после которого вырисовывается конкретная правовая связь между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретное правоотношение). Юридический факт (событие или действие (бездействие)) и конкретное правоотношение — две взаимосвязанные, но самостоятельные части данной стадии;
  • — заключительная стадия или результат правового регулирования — это последствия, достигнутые в процессе регулирования. Она, как правило, закрепляется в актах реализации и проявляется как: реализованные гражданами субъективные права и обязанности; выполненные органами государства задачи; реализованная юридическая ответственность. Результат является конечным моментом в правовом регулировании, но это не прекращает регулирование вообще. Оно продолжает осуществляться во времени и пространстве в отношении субъектов, которые непрерывно включаются в сферу регулирования.

Правовое регулирование общественных отношений и процесс его реализации — это специфический, организованный механизм, с позиций структуры и действия, функционирования. Причем, механизм, в отношении которого среди ученых-юристов до сего дня идут споры.

  • [1] Шагиева, Р. В. Концептуальные основы теории правовой деятельности / Р. В. Шагиева. — М., 2005. — С. 21−46.
  • [2] Там же. — С. 47, 48.
  • [3] Пиголкин, А. С. Формы реализации норм общенародного права / А. С. Пиголкин // Советское государство и право. — 1963. — № 6. — С. 26.
  • [4] Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С. А. Комаров. — М., 1996. — С. 286.
  • [5] Лазарев, В. В. Действие права и государства // Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. — М., 2003. — С. 439, 440.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой