Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие философии образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аксиология образования. Аксиология — это учение о ценностях, т. е. о положительной или отрицательной значимости объектов окружающего мира для человека, общественной группы или общества в целом. Ценности — вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные или отрицательные значения для человека или общества (В… Читать ещё >

Становление и развитие философии образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление философии образования как самостоятельной дисциплины произошло во второй половине XX в. Своим происхождением философия образования обязана непрерывному взаимодействию различных философских течений с системой образования и образовательным опытом поколений. Философия образования рассматривает развитие человека и систему образования в неразрывном единстве. Существует различие между подходами в понимании философии образования. За рубежом, например, в США, содержание философии образования является следствием своеобразной «проекции» общефилософских концепций и доктрин на «плоскость» образования (Б. С. Гершунский). Такой дедуктивный подход имеет право на существование. Но не менее важен и другой, индуктивный подход, когда основой знания становится образовательная практика. Органическое единство обозначенных подходов может служить основой философии образования. Обращение к философскому смыслу образования особенно важно в наше неспокойное время не только для педагогической науки, но и общества в целом.

Философия образования — область исследований целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности.

В философии образования прежде всего раскрывается сущность и природа всех явлений в образовательном процессе: образование само по себе (онтология образования), как оно осуществляется (логика образования), природа и источники ценностей образования (аксиология образования), поведение участников образовательного процесса (этика образования), методы и основы образования (методология образования), совокупность идей образования в определенную эпоху (идеология образования) и, наконец, образование и культура (культурология образования).

Остановимся подробнее на выделенных аспектах философии образования.

Онтология образования. Онтология (др.-греч., сущее + … логос) — это философское учение о принципах, основах, строении и закономерностях бытия, в отличие от учения о познании (гносеологии), т. е. это учение о существующем. В философских течениях онтологические основания образования, в частности, относительно объектов и процессов, составляющих сущность образования, различаются достаточно основательно.

Логика образования. Логика — это наука о законах мышления, способах доказательств и опровержений; ход рассуждений, последовательность связанных между собой умозаключений; внутренняя закономерность, продуманность, разумность. Существующий в настоящее время уровень понимания мира и собственного мышления управляет процессом познания мира и определяет способ освоения и закрепления результатов познания. С одной стороны, логика руководит движением мысли исследователей, а с другой, — сама изменяется в ходе познания окружающего мира. Образование представляет собой процесс взаимодействия систем самого высокого уровня сложности, таких, как личность, культура, общество.

Аксиология образования. Аксиология — это учение о ценностях, т. е. о положительной или отрицательной значимости объектов окружающего мира для человека, общественной группы или общества в целом. Ценности — вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные или отрицательные значения для человека или общества (В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова). Актуализация ценностных подходов к образованию определяется рядом факторов, к числу которых относятся: аксиологизация мирового образовательного процесса, кризис современного образования, переход к гуманистической образовательной парадигме.

Аксиология образования основана на гуманистических и этических принципах, и образованию отводится ведущая роль в решении задачи предотвращения войн, объединении усилий людей в деле защиты окружающей среды; образование «должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и должно содействовать деятельности ООН по поддержке мира» (Устав ЮНЕСКО).

Методология образования. Методология — это учение о научных способах познания; означает совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. В XX в. произошли важнейшие изменения в методологии познания: появились идеи, пытающиеся объяснить деятельность систем самого высокого уровня организации (личность, общество, культура); на смену системному анализу и системному подходу пришел синергетический подход; была обоснована идея единой системы методов для изучения сложных систем. При таком рассмотрении образовательные системы принадлежат к сложным системам, так как включают в себя людей, наделенных сознанием, обладающих комплексами идей и вступающих друг с другом и окружающим миром в тесное взаимодействие.

Представители исторического материализма — К. Маркс, Ф. Энгельс (Германия), В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский (Россия) — выдвинули идею превращения школы и всего воспитания в орудие борьбы пролетариата за свое господство, которая нашла воплощение в жизнь после Октябрьских событий 1917 г. В итоге педагогика и ее история, подобно другим наукам об обществе, были жестко ориентированы на обслуживание советской партийно-государственной системы. Таким образом, методологической основой истории педагогики советского периода был диалектический и исторический материализм.

Прочные связи педагогики и философии установились за тысячи лет до К. Маркса и Ф. Энгельса. Педагогика как отрасль знаний возникла в рамках философии, вышла из нее. Методология истории педагогики исходит от мировой философии в ее лучших прогрессивных проявлениях и традициях.

Итак, методология философии образования определяет общие подходы к познанию и использованию закономерностей, изучаемых этой наукой, историко-педагогических процессов, явлений, идей, теорий, систем, понятий.

Идеология образования. Идеология — это система различных идей, представлений, понятий и взглядов, в которых определяются, осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Идеология образования определяется общественным строем и соответствующим развитием науки.

Этика образования. Термин «этика» впервые был использован Аристотелем для обозначения особой области исследования — практической философии, науки о том, как правильно вести себя в соответствии с правилами, определенной системой ценностей. Этика образования рассматривает образцы поведения всех участников образовательного процесса. Обращение к этическим проблемам педагогической науки стало особенно актуальным в наше время, в связи с этим появилось понятие «этическая педагогика» (М. Н. Дудина).

Культурология образования. Культура, образование, педагогика взаимосвязаны. В переводе с латинс-г кого языка слово «культура» означает: «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание». Прогресс общества зависит от состояния производства и эффективности распространения культуры. Производство и воспроизводство культуры возможны только при наличии высокого искусства обучения подрастающего поколения. Прогресс человечества и каждого отдельного человека зависит от качества образования, методов познания мира и обучения, о чем свидетельствует история и теория культуры и цивилизации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой