Психологическая характеристика основных структурных компонентов модели архитектора
![Реферат: Психологическая характеристика основных структурных компонентов модели архитектора](https://gugn.ru/work/6581523/cover.png)
Характеристики индивидуальной организации, с одной стороны, самоопределяют индивидуальное творчество, создавая необходимые условия для включения архитектора в коллективную коммуникацию, а с другой, — обеспечивают соответствующие возможности и условия для проявления творческой индивидуальности. Как отмечал известный теоретик архитектуры В. Гропиус, «творческая свобода заключается… Читать ещё >
Психологическая характеристика основных структурных компонентов модели архитектора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Существование архитектурной деятельности как особой социальнопроизводственной системы, реализующей потребности общества в организации пространственной среды жизнедеятельности человека, определено наличием трех основных взаимосвязанных функциональных подсистем: проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной. Ведущей, базовой является подсистема проектной, собственно производственной деятельности, характер которой определяет основу профессии. Успешное ее функционирование и организация обеспечивается, в свою очередь, функционированием двух других подсистем, которые обслуживая базовую подсистему, формируют одновременно условия ее развития. Подсистема социокультурной деятельности обеспечивает процесс создания, репродукции и трансляции целевых установок, концепций, идей, знаний, образцов, а учебнообразовательная — воспроизводство основных ресурсов деятельности. Архитектор, являясь «системообразующим элементом» совокупной архитектурной деятельности, по-разному проявляет себя в каждой из подсистем. В производственной он выступает как основное «средство» реализации целевых установок деятельности, в учебно-образовательной — архитектор как специалист является «целью», а в подсистеме социокультурной деятельности он передатчик существующих и источник новых знаний, идей. Таким образом, высокопрофессиональная индивидуальная деятельность зодчего отражает все три сферы совокупной архитектурной деятельности и в то же время обеспечивает их взаимосвязь (рис. 59).
Метод системно-структурного анализа, с помощью которого выделены основные подсистемы описываемой деятельности, позволяет описать их как относительно автономные сферы деятельности на разных уровнях системной организации: системном, под системном, блочном, комплексном, элементарном. Каждый из этих уровней характеризуется степенью связности и организованности характеристик деятельности архитектора, соответствуя определенному уровню овладения профессиональным мастерством (рис. 60).
![Основные составляющие модели специалиста.](/img/s/8/29/1346129_1.png)
Рис. 59. Основные составляющие модели специалиста.
На системном уровне деятельность архитектора представлена как единство, целостность составляющих ее признаков, как «фокус» совокупной деятельности. Содержание деятельности раскрывается здесь не через отдельные характеристики и параметры, а через целевую функцию архитектора, определяющую его назначение в обществе.
На подсистемном уровне содержание деятельности раскрывается структурами профессиональных характеристик применительно к каждой из выделенных сфер (производственной, социокультурной, учебнообразовательной) .
На блочном уровне характеристики связаны в соответствующие блоки, отражающие внешний и внутренний план труда зодчего, форму и содержание его деятельности.
Уровень комплексной организации профессиональных характеристик деятельности, т. е. их определенное сочетание в зависимости от определенной проектной ситуации или вида деятельности, — пограничный уровень с точки зрения системной организации, поскольку выделяемые при дальнейшей дифференциации независимые параметры деятельности (элементарный уровень организации) не имеют уже собственно архитектурной специфики. Их системная организация и взаимосвязь обнаруживаются только в процессе их реализации и вовлечения в деятельность.
![Системная организация модели специалиста.](/img/s/8/29/1346129_2.png)
Рис. 60. Системная организация модели специалиста.
Для построения модели архитектора необходимо наложить выделенные функциональные структуры характеристик друг на друга на соответствующих уровнях системной организации.
Использование блочно-матричной модели как «мощного средства анализа и систематизации всех имеющихся и получаемых данных, фактов, связей и взаимозависимостей» [1, 60] позволяет выделить разные уровни и этапы развития архитектора, соответствующие определенному типу взаимосвязи между профессиональными характеристиками.
При синтезировании целостной модели архитектора целесообразно начать с рассмотрения взаимосвязей профессиональных характеристик применительно к каждой из трех ведущих сфер его совокупной деятельности.
Проектно-производственная деятельность как генетически исходный, базовый вид труда наиболее полно отражает целевую функцию архитектора и определяет основные требования к уровню его профессионализма на всех этапах его развития. Проектно-производственная деятельность характеризуется двумя особенностями: ярко выраженной индивидуальной направленностью архитектурного творчества и необходимостью включения индивидуального творчества в сферу производственных отношений. Эти особенности взаимообусловлены и являются отражением системообразующего отношения «амбивалентности», лежащего в основе природы архитектурной деятельности. Таким образом, в проектно-производственной подсистеме архитектора взаимосвязано представлены собственно предметная деятельность, выступающая как внутренняя структура архитектурного творчества, связанная с субъект-объектным типом отношений, и совокупность организационных процессов как внешняя структура, определяющая, с одной стороны, характер профессиональной коммуникации архитектора (субъект-субъектные отношения), а с другой, — саморегуляцию и самопрограммирование индивидуальных профессиональных действий. Следовательно, выделяются два относительно самостоятельных блока производственных характеристик архитектора: блок характеристик содержания и блок характеристик организации деятельности (рис. 61).
Первый блок отражает набор профессиональных характеристик, отражающих роль проектного моделирования в индивидуальном творчестве как основу предметной деятельности архитектора. Проектирование как деятельность определяет процесс создания пространственного представления, осуществляясь в формах предметных и идеальных действий, связанных между собой в реальной деятельности.
Профессиональные характеристики, обеспечивающие возможность реализации предметных действий, выделены в два комплекса: комплекс визуально-изобразительных средств моделирования и комплекс логико-семантических средств моделирования. В ходе проектирования происходят непрерывное их пересечение и взаимопереход. Визуальноизобразительные средства активизируют процесс проектного поиска и позволяют формализовать его в виде визуально воспринимаемых наглядных предметных моделей, содержащих информацию о предметно-пространственных признаках моделируемого объекта. В качестве таких средств используются как традиционные архитектурные (рисунок, макет, чертеж и др.), так и новые технические средства проектирования (фотография, голография, системы интерактивной машинной графики и др.). Логико-семантические средства представляют моделируемый объект в виде семантических значений и понятий. Они используются преимущественно в процессе предпроектного анализа для проверки возможности формализации первичного решения в виде абстрактной модели. При этом логико-семантические средства используются уже не только как средства анализа, но и для определения качественных, системных параметров проектируемого объекта.
К этим двум комплексам необходимо добавить еще один комплекс необходимых характеристик, определяющих специфику умственной (идеальной) деятельности архитектора. Взаимосвязь художественнообразной и научно-технической (логической, понятийной) составляющих мыслительной деятельности в творчестве архитектора выступают.
![Структура характеристик проектно-производственной подсистемы.](/img/s/8/29/1346129_3.png)
Рис. 61. Структура характеристик проектно-производственной подсистемы:
характеристики: 1 — содержания; 2 — организаций; 3 — предметных действий; 4 — идеальных действий; 5 — индивидуальной организации; 6 — коллективной организации; 7 — визуально-изобразительных средств; 8 — логико-семантических средств; 9 — образного моделирования; 10 — логического моделирования; 11 — ограничений деятельности; 12 — возможностей деятельности; 13 — профессиональные компетенции; 14 — организационноуправленческой деятельности; 15 — рисунок; 16 — чертеж; 17 — макетирование; 18 — сценография; 19 — фотография; 20 — символика; 21 — мультипликация; 22 — графоаналитика; 23 — семиотика; 24 — эвристика; 25 — интуиция; 26 — ассоциация; 27 — инверсия; 28 — синтез; 29 — аналогия; 30 — системотехника; 31 — анализ; 32 — логика; 33 — нормы; 34 — образцы; 35 — ресурсы; 36 — знания; 37 — критерии; 38 — эрудиция; 39 — опыт; 40 — эмпирические знания; 41 — психофизиологические качества; 42 — специальные знания; 43 — междисциплинарные знания; 44 — профессиональные навыки; 45 — принципы профессиональной этики; 46 — основы управления; 47 — основы НОТ; 48 — морально-этические принципы в возможностях перехода от «панорамности, целостности восприятия к „свертыванию цепи рассуждений с заменой их одним обобщенным понятием-образом…“» [20, с. 45].
В блоке характеристик организации деятельности представлены проектно-производственные параметры, обеспечивающие условия для регулирования индивидуальной и коллективной деятельности. Это позволяет вычленить два комплекса характеристик: индивидуальной организации и коллективной организации, отражающих в совокупности форму организации деятельности архитектора, особенности его производственных отношений и профессиональной коммуникации (рис. 61).
Характеристики индивидуальной организации, с одной стороны, самоопределяют индивидуальное творчество, создавая необходимые условия для включения архитектора в коллективную коммуникацию, а с другой, — обеспечивают соответствующие возможности и условия для проявления творческой индивидуальности. Как отмечал известный теоретик архитектуры В. Гропиус, «творческая свобода заключается не в неопределенности средств выражения и формирования, а в свободном движении внутри строго определенных границ системы» [68, с. 86]. Характеристики ограничений отражают поле ограничений, задаваемое выработанными в деятельности нормами, образцами, критериями, знаниями, а также материально-техническими ресурсами общества. Характеристики возможностей индивидуальной деятельности отражают степень свободы творчества архитектора, его возможности, определяющиеся личным опытом, профессиональной интуицией, объемом знаний, социально-психологическими качествами.
Комплекс характеристик коллективной организации определяет форму и взаимосвязи архитектора с другими участниками процесса профессиональной коммуникации. Он включает характеристики профессиональной компетенции, определяющие способности к организации и управлению, обусловленных объемом общих и специальных, а также междисциплинарных знаний, и характеристики организационно-управленческой деятельности, определяющие уровень усвоения архитектором социально-психологических основ руководства коллективом, а также морально-этических принципов поведения и общения.
Кратко охарактеризуем профессиональные характеристики архитектора в сфере социокультурной деятельности (рис. 62). С одной стороны, эта деятельность направлена на воспроизводство совокупной архитектурной деятельности в виде образцов, норм, знаний с помощью механизма традиции, а с другой, — на воспроизводство новых идей, научных и художественных ценностей, новых форм организации творчества, создавая условие для развития деятельности. «Теоретическое бытие» каждого архитектора определяется уровнем овладения социокультурной деятельностью, так как творческое мышление не может развиваться вне традиций и образцов, заложенных в культуре. Кроме того, овладение социокультурной деятельностью, приобщение к богатствам общественного и профессионального опыта может стать компенсацией одностороннего профессионального развития, сохранения целостности, универсальности мышления архитектора. Социокультурная деятельность, кроме того, важный показатель личностного развития, поскольку возможность внести личный вклад в культуру, создавая новые «образцы» на основе усвоения имеющихся в опыте, характеризует именно творческую личность.
В подсистеме социокультурной деятельности так же, как и в проектно-производственной, можно выделить два плана: внутренний и внешний, связанные соответственно с субъект-объектным и субъект-субъектным типами отношений. На их основе формируются два блока профессиональных характеристик: содержания и организации. Блок содержания включает два комплекса характеристик, связанных с познавательным и созидательно-преобразующим отношением к культуре. Первый комплекс представлен характеристиками, определяющими уровень знания теоретического и исторического наследия (совокупность знаний материальных, социальных и духовных аспектов профессии), а также характеристиками, определяющими уровень овладения материальной культурой (архитектурные памятники и т. д.).
Комплекс характеристик преобразовательно-созидательного отношения к культуре отражает способности и активность архитектора в воспроизводстве профессиональной культуры. Он включает характеристики, составляющие противоречивую диалектическую пару: определяющие возможности репродукции архитектором образцов и прототипов деятельности; определяющих новаторскую направленность творчества в разработке новых идей и концепций — в продуктивной деятельности.
Блок организационных характеристик в социокультурной сфере также формируется на основе двух комплексов характеристик.
Комплекс, характеризующий коммуникативную деятельность, определяет степень овладения архитектором различными формами общения и включает характеристики, связанные как с неформальными отношениями в профессиональном обществе, так и с системой формальных отношений, с заданными нормами коммуникации.
Комплекс характеристик ценностно-ориентационной деятельности определяется группой ценностных ориентиров, установок, характеризующих личностные качества архитектора (индивидуальность творчества, художественно-эстетические принципы, мировоззренческие позиции, ценностные предпочтения и др.). В этот комплекс включаются также характеристики, определяющие нравственно-этический аспект личности (нравственные принципы, критерии профессиональной этики и др.).
Учебно-образовательная подсистема совокупной деятельности архитектора направлена на поддержание этой деятельности в целом как системного образования и опирается на внутренние качества индивида, ориентированные на архитектурную профессию. Профессиональные характеристики, представляющие учебно-образовательную.
![Структура характеристик социокультурной подсистемы.](/img/s/8/29/1346129_4.png)
Рис. 62. Структура характеристик социокультурной подсистемы:
характеристики: 1 — содержания; 2 — организации; 3 — познавательной деятельности; 4 — преобразовательной деятельности; 5 — ценностноориентационной деятельности; 6 — коммуникативной деятельности;
- 7 — освоения материальной культуры; 8 — освоения духовной культуры;
- 9 — репродуктивной деятельности; 10 — продуктивной деятельности; 11 — ценностных ориентиров; 12 — культурно-этических норм; 13 — неформальных отношений; 14 — формальных отношений; 15 — объекты; 16 — знаки;
- 17 — образцы; 18 — каноны; 19 — методология; 20 — знания; 21 — теория;
- 22 — закрепленные образцы; 23 — передача образцов; 24 — развитие знания; 25 — новые знания; 26 — новые образцы; 27 — концепции; 28 — идеи; 29 — эстетические принципы; 30 — категории; 31 — установки; 32 — интересы; 33 — нормы этики; 34 — нравственные принципы; 35 — эталоны; 36 — личностная диспозиция; 37 — профессиональная диспозиция; 38 — предпочтения; 39 — творческие связи; 40 — должностные связи сферу, фиксируют не только уровень профессиональной квалификации, но и возможности дальнейшего развития архитектора. Они определяют и внутреннюю самоорганизацию индивида, и личностную активность через структуру его познавательной и ценностно-ориентационной деятельности (рис. 63).
![Структура характеристик учебно-образовательной подсистемы.](/img/s/8/29/1346129_5.png)
Рис. 63. Структура характеристик учебно-образовательной подсистемы
Познавательная потребность индивида связана с такими его характеристиками, как активность и саморегуляция, которые, соединяясь в своей противоположности, определяют принципы, лежащие в основе учебно-образовательной деятельности: принцип стабилизации и принцип развития. Первый отражает уровень овладения профессиональной деятельностью как определенную ступень на иерархической лестнице овладения профессией, второй обеспечивает непрерывность движения при переходе со ступени на ступень профессионального совершенствования.
В соответствии с этими принципами профессиональные характеристики архитектора в рассматриваемой сфере представлены в двух блоках — блоке характеристик стабилизации и блоке характеристик развития. Характеристики стабилизации фиксируют определенный уровень — уровень профессиональной квалификации как исходный рубеж для следующего этапа развития, в этом выражается амбивалентность архитектурной деятельности. Такая «предрасположенность» к развитию фиксируется в комплексе актуальных и комплексе потенциальных характеристик. Актуальные характеристики отражают способности и качества индивида, определяющие внутренние возможности профессионального роста. Потенциальные характеристики определяют необходимый уровень профессиональных знаний и умений, характеризующих ту или иную квалификацию архитектора.
Блок характеристик развития содержит два основных комплекса характеристик: познавательной активности и целеполагания. Комплекс характеристик познавательной активности, представленный в этом блоке, отражает направленность архитектора на творческое самопреодоление, совершенствование, определяясь, в свою очередь, соответствующими психологическими установками.
Комплекс характеристик целеполагания имеет личностную ориентированность и определяется через группу «потребностей» и группу целей, отражая профессиональную целеустремленность архитектора, формирующую мотивы и ценностные ориентиры деятельности. Структура учебно-образовательных характеристик выступает «матрицей», с помощью которой возможно прогнозирование развития и профессионального роста архитектора с учетом ограничений и критериев оценки уровней освоения данной профессиональной деятельности.