Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философия политического времени: хронополитика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пауль Тиллих, размышляя над понятием «кайрос», подчеркивает: «Лишь для абстрактного, отстраненного созерцания время является пустой формой, способной вместить любое содержание; но для того, кто осознает динамический творческий характер жизни, время насыщено напряжениями, чревато возможностями, оно обладает качественным характером и преисполнено смысла. Не все возможно во всякое время, не все… Читать ещё >

Философия политического времени: хронополитика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать об основных проблемах философии политического времени, особенностях хронополитики в классической и постклассической картине мира;
  • уметь оперировать понятиями «хронополитика», «кайрос», «хронос», «виртуальное политическое время» ;
  • владеть представлениями о современной философии политического времени, о виртуальном времени как факторе человеческой деструктивности.

Мы сидим на секундной стрелке, отделяющей прошлое от будущего, а она движется так быстро, что этого движения мы почти не замечаем, как не замечаем движения Земли…

Генрих Бёлль

Это доброе старое время…

В классической политической картине мира политическое время обладало яркими качественными характеристиками, среди которых важнейшее значение имели вектор времени, его скорость, шкала и социокультурная специфика. Несомненно, политологи переосмысливали фактор политического времени как историческую категорию, и вновь открытые или постигаемые политические ценности могли получить право на жизнь только после их творческого включения в «дней связующую нить». Но сам вектор времени — от прошлого к настоящему и будущему, эта «цепь времен» казалась непреходящей и вечной в классической политической картине мира.

Свою интерпретацию политическое время получило уже в Античности: древнегреческие философы различали хронос — формальное время и кайрос — подлинное время, исполненное содержания и смысла.

Мнение эксперта

Пауль Тиллих, размышляя над понятием «кайрос», подчеркивает: «Лишь для абстрактного, отстраненного созерцания время является пустой формой, способной вместить любое содержание; но для того, кто осознает динамический творческий характер жизни, время насыщено напряжениями, чревато возможностями, оно обладает качественным характером и преисполнено смысла. Не все возможно во всякое время, не все истинно во всякое время и не все требуется во всякое время»[1].

Политическое время — это время-кайрос, стерегущее эпохальные моменты истории. Его пульсацию можно почувствовать в маленьких политических кружках и на многотысячных митингах, где проявляется духовная тревога. Оно может обрести силу в пророческом слове политического трибуна, но его нельзя продемонстрировать и навязать: политическое время свободно, подлинно и уникально, ибо само является судьбой культуры.

Структурные типы политического времени переосмысливались в классической политической науке в соответствии с общей теорией политического развития. Наиболее известными являются формационная, модернизационная и цивилизационная классификации.

Теория общественно-экономических формаций (К. Маркс) делит политическое время на пять эпох: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. В основу классификации здесь положен способ производство материальных благ, который задает определенную специфику всей исторической эпохе, а также темпу и качеству ее политического времени.

Теория модернизации, провозгласившая всеобщий переход от традиционного к современному, модернизированному индустриальному обществу, значительно упростила процесс осмысления структуры политического времени. В модернизационной картине мира четко выделяются только два типа времени — традиционное и современное. При этом традиционность прочно ассоциируется с отсталостью, замедленностью, архаичностью и цикличностью политического времени, а модерн, напротив, с прогрессивностью, линейностью и ускорением темпа и ритма политических часов истории.

Теория цивилизаций гораздо более глубоко подошла к интерпретации феномена политического времени в философии политики. С точки зрения цивилизационного анализа политические культуры разных стран и народов отличаются своей временно? й ритмикой: есть динамичные культуры, неудержимо устремленные в завтрашний день, но есть и другие, где замедленный ритм времени рождает вечное томление по «утерянному раю». Словом, в диалоге цивилизаций нет единого для всех пространства-времени, и это рождает один из драматических парадоксов классической хронополитики: чем более медленную временну? ю ритмику имеет цивилизация, тем выше вероятность того, что ее традиционное политическое пространство станет сокращаться под влиянием вторжения более динамичных культур.

Вопрос о взаимосвязи политического и социокультурного времени — это вопрос о том, насколько политический процесс детерминирован культурой. Известно, что время никогда не бывает нейтральной количественной шкалой для измерения человеческого опыта: социокультурное время отражает ритмы коллективных действий в каждой цивилизации, политическое — ритмы политической жизни. Как и пространство, время выступает универсальным контекстом любой культуры. Питирим Сорокин и Роберт Мертон подчеркивали, что «системы времени варьируют вместе с социальной структурой»[2]. Точки отсчета для измерения социокультурного и политического времени в каждой цивилизации выбираются среди событий, социальная значимость которых зависит от национальных традиций и обычаев.

Пример

Социальные антропологи полагают, что основанием для определения длительности недели в каждой цивилизации может служить повторяющийся ритм рынка и ярмарок: восемь дней в раннем Риме, десять — в Китае, семь — в иудео-христианской традиции, пять или шесть — в отдельных районах Африки и Центральной Америки. Несомненно, счет времени отражает также биологическую необходимость в отдыхе для большинства людей. Один день обязательно выделяется для отдыха или религиозных ритуалов и молитв (воскресенье — в христианстве, суббота — в иудаизме, пятница — в исламе).

Социокультурное время обеспечивает определенные рамки для каждого типа человеческой деятельности — политической, экономической, социальной. Вместе с тем любой из этих видов деятельности обладает собственной, отличной от других временно? й матрицей.

  • [1] Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. С. 217.
  • [2] Sorokin Р., Merton R. К. Social Time. A Methodological and Functional Analysis // American Journal of Sociology. 1937. № 42. P. 615.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой