Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогическая поддержка семьи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психолого-педагогическая поддержка предполагает: снижение нервно-эмоциональной напряженности клиента посредством предоставления ему инициативы изложения информации; очищение сознания клиента прежде всего от эмоциональной «пены» переходом от полного к нему внимания к сдержанному постепенному включению специалиста в беседу и далее к усиливающейся его позиции в общении и анализе ситуации… Читать ещё >

Психолого-педагогическая поддержка семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как показывает отечественный и зарубежный опыт социальной работы с семьей, в практике консультирования чаще встречаются проблемы, связанные с неуверенностью, сомнением, безвыходностью особой ситуации для клиента. В данном случае важнейшим механизмом эффективной психолого-педагогической помощи становится психолого-педагогическая поддержка. Диапазон целесообразного функционирования этой разновидности психопрофилактики достаточно широк: период, предшествующий особой ситуации; период ее обострения; период депрессий; период восстановления психики до фонового уровня.

В последние годы специалисты, работающие в различных областях психолого-педагогический знаний, обращают свое внимание на изучение феномена, носящего название «поддержка». Так, например, российские психологи Л. Баз и О. Баженова отмечают, что поддержка — это сложное психологическое образование, которое субъективно воспринимается испытуемым как переживание некоторого положительно окрашенного чувства уверенности в себе и возникающее при сопереживании, получении какой-либо помощи от разных категорий людей.

В этой связи выделяют обычно следующие виды поддержки: социальная (испытуемый получает ее от широкого круга людей, не состоящих с ним в родственных связях), семейная (получаемая от членов семьи) и супружеская. Поддержка бывает информационной, эмоциональной и реальной (т.е. получаемая в виде практических действий).

Существует прямая зависимость между поддержкой, получаемой членом семьи в недостаточной степени, его психическим и физическим здоровьем. Лица, которым оказывается достаточная психологопедагогическая поддержка, легче справляются со стрессогенными событиями, воспитательными ситуациями; для них более выражено чувство удовлетворенности браком и крепче семья. Особенно она важна в обстановке стрессогенных событий, которые дестабилизируют состояние всей семьи и действия ее членов. Среди таковых, по данным исследований американского психотерапевта Д. Рейнуотера, наиболее опасными являются следующие стрессогенные события в жизни семьи (уровень стрессогенности приводится в баллах): смерть супруга — 100, развод — 73, смерть близкого члена семьи — 63, травма, болезнь — 53, увольнение с работы — 47, уход на пенсию — 45, изменение финансового положения — 38, реорганизация на работе — 38, изменение профориентации — 36, изменение должности — 29, смена работы — 26, изменение условий или часов работы — 20 и т. д. Получение в течение года 150 баллов означает 50% вероятность психосоматического заболевания; при 300 баллов — она возрастает до 90% [89].

Общеизвестная зависимость развитости ребенка от внутрисемейной поддержки. Дети, воспитывающиеся в семьях, имеющих своевременную психолого-педагогическую поддержку. Лучше развиваются. Найдена устойчивая зависимость между наличием чувства поддержки у беременной женщины и благополучным протеканием у нее беременности и родов, а также лучшим психическим развитием ребенка в дальнейшем. Практическая значимость семейной и супружеской поддержки не вызывает сегодня сомнений и особенно велика ее роль в жизнедеятельности фактически всех вышеназванных категорий семей.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает: снижение нервно-эмоциональной напряженности клиента посредством предоставления ему инициативы изложения информации; очищение сознания клиента прежде всего от эмоциональной «пены» переходом от полного к нему внимания к сдержанному постепенному включению специалиста в беседу и далее к усиливающейся его позиции в общении и анализе ситуации; высказывание доверия клиенту в высоком развитии его качеств, способностей; подчеркивание его затененных достоинств, нереализованных инициатив и возможностей; одобрение его решений, действий в особых условиях; положительная оценка предыдущих действий; высказывание доверия к конкретному тому или иному члену семьи; подчеркивание значимости намеченных действий и предполагаемый от них эффект; закрепление у клиента состояний: удовлетворения, облегчения, освобождения и т. п.

Психолого-педагогическая поддержка реализуется посредством разъяснения, убеждения, побуждения, принуждения, рекомендации, просьбы или совета. Она предполагает формирование, развитие и активизацию наиболее важных потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентаций и намерений клиента.

Эффективность психолого-педагогической поддержки семьи в немалой степени зависит и от того, насколько учитываются специалистом закономерности межличностного взаимодействия в семье для создания и поддержания внутрисемейного благополучия и комфорта каждого ее члена в отдельности. На определенном этапе эффективность поддержки обеспечивается мерами психолого-педагогической коррекции взаимоотношений супругов, а также родителей и детей. Коррекция внутрисемейных отношений (супружеских взаимоотношений) в определенном смысле является составляющей психолого-педагогической помощи семье. Специалисты считают, что после того, как в ходе изучения супружеских отношений или взаимоотношений в семье в целом установлены дезорганизующие фрагменты их жизнедеятельности, необходима коррекционная работа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой