Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы психодиагностики. 
Организация образовательного процесса в школе–интернате

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип конфиденциальности. Предполагает неразглашение первичных и окончательных результатов психодиагностического тестирования ребенка посторонним лицам без персонального согласия на это родителей. Если психодиагностика ребенка проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, то в публикациях запрещено указывать точные фамилии и имена испытуемых. На практике часто… Читать ещё >

Принципы психодиагностики. Организация образовательного процесса в школе–интернате (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные психодиагностические принципы. [4].

Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства, диагностического опыта. В связи с этим к психодиагностам предъявляется ряд требований, составляющих содержание психодиагностических принципов. Особых знаний, умений навыков психологу необходимо при проведении диагностического обследования ребенка. Поэтому общепринятые принципы приобретают специфический характер при тестировании детей.

Принцип профессиональной компетентности. Профессиональные методики могут быть использованы по своему прямому назначению только аттестованным специалистом (психологом-диагностом) или профессиональным их пользователем — педагогом, социологом, медицинским работником. Необходимо наличие диплома или сертификата о психологическом образовании, а также, в отдельных случаях, прохождение специальной процедуры аттестации на право использования психодиагностических методик. Специалист обязан иметь соответствующую лицензию на право заниматься психологической помощью и практикой, знать исследуемую предметную область, уметь общаться с детьми.

Принцип конфиденциальности. Предполагает неразглашение первичных и окончательных результатов психодиагностического тестирования ребенка посторонним лицам без персонального согласия на это родителей. Если психодиагностика ребенка проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, то в публикациях запрещено указывать точные фамилии и имена испытуемых. На практике часто обсуждается вопрос о том, сообщать ли диагностические результаты ребенка родителям и как это делать? Большинством авторов (Гуревич К.М., Акимова М. К., 2003,) признается законное право родителей на получение информации о своем ребенке. Кроме того, такая информация иногда проясняет те или иные проблемы ребенка и потому необходима родителям. Поэтому сообщать информацию о результатах обследования ребенка нужно родителям, но очень осторожно, установив контакт, отношения сотрудничества в целях оказания помощи ребенку.

Принцип профессиональной тайны. Профессиональная тайна — это информация, которая должна быть известна только узкому кругу специалистов-смежников. Психолог не раскрывает механизм действия любой методики, не передает инструктивные материалы к ней лицам, не имеющим лицензии на ведение психодиагностической практики.

Сохранение профессиональной тайны имеет значение не столько для поддержания авторитета и социального статуса психологов, сколько для обеспечения корректной и точной психодиагностики. Профессиональные психодиагностические методики не должны поступать в открытую продажу.

Принцип комплексной диагностики. В процессе проведения диагностического обследования детей необходимо сочетание методических приемов. Для диагностики одного и того же психического свойства применяется сочетание строгоформализованных и малоформализованных методик, а также метод независимых экспертных оценок. При диагностическом обследовании ребенка рекомендуется использование полифункциональных диагностических средств, позволяющих получать многофакторную информацию за счет специфики предъявления стимульного материала и процедуры исследования. Таким образом, психологом будет обеспечен необходимый уровень надежности психологического диагноза.

Принцип научной обоснованности. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики при тестировании детей требует того, чтобы она была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять. Соблюдение этого принципа позволяет избежать ошибок или устранить их при проведении тестирования. Ошибки бывают из-за неопытности или предвзятости пользователя тестовой методикой.

Структурно-динамический принцип. В процессе диагностического обследования детей необходимо учитывать специфичность и непрерывность психического развития ребенка на всем протяжении его жизни. При оценке психического развития ребенка берется в учет неразрывная взаимосвязь всех процессов, функций и сфер его психики.

Принцип индивидуальности. При построении процедуры обследования учитывается актуальный возраст ребенка, особенности его поведения, обучаемость, адекватность, критичность и другие индивидуально-психологические проявления. Использование адекватных этим характеристикам методов, диагностических приемов и средств позволит соблюсти психометрические требования и учесть индивидуальный подход.

Принцип объективности. Предусматривает беспристрастный подход к анализу результатов тестирования. Необходимо минимизировать влияние на специалиста субъективной личностной оценки ребенка в роли испытуемого во время проведения теста. Общение с ребенком при подготовке и проведении теста должно быть доброжелательным, чтобы не спровоцировать у него негативные переживания, нейтрально-отстраненным, подчеркнуто вежливым и корректным. Помощь испытуемому должна ограничиваться только обеспечением условий для правильного выполнения задания.

Безусловно, необходимо соблюдать и профессиональную независимость от заказчиков тестирования и получателей психодиагностической информации, в противном случае интерпретация результатов такого тестирования, даже при соблюдении научной технологии его проведения, не может рассматриваться как объективная.

Принцип эффективности. Предполагает создание необходимых условий для того, чтобы рекомендации психолога были адекватно восприняты родителями испытуемого. Результаты любого тестирования должны сообщаться испытуемому или его родителям, если обследовались дети до 12 лет. Контекст сообщения желателен ободряющий, не травмирующий психику и не снижающий личностную самооценку человека. Восприятие родителями своего ребенка окрашено личностным смыслом, поэтому не всегда родитель способен объективно оценить возможности, способности, либо психическое состояние своего ребенка. Любые психологические прогнозы и оценки возможных моделей поведения испытуемого должны быть сообщены его родителям в конструктивном стиле, нацеленном на позитивный результат. Только согласие родителей с основными выводами исследования обеспечит возможность и эффективность дальнейшей профилактической или при необходимости коррекционной работы.

Соблюдение данных принципов позволяет психодиагносту адекватно оценить уровень актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру развития, грамотно поставить психологический диагноз и определить вероятностный прогноз развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой