Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическая характеристика основных структурных компонентов модели архитектора

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характеристики индивидуальной организации, с одной стороны, самоопределяют индивидуальное творчество, создавая необходимые условия для включения архитектора в коллективную коммуникацию, а с другой, — обеспечивают соответствующие возможности и условия для проявления творческой индивидуальности. Как отмечал известный теоретик архитектуры В. Гропиус, «творческая свобода заключается… Читать ещё >

Психологическая характеристика основных структурных компонентов модели архитектора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существование архитектурной деятельности как особой социальнопроизводственной системы, реализующей потребности общества в организации пространственной среды жизнедеятельности человека, определено наличием трех основных взаимосвязанных функциональных подсистем: проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной. Ведущей, базовой является подсистема проектной, собственно производственной деятельности, характер которой определяет основу профессии. Успешное ее функционирование и организация обеспечивается, в свою очередь, функционированием двух других подсистем, которые обслуживая базовую подсистему, формируют одновременно условия ее развития. Подсистема социокультурной деятельности обеспечивает процесс создания, репродукции и трансляции целевых установок, концепций, идей, знаний, образцов, а учебнообразовательная — воспроизводство основных ресурсов деятельности. Архитектор, являясь «системообразующим элементом» совокупной архитектурной деятельности, по-разному проявляет себя в каждой из подсистем. В производственной он выступает как основное «средство» реализации целевых установок деятельности, в учебно-образовательной — архитектор как специалист является «целью», а в подсистеме социокультурной деятельности он передатчик существующих и источник новых знаний, идей. Таким образом, высокопрофессиональная индивидуальная деятельность зодчего отражает все три сферы совокупной архитектурной деятельности и в то же время обеспечивает их взаимосвязь (рис. 59).

Метод системно-структурного анализа, с помощью которого выделены основные подсистемы описываемой деятельности, позволяет описать их как относительно автономные сферы деятельности на разных уровнях системной организации: системном, под системном, блочном, комплексном, элементарном. Каждый из этих уровней характеризуется степенью связности и организованности характеристик деятельности архитектора, соответствуя определенному уровню овладения профессиональным мастерством (рис. 60).

Основные составляющие модели специалиста.

Рис. 59. Основные составляющие модели специалиста.

На системном уровне деятельность архитектора представлена как единство, целостность составляющих ее признаков, как «фокус» совокупной деятельности. Содержание деятельности раскрывается здесь не через отдельные характеристики и параметры, а через целевую функцию архитектора, определяющую его назначение в обществе.

На подсистемном уровне содержание деятельности раскрывается структурами профессиональных характеристик применительно к каждой из выделенных сфер (производственной, социокультурной, учебнообразовательной) .

На блочном уровне характеристики связаны в соответствующие блоки, отражающие внешний и внутренний план труда зодчего, форму и содержание его деятельности.

Уровень комплексной организации профессиональных характеристик деятельности, т. е. их определенное сочетание в зависимости от определенной проектной ситуации или вида деятельности, — пограничный уровень с точки зрения системной организации, поскольку выделяемые при дальнейшей дифференциации независимые параметры деятельности (элементарный уровень организации) не имеют уже собственно архитектурной специфики. Их системная организация и взаимосвязь обнаруживаются только в процессе их реализации и вовлечения в деятельность.

Системная организация модели специалиста.

Рис. 60. Системная организация модели специалиста.

Для построения модели архитектора необходимо наложить выделенные функциональные структуры характеристик друг на друга на соответствующих уровнях системной организации.

Использование блочно-матричной модели как «мощного средства анализа и систематизации всех имеющихся и получаемых данных, фактов, связей и взаимозависимостей» [1, 60] позволяет выделить разные уровни и этапы развития архитектора, соответствующие определенному типу взаимосвязи между профессиональными характеристиками.

При синтезировании целостной модели архитектора целесообразно начать с рассмотрения взаимосвязей профессиональных характеристик применительно к каждой из трех ведущих сфер его совокупной деятельности.

Проектно-производственная деятельность как генетически исходный, базовый вид труда наиболее полно отражает целевую функцию архитектора и определяет основные требования к уровню его профессионализма на всех этапах его развития. Проектно-производственная деятельность характеризуется двумя особенностями: ярко выраженной индивидуальной направленностью архитектурного творчества и необходимостью включения индивидуального творчества в сферу производственных отношений. Эти особенности взаимообусловлены и являются отражением системообразующего отношения «амбивалентности», лежащего в основе природы архитектурной деятельности. Таким образом, в проектно-производственной подсистеме архитектора взаимосвязано представлены собственно предметная деятельность, выступающая как внутренняя структура архитектурного творчества, связанная с субъект-объектным типом отношений, и совокупность организационных процессов как внешняя структура, определяющая, с одной стороны, характер профессиональной коммуникации архитектора (субъект-субъектные отношения), а с другой, — саморегуляцию и самопрограммирование индивидуальных профессиональных действий. Следовательно, выделяются два относительно самостоятельных блока производственных характеристик архитектора: блок характеристик содержания и блок характеристик организации деятельности (рис. 61).

Первый блок отражает набор профессиональных характеристик, отражающих роль проектного моделирования в индивидуальном творчестве как основу предметной деятельности архитектора. Проектирование как деятельность определяет процесс создания пространственного представления, осуществляясь в формах предметных и идеальных действий, связанных между собой в реальной деятельности.

Профессиональные характеристики, обеспечивающие возможность реализации предметных действий, выделены в два комплекса: комплекс визуально-изобразительных средств моделирования и комплекс логико-семантических средств моделирования. В ходе проектирования происходят непрерывное их пересечение и взаимопереход. Визуальноизобразительные средства активизируют процесс проектного поиска и позволяют формализовать его в виде визуально воспринимаемых наглядных предметных моделей, содержащих информацию о предметно-пространственных признаках моделируемого объекта. В качестве таких средств используются как традиционные архитектурные (рисунок, макет, чертеж и др.), так и новые технические средства проектирования (фотография, голография, системы интерактивной машинной графики и др.). Логико-семантические средства представляют моделируемый объект в виде семантических значений и понятий. Они используются преимущественно в процессе предпроектного анализа для проверки возможности формализации первичного решения в виде абстрактной модели. При этом логико-семантические средства используются уже не только как средства анализа, но и для определения качественных, системных параметров проектируемого объекта.

К этим двум комплексам необходимо добавить еще один комплекс необходимых характеристик, определяющих специфику умственной (идеальной) деятельности архитектора. Взаимосвязь художественнообразной и научно-технической (логической, понятийной) составляющих мыслительной деятельности в творчестве архитектора выступают.

Структура характеристик проектно-производственной подсистемы.

Рис. 61. Структура характеристик проектно-производственной подсистемы:

характеристики: 1 — содержания; 2 — организаций; 3 — предметных действий; 4 — идеальных действий; 5 — индивидуальной организации; 6 — коллективной организации; 7 — визуально-изобразительных средств; 8 — логико-семантических средств; 9 — образного моделирования; 10 — логического моделирования; 11 — ограничений деятельности; 12 — возможностей деятельности; 13 — профессиональные компетенции; 14 — организационноуправленческой деятельности; 15 — рисунок; 16 — чертеж; 17 — макетирование; 18 — сценография; 19 — фотография; 20 — символика; 21 — мультипликация; 22 — графоаналитика; 23 — семиотика; 24 — эвристика; 25 — интуиция; 26 — ассоциация; 27 — инверсия; 28 — синтез; 29 — аналогия; 30 — системотехника; 31 — анализ; 32 — логика; 33 — нормы; 34 — образцы; 35 — ресурсы; 36 — знания; 37 — критерии; 38 — эрудиция; 39 — опыт; 40 — эмпирические знания; 41 — психофизиологические качества; 42 — специальные знания; 43 — междисциплинарные знания; 44 — профессиональные навыки; 45 — принципы профессиональной этики; 46 — основы управления; 47 — основы НОТ; 48 — морально-этические принципы в возможностях перехода от «панорамности, целостности восприятия к „свертыванию цепи рассуждений с заменой их одним обобщенным понятием-образом…“» [20, с. 45].

В блоке характеристик организации деятельности представлены проектно-производственные параметры, обеспечивающие условия для регулирования индивидуальной и коллективной деятельности. Это позволяет вычленить два комплекса характеристик: индивидуальной организации и коллективной организации, отражающих в совокупности форму организации деятельности архитектора, особенности его производственных отношений и профессиональной коммуникации (рис. 61).

Характеристики индивидуальной организации, с одной стороны, самоопределяют индивидуальное творчество, создавая необходимые условия для включения архитектора в коллективную коммуникацию, а с другой, — обеспечивают соответствующие возможности и условия для проявления творческой индивидуальности. Как отмечал известный теоретик архитектуры В. Гропиус, «творческая свобода заключается не в неопределенности средств выражения и формирования, а в свободном движении внутри строго определенных границ системы» [68, с. 86]. Характеристики ограничений отражают поле ограничений, задаваемое выработанными в деятельности нормами, образцами, критериями, знаниями, а также материально-техническими ресурсами общества. Характеристики возможностей индивидуальной деятельности отражают степень свободы творчества архитектора, его возможности, определяющиеся личным опытом, профессиональной интуицией, объемом знаний, социально-психологическими качествами.

Комплекс характеристик коллективной организации определяет форму и взаимосвязи архитектора с другими участниками процесса профессиональной коммуникации. Он включает характеристики профессиональной компетенции, определяющие способности к организации и управлению, обусловленных объемом общих и специальных, а также междисциплинарных знаний, и характеристики организационно-управленческой деятельности, определяющие уровень усвоения архитектором социально-психологических основ руководства коллективом, а также морально-этических принципов поведения и общения.

Кратко охарактеризуем профессиональные характеристики архитектора в сфере социокультурной деятельности (рис. 62). С одной стороны, эта деятельность направлена на воспроизводство совокупной архитектурной деятельности в виде образцов, норм, знаний с помощью механизма традиции, а с другой, — на воспроизводство новых идей, научных и художественных ценностей, новых форм организации творчества, создавая условие для развития деятельности. «Теоретическое бытие» каждого архитектора определяется уровнем овладения социокультурной деятельностью, так как творческое мышление не может развиваться вне традиций и образцов, заложенных в культуре. Кроме того, овладение социокультурной деятельностью, приобщение к богатствам общественного и профессионального опыта может стать компенсацией одностороннего профессионального развития, сохранения целостности, универсальности мышления архитектора. Социокультурная деятельность, кроме того, важный показатель личностного развития, поскольку возможность внести личный вклад в культуру, создавая новые «образцы» на основе усвоения имеющихся в опыте, характеризует именно творческую личность.

В подсистеме социокультурной деятельности так же, как и в проектно-производственной, можно выделить два плана: внутренний и внешний, связанные соответственно с субъект-объектным и субъект-субъектным типами отношений. На их основе формируются два блока профессиональных характеристик: содержания и организации. Блок содержания включает два комплекса характеристик, связанных с познавательным и созидательно-преобразующим отношением к культуре. Первый комплекс представлен характеристиками, определяющими уровень знания теоретического и исторического наследия (совокупность знаний материальных, социальных и духовных аспектов профессии), а также характеристиками, определяющими уровень овладения материальной культурой (архитектурные памятники и т. д.).

Комплекс характеристик преобразовательно-созидательного отношения к культуре отражает способности и активность архитектора в воспроизводстве профессиональной культуры. Он включает характеристики, составляющие противоречивую диалектическую пару: определяющие возможности репродукции архитектором образцов и прототипов деятельности; определяющих новаторскую направленность творчества в разработке новых идей и концепций — в продуктивной деятельности.

Блок организационных характеристик в социокультурной сфере также формируется на основе двух комплексов характеристик.

Комплекс, характеризующий коммуникативную деятельность, определяет степень овладения архитектором различными формами общения и включает характеристики, связанные как с неформальными отношениями в профессиональном обществе, так и с системой формальных отношений, с заданными нормами коммуникации.

Комплекс характеристик ценностно-ориентационной деятельности определяется группой ценностных ориентиров, установок, характеризующих личностные качества архитектора (индивидуальность творчества, художественно-эстетические принципы, мировоззренческие позиции, ценностные предпочтения и др.). В этот комплекс включаются также характеристики, определяющие нравственно-этический аспект личности (нравственные принципы, критерии профессиональной этики и др.).

Учебно-образовательная подсистема совокупной деятельности архитектора направлена на поддержание этой деятельности в целом как системного образования и опирается на внутренние качества индивида, ориентированные на архитектурную профессию. Профессиональные характеристики, представляющие учебно-образовательную.

Структура характеристик социокультурной подсистемы.

Рис. 62. Структура характеристик социокультурной подсистемы:

характеристики: 1 — содержания; 2 — организации; 3 — познавательной деятельности; 4 — преобразовательной деятельности; 5 — ценностноориентационной деятельности; 6 — коммуникативной деятельности;

  • 7 — освоения материальной культуры; 8 — освоения духовной культуры;
  • 9 — репродуктивной деятельности; 10 — продуктивной деятельности; 11 — ценностных ориентиров; 12 — культурно-этических норм; 13 — неформальных отношений; 14 — формальных отношений; 15 — объекты; 16 — знаки;
  • 17 — образцы; 18 — каноны; 19 — методология; 20 — знания; 21 — теория;
  • 22 — закрепленные образцы; 23 — передача образцов; 24 — развитие знания; 25 — новые знания; 26 — новые образцы; 27 — концепции; 28 — идеи; 29 — эстетические принципы; 30 — категории; 31 — установки; 32 — интересы; 33 — нормы этики; 34 — нравственные принципы; 35 — эталоны; 36 — личностная диспозиция; 37 — профессиональная диспозиция; 38 — предпочтения; 39 — творческие связи; 40 — должностные связи сферу, фиксируют не только уровень профессиональной квалификации, но и возможности дальнейшего развития архитектора. Они определяют и внутреннюю самоорганизацию индивида, и личностную активность через структуру его познавательной и ценностно-ориентационной деятельности (рис. 63).
Структура характеристик учебно-образовательной подсистемы.

Рис. 63. Структура характеристик учебно-образовательной подсистемы

Познавательная потребность индивида связана с такими его характеристиками, как активность и саморегуляция, которые, соединяясь в своей противоположности, определяют принципы, лежащие в основе учебно-образовательной деятельности: принцип стабилизации и принцип развития. Первый отражает уровень овладения профессиональной деятельностью как определенную ступень на иерархической лестнице овладения профессией, второй обеспечивает непрерывность движения при переходе со ступени на ступень профессионального совершенствования.

В соответствии с этими принципами профессиональные характеристики архитектора в рассматриваемой сфере представлены в двух блоках — блоке характеристик стабилизации и блоке характеристик развития. Характеристики стабилизации фиксируют определенный уровень — уровень профессиональной квалификации как исходный рубеж для следующего этапа развития, в этом выражается амбивалентность архитектурной деятельности. Такая «предрасположенность» к развитию фиксируется в комплексе актуальных и комплексе потенциальных характеристик. Актуальные характеристики отражают способности и качества индивида, определяющие внутренние возможности профессионального роста. Потенциальные характеристики определяют необходимый уровень профессиональных знаний и умений, характеризующих ту или иную квалификацию архитектора.

Блок характеристик развития содержит два основных комплекса характеристик: познавательной активности и целеполагания. Комплекс характеристик познавательной активности, представленный в этом блоке, отражает направленность архитектора на творческое самопреодоление, совершенствование, определяясь, в свою очередь, соответствующими психологическими установками.

Комплекс характеристик целеполагания имеет личностную ориентированность и определяется через группу «потребностей» и группу целей, отражая профессиональную целеустремленность архитектора, формирующую мотивы и ценностные ориентиры деятельности. Структура учебно-образовательных характеристик выступает «матрицей», с помощью которой возможно прогнозирование развития и профессионального роста архитектора с учетом ограничений и критериев оценки уровней освоения данной профессиональной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой