Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы организации и деятельности механизма государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гарантией против узурпации государственной власти какимлибо должностным лицом или органом, а также условием эффективной деятельности аппарата государства является принцип разделения власти. Потребность в разделении государственной власти различными авторами обосновывалась неодинаково. Однако большинство исходило из того, что злоупотребление властью вытекает из эгоистической природы человека… Читать ещё >

Принципы организации и деятельности механизма государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Органы государства формируются и осуществляют свои функции, соблюдая определенные правила — общие и частные принципы, определяющие специфику функционирования отдельных звеньев государственного аппарата.

Общие принципы. К ним относятся требования, на основе которых организован и действует механизм государства в целом.

Принцип гуманизма означает, что государство служит человеку, обществу, создается для обеспечения благополучия и прав человека и гражданина. Так, в ст. 2 Конституции РФ данный принцип сформулирован следующим образом: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Реализация принципа гуманизма возможна при условии, что само государство организовано демократически и контролируется гражданским обществом. Эти требования отражает принцип народовластия, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета является народ. Власть, полученная не из рук народа на выборах, не является законной. Народ осуществляет власть непосредственно на референдумах, плебисцитах, выборах или опосредованно, передавая ее на строго определенный срок своим представителям, избранным путем всеобщего голосования.

Сформированная населением на выборах государственная власть должна действовать, соблюдая определенные правила. Эти правила содержит принцип законности и конституционности. Конкретный орган государства, его должностные лица выполняют свои функции строго в соответствии с конституцией и законодательными актами, регулирующими их деятельность. Соблюдение законности и конституционности в работе государственного органа ограничивает возможности чиновников в использовании служебного положения в личных целях для собственного обогащения. Кроме того, строгое и неукоснительное следование органов государства нормам права является препятствием па пути административного произвола, нарушения прав и свобод граждан.

Гарантией против узурпации государственной власти какимлибо должностным лицом или органом, а также условием эффективной деятельности аппарата государства является принцип разделения власти. Потребность в разделении государственной власти различными авторами обосновывалась неодинаково. Однако большинство исходило из того, что злоупотребление властью вытекает из эгоистической природы человека. «…Известно уже по опыту веков, — писал III.-Л. Монтескьё, — что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела»[1]. Чтобы защитить себя от произвола абсолютно неограниченной власти единоличного правителя, должностных лиц, общество делит власть на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы различные ветви власти могли взаимно сдерживать друг друга. За каждой ветвью власти строго определен круг ее полномочий. В пределах своей компетенции (т.е. закрепленного за органами государства определенного перечня вопросов и функций) каждая ветвь власти подчиняется только закону.

Однако разделение власти следует понимать не как противостояние, а как форму разделения управленческих функций, чтобы они не концентрировались в одних руках. Так, законодатели заняты выработкой и принятием законов, исполнительная власть эти законы реализует па практике, а судебная — контролирует правильность принятия и применения законов. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, действовать согласованно, не стремясь присвоить себе функции другой ветви власти.

Эффективность деятельности государственного органа зависит от следования такому правилу, как принцип профессионализма и этики государственных служащих. Отбор на государственные должности осуществляется с помощью экзаменов и на основе диплома по предлагаемой специальности. Однако работа государственного служащего имеет много соблазнов и искушений: чиновник может ускорить время прохождения прошения, а может и затормозить. Так возникает возможность удовлетворить за счет общества свои финансовые интересы, получая взятки от просителей за содействие. Поэтому во многих развитых странах к моральноэтическому облику государственного служащего предъявляются высокие требования. Они отражают стремление государственной власти повысить уровень доверия к государственным служащим со стороны общества.

В США во второй половине XX в. был издан ряд нормативных правовых актов: Кодекс поведения федеральных служащих США (1958), Кодекс этического поведения членов Сената и Конгресса США (1977), Кодекс этического поведения Палаты представителей Конгресса США (1977), Обновленный Акт об этике поведения государственных служащих США (1978), Исполнительный приказ Президента США (1990). Согласно им государственным служащим запрещается использовать закрытую правительственную информацию в личных целях, участвовать в финансовых операциях, не разрешается принимать подарки от лиц, интересы которых зависят от действий данного служащего, предписывается не брать на себя никаких обязательств, которые выходят за пределы компетенции государственного служащего. Государственные служащие, как и все служащие в США, обязаны ежегодно заполнять декларации о своих доходах. Очевидно, что политика администрации Президента США направлена на то, чтобы поднять престиж профессии государственного служащего, повысить доверие общества к нему.

К общим принципам функционирования относятся также принципы гласности, федерализма (если речь идет о государственном аппарате союзного государства), оптимальности, ответственности государственных служащих за принимаемые решения и т. д.

Частные принципы. Это специфические требования, предъявляемые к различным элементам государственного аппарата. Например, принцип коллегиальности характерен преимущественно для деятельности законодательных и высших судебных органов, где решения принимаются большинством членов этих органов. В свою очередь, принцип единоначалия присущ деятельности исполнительных органов власти, занимающихся решением повседневных вопросов и поэтому требующих оперативности.

Действие частных принципов достаточно избирательно. Например, принцип внепартийности характерен для деятельности судов, исполнительных органов и не свойствен для представительных органов, создаваемых на основе партийной принадлежности депутатов законодательных собраний. Или принцип несменяемости, характерный для судебных органов, нецелесообразно использовать для организации деятельности законодательных органов.

  • [1] Монтескьё Ш.-Л. Избранные произведения. М., 1955. С. 289.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой