Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Выводы. 
Культурология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определенную роль в постижении духовных начал культуры сыграли мыслители западноевропейского христианского Средневековья. Благодаря их усилиям актуализировались и стали утверждаться в общественном сознании принципы ненасилия, любви к ближнему, взаимопомощи, братства, единства народов и культур, скромности, душевности, веры в будущее. Вместе с тем в этот период культура (во всяком случае… Читать ещё >

Выводы. Культурология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Даже относительно краткий анализ истории культурологических идей показывает, сколь богатый и разнообразный теоретический, методологичес к ни и фактологический материал кроется в учениях мыслителей прошлого. Резюмируем наиболее важные достижения в познании культуры.

  • 1. Греки и римляне первыми открыли феномен культуры, определили ее как вторую (очеловеченную) природу. С их точки зрения, именно человек является творцом культуры, ее высшей ценностью, существом, несущим за нее ответственность. Греко-римские мыслители сделали культуру объектом философского и исторического анализа, а ее отдельные составляющие — предметом целенаправленного исследования (Платон — политическую и правовую культуру; Аристотель — политическую и нравственную; Катон — материальную; Цицерон — духовную). Они создали изначальный научный язык исследования, ввели множество понятий, сделали первые шаги теоретического и методологического познания культуры, заложили основу понимания культуры как фундаментальной проблемы человеческого существования.
  • 2. Определенную роль в постижении духовных начал культуры сыграли мыслители западноевропейского христианского Средневековья. Благодаря их усилиям актуализировались и стали утверждаться в общественном сознании принципы ненасилия, любви к ближнему, взаимопомощи, братства, единства народов и культур, скромности, душевности, веры в будущее. Вместе с тем в этот период культура (во всяком случае, светская) не стала объектом активного исследовательского интереса. Более того, были преданы забвению достижения греко-римских мыслителей. Светская культура (или то, что под нею понималось) рассматривалась христианскими теологами как выражение первородного греха; она лишалась цельности, гармонии, творческого содержания. Подлинная культура — эго культ Бога, церкви, Священного Писания.
  • 3. Мыслители, поэты, художники Ренессанса не только возродили, актуализировали культурологический материал, наработанный грекоримскими мыслителями, но и впервые попытались философскими, филологическими, историческими и художественными средствами осмыслить предшествующую культуру. Они выдвинули идею ее историчности, преемственности, взаимосвязи, подчеркнули огромную культуротворческую роль личности, причем конкретной личности — художника, поэта, скульптора, философа. В культуре человек стал рассматриваться как равный Богу, природе, а то и выше их. Именно человек — творец культуры! Возрожденцы создали новую умственную культуру, светский тип мышления, в свете которого мир, человек и его творения стали рассматриваться по-новому, с гуманистических позиций. Культура в эпоху Возрождения трактуется как отрицание природного, как продукт человеческой деятельности, сфера активного воздействующего человеческого разума, культ запечатления, как «третье царство», наряду с повседневной земной жизнью и небесной божественной сферой.
  • 4. В эпоху Просвещения предпринимаются основательные шаги в изучении сущности, содержания и структуры культуры, ее происхождения, развития и прогресса. Культура впервые становится специальным предметом фундаментальных исследований, которые носят системный характер. Существенно разнообразится методологический арсенал и обогащается категориальный аппарат культурологического поиска. Начинают изучаться различные культуры, осмысливается их место в общечеловеческом культурном процессе. Формируется «классическая модель культуры», в основе которой лежат идеи эволюционизма, исторического оптимизма, гуманизма, рационализма. Культура рассматривается как духовное явление, как культ разума, знаний, просвещенности, как важнейшее условие достойного существования. История культуры понимается как история духовного развития человека. В высшей степени актуализируются вопросы нравственной, правовой и политической культуры. Просветители стали выдающимися миссионерами разума, свободы, оптимистических идей.
  • 5. Наряду с оптимистическими, гуманистическими, рационалистическими концепциями культуры имеют место и нигилистические (Ф. Ницше) и пессимистические (О. Шпенглер) взгляды на культуру. В них культура исследуется умозрительно, произвольно, интуитивно. Категориальный аппарат научного поиска либо вовсе игнорируется (Ф. Ницше), либо скорее напоминает ботанический и биологический, нежели культурологический (О. Шпенглер). В этих воззрениях культура представлена как стихия жизни, борьба сил и воль, как средство подавления человека (Ф. Ницше) и как тысячелетний организм, которому уготована неизбежная гибель (О. Шпенглер). В качестве высших ценностей культуры рассматриваются инстинкт, воля, интуиция, созерцание, способность к выживанию, естественная свобода. Абсолютизируются такие элементы, как миф, музыка, театр, отрицается позитивная значимость религии, государства, права, экономики. Идеалом культурного человека является сверхчеловек (Ф. Ницше). В постклассических концепциях усиливается интерес к культурам неевропейских народов. Европейская культура окончательно перестает рассматриваться как эталон; констатируется важность уникальности различных культур, утверждается мысль об их непримиримости. Категорически противопоставляются культура и цивилизация, отрицается идея прогресса культуры.
  • 6. Существенный вклад в изучение феномена культуры внесла психологическая наука. Усилиями 3. Фрейда, К. Юнга и других психологов была исследована и показана роль бессознательного в человеческой жизни. Культура стала рассматриваться как процесс обуздания человеческих бессознательных импульсов (сублимация). Введены такие понятия, как «архетип», «Эдипов комплекс», «психическая энергия», дана экстра-интровертная типология личности, исследованы этапы социализации личности. С позиций психологии изучены восточная и западная культуры, такие важнейшие элементы культуры, как миф, религия, наука, искусство, литература, философия. Предпринята попытка анализа причин и последствий культурных кризисов, высказаны предположения о перспективах существования человека и дальнейших судьбах культуры.
  • 7. Значительный вклад в развитие культурологических идей внесли русские мыслители. Они исследовали особенности научного познания культуры, показали место и роль в этом деле различных наук. Ими были основательно изучены такие вопросы, как происхождение и развитие культуры, ее символическое значение, структурное и содержательное единство культуры и культур, необходимость их всемирно-диалогического общения, соотношение культуры и цивилизации, уровни культурного поведения людей, специфическое место, роль и значимость различных элементов культуры. Впервые дана культурно-историческая типология, предпринят фундаментальный анализ русской, античной, славянской, восточной, западной и других культур.
  • 8. Можно с уверенностью констатировать, что культурологический материал, наработанный мыслителями различных стран за более чем двухтысячелетний период, является не просто сферой нашего познавательного интереса, но и фундаментом современной культурологии, дает культурологам возможность глубоко и разносторонне исследовать культурную реальность. Более того, философские, исторические, социологические, этнологические, психологические и другие культурологические изыскания прошлого являются не просто рефлексией культуры, но и значимым вкладом в развитие самой культуры. Они — ее неотъемлемая, исключительно важная составляющая. В своем большинстве эти исследования способствовали культурному прогрессу и процветанию.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой