Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рынок знаний и информации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо отметить, что осознание и выделение знания как отдельного фактора производства произошло не так давно. Теория и практика, связанные с закономерностями использования этого фактора в процессе производства, на сегодняшний день не являются вполне оформившимися и законченными. Несмотря на это, реальности функционирования и логика развития экономических систем делают необходимым… Читать ещё >

Рынок знаний и информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • различия и принципы взаимоотношения понятий «знание», «информация», «данные», «сведения»;
  • • внешние и внутренние источники, а также способы получения фирмой знаний, использующихся фирмой в процессе производства товаров и услуг;
  • • классификации знаний;
  • • специфику знаний и информации как экономического ресурса;
  • • структуру и участников рынка знаний и информации;
  • • особенности ценообразования на рынке знаний и информации;
  • • методы снижения риска;

уметь

  • • определять, в какой форме фирма получит отдачу от использования знания или информации в качестве фактора производства;
  • • различать формализованные и неформализованные знания на практике;
  • • учитывать особенности знаний и информации как ресурса, а также особенности рынка знаний и информации мри анализе рыночных ситуаций;
  • • различать риск и неопределенность;
  • • выделять тины людей в зависимости от их отношения к риску;

владеть

  • • основными принципами системного подхода для анализа экономических объектов и явлений;
  • • математическими методами оценки рисков.

Информация и знания как фактор производства

Если посмотреть на историю развития человеческой цивилизации, технологий и экономики, то можно вполне обоснованно утверждать, что знания всегда входили в состав производственных факторов. Наблюдения за явлениями природы позволили вывести некоторые закономерности и на основании сформировавшихся в этой сфере знаний развить сельское хозяйство. Кто-то первым придумал колесо или плуг, а потом и паровую машину. Во всех случаях идет речь об использовании неких знаний для создания новых продуктов, которые, в свою очередь, позволяют создавать другие новые продукты и повышать производительность труда. Способности, опыт, образование работников, с одной стороны, являются характеристиками такого фактора производства, как труд, а с другой — выступают как самостоятельный ресурс (знания), количество и качество которого существенно влияют на результаты производства. Очевидно, что творческие способности и фундаментальные познания конструктора, знания менеджера о законах рынка вообще и конкретно рынка, на котором действует фирма, познания маркетолога в области психологии и его креативность и т. д., все эти знания являются сегодня одним из важнейших ресурсов в экономике.

Для использования знаний в процессе производства товаров и услуг фирмы должны получить необходимые знания из внешних и внутренних источников[1].

К внешним источникам знаний относятся:

  • • публикации (книги, журналы, материалы конференций, отраслевые отчеты, и др.);
  • • консультационные услуги;
  • • конференции;
  • • курсы, семинары, симпозиумы;
  • • интеллектуальный потенциал смежных организаций;
  • • обратный поток информации от агентов рынка:
    • — от потребителей (жалобы, предложения, требования);
    • — от поставщиков;
  • • новые сотрудники;
  • • научные исследования;
  • • сотрудничество, партнерство и г. п.;
  • • мониторинг среды и сканирование событий и тенденций;
  • • материалы исследований в сети Интернет;
  • • средства массовой информации.

Внутренние источники:

  • • ведущие специалисты организации;
  • • внутреннее обучение и образование;
  • • стратегия бизнеса;
  • • практический опыт и анализ работ после внедрения новых разработок;
  • • постоянное документирование процессов, работы команд;
  • • предложения работников;
  • • корпоративные информационные бюллетени.

Получение знаний фирмами может происходить посредством их покупки или аренды.

Покупка знаний может осуществляться путем:

  • • найма работников;
  • • покупки другой фирмы;
  • • покупки программного продукта (базы данных).

Аренда знаний предполагает:

  • • приглашение консультантов;
  • • получение помощи от клиентов, поставщиков, научных учреждений и т. п.;
  • • привлечение других организаций на субконтрактной основе.

Отдачу от использования знаний в качестве фактора производства фирма может получать в следующих формах:

  • • создание принципиально новых продуктов и услуг или новых характеристик уже существующей продукции, что приводит к повышению доходов фирмы;
  • • оптимизация или модернизация технологического процесса, что приводит к снижению издержек;
  • • создание или оптимизация управленческих и маркетинговых технологий, следствием чего может быть как увеличение доходов, так и снижение издержек фирмы.

Знания являются тем фактором производства, который в современных условиях вносит наибольший вклад в создание добавленной стоимости продукции.

Добавленная стоимость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается добавленная стоимость как разность между выручкой от продажи произведенной фирмой продукции и стоимостью товаров и услуг, приобретенных ею у внешних организаций для производства этой продукции.

В настоящий момент во многих отраслях промышленности все большая часть стоимости создается не столько на стадии материального производства, сколько на стадии маркетинга, сбыта и НИОКР; не столько в рамках непосредственно производства, сколько в рамках планирования, транспортировки, продажи и обслуживания. Источником новой добавленной стоимости становятся не столько непосредственное производство, сколько дизайн, контроль качества, маркетинг и обслуживание. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта является результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами[2].

Приведем в качестве иллюстрации фрагмент статьи в журнале «Эксперт», в которой советник премьер-министра Сингапура по вопросам экономического развития Филипп Йо характеризует проблемы и перспективы развития экономики государства, которая в мировом рейтинге конкурентоспособности в последние годы неизменно занимает первые места1. Филипп Йо отмечает, что «ежегодный объем чистого экспорта Сингапура очень приличный для такого маленького государства — около 200 миллиардов долларов США. Однако при этом на долю производства приходится лишь от 20 до 24 процентов ВВП. Поэтому на самом деле основные наши проблемы не связаны с чисто производственной составляющей… Допустим, у кого-то есть уникальная идея, на базе которой создается тот или иной продукт, например компьютер Apple. Для нас проблема состоит в том, что мы занимаемся производством, маркетингом и распространением продукта, а сама идея нам не принадлежит, она — актив компании Apple. В этом и заключается главное ограничение нашего роста: мы, как производители, получаем мало, a Apple, которая сама не производит, а только владеет идеей, получает основную прибыль… Основная прибыль обеспечивается новыми идеями, поэтому нужно развивать собственные идеи, которые делают деньги»[3][4].

Необходимо отметить, что осознание и выделение знания как отдельного фактора производства произошло не так давно. Теория и практика, связанные с закономерностями использования этого фактора в процессе производства, на сегодняшний день не являются вполне оформившимися и законченными. Несмотря на это, реальности функционирования и логика развития экономических систем делают необходимым формирование, насколько возможно, широкого и глубокого представления о тех возможностях и особенностях, которые возникают в экономических процессах в связи с использованием знания в качестве производственного ресурса.

Для анализа основных закономерностей использования знания в процессе производства прежде всего необходимо определиться с самими понятиями «знания» и «информация».

  • [1] Мильнер Б. 3. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2003.
  • [2] Новая парадигма управления // Теория управления. Основы менеджментаорганизации. URL: www. viktorova-ts.ru/page97/pagc99/indcx.html
  • [3] Ugmk.info: бизнес-портал о реальном секторе экономики. URL: www.ugmk.info/art/singapurskoe-jckonomicheskoc-chudo-tehnologii-vmcsto-mctalla.html
  • [4] Миндич Д., Никифорова А., Оганесян Т. Воровство — прекрасная стратегия //Эксперт, 2011. № 46 (779). 21 ноября.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой