Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Массмедиа в контексте повседневных практик

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как известно, повседневные практики для массмедиа являются ничем другим, как выражением, а в ряде случаев — и следствием реальных процессов конструирования многих социальных маркеров, в том числе, разумеется, и этничности. При этом на основании системно сконструированных информационных потоков может происходить изменение тех или иных социальных практик по отношению как к субъектам, так… Читать ещё >

Массмедиа в контексте повседневных практик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как известно, повседневные практики для массмедиа являются ничем другим, как выражением, а в ряде случаев — и следствием реальных процессов конструирования многих социальных маркеров, в том числе, разумеется, и этничности. При этом на основании системно сконструированных информационных потоков может происходить изменение тех или иных социальных практик по отношению как к субъектам, так и к объектам данного рода деятельности. Причем, к примеру, крупнейший английский социолог и политолог Э. Гидденс считает, что устоявшиеся, типичные образцы социального поведения детерминированы самим социальным воспроизводством, его рутиной[1]. Рутина же в его понимании — социальные практики, основанные на бездумном характере повседневного взаимодействия. Другие исследователи, в частности П. Ессед, позднее доказали, что рутинные значения и смыслы практик нередко воспринимаются индивидами или даже целыми группами как сущностные, неоспоримые в той или иной системе культурных норм, ожиданий.

В идеале поведение любого человека, в том числе и массово-коммуникационное на уровне отбора информации для восприятия и дальнейшей интериоризации, должно определять знания, убеждения, мировоззренческие ценности и т. д. То есть те когнитивные механизмы, которые в дальнейшем интегрируются в социальные взаимодействия и отражаются в поведении индивида или группы. В новейших исследованиях отмечается, что «этнопсихолингвистическая интерпретация слова как живого, функционирующего, деятельностного начала предполагает специфическое отображение мира и формирование представления его носителей об окружающей действительности»[2].

Реальная практика также свидетельствует, что одним из важнейших индикаторов этничности как социального конструкта являются стереотипы. Поэтому, убеждены эксперты[3], изучение стереотипов является одним из подходов именно дискурсивного системного исследования проблематики социальной природы этничности. Стереотипы же, но их мнению, не только детерминируют восприятие объектов чужой культуры или группы, но и предлагают для восприятия и интериоризации упрощенные и оценочно однозначные образы. Как элементы общего знания и здравого смысла, стереотипные представления, как правило, разделяются многими членами той или иной группы. В таком качестве либо они функционируют как проводники знания, либо через них выражаются свойства социального конструкта этничности.

Причем стереотипы мышления сегодня чаще всего используются в контексте манипулирования аудиторией массмедиа при посредстве новейших технологий. В массовое сознание они внедряются при помощи различного рода способов и приемов. К ним относится, к примеру, конструирование информационных мифов. Последние мы определяем как взаимосвязь, наделение тех или иных реальных событий, конфликтных ситуаций, процессов, а также массмедийных персон мифологическими, а нередко и псеводомифологическими чертами. «Образно говоря, идеализация или дьяволизация тех или иных фактов, а может быть и представленной в массмедиа реальности в целом. Все это усиливает влияние на область бессознательного и в результате — на массовое сознание и поведение представителей конкретного социума, а чаще — того или иного человека. Использование стереотипов и мифов в интересах информационно-психологического воздействия является одним из важных аспектов, имеющих отношение к проблеме конструирования социальной реальности»[4].

Этнические стереотипы можно подразделить на два вида: автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотины включают в себя мнения, суждения, оценки, относимые к той или иной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок, правда, нередко выражаемых в шутливой, самоироничной форме. Типичный пример его использования можно привести из любого СМИ. Вот, к примеру, один из них: «В поздравлении депутата Тюменской областной Думы, писателя Сергея Козлова, в частности, отмечено: „Говорят, что русские медленно запрягают, но быстро ездят. 2014 год — год лошади. Пусть это символично, но желаю всем нам наконец-то запрячь и поехать, обгоняя всех. Главное — в правильном направлении и по хорошим дорогам!“»[5]. Примечательно, что проанализировав тексты российских массмедиа за несколько месяцев, в частности, за февраль 2014 г., мы обнаружили, что в период проведения Олимпийских игр в Сочи также наиболее часто в заголовках и в разножанровом контенте обыгрывался именно вышеприведенный стереотип (выявлено более ста случаев его употребления).

Гетеростереотипы являют собой уже совокупность не нейтрально преподносимых или в той или иной мере завуалированных суждений, а конкретно оценочных, выносимых о других народах представителями данной этнической общности. Причем они могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В качестве примера можно привести следующий красноречивый (по мнению автора) заголовок публикации: «Хитрые хохлы и хитрые евреи — для России это давно не актуально. Китайцы похитрее будут»[6]. Журналисты газеты «Новости Югры» в лирической подводке к публикации па актуальную для северян тему погодных превратностей, также обратились вдруг, что называется ни к селу, ни к городу, к данному типу стереотипов: «Этой зимой многие руководители российских регионов жаловались на „неожиданно“ пришедшие морозы, снегопады, гололедицу. А незваный гость, как известно, хуже татарина, тем более, если с ним [?] появляются дорожные пробки, аварии и человеческие жертвы [?]»[7]. Скандал совсем недавно вызвало и публичное заявление, основой которого был следующий гетеростереотип: «Глава московского землячества крымских татар Эрнст Кудусов публично назвал русских „потомственными рабами“. Соответствующее заявление Кудусов сделал в ходе своего выступления в эфире Общественного телевидения России»[8].

Но в качестве наверняка самого яркого примера наиболее часто использовавшегося в конце XX — начале XXI в. этностереотипа можно привести устойчивое словосочетание «лица кавказской национальности», лидировавшее в тот период в разделах, где в контенте СМИ были представлены описания этнических конфликтов и криминальной хроники. В настоящее время в профессиональных стандартах деятельности и внутриредакционных требованиях подавляющего большинства российских СМИ чаще всего, что называется «по умолчанию», заложены основы толерантного отношения к представителям различных этносов. Не последнюю роль в этом сыграл и факт ужесточения требований к текстам данного характера Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. К тому же профессиональное сообщество в лице Союза журналистов России выступило с инициативой, и 31 января 2013 г. прошла учредительная конференция Всероссийского конгресса этножурналистов «Культура мира». В рамках его деятельности было предложено проводить обучающие семинары, профессиональные конкурсы для журналистов, «Дни национальной прессы», «Праздники этнических газет и журналов», презентации книг, фильмов и т. д. Примечательно, что руководитель оргкомитета ВКЭЖ Джамиль Садыхбеков предложил также учредить «антипремию» для журналистов, пишущих о межнациональных отношениях. Общественный деятель отметил, что она могла бы называться «черное перо» или «ржавое перо». «Проводить мониторинг среди журналистов, которые разжигают межнациональную рознь, чтобы вся страна знала, чем они занимаются!» , — добавил он[9].

Важную просветительскую роль позднее, на наш взгляд, сыграла и успешная реализация совместного проекта Союза журналистов России и Института многообразия СМИ (Великобритания) .тля региональных журналистов. В одном из раздаточных материалов для них было прямое обращение и по поводу стереотипов: «Ваша роль заключается не в распространении расистских стереотипов, служении рупором для одной из сторон или тиражировании неподтвержденных слухов, которые могут подстегнуть экстремистские настроения. Преданы и солидарны вы должны быть своей аудитории, которой необходимо представить наиболее исчерпывающую и точную информацию» .

  • [1] См.: Gicldem A. Sociology. Cambridge: Polity Press, 2001.
  • [2] Салихова Э. А. Моделирование процессов овладения и пользования психологической структурой значения слова при билингвизме. Уфа: Вагант, 2012. С. 96.
  • [3] См.: Краснопольская И. И., Солодова Г. С. Социальное конструирование этничности.
  • [4] Олешко В. Ф. Мобильные возможности гражданской журналистики // Известия Урал. Федер. ун-та. (Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры.) 2012. № 2 (98). С. 40.
  • [5] Представители власти поздравляют Нефтегаз с Новым годом и Рождеством. URL: tumen.bezformata.ru/listnews/neftegaz-s-novim-godom-i-rozhdestvom/16 651 027.
  • [6] URL: news. sever-strasti.com/2013/10/21/xitrye-xoxly-i-xitrye-evrei-dlya-rossiieto-davno-ne-aktualno-kitajcy-poxitree-budut.
  • [7] Новости Югры. Еженедельная общественно-политическая газета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. 2013. 31 янв.
  • [8] Глава московского землячества крымских татар: «Русские — потомственные рабы». URL: regnum.ru/news/polit/1 770 039.html.
  • [9] В Москве учрежден Конгресс этножурналистов «Культура мира». URL: nazaccent.ru/content/6657-soyu2-zhumalistov-rossii-uchredil-kongress-etnozhurnalistov.html.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой