Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные аспекты процесса профессиональной социализации студенческой молодежи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Компетентностный подход, который вошел в систему образования в связи со сменой российской образовательной парадигмы, предполагает развитие у студентов профессиональных компетенций как способности постоянно расширять объем знаний и управлять ими для достижения профессиональных целей, т. е. осмысленно работать с комплексом знаний. В современном динамичном социуме востребованы успешные… Читать ещё >

Социальные аспекты процесса профессиональной социализации студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблеме профессиональной социализации впервые уделяется внимание социологами на рубеже XIX—XX вв. в научном поле общей теории социализации, а в последующем активно исследуется в 1920—1930;е гг. в рамках структурно-функциональной теории. Значительный вклад в развитие теории профессиональной социализации внесли Т. Парсонс, Н. Смелзер, П. Сорокин.

Из современных исследователей профессиональной социализации следует отметить С. И. Иконникову, В. Т. Лисовского, В. А. Нечаева, Н. А. Перинскую, Ф. Р. Филиппова.

Профессиональную социализацию можно рассматривать в двух значениях. В широком смысле слова она представляет собой процесс развития адаптационно-интегративных характеристик личности (составляющая социализационного процесса). При этом он формирует потенциал успешного включения индивида в процесс трудовой деятельности и поддержания высокого уровня профессиональной мобильности в течение всей жизни. В узком смысле слова профессиональная социализация может рассматриваться в рамках определенной социально-профессиональной группы и иметь определенную профессиональную направленность.

Профессиональная социализация — процесс интериоризации личностью базовой системы ценностей и нормативов поведения профессионального сообщества, составляющих основу социального поведения в профессиональной сфере. Данное определение отражает социальную сущность протекающего процесса — глубокое усвоение социальных принципов функционирования профессионального сообщества, которые становятся, таким образом, структурными элементами личности специалиста.

Эти принципы реализуются в поведенческих актах члена профессиональной группы как во время выполнения своих непосредственных трудовых обязанностей, так и в неформальных взаимодействиях (структура речи, манера одеваться, образ жизни в целом). Представляется важным, что предлагаемое определение не ограничивает процесс профессиональной социализации конкретным временным интервалом или жизненным этапом личности.

Профессиональная социализация осуществляется как целенаправленно в процессе обучения, так и спонтанно во взаимодействии людей, принадлежащих к одному профессиональному сообществу, в формальной и неформальной обстановке. Такое общение является необходимым элементом основного процесса социализации личности, влияние которого не прекращается с окончанием трудовой деятельности, но накладывает отпечаток на всю сознательную жизнь человека.

Включение процесса профессиональной социализации в сферу научных интересов социологов явилось ответом на потребность общества в восстановлении и развитии профессиональных сообществ как носителей и трансляторов специфической профессиональной субкультуры. Профессиональные сообщества объединяют людей, работающих в одной и той же области, имеющих общие цели, единую систему ценностей и социальных нормативов, в команду единомышленников. На их основе формируются научные школы, исследовательские группы, инновационные команды. Поэтому управление профессиональной социализацией как процессом становления специалиста и полноценного включения его в профессиональную среду является важнейшей задачей системы высшего образования.

Образование — особый социальный институт, соединяющий в себе как чисто административные, так и творческие функции. Вуз — часть этого института, включающая в себя элементы административного управления и творческого содружества, объединяющего ученых, педагогов и студентов с целью получения нового знания и формирования нового поколения ученых и педагогов. Достижение этой цели возможно при условии, что образовательное учреждение является центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Сегодня существует необходимость организации глубокого и всестороннего взаимодействия культуры и образования, иными словами — «переориентации образования с модели научной на культурную» .

Организационно-культурная миссия образовательного учреждения предполагает создание условий для свободного и творческого развития личности каждого студента в процессе обучения, пробуждение потребности в освоении культурных ценностей профессиональной среды и их глубокой интериоризации. Реализацию данной миссии осуществляют организационно-культурные механизмы профессиональной социализации, основным из которых является социокультурная среда вуза.

Социокультурная среда вуза формирует специфическое пространство, в котором проходит процесс профессиональной социализации студента, формируется личность будущего специалиста, осуществляется взаимодействие комплекса агентов, осуществляющих управление данным процессом, — профессорско-преподавательского состава, администрации, воспитательных, научных и других структур.

Социокультурная среда вуза охватывает разнообразные канаты и формы обучения, формальную и неформальную иерархию агентов образовательного процесса, воспроизводит и трансформирует явные и латентные ценности вуза, контролирует на формальном и неформальном уровнях соблюдение нормативов коллективного поведения и выполняет целый комплекс других важных функций. Без глубокого понимания принципов функционирования этого механизма трудно осознать роль образования в социокультурном воспроизводстве, развитии экономики, политики и в других сферах.

Процессуальная модель профессиональной социализации студентов в образовательной среде вуза представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Процессуальная модель профессиональной социализации студентов в образовательной среде вуза

Целеполагающий компонент.

Цель — профессиональная социализация будущих специалистов в образовательном пространстве вуза посредством первичной интеграции в профессиональную среду и включение в профессиональное сообщество.

Задачи:

— управление процессом профессиональной социализации студента с использованием организационно-культурных механизмов как регуляторов социального поведения;

  • — формирование у студентов системы профессиональных нормативов поведения на основе системы интериоризированных социально-профессиональных ценностей;
  • — развитие личностного и профессионального потенциала будущего специалиста как активного субъекта образовательного процесса

Содержательный компонент.

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

Профессиональные и специальные дисциплины.

Учебно-производственная практика.

Специализированные электронные курсы.

Дополнительные учебные программы.

Процессуальный компонент.

Уровень университета:

  • — анализ государственных образовательных стандартов дисциплин;
  • — разработка концепции воспитательной работы со студентами;
  • — развитие системы студенческого самоуправления;
  • — повышение квалификации профессорско-преподавательского состава

Уровень институтов (факультетов):

  • — организация различных видов практик;
  • — поддержка студенческих инициативных проектов;
  • — организация воспитательной работы со студентами

Уровень кафедр:

  • — включение студентов в научно-исследовательские работы кафедр;
  • — внедрение инновационных методов обучения

Контрольно-оценочный компонент.

Критерии:

деятельностный; креативный; мотивационный; адаптивный.

Уровни: низкий; средний; высокий.

Механизмы контроля: социологическая диагностика; психологическое тестирование; административный контроль.

Результативный компонент.

Профессионально-социализированный специалист со сформированной субъектной жизненной позицией.

Процесс профессиональной социализации является двунаправленным. С одной стороны, это субъекты обучающего воздействия (преподавательский коллектив, социокультурная среда вуза, организация учебного процесса и сокурсники), которые в процессе обучения воздействуют на студента, тем самым помогая входить в профессию. Сам студент (объект обучающего воздействия) усваивает и интегрирует предоставляемые знания и практические навыки. С другой стороны, становление профессионала происходит в творческом воспроизведении усвоенных норм и ценностей, культуры и знаний, опыта и навыков в практике. Данный процесс можно определить как обратное социализирующее влияние объекта социализации (студента) на обучающую среду. Эти две составляющих одного процесса невозможно разделить без ущерба для формирования полноценного профессионала.

Только одновременное усвоение системы профессиональных знаний в процессе обучения (выполнение функций объекта обучающего воздействия) и субъекта творческого осознания содержания этих знаний (выполнение функций обучающегося субъекта) позволяет студенту в полной мере включаться в освоение профессионального пространства и активно искать в нем свое место. Структура профессиональной социализации как совокупность компонентов данного процесса и комплексного результата в виде сформированных элементов профессиональной культуры специалиста представлена на рис. 8.1.

Спецификой современного рынка труда высококвалифицированных кадров является отказ от специалистов узкого профиля. Для успешной профессиональной карьеры выпускник вуза должен обладать такими качествами и навыками, которые позволяют применять профессиональные знания в широком диапазоне и могут быть востребованы не только в области базовой подготовки.

Структура профессиональной социализации в вузе.

Рис. 8.1. Структура профессиональной социализации в вузе.

" Результат профессиональной социализации индивидуален для каждого студента и всегда зависит от того, какие общие и специальные способности им нажиты и какие мотивация, жизненная установка и интересы инициируют его деятельность", насколько активно он принимает нормы профессии, се требования и готов реально участвовать в профессиональной работе в соответствии с се нормативно-ценностной системой.

Профессиональная социализация студентов не ограничивается стенами вуза, испытывает влияние факторов внешней среды в той же мере, в которой ее испытывает система высшего образования в целом.

Основными тенденциями развития современной системы высшего образования являются:

  • — постоянное изменение и обновление системы образования с целью адаптации к изменяющимся условиям (трансформация);
  • — формирование единого рынка образовательных услуг (глобализация);
  • — распространение единых, унифицированных образовательных критериев, программ подготовки специалистов (стандартизация);
  • — радикальное изменение формы трансляции знания (компьютеризация);
  • — переход к дистанционным формам интеракции участников образовательного процесса (виртуализация).

Соответственно, серьезные изменения претерпевают структура и функции механизмов управления профессиональной социализацией студентов, действующих в образовательной среде вуза.

В состоянии современной системы высшего образования в России выделяются три уровня проблем. Первый уровень проблем связан с выходом на новую парадигму образования в условиях глобализации мирового образовательного пространства; второй — с кризисом традиционной, сформированной в советский период, системы образования в целом и ее главным элементом — системы управления подготовкой высококвалифицированных специалистов; третий — с неготовностью российской высшей школы в полной мере осуществлять свою организационно-культурную миссию — создание условий для свободного и творческого развития личности каждого студента в процессе обучения, пробуждение потребности в освоении культурных ценностей профессиональной среды и их глубокая интериоризация.

Реализацию данной миссии осуществляют организационнокультурные механизмы управления профессиональной социализацией студентов, действующие на всех этапах обучения в вузе.

В наиболее явном виде кризис российской системы высшего образования проявляется в том, что стабильная профессиональная деятельность как «дело всей жизни» перестала быть привлекательной для современного студенчества. Социологические исследования отражают равнодушное или негативное отношение студентов к профессиональной карьере. Преобладающая часть молодых специалистов с высшим образованием не работает по полученной специальности. По данным Российского исследовательского центра.

" Ромир", лишь 8% выпускников российских вузов предполагают трудоустроиться в соответствии со специальностью, указанной в дипломе. Так, «ежегодно в сельское хозяйство — важнейшее стратегическое направление жизнедеятельности российского общества — идут работать не более 30% выпускников сельскохозяйственных вузов, которые обучались по бюджетной форме, из них 14%, не проработав и года, уходят из этой сферы, как правило, на менее квалифицированную, но более оплачиваемую работу». Такая же ситуация наблюдается и в других жизненно важных для существования общества производственных сферах.

Социологические исследования профессиональных планов студентов российских вузов, проведенные ведущими центрами, показывают преобладание у студентов установок на вертикальную карьерную стратегию — постоянное повышение должностного статуса. Профессиональная деятельность считается успешной, если формальный статус специалиста периодически повышается. Именно карьера руководителя, а не профессионала привлекает современную российскую молодежь.

Приведенные данные подтверждают вывод о том, что результаты профессиональной социализации в современных российских вузах далеки от желаемых. Управление процессом профессиональной социализации невозможно без полного и достоверного знания его современного состояния, тенденций изменения, влияющих факторов и других характеристик.

Социализирующая роль вуза не ограничивается передачей студенту определенного комплекса знаний и контролем их усвоения, но предполагает конкретную ориентацию на будущий профессиональный статус и начальную адаптацию к профессиональной среде. В процессе усвоения комплекса необходимых знаний и навыков познавательная деятельность студента постепенно сменяется профессиональной, с соответствующей сменой потребностей, интересов, постановкой целей и средств, используемых для их достижения. Соответственно, в процессе обучения постоянно возрастает объем компетенций, необходимых молодому специалисту для полноценного включения в профессиональную среду.

Компетентностный подход, который вошел в систему образования в связи со сменой российской образовательной парадигмы, предполагает развитие у студентов профессиональных компетенций как способности постоянно расширять объем знаний и управлять ими для достижения профессиональных целей, т. е. осмысленно работать с комплексом знаний. В современном динамичном социуме востребованы успешные, конкурентоспособные специалисты, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Знания и умения — не цель, а средство для развития личности специалиста, который должен уметь их создавать, применять как в процессе профессиональной деятельности, так и для ее развития. Реформирование общества обусловило трансформацию социализационных практик и траекторий, изменение эталонов социализированности человека и его идентификационных ориентиров. «Советская и современная российская модели социализации ориентированы на разные типы личности, на развитие разнонаправленных социальных качеств (приоритет общественного или частного интереса, коллективизм или индивидуализм, патернализм или расчет на собственные силы, контроль над личностью или расширение ее свободы)». Переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность», «общая культура» на понятия «компетентность» и «компетенция» — основа компетентностного подхода. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» .

По Д. А. Иванову, «компетентностный подход — попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда», «причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях». Компетентный специалист принимает решения и реализует их соответственно социализационной норме, которая определяется как «результат успешной социализации, позволяющий индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие». Профессиональная социализация признается успешной, когда личность осваивает одобряемые в данном профессиональном сообществе социальные ценности, роли, нормы и образцы поведения.

Уровень реализации знаний, навыков, умений, приобретенных в процессе обучения, в трудовой деятельности зависит от степени профессиональной компетентности специалиста.

Компетентность — результат образования, выражающийся в овладении студентами определенным набором знаний, умений, навыков, а также способов и приемов реализации в развитии и саморазвитии личности по отношению к предмету воздействия. Набор освоенных способов деятельности, ориентированных на практику, является предметом запроса работодателей, который актуален некоторое время, затем корректируется в связи с изменениями в социально-экономической ситуации.

Профессиональная компетентность — интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений, навыков, обобщенных способов решения типовых задач, зависящее от различных свойств этой личности. «Основным источником формирования профессиональной компетентности является обучение и субъективный опыт личности на основе постоянного стремления к совершенствованию и приобретению новых знаний и умений, обогащению деятельности, готовности к постоянному повышению своей квалификации» .

Отличие компетентностного подхода в области профессиональной социализации студентов от традиционного состоит в формировании умения работать с информацией, поступающей из различных источников и содержащей противоречивые, а иногда и взаимоисключающие сведения. В условиях избыточности содержания современной информационной среды и необходимости переработки постоянно возрастающего объема сведений, направленных на потребителя информации, делают все более значимой роль селективной компетенции, обладая которой, студент может самостоятельно определять предметную направленность своих интересов в профессиональном контексте.

Результатом данного процесса является формирование личности профессионала как системы не только профессиональных, но и социально значимых качеств, реализуемых в деятельности специалиста с высшим образованием и полноценном включении в деловое общение.

Современный специалист — не тот, кто обладает багажом специальных знаний, а тот, кто умеет эти знания применить, но что более важно, он должен уметь принимать ответственные решения, проявлять инициативу, иметь навыки управления информацией и быть толерантным к культурным различиям. В рамках компетентностного подхода на первое место выходит не информированность обучаемого, а способность самому находить и применять необходимые решения задач, поставленных образовательной программой. А это, в свою очередь, требует умения выявлять, исследовать проблему, определять возможные ее решения и применить их в конкретной ситуации или найти свой собственный метод и прогнозировать результат.

Обучение студента с использованием принципов компетентностного подхода предполагает создание ситуаций включения обучающихся в определенные виды профессиональной деятельности, овладение которыми формирует ценностно-деятельностные ориентации профессиональной среды. Успешность профессиональной социализации выражается в виде готовности расширять круг профессиональных знаний, применять приобретенные знания, навыки и ответственность за результаты своего труда, устойчивого положительного отношения к профессии.

Система высшего образования, сложившаяся в условиях плановой советской экономики, не учитывала изменение социальных условий формирования личности специалиста, уделяя внимание «технической» стороне его подготовки — предоставлению студенту комплекса знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций в стабильных и предсказуемых производственных условиях. Само понятие «рынок труда» имело условный характер, поскольку основой социалистической системы хозяйствования являлись гарантированное трудоустройство и сохранение единства требований к специалистам одного профиля подготовки во всех организациях и предприятиях. Сохранение принципов классического образования, в котором приоритет имеют теоретические знания, не позволяет студенту даже в минимальной степени приобщиться в ходе обучения к реальной производственной среде. В результате выпускники современных высших учебных заведений вынуждены практически заново осваивать нормы и правила поведения в профессиональном сообществе, устанавливать отношения с коллегами и адаптироваться к новым условиям труда. Далеко не все молодые специалисты успешно проходят этот этап. По результатам социологических исследований, 27% специалистов с высшим образованием боятся потерять работу из-за собственных ошибок, 92% испытывали кризис профессиональной самоидентификации, основными причинами которого является противоречие между ограниченностью предлагаемой профессиональной роли и гораздо более широкими потребностями в саморазвитии.

Результаты проведенных социологических исследований констатируют «несоответствие существующего профессионального образования потребностям рынка труда, отсутствие эффективного взаимодействия учебных заведений с работодателями, неразвитость форм и механизмов их участия в вопросах образовательной политики». По мнению многих европейских ученых, компетентностный подход — особый инструмент укрепления социального взаимодействия высшего образования с работодателями по налаживанию их совместной работы, а также адаптации образования к тенденциям и потребностям рынка труда. Организация образовательного процесса с участием всех заинтересованных сторон (преподаватель — студент — работодатель) усложняет структуру информационно-обменных процессов и изменяет их содержание.

Компетентностный подход к профессиональной социализации студентов направлен на устранение доминирования теоретических знаний над практическими навыками, что достигается использованием не только различных форм интерактивного обучения, но и интенсивными контактами со специалистами, имеющими большой практический опыт. Обучение знаниям и обучение умениям и навыкам, таким образом, не разрывается, а существует в единстве и взаимосвязи.

Как базовый принцип организационного управления образовательным процессом компетентностный подход усиливает практическую ориентированность высшего образования, существенно расширяет его содержание личностными составляющими, что делает его гуманистически направленным.

Выпускнику вуза недостаточно овладеть теоретическими знаниями, техническими навыками и приемами, чтобы стать настоящим профессионалом. Необходимо обладать соответствующими социальными качествами, позволяющими включиться в сложную систему коммуникативных взаимодействий как на формальном, так и неформальном уровне, обладать необходимым уровнем профессиональной культуры, принять соответствующую систему ценностных ориентиров.

Успешность профессиональной социализации непосредственно зависит от методической базы подготовки специалистов. Методика обучения представляет собой весь комплекс приемов и технологий обучения, формирование межпредметных взаимодействий, которые обеспечивают описание целостной картины по дисциплине во всех его взаимосвязях с другими элементами. Происходящие последнее время реформы требуют «активного изменения способа преподавания в целях устранения основной проблемы — устаревшего методического блока подготовки профессионала» .

Удовлетворенность итогом профессиональной подготовки в системе высшего образования выступает интегральной оценкой всего комплекса факторов, действующих в вузовской среде. Результаты всероссийских исследований мнений выпускников вузов о качестве полученного образования показывают преобладание положительной оценки не только уровня квалификации преподавателей и условий профессиональной подготовки. Респонденты отмечают высокое значение социокультурной среды вузов, личностных качеств преподавателей и неформальных отношений в студенческих группах, сложившейся культуры взаимодействий. На значимость состояния социального компонента образовательного процесса указывают и респонденты, негативно оценивающие период своего пребывания в стенах высшего учебного заведения. Плохую организацию образовательного процесса, взятки, низкую квалификацию преподавателей и подавление свободы слова отмечают 10% участников опроса из Центрального, 9% из Северо-Западного и 4% выпускников вузов Уральского федеральных округов.

Результаты свободных интервью, проведенных в рамках всероссийского исследования качества высшего образования с точки зрения выпускников российских вузов в 2010 г., показывают, что недостатки в социальном управлении профессиональной социализацией в области включения студентов в профессиональную среду в период обучения являются важнейшей причиной негативной оценки выпускниками вузов своей профессиональной подготовки. Респонденты отмечают, что «на практике знания, даваемые вузом, бесполезны. Большую часть учебной программы составляют общеобразовательные предметы, такие как: культурология, философия, теория вероятности. Они, безусловно, развивают человека в целом, но знаний, необходимых для выбранной профессии, никаких не несут. В итоге из вузов выходят люди, которые потратили на обучение 5 лет жизни, по в их головах нет ничего существенного». «Много теоретической части, которую трудно использовать в жизни. Хотелось бы больше практических приемов, отработки ситуаций, возникающих в процессе работы, и т. д.». «Как правило, знания, которые мы получаем в вузе, сильно оторваны от реальности, никто не дает даже намека на положение дел на рынке труда». «В настоящее время, к сожалению, мало внимания уделяется практической части образования, а слабая подготовка в сфере применения полученных знаний на практике ведет к трудностям в трудоустройстве. Также мне кажется, что распределение, которое раньше было после окончания вуза, имело не только практический смысл — обеспечить работой молодых специалистов, но и экономический, ведь изменение профиля работы или отрасли ведет за собой затрату времени на адаптацию и изучение особенностей производства». На важность включения в профессиональную среду указывают не только те, кто не сумел устроиться на работу по специальности. Даже успешные молодые специалисты, положительно оценивающие период своего обучения в вузе и качество полученных знаний, отмечают незаконченность процесса профессиональной социализации: «„Образование дали достойное в плане технических знаний и специальности. Огорчение приносит только рынок труда, где потребность в инженерах катастрофически низка“. „Без опыта работы выпускники никому не нужны“. „Образование я получил хорошее. Только в жизни оно мне не пригодилось — я работаю не по специальности, полученной в вузе“. „Чтобы найти работу, нужно еще дополнительно учиться… А вроде высшее образование получил“» .

Современная система российского высшего образования находится в стадии постоянных изменений и поисках новых организационных путей, которые будут отвечать требованиям времени. В решении комплекса связанных с этими задачами проблем важнейшую роль играет социальное управление профессиональной социализацией студентов вузов, целью которого является качественное изменение в развитии всех участников данного процесса. Оно заключается в осознании необходимости творческого начала в решении даже стандартных проблем, полноценного сотрудничества между структурными подразделениями, которые могут и не быть непосредственно связаны производственными функциями, интенсивное взаимодействие студентов и преподавателей, которое постепенно переводит формальные отношения в отношения сотрудничества и взаимопонимания. Молодой специалист как результат приложения интеллектуального потенциала пуза к административным, организационным, материальным и финансовым ресурсам становится профессионалом, востребованным рынком труда. Одновременно с образовательным эффектом подготовка специалиста дает социальный эффект — качественное изменение социальных установок, поведенческой ориентации, отдельных сторон жизнедеятельности личности.

Профессиональная социализация является сложным динамическим процессом формирования системы отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации профессиональных намерений и планов. Соответственно, система механизмов социального управления данным процессом также имеет сложную структуру, элементы которой располагают неодинаковым значением на различных этапах образовательного процесса.

Итогом профессиональной социализации студентов в вузе выступает системная готовность к выполнению профессиональных обязанностей как интегральная характеристика личности специалиста, включающая мотивационную сферу (нацеленность на профессиональную трудовую деятельность); сферу целеполагания (система представлений о содержании и результатах трудовой деятельности); сферу профессиональных притязаний (жизненные стратегии и профессиональные планы, встроенные в единую и детально сформированную «картину мира»). Системные знания и умения, будучи осмыслены, составляют методологическую и методическую основу переноса их из учебных ситуаций в реальные жизненные условия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой