Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современная концепция прав и свобод в Российской Федерации и ее конституционно-законодательное обеспечение. 
Признание Конституцией Российской Федерации прав третьего поколения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другие статьи, содержащие запрет на военное противостояние или разжигание войны, связаны с регулированием принципа идеологического многообразия, принципа равноправия и недопустимости дискриминации, права на свободу мысли и слова. В соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное… Читать ещё >

Современная концепция прав и свобод в Российской Федерации и ее конституционно-законодательное обеспечение. Признание Конституцией Российской Федерации прав третьего поколения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принятие Конституции РФ 1993 г. обозначило окончательный переход от советской концепции основных прав и свобод человека и гражданина к новой модели, отвечающей основным гуманистическим ценностям, одобренным международным сообществом.

В действующей Конституции РФ заложены естественно-правовая и либерально-демократическая концепции, определяющие приоритет общегуманистических и демократических ценностей.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — основной обязанностью государства. Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина. В ней закрепляются основы правового статуса личности в Российской Федерации. Основная идея этой главы базируется на признании приоритета естественных и неотчуждаемых прав человека, обеспечения достойного развития каждой личности в Российском государстве и обществе, учет его индивидуальности, с одной стороны, и определения его связей с обществом и государством, с другой.

Недооценка и даже пренебрежение в определенной мере государством личными и политическими правами и свободами, характерное для советского периода, обусловливало их последнее и неглавное место в системе конституционных прав и свобод, закрепляемой в основном законе страны. В Конституции РФ личные и политические права и свободы вынесены на первое после основ конституционного строя место.

Нельзя сказать, что новая концепция прав и свобод полностью отвергла прежнюю советскую модель правового статуса личности. Так, экономические, социальные и духовно-культурные права и свободы, закрепленные в действующей Конституции РФ, олицетворяют собой «второе поколение», которое возникло в значительной мере на основе социалистических учений, под воздействием классовой борьбы трудящихся (впервые в целостном виде они были закреплены в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1918 г.). В силу конвергенции социалистической и западной концепций прав и свобод как тенденции, с очевидностью проявившей себя в 1980;х гг., Россия не писала с белого листа новую конституционную модель защиты личности. Вместе с тем в период реформирования конституционного строя России итогом совмещения российских представлений с западной концепцией прав и свобод явилось введение определенных новелл концептуального характера.

Можно было бы выделить по меньшей мере следующие основные концептуальные изменения в конституционном статусе личности в связи с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и Конституции РФ 1993 г.

Одно из основополагающих — правовое признание права частной собственности. Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ). В советский период на конституционном и законодательном уровнях, как уже указывалось ранее, признавалось лишь право личной собственности, но и на нее существовали серьезные ограничения. Лишь в 1992 г. в Российской Федерации был принят федеральный закон о собственности, продекларировавший возможность обладания правом частной собственности.

Другое серьезное изменение концептуального характера —

введение

всех основных институтов, обеспечивающих свободу личности в различных сферах (свобода передвижения, свобода слова и совести, право на забастовку, право на альтернативную гражданскую службу, право определять свою национальную принадлежность и т. д.).

Для современной России элементарным выражением свободы является появившаяся возможность свободного выражения своего мнения, протеста против политики властей и управленческих структур в виде забастовки, митинга, шествия, демонстраций. В советский период действие этих институтов не допускалось, а лица, применяющие их, подвергались жестокому наказанию[1].

Важным критерием свободы личности является предоставляемая и гарантируемая законом возможность ее самоидентификации. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Конституции РФ каждый в Российской Федерации вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. В то же время никто нс может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Существенное значение в утверждении подлинного режима свободы личности имеет определение в Конституции РФ гарантий свободы совести. Теперь гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

Серьезным конституционным новшеством является гуманизация мер ответственности и процедур их применения.

Впервые в истории российской правовой системы в Конституции РФ напрямую поставлена задача отмены смертной казни, и установлена усложненная процедура применения данной крайней меры наказания. В прежних советских конституциях отсутствовали нормы, определяющие круг преступлений, за которые могла бы быть назначена смертная казнь, и особые З’словия, при соблюдении которых допускается вынесение смертного приговора. Положения ч. 2 ст. 20 Конституции РФ закрепляют, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение сто дела судом с участием присяжных заседателей. Эти правила соответствуют нормам международного права.

Гуманизация мер ответственности и процедур их применения как принцип, заложенный в Конституции РФ, получил свое развитие в УПК РФ и УК РФ. Поправки к УК РФ снизили предельные сроки за многие преступления, которые не относятся к тяжким. В некоторых статьях законодатель заменил лишение свободы другими видами наказаний и, в частности, штрафами и исправительными работами. Значительно смягчена система наказаний в отношении женщин и несовершеннолетних. Практическая реализация поправок в УК РФ и УПК РФ означает дальнейшую демократизацию системы исполнения наказаний, смягчение карательной политики в отношении лиц, совершивших малозначительные и средней тяжести преступления, гармонизацию российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства, которое все более приближается к общеевропейским стандартам в дайной сфере.

УПК РФ с дальнейшими поправками значительно гуманизировал процедуры привлечения к ответственности, созданы более благоприятные условия для обеспечения реальной защиты прав и свобод граждан. В частности, предусмотрены положения о том, что уголовное дело возбуждается с согласия прокурора, что значительно сократило число возбуждаемых дел; обвиняемому, находящемуся под стражей в случае обстоятельств, исключающих возможность его прибытия в суд, предоставляется возможность с помощью защитника представлять свои интересы в суде в момент рассмотрения ходатайства о продлении срока содержания под стражей; запрещается использовать в качества доказательств показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства в отсутствие защитника и не подтвержденные им в суде; в срок содержания под стражей теперь зачисляется и время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации; обвиняемому и его защитнику предоставляется не ограниченный во времени срок, необходимый для ознакомления с материалами уголовного дела (лишь если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают время ознакомления с материалами уголовного дела, на основании судебного решения, принимаемого в порядке ст. 125 УПК, устанавливается определенный срок).

Еще одно новое проявление расширения прав и свобод концептуального характера — признание на конституционном уровне прав третьего поколения, и, в частности, коллективных прав.

По историческим этапам утверждения прав человека (по времени возникновения) в современной системе прав выделяют три, а иногда и четыре, пять и более поколений[2]. Некоторые ученые считают, что права человека четвертого поколения соединяют в себе как разработку новых приоритетных тем в этой области, так и их реализацию с помощью международного контроля, мониторинга за соблюдением прав и свобод[3]. Считая, что четвертое поколение прав начало формироваться в 1990;х гг., они предлагают отнести к этому поколению следующие права: право на защиту человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии; информационные права и технологии и права человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические и др.)[4].

Классификация прав человека по поколениям прочно утвердилась в современном правоведении[5]. Она была предложена в конце 1970;х гг. Карелом Васаком[6]. Чешский ученый выделял три поколения прав человека, которые, но его мнению, соотносятся с тремя идеалами Французской революции: свободой, равенством и братством[7].

Первое поколение прав человека представлено в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., второе — в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а третье образуют такие права, как право на развитие, право на здоровую окружающую среду, право на мир, право народов на самоопределение и ряд других, которые еще только начинают получать международно-правовое признание. К. Васак назвал их правами солидарности. Их новизна, согласно данной концепции, заключается в том, что они являются одновременно и негативными, и позитивными по отношению к государству.

Основы идеи третьего поколения прав человека впервые были провозглашены ЮНЕСКО иод влиянием необходимости более широкого распространения концепции международных прав человека во всем мире. В Комиссии ЮНЕСКО по правам человека и мира ее директор К. Васак сформулировал положение о том, что в международных институтах «третье поколение прав ассоциируется с понятием о правах как о „единой общемировой ценности“, которая является критерием, объединяющим людей, принадлежащих к различным цивилизациям, религиям и культурным сообществам»[8].

Как отмечает Н. В. Варламова, специфика исторического контекста, обусловившего появление прав третьего поколения, усматривается в возрастающей глобализации[9]. Проблемы, с которыми сталкивается современное общество, не могут быть разрешены усилиями одного государства. Поддержание мира, защита окружающей среды и обеспечение непрерывного развития экономики всех стран требуют совместных действий на национальном и особенно на международном уровне. Действий одного государства оказывается уже недостаточно для выполнения обязательств, налагаемых на него правами первого и второго поколений[10]. Таким образом, права третьего поколения призваны обеспечить скоординированный во всемирном масштабе ответ на угрозы правам человека, вызванные глобальной взаимозависимостью стран и народов.

Перечень прав человека третьего поколения был в дальнейшем расширен учеными. Так, С. В. Золотухин, помимо перечисленных прав, правами третьего поколения называет право на общее наследие человечества и право на коммуникацию[11]. К третьему поколению относят также права, конкретизирующие вышеназванные права. Отдельно выделяются право на разоружение, право на защиту природной среды от различных конфликтов, право на защиту от международного терроризма и организованной преступности и коррупции, право на пользование общим культурным наследием и техническими достижениями человечества, равное право доступа к информационным достижениям цивилизации[12].

Некоторые авторы к числу нрав третьего поколения относят специальные права, которые вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу: права детей, женщин, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств или коренных малочисленных народов и др. (так называемых условных социальных групп), которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими возможностей осуществлять свои права и свободы и в силу этого нуждаются в поддержке государства[13]. Однако, представляется, что в данном случае речь идет о правах второго поколения — льготах и привилегиях, предоставляемых указанным лицам, которыми они пользуются индивидуально, а не коллективно, в силу того, что относятся к потенциально уязвимым слоям населения.

Среди прав третьего поколения Конституция РФ закрепляет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данные положения конкретизируются в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В некоторых современных конституциях имеются нормы, провозглашающие право каждого на личную безопасность, ряд стран в своих основных законах сформулировали право на мир. Все большее число государств включает в свои конституции разделы, посвященные механизмам обеспечения национальной безопасности, главным показателем которой является состояние мира и мирная жизнь людей. В Конституции РФ содержится немного положений, связанных с обеспечением мира и безопасности. В ней отсутствуют разделы, посвященные системе обеспечения мира и национальной безопасности, не регулируются основы статуса вооруженных сил аналогично конституциям целого ряда других государств. В российской Конституции не найти норм, непосредственно закрепляющих право на мир и право на безопасность. Данное обстоятельство не могло быть не замечено в юридической литературе. В частности, немало исследователей подчеркивают целесообразность закрепления в Конституции РФ права каждого на безопасность[14]. Не менее важным является и конституционное закрепление права на мир[15].

Несмотря на общее критическое восприятие лаконичности Конституции РФ в вопросах регулирования мира и безопасности, нельзя не отметить, что ее отдельные положения все же затрагивают эти проблемы, составляя тем самым правовую основу для российского законодательства.

В преамбуле Конституции РФ говорится об утверждении гражданского мира и согласия как ценности, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознания российским народом себя частью мирового сообщества.

Косвенный запрет на гражданские войны (мятеж, восстание в виде вооруженного конфликта) содержится в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ: «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Другие статьи, содержащие запрет на военное противостояние или разжигание войны, связаны с регулированием принципа идеологического многообразия, принципа равноправия и недопустимости дискриминации, права на свободу мысли и слова. В соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ записано положение о том, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Опосредованным образом запрет на мятеж, вооруженное сопротивление и другие насильственные формы разжигания гражданской войны содержится в ст. 31 Конституции РФ: граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В Конституции РФ содержатся отдельные положения, касающиеся прав и свобод человека в период военного положения, осуществления военных действий, иных чрезвычайных мер, связанных с защитой мира и безопасности па территории РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 21 никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Все эти запреты распространяются не только на военное, но и на мирное время.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В определенной мере это положение конкретизируется в ст. 56 Конституции РФ: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. В ч. 3 данной статьи закреплено, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46—54 Конституции РФ.

Чрезвычайное и военное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 56, ст. 87, 88 Конституции РФ). Вместе с тем Конституция РФ непосредственно определяет компетенцию Президента РФ и Федерального Собрания РФ (его палаты — Совета Федерации) в вопросах введения чрезвычайного и военного положения, использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ (ст. 87, 88, 102 Конституции РФ).

Особое место в конституции и законах каждого государства занимает закрепление обязанности защищать Отечество. Согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

С вопросами мира и безопасности связано право на предоставление политического убежища. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора РФ.

Существенное значение в правовом регулировании прав на мир и на безопасность играют федеральные конституционные законы. Ими определяются принципиальные вопросы поддержания и защиты мира, обеспечения безопасности, прав граждан на мирную жизнь в военных или чрезвычайных условиях. В России такие отношения регламентируются Федеральными конституционными законами от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности», от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и др.

Конституция РФ в определенной мере регулирует и коллективные права народов. Впервые на конституционном уровне установлены гарантии прав коренных малочисленных народов, населяющих Россию. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69 Конституции РФ). Именно эти народы подразумеваются в первую очередь и в ст. 9 (ч. 1) Конституции РФ, в которой говорится о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с Конституцией РФ правовые основы отношений государства с коренными малочисленными народами были определены подробно, и в частности Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации», Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666, и др. Такая специализированная правовая политика аналогична той, что характерна для стабильных демократических государств, где проживают подобные этнические общности (Канада, Норвегия, Финляндия, Дания), и отвечает требованиям Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1989 г.

  • [1] Так, 2 июня 1962 г. в г. Новочеркасске была расстреляна демонстрация рабочих, протестовавших против повышения цен па продукты питания. В резуль тате было убито 23 человека; 7 человек были приговорены к расстрелу за организацию беспорядков.
  • [2] Луковская Д. И. Классификация прав и свобод человека и гражданина // История государства и права. 2007. № 15.
  • [3] Теория и практика защиты нрав человека. М., 2004. С. 39—40.
  • [4] См.: Головистикова А. #., Грудцына Л. /О. Права человека. М., 2006. С. 60; Антонович Б. А., Антонович Е. К. Права и свободы человека и гражданина в современном мире //Административное и муниципальное право. 2009. N° 10.
  • [5] См., например: Human Rights in the World Community / ed. by R. P. Claude, В. H. Weston. Philadelphia, 1989. P. 17—18; Глухарева Л. И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М., 2003. С. 51—55 ;Малевич 10. /7. Права человека в глобальном мире. М., 2004. С. 46—53; Мюллерсон Р. А. Правачеловека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 29—31; Общая теория прав человека / подред. Е. А. Лукашевой. М., 1996. С. 21—27; Права человека: учебник / под ред. Е. А. Лукаше-вой. М., 2009. С. 147−151.
  • [6] Vasak К. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to Give Force of theUniversal Declaration of Human Rights // UNESCO Courier, 1977. Nov.
  • [7] Vasak K. Pour une troisieme generation des droits de Phomme // Studies and Essays onInternational Humanitarian Law and Red Cross Principles / ed. by C. Swinarski. Hague, 1984.P. 837, 839.
  • [8] Цит. по: Малевич IO. И. Права человека в глобальном мире. М., 2004. С. 50.
  • [9] Варламова //. В. Третье поколение нрав человека? // Российский юридический журнал.2011. № 2.
  • [10] Rich R. The Right to Development: A Right of Peoples? // The Rights of Peoples / Ed. byJ. Crawford. Oxford, 1988. P. 39, 41.
  • [11] См. подробнее: Золотухин С. В. К вопросу о концепции «третьего поколения правчеловека» или «прав солидарности» // Советский ежегодник международного права 1989—1991 гг. СПб., 1992. С. 181−182.
  • [12] Бороздина Я. А. Классификация прав и свобод человека // Международное публичноеи частное право. 2007. № 6.
  • [13] э См., например: Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. С. 14; Глухарева Л. И. Права человека в современноммире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М., 2003.С. 53, 55; Мамиенко //. В. Становление принципа презюмирования прав человека: три поколения // Юридические науки. 2006. № 4 (20). С. 38.
  • [14] Ильин Ю. Д. Права человека и государства на безопасность в современном мире. М. :Норма, 2007. С. 117.
  • [15] Умнова И. А. Право мира. М.: Эксмо, 2010. С. 95.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой