Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система криминологии и ее задачи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аналогичные взаимосвязи имеются между традиционными и иными элементами предмета не только у криминологического прогнозирования, но и у других «дополнительных» элементов. Все это усложняет систему науки (учебной дисциплины) криминологии и затрудняет ее разработку в каком-то однозначном, однопорядковом плане. Подобные сложности есть во многих науках, если они на самом деле отражают… Читать ещё >

Система криминологии и ее задачи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система криминологии как науки и как учебной дисциплины опирается на содержание рассмотренного нами предмета криминологии. На данном основании она традиционно включает в себя изучение закономерностей преступности, причин преступности, личности преступника и предупреждение преступности. На этих элементах в основе своей и зиждется как общая теоретическая часть криминологии, так и ее особенная часть. Это означает, что при построении и общей, и особенной частей обязательно используются эти элементы. Только в общей части каждый из названных элементов представляет собой самостоятельную тему (проблему), а в особенной части рассматриваемые элементы присутствуют в каждой теме, в каждом деянии. Например, при анализе насильственной, корыстной, неосторожной, организованной, рецидивной преступности и т. д. присутствуют все элементы предмета криминологии: преступность, причины, личность и предупреждение. Это делает каждую тему особенной части целостной, завершенной и тесно связанной с общей частью.

При более глубоком подходе как к общей, так и к особенной части криминологии обнаруживается ряд других элементов, которые непосредственно или опосредованно входят в ее предмет: история криминологии и ее отдельных проблем, личность жертвы преступления, прогнозирование преступности, методы криминологических исследований, последствия преступности, ее общая «цена» и др. Эти, условно говоря, «дополнительные» элементы, с одной стороны, тяготеют к тем или иным традиционным элементам предмета, с другой — имеют свое самостоятельное криминологическое значение.

Криминологическое прогнозирование, например, прямо и непосредственно связано с таким основополагающим элементом предмета криминологии, как преступность, поскольку оно в прогнозе возможной преступности опирается на ее регистрируемый и реальный уровни. Кроме того, для прогнозирования преступности нужны данные о возможных изменениях ее причинной базы и доминирующая динамика будущих преступлений, результаты анализа эффективности предупреждения преступности и борьбы с ней, использование методов криминологических исследований и т. д. А главное — прогноз преступности не является самоцелью. Он нужен для разработки мер предупреждения преступности и заблаговременной организации борьбы с ней. Таким образом, криминологическое прогнозирование так или иначе связано со всеми традиционными элементами предмета.

Аналогичные взаимосвязи имеются между традиционными и иными элементами предмета не только у криминологического прогнозирования, но и у других «дополнительных» элементов. Все это усложняет систему науки (учебной дисциплины) криминологии и затрудняет ее разработку в каком-то однозначном, однопорядковом плане. Подобные сложности есть во многих науках, если они на самом деле отражают действительность, а не являются плодом идеологических упражнений. Поэтому стремление упростить систему криминологии, логически «загнав» ее в строгие рамки традиционных элементов, привлекательно, но абсолютно непродуктивно. Более того, дальнейшее развитие криминологии будет дополнять содержание ее предмета новыми важными аспектами и элементами.

Анализ системы отечественных курсов и учебников по криминологии — а таких изданий, опубликованных с середины 1960;х годов, после второго рождения отечественной криминологии, несколько десятков[1] — показывает, что они имеют между собой лишь относительную схожесть. В большинстве из них повторяются лишь традиционные элементы, но иные аспекты предмета криминологии представлены не одинаково. Если же обратиться к зарубежным системам изучаемой науки (учебной дисциплины), то там мы схожести не обнаружим. Зарубежная криминология чрезвычайно многолика[2]. Диапазон различий широк: от социологических до генетических аспектов. А если учесть, что криминологией за рубежом, особенно в США, занимаются, как правило, не юристы, а социологи, философы, политологи, психологи и другие специалисты, что серьезно отражается на содержании криминологии, то можно понять исходные причины криминологической разноликости.

Система предлагаемого Курса отражает структуру общевузовской программы, включая в нее новые актуальные проблемы и укрупняя и систематизируя отдельные виды и группы преступлений не на основе их традиционной уголовно-правовой классификации, а на базе общности мотивационно-причинного комплекса тех или иных деяний.

Общая часть Курса криминологии включает в себя следующие темы (проблемы): криминология как наука, история криминологии, преступность, причины преступности, личность преступника, причины преступного поведения, личность жертвы преступления, социальные последствия преступности, цена преступности, предупреждение преступности, криминологическое прогнозирование, методы криминологических исследований.

В Особенной части раскрываются те же вопросы, что и в Общей части, но применительно к отдельным видам и группам преступлений: политическая преступность, насильственная преступность, корыстная преступность, «элитарная» преступность, организованная преступность, легкомысленная (неосторожная) преступность, преступность несовершеннолетних и молодежи, женская преступность, мужская преступность, преступность военнослужащих, преступность сотрудников правоохранительных органов, воинская преступность.

  • [1] Хронологически приведем лишь наиболее распространенные издания: Герцензоп А. А. Введение в советскую криминологию. М.: Юрид, лит., 1965; Криминология: учебник / под ред. А. А. Герцензона и др. М.: Юрид, лит., 1966; Криминология: учебник. 2-е изд., испр, и доп. М.: Юрид, лит., 1968; Ковалев М. И. Основы криминологии. М.: Юрид, лит., 1970; Криминология: учебник / под ред. И. И. Карпеца и др. 3-є изд. М.: Юрид, лит., 1976; Лунеев В. В. Советская криминология. М.: Юрид, лит., 1978; Криминология: учебник / под ред. В. К. Звирбуля и др. М.: Юрид, лит., 1979; Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика: учебник. М., 1980; Аванесов Г. А. Криминология: учебник. 2-е изд., перераб, и доп. М., 1984; Курс советской криминологии / под ред. В. Н. Кудрявцева и др. T. 1. М.: Юрид, лит., 1985; Т. 2. М.: Юрид, лит., 1986; Лунеев В. В. Криминология. Причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооруженных Силах СССР: учебник. М., 1986; Криминология: учебник / под ред. Б. В. Коробейникова и др. М.: Юрид, лит., 1988; Криминология. Общая часть / под ред. В. В. Орехова. СПб., 1992; Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М.: Юрист, 1995; Криминология: учебник / под ред. А. И. Долговой. М.: Инфра-М — Норма, 1997; Алексеев А. И. Криминология: курс лекций. М.: ЩИТ-М, 1998; Криминология: учебник / под ред. Η. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: БЕК, 1998; Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М.: Юристъ, 1999; Криминология. XX век / под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова. СПб., 2000 и многие другие.
  • [2] Назовем лишь те, которые были переведены (пересказаны) на русский язык: Решетников Ф. М. Современная американская криминология. М.: Юрид, лит., 1965; ШикуновВ. С. Криминология ФРГ. Минск, 1969; БухгольцЭ., Лекшас Дж., Хартман Р. Социалистическая криминология: пер. с нем. М.: Прогресс, 1975; Вермеш М. Основные проблемы криминологии: пер. с венг. М.: Прогресс, 1978; Кайзер Г. Криминология: пер. с нем. М.: Юрид, лит., 1979; Холыст Б. Криминология: пер. с польск. М.: Юрид. лит., 1980; Фокс В. Введение в криминологию: пер. с англ. М.: Прогресс, 1980; Шнайдер Г. Й. Криминология: пер. с нем. М.: Прогресс-Универс, 1994; Криминология: пер. с англ. / под ред. Дж. Ф. Шели. СПб., 2003 и многие другие.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой