Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стандартизация образования. 
Менеджмент в образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Появление колоссального потока информации, в котором оказывается современный человек, во многом обязано компьютерам и системе Интернет, делающим ее доступной для любого пользователя. Соответственно, в образовательный процесс начали активно внедряться информационно-коммуникационные технологии. Сам компьютер в образовании стал не только объектом изучения и средством, с помощью которого обучают… Читать ещё >

Стандартизация образования. Менеджмент в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Расширение процессов глобализации и интеграции явилось предпосылкой стандартизации образования как за рубежом, так и в России. В последние десятилетия со стороны национальных систем образования уделялось значительное внимание этим вопросам, вызвавшее трансформацию понятия «стандарт» в современном образовательном пространстве. Обозначив эпоху глубоких и масштабных преобразований национальных систем в Европе, Болонская декларация предусматривала изменения образовательных программ и институциональные изменения, но при этом говорила о «минимальном стандарте». Четко обозначилась идея, что «стандарт» не должен становится ограничителем многообразия и конкурентоспособности. В апреле 2004 г. Берлинское коммюнике Европейской ассоциации университетов зафиксировало ряд понятий, призванных обеспечить гарантии качества высшего образования: «стандарты — это принципы и ценности, которым необходимо следовать»; «процедуры — это набор действий, используемых внешними органами обеспечения качества и аккредитации»; «установки — рекомендации, содержащие контрольные точки, которые позволяют оценить соответствие стандартам» .

Эволюция определения понятия «образовательный стандарт» присуща всем образовательным системам, которые прошли путь от «стандартаминимума» к «стандарту-уровню» и стандарту как совокупности требований к условиям осуществления образовательной деятельности. При этом важно отметить, что акцепт смещается с содержания образования на его результат в виде уровня образованности учащихся, совокупности требований к целям образования, процессу, условиям2. Примером нового подхода к стандартизации, задающим не директивный, а рекомендательный характер, являются стандарты гарантий качества высшего образования, определяющие единый европейский формат требований к системам образования.

В России на сегодняшний момент сложилась единая система федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для всех уровней образования, выполнение которых является обязательным для образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию.

Информатизация образования.

Появление колоссального потока информации, в котором оказывается современный человек, во многом обязано компьютерам и системе Интернет, делающим ее доступной для любого пользователя. Соответственно, в образовательный процесс начали активно внедряться информационно-коммуникационные технологии. Сам компьютер в образовании стал не только объектом изучения и средством, с помощью которого обучают, но и инструментом повышения эффективности педагогической деятельности и научно-исследовательской работы, а также компонентом системы управления образования. Сложно найти еще какое-нибудь технологическое открытие в истории человечества, которое могло бы сравниться с сетью Интернет по степени и глубине своего влияния на экономику, историю, культуру и, конечно, образование. Глобальность се неописуема, не зря различные авторы называют ее галактической (Джон Ликлайдер «Галактическая сеть», Мануэль Кастельс «Галактика Интернета»). Кастельс, в частности, так определяет место Интернета в обществе: «Если вам нет дела до Сети, то Сеть все равно будет воздействовать на вас. До тех пор, пока вы живете в обществе, в данное время и в данном месте, вам придется иметь дело с сетевым обществом»[1].

Сегодня неотъемлемой частью образования в мире становится система электронного образования е-Learning[2], которое реализуется с использованием информационных и электронных технологий. Электронное обучение повышает открытость современного образования. Еще в 1969 г. в Великобритании был создан первый Открытый университет, целью которого стало предоставить возможность получить образование людям, желающим учиться в удобном для них месте и в удобное время. Одновременно в нем обучается 200 тыс. студентов, которые при этом могут находиться в разных точках мира. Популярными на данный момент становятся консорциумы вузов, открывающие на своих площадках открытые университеты. Так, например, Финский онлайновый университет прикладных наук открыт на базе 27 университетов, или Alllcarn, другим примером является консорциум Оксфордского, Йельского и Стэнфордского университетов. Высоко развито e-Learning в Корее, став частью экономики страны и принося доход более 2 млрд долл, в год. При поддержке ЮНЕСКО в Корее реализована общенациональная система обучения Cyber Ноше Learning System, с помощью которой учащиеся получают школьное и среднее образование в домашних условиях, это закреплено и соответствующим законодательством. Распространение e-Learning в традиционных школах составляет 76,8%. В стране работает 19 кибер-университетов.

Электронные технологии меняют подходы к формам образования; так появляются:

  • • виртуальные классы онлайн-обучающая среда, базирующаяся на Интернете с доступом к ней через портал или специальное программное обеспечение;
  • • вебинары (англ, webinar) — онлайн-семинары, веб-конференции, онлайн-встречи, уроки или презентации через Интернет;
  • • система управления учебным процессом (LMS) — программный продукт или сайт, используемый для планирования, осуществления и оценки конкретного учебного процесса;
  • • «перевернутый» класс — метод обучения, обратный традиционному, когда чтение лекций и изучение предмета происходит онлайн, а домашнее задание выполняется в реальном классе;
  • • синхронное и асинхронное обучение — преподаватель и учащийся синхронно входят в виртуальный класс, или преподаватель размещает свои лекции и задания в Интернете, а обучающийся выполняет их в удобное для себя время;
  • • технология 1:1, когда каждый студент обеспечен ноутбуком или планшетом и др.

Элементом электронного обучения является МООК (МООС) — «массовые открытые онлайн-курсы» — обучающие курсы с массовым интерактивным участием, применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет. Это образовательная онлайн-модель, способная полностью заменить традиционную форму обучения. Участники курса просматривают видеолекции, читают сопутствующий материал, выполняют практические задания, а их прогресс регистрируется в системе. В конце каждого модуля осуществляется промежуточный контроль, а сам курс оканчивается экзаменом, после которого, как правило, выдается сертификат. В рамках проекта Open Education Europa размещено онлайн-табло[3], на котором отображены страны и количество массовых открытых онлайнкурсов (MOOCs), подготовленных учебными заведениями европейских стран, вне зависимости от платформы, на которой такие курсы размещены. На август 2015 г. наибольшее число курсов представлено Великобританией (35), далее идут Испания (19), Франция (15), Нидерланды (14), Германия (6). К сожалению. Россия имеет пока только один подобный курс. Популярными площадками МООК являются Coursera, EdX, Canvas, Open2Study и другие, однако среди них нет ни одной российской.

Вместе с тем стоит отметить, что информатизация российского образования началась еще в 1980;х гг. и прошла уже несколько этапов (Программа информатизации образования РФ 1985—1993 гг., Концепция информатизации сферы образования РФ 1993—1998 гг.; реализация региональных программ информатизации 1998—2001 гг.; 2002 г. — по настоящее время — реализация приоритетного национального проекта «Образование», образовательный контур программы «Электронная Россия»). На сегодняшний день можно говорить о достигнутых значительных результатах:

  • • 100%-ный доступ к системе Интернет всех учебных заведений;
  • • наличие компьютерных классов и оснащенных компьютерами и мультимедиа-аппаратурой кабинетов;
  • • наличие большого спектра онлайн-ресурсов[4]: bitClass — интерактивная онлайн-система для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и математике; «Фоксфорд» — центр онлайн-обучения по школьным предметам; ИТУИТ — Национального открытого университета для школьников; УНИВЕРСАРИУМ — бесплатная онлайн-площадка, где собраны открытые курсы по разным категориям, разработанные различными вузами страны, и др.;
  • • требование интеграции информационных технологий с процессом обучения на всех уровнях включено в образовательные стандарты нового поколения.

При этом в России до сих пор уровень обеспеченности современными технологиями и степень их включенности в образовательный процесс оставляют желать лучшего по сравнению с другими странами. Стоит отметить, что сложности в процессе информатизации российского образования во много обусловлены общим низким уровнем развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стране. Так, согласно отчету 2014 г., Россия по индексу развития И КТ в 2013 г. заняла 42 место, опустившись по сравнению с предыдущим рейтингом на две позиции[5]. В лидерах оказались Дания, Корея и Швеция.

  • [1] Кастельс М. Галактика Интернет: пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  • [2] По определению специалистов НЕСКО, «e-Leaming — обучение с помощью Интернета и мультимедиа» .
  • [3] URL: openeducationeuropa. eu/en/european_scoreboard mooes (лата обращения: 18.11.2015).
  • [4] Полная версия перечня онлайн-ресурсов: URL: https://nevtonev.com/overviev/elearning-v-rossii-obrazovatclnyj-pejzazh (дата обращения: 18.11.2015).
  • [5] International Telecommunication Union Place des Nations Cl I-1211 Geneva Switzerland, 2014.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой