Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этапы развития творческих способностей детей в дополнительном образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшим условием успешной творческой самореализации ребенка является правильный выбор направленности и типа образовательного объединения, программы дополнительного образования. Поэтому на первом этапе развития творческих способностей необходимо осуществить адекватную диагностику. Проблеме осуществления диагностики творческих способностей посвящен раздел 3.2. данного пособия. Отметим, что помимо… Читать ещё >

Этапы развития творческих способностей детей в дополнительном образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно исследованиям ученых, каждый человек обладает творческими способностями, однако при отсутствии определенных условий и целенаправленной работы творческие способности могут никогда не раскрыться. Творческий потенциал личности может постепенно «угаснуть», так и нс достигнув уровня проявления творческой активности.

Развитие творческих способностей, как и любого качества, осуществляется поэтапно, что необходимо учитывать педагогу дополнительного образования. В этой связи особенно важно рассмотреть процесс развития творческих способностей, показать его динамику, чтобы выстраивать целенаправленную работу на каждом этапе.

В таблице 11 мы охарактеризуем основные этапы развития творческих способностей с учетом специфики дополнительного образования.

Таблица 11.

Этапы развития творческих способностей детей_

Название этапа. Цель.

Сущность этапа.

Формы и методы работы.

Особенности реализации в УДО.

Диагностический.

Цель: выявить уровень сформированности творческих способностей.

Диагностика творческих способностей, определение уровня их развития, выявление склонностей к определенному виду деятельности.

Наблюдение, опросные методы исследования, беседа с ребенком, родителями, воспитателем, учителем, «акт добровольцев»,.

создание.

«ситуаций выбора».

Реализуется на этапе знакомства с возможностями дополнительного образования, ребенку предлагается проверить свои склонности и возможности.

Мотивационный.

Цель: вызвать интерес к конкретному виду творчества.

Стимулирование ребенка к развитию и проявлению творческих способностей, создание положительной мотивации к участию в творческой деятельности.

Демонстрация творческих продуктов, достижений детей, знакомство с жизнью творческих личностей, посещение учреждений культуры, создание креативной образовательной среды.

Реализуется в процессе выбора направления творческой деятельности и образовательного объединения, на первых этапах участия ребенка в деятельности образовательного объединения ДО, освоения образовательных программ.

Когнитивный.

Цель:

сформировать представления о сущности выбранного вида творчества.

Включение ребенка в процесс получения знаний об особенностях и основах осуществления творческий деятельности, изучение истории вопроса.

Методы поощрения, рассказ, беседа, просмотр документальных и художественных фильмов, посещение музеев, концертов, изучение основ осуществления деятельности.

Осуществляется, в основном, на первоначальном этапе пребывания ребенка в образовательном объединении через передачу опыта других с постепенным переходом к самообразованию.

Практический.

Цель: освоить способы творческой деятельности.

Освоение ребенком способов осуществления творческой деятельности выбранной направленности.

Демонстрация, презентация, игра, упражнение, тренинг, приемы ТРИЗ, проектная деятельность.

Реализуется в процессе коллективной и и нди видуальной деятельности субъектов образовательного объединения или образовательной программы.

Демонстрационно;

созидательный.

Цель: презентовать результаты творческой деятельности.

Демонстрация ребенком освоенных навыков и умений, результатов творческой деятельности, проявление самостоятел ьной творческой активности.

Творческие конкурсы, соревнования, концерты, благотворительные акции, творческие встречи, выставки, помощь менее опытным участникам объединения, забота о других.

Осуществляется при подведении промежуточных итогов деятельности УДО, в конце освоения определенного раздела программы дополнительного образования.

Рефлексивный.

Цель: помочь ребенку выявить новые ресурсы для развития.

Осознание ребенком собственного творческого потенциала, стремление к осознанному проявлению творческой активности, создание собственных творческих продуктов, возможное дальнейшее профессиональное самоопределение.

Текущая диагностика творческой активности, анализ результатов творческой деятельности и удовлетворенности ребенка этими результатами, различные виды рефлексии, сопоставление собственных результатов с результатами других, определение дальнейших перспектив, разработка индивидуальных образовательных программ, консультации.

Осуществляется по итогам определенного периода образовательной деятельности ребенка (в конце учебного года, в конце обучения),.

а также в процессе регулярных занятий, тренировок, выступлений.

Важнейшим условием успешной творческой самореализации ребенка является правильный выбор направленности и типа образовательного объединения, программы дополнительного образования. Поэтому на первом этапе развития творческих способностей необходимо осуществить адекватную диагностику. Проблеме осуществления диагностики творческих способностей посвящен раздел 3.2. данного пособия. Отметим, что помимо диагностических тестов, анализа результатов творчества детей, наблюдения в процессе выбора кружка или секции для занятий необходимо учитывать мнение родителей и пожелания самого ребенка.

Следующим этапом развития творческих способностей является обеспечение необходимой мотивации у детей. По мнению известного психолога Карла Роджерса, «…главным побудительным мотивом творчества, как оказалось, служит стремление человека осуществить себя, проявить свои возможности». Поэтому для создания мотивации творчества помимо вдохновляющих рассказов о жизни великих композиторов и спортсменов и посещения учреждений культуры необходимо показывать систему возможных перспектив творческой деятельности ребенка, рассказывая об участии творческого коллектива в различных конкурсах, концертах, объяснить возможность дальнейшего профессионального обучения в русле выбранного направления деятельности. Также на этом этапе нужно постараться обеспечить комплексную мотивацию со стороны всех участников образовательного процесса, включая родителей, школьных педагогов или воспитателей ДОУ. Необходимо поддерживать мотивацию ребенка через создание ситуаций успеха, поощрение проявлений творческой активности и самостоятельности, поддержку творческой индивидуальности.

Однако даже при наличии творческих задатков и необходимой мотивации ребенок, начиная заниматься в образовательном объединении, осваивать программу дополнительного образования, не обладает системой знаний и представлений о выбранном направлении творческой деятельности. Поэтому основной задачей следующего, когнитивного этапа развития творческих способностей ребенка является обогащение системы его представлений в следующих направлениях:

  • -знакомство с особенностями выбранного вида творческой деятельности;
  • -знакомство с историей возникновения и развития выбранного вида творчества;
  • -изучение результатов творчества известных художников, поэтов, композиторов и т. д.;
  • -знакомство с программой и правилами деятельности образовательного объединения;
  • -освоение основных приемов творческой деятельности (движений и позиций — в хореографии, мазков и цветопередачи — в живописи, правил выполнения подскоков и подкруток — в фигурном катании и др.);
  • -изучение основ композиционного построения освоенных приемов для создания творческого продукта.

Отметим, что обогащение когнитивной сферы детей знаниями об основах творческой деятельности будет, с одной стороны, способствовать необходимой мотивации, а с другой — содействовать эффективности следующего этапа развития творческих способностей.

На практическом этапе развития творческих способностей происходит отработка, а иногда и автоматизация освоенных на предыдущем этапе приемов творческой деятельности. Чаще всего для реализации этой задачи используются упражнения, предполагающие многократное повторение каких-либо действий: ребенок многократно играет гаммы, чертит линии, много раз повторяет прыжок и т. п. Для того, чтобы такая деятельность не оказалась утомительной и монотонной, педагогу необходимо использовать и другие формы и методы работы.

(выполнение творческих проектов, тренинги, разнообразные игры, элементы современных педагогических технологий). Также на этом этапе очень важно стимулировать собственную инициативу и творческую активность детей, поощряя внесение предложений по организации деятельности, предлагая выбор возможных видов и способов осуществления деятельности.

На демонстрационно-созидательном этапе дети презентуют результаты своей творческой деятельности. Результатами в данном случае можно считать не только качество выполнения элементов творческой деятельности («чистота» пения, правильность выполнения движений, похожесть изображения), но и развитие заинтересованности детей в выбранном виде творчества, и наличие самостоятельности в создании творческого продукта, и слаженность работы группы в коллективных объединениях (сплоченность хоккейной команды, «сыгранность» актеров в театральном объединении, взаимопомощь в кружке авиамоделирования и т. п.). Также важнейшим показателем эффективности данного этапа является развитие у ребенка стремления создавать новое, вносить собственные предложения по осуществлению деятельности.

Важнейшим этапом развития творческих способностей является рефлексивный этап. Как известно, рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. В процессе становления творческой активности ребенок может включаться в различные виды рефлексии:

  • -рефлексия в группе (проводится в конце каждого занятия, а также по результатом знаковых для объединения событий — концертов, выставок, соревнований), групповая рефлексия является одной из форм коллективного общения и способствует повышению эффективности взаимодействия в группе;
  • -рефлексия с педагогом, в процессе которой происходит осознание результативности деятельности и личностного творческого роста ребенка, а также выявление причин успехов или неудач последнего;
  • -индивидуальная рефлексия способствует осознанию ребенком не только успешности собственной творческой деятельности, но также ощущению эмоциональной удовлетворенности ее итогами.

Именно в процессе рефлексии формируются такие важнейшие проявления творческой активности, как направленность на творчество, самостоятельность, ответственность за результаты собственной деятельности. Различные виды рефлексии могут быть основой разработки индивидуальной образовательной программы ребенка, где в обязательном порядке отражается и развитие творческого потенциала личности.

В целом, рефлексия способствует созданию и поддержанию необходимой творческой мотивации, обеспечивая преемственность этапов развития творческих способностей.

Осуществляя развитие творческих способностей детей, педагогу важно понимать, что содержание каждого этапа этой деятельности может варьироваться в зависимости от особенностей контингента учащихся и конкретных задач ДО, однако общая логика осуществления данного процесса должна быть именно такой. Отметим, что данные этапы в процессе пребывания ребенка в образовательном объединении могут быть последовательно реализованы несколько раз, по принципу расширяющейся спирали, так как в ходе становления творческой активности необходимо постоянно создавать зону неопределенности, проблемные ситуации, для решения которых дети должны освоить новый творческий навык, проявить творческую активность. Также важнейшим условием развития творческих способностей является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: приступая к занятиям по программе дополнительного образования или в объединениях дополнительного образования, дети обладают разной мотивацией, имеют разный багаж творческой деятельности, проявляют различное, но интенсивности усердие, обладают разным социальным опытом. Поэтому один ребенок может быстро, в течение нескольких недель или месяцев, пройти первые этапы и демонстрировать творческую самостоятельность, другому же для продвижения вперед требуется гораздо больше времени, и педагог (совместно с родителями) должен активно стимулировать и поощрять его дальнейшее творческое развитие.

Общую логику этапов развития творческих способностей точно отразил К. Э. Циолковский, который писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

В зависимости от этапа развития творческих способностей, педагоги дополнительного образования должны использовать различные средства развития. Важнейшим условием и средством развития творческого потенциала личности в условиях дополнительного образования выступает креативная образовательная среда.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой