Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические основы преодоления трудностей общения у детей 5-6 лет средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современному дошкольнику взрослые предъявляют требования овладеть знаниями в области технической коммуникации (умение пользоваться ТУ, видео, компьютерной техникой под руководством взрослого) — знаниями, обеспечивающими переход на творческий уровень интерактивной и перцептивной сторон общения (составление и сочинение рассказов, сказок и т. п.). Но старшему дошкольнику не достаточна только речевая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Своеобразие протекания процесса общения у старших дошкольников и причины его затрудняющие
    • 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика общения как специфического процесса и деятельности ребенка
    • 1. 2. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста
    • 1. «3. Невербальное общение в развитии старших дошкольников
    • 1. А Преодоление трудностей в общении старших дошкольников как психолош-педагогическая проблема
      • 1. 5. Влияние изобразительной деятельности и развития речи на процесс общения детей 5−6 лет
  • Глава 2. Педагогические условия преодоления трудностей в общении у детей дошкольного возраста 5−6 лет средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи
    • 2. 1. Особенности выявления трудностей и причин затрудняющих процесс общения у детей 5−6 лет
    • 2. 2. Содержание, формы и методы формирования способностей к общению средствами изобразительной деятельности и развития речи у детей старшего дошкольного возраста (5−6 лет)
    • 2. 3. Динамика преодоления трудностей общения у детей 5−6 лет средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития

Педагогические основы преодоления трудностей общения у детей 5-6 лет средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Общение входит в жизнь человека с момента его рождения. В общении, как и в любой созидательной деятельности человека, зарождается и проявляется духовное начало.

Изучение проблемы общения в отечественной психологической и педагогической науке изучалось в двух направлениях: филогенетическом и онтогенетическом. Филогенетическое направление рассматривает общение с философской и социологической точек зрения, где взаимоотношения людей представлены с позиций, типов отношений «субъект-объект-субъективный» (8−0-8). В истории отечественной психологии подробнее была разработана онтогенетическая линия, на которую также опираются педагоги. Общение рассматривается как часть коммуникативной деятельности и как специфическая деятельность, ведущая к личностному росту индивида. Здесь существуют две точки зрения на проблему развития общения у дошкольников. Согласно первой, общение — важное условие и средство развития личности в целом [11,с.29- 40, с.38- 44, с.199- 70, с.104- 135, с.38- 157, с.24- 179, с.150−183,с.24 и другие]- а позиция второй, общение — это сред ство самооценки и самосознания [50,с.349- 121, с. 192- 140, с.7- 202, с.52- 208, с.79- 2Ю, с.256- 220эс.10- 243, с.63- 247, с.120- 251, с.47- 258, с.29- 260, с.15- 285, с.191- 286, с. З- 303, с. 15 и другие]. Но в целом эти точки зрения не исключают, а дополняют друг друга.

Современному дошкольнику взрослые предъявляют требования овладеть знаниями в области технической коммуникации (умение пользоваться ТУ, видео, компьютерной техникой под руководством взрослого) — знаниями, обеспечивающими переход на творческий уровень интерактивной и перцептивной сторон общения (составление и сочинение рассказов, сказок и т. п.). Но старшему дошкольнику не достаточна только речевая форма общения со взрослым. Поэтому у детей 5−6 лет общение выступает уже частью самостоятельного процесса и переходит на более высокий уровень, где расширяются границы, действия и способы получения информации, а особенно в изобразительной и творческой речевой.

Ряд ученых [108,с.32−36- 121, с. 192- 146, с.57- 247, с.101- 302, с. 43 и другие] рассматривают изобразительную деятельность и, как стремление ребенка «рассказать» об изображенном, и как средство для вступления в контакт.

Впервые к изучению трудностей общения детей отечественные психологи обратились в 20−30-е годы XX века [42,с.38- 70, с.45- 131, с.125]. Решение данного вопроса ученые видели только в образовательном процессе (общение педагога с детьми на занятиях или уроке) и в учреждениях «закрытого типа» (интернаты, специализированные школы). Но в дальнейшем изучение трудностей в общении раскрывается в психологических и педагогических науках с конца 70-х годов, продолжается до середины 80-х годов XX века. В этот период предпринята первая попытка их классификации: взаимодействие со сверстниками и взрослыми [197,с.37- 205, с.17]- взаимоотношения в совместной деятельности [248,с. 171]- роль эмоций в развитии общения [116,с.49- 273, с. 168]. По мнению ученых, воспитание «трудного ребенка» и коррекция общения должны проходить только в специально организованном педагогическом процессе.

Опираясь на анализ теоретической литературы, и изучив специфику протекания процесса общения у «трудных» детей, мы считаем, что педагогическая коррекция феномена детского общения успешнее осуществится при взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи. Исследования [71,с.23- 108, с.23- 121, с.53- 146, с.21- 181, с.46- 255, с.39- 275, с.159- 284, с Л 8- 302, с.12] и других ученых доказывают, что процесс изображения у детей 5−6 лет как правило не может протекать без словесного сопровождения, то есть изобразительная деятельность и речь образуют системное единство процесса общения и художественной коммуникации.

Анализ теории и практики дошкольного воспитания свидетельствует, что в системе образования проблема преодоления трудностей общения у детей 5−6 лет недостаточно решена: большинство дошкольников испытывают проблемы в межличностном взаимодействиипедагоги не учитывают природу генетического (невербального) вида общения в воспитательно-образовательном процессе и специфику его влияния на протекание вербального общения. Определение возможности использования педагогически обоснованных средств взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи в преодолении трудностей общения в воспитательно-образовательном процессе легли в основу проблемы нашего исследования.

Цель исследованиям выявление трудностей общения и определение причин, вызывающих трудности в общении у детей 5−6 лет, разработка содержания воспитательно-образовательного процесса, направленного на преодоление трудностей общения при использовании взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи.

Объект исследования.8 общение детей 5−6 лет в процессе взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи.

Предмет исследования! комплекс психолого-педагогических условий, направленных на преодоление трудностей общения средствами изобразительной деятельности и развития речи у детей 5−6 лет.

В соответствии с целью, предметом, объектом исследования поставлены задачи исследования:

1. Выявить трудности в общении детей 5−6 лет и вызывающие их причины.

2.Выделить психолого-педагогические условия, необходимые для развития процесса общения старших дошкольников средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи.

3 .Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить содержание, формы, методы занятий по изобразительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи, направленные на устранение причин и трудностей общения детей в возрасте 5−6 лет.

Гипотеза исследования:

Причинами, вызывающими трудности в общении у детей 5−6 лет являются социальные: неблагоприятные факторы семейного воспитания и другиепедагогические: авторитарный и либеральный стили общения педагога с воспитанникамипсихологические: особенности психики ребенка и другие.

Психолош-педашгические условия (определение стиля общения педагогов с ребенком: авторитарно-демократический, демократический), созданные в дошкольном образовательном учреждении для развития общения старших дошкольников, обеспечивают сформированость типа отношений «субъект-субъект» во взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи. При этом динамика и качественные изменения общения в период дошкольного детства выступают в двух вариантах:

— предметно-ориентировочное (осуществляется в ходе совместного не-коммуникативнош акта, обслуживая его) общение;

— социально-ориентировочное и личностно-ориентировочное (межличностное взаимодействие, направленное на развитие детской субкультуры средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи) общение.

Мы предполагаем, что для преодоления трудностей общения, необходимы следующие условия:

— активизация и стимулирование педагогом процесса общения детей 5−6 лет с помощью специальных взаимосвязанных форм организации воспитательно-образовательного процесса: индивидуальных, групповых, подгруп-повыхметодов изобразительной деятельности и развития речи;

— анализ причин, вызывающих трудности в общении (дефицит общения с окружающими, дефицит полноценной, соответствующей возрасту изобразительной деятельности и развития речи);

— повышение интенсивности процесса общения средствами взаимосвязи изобразительной и речевой деятельности в преодолении трудностей общения у детей 5−6 лет (использование педагогических методов коррекции);

— внедрение в воспитательно-образовательный процесс интегрированных занятий как комплексных средств, направленных на преодоление трудностей общения.

Методологическую основу исследования составили положения психологической теории о развитии и формировании личности в деятельности [11,с.29- 70, с.19- 179, с.32- 250, с. 116]- о закономерностях формирования процесса общения в детском возрасте [44,с.199−183,с.4]- теории эстетического воспитания дошкольников [60,с.14- 142, с.65- 258, с.21- 302, с. 7 и другие]- современные психолого-педагогические концепции развития дошкольников [94,с.312- 115, с.22- 252, с.62]- положения Закона РФ «Об образованию^ 1996) о праве каждой личности на самоопределениео теории развития речи детей дошкольного возраста [72, с.25- 74, с.417- 181, с.21- 185, с.16- 285, с.191].

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач применялись методы: теоретический анализ педагогической, психологической, философской, методической литературыэмпирические, теоретические и математические методы (процентный анализ), эксперимент.

Организация исследования" экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений №№ -46- -55- -97 города Саранска, республики Мордовия. В эксперименте принимало участие 100 детей, которые составили экспериментальные группы.

Исследование проходило в несколько этапов;

1. 1995;1996 г. г. — изучение психологических и педагогических условий, тия речи и современную концепцию эстетического воспитания дошкольников Т. С. Комаровой.

Практическая значимость заключается в том, что:

1. Разработанные содержание и методика проведения занятий по изобразительной деятельности и развитию речи в их взаимосвязи позволяют преодолеть трудности в общении, совершенствуя уровень вербального и невербального видов общения у старших дошкольников.

2. Представленная типологическая структура трудностей общения у детей дошкольного возраста дает педагогу возможность на ранних стадиях определить трудности общения и провести коррекцию на основе взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи.

3. Предложенный цикл занятий позволяет активизировать познавательную деятельность дошкольников 5−6 лет и через продукты художественной деятельности, учит взаимодействию с субъектами и объектами, используя вербальные и невербальные виды общения.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается полнотой анализа различных концепций и подходов к изучаемой проблеме, применением взаимодополняющих методов исследования, математическим анализом диагностических методик, положительными результатами длительной работы с экспериментальными группами детей в возрасте 5−6 лет, обследованием воспитателей и анкетированием родителей, согласно соответствию поставленным в исследовании задачам.

Для полноты получения статистически достоверных данных привлекались студенты дневной и заочной форм обучения факультета дошкольного воспитания педагогического института им. М. Е. Евсевьева, г. Саранска, прошедшие подготовку по курсам «Педагогическое общение», «Тренинг общения».

Апробация результатов исследования:

Основные положения диссертации, результаты экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедр дошкольной педагогики и психологии МГПИ' ¦ им. М. Е. Евсевьева, эстетического воспитания МГОПУ им. М. А. Шолохова, на научно-практических конференциях студентов (1995, 1996, 1997, 2000 г. г.), в аттестационной комиссии дошкольных образовательных учреждениях г. Саранска, отражены в публикациях по проблеме исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Взаимосвязь изобразительной деятельности и развития речи является средством преодоления трудностей общения в условиях, при которых воспитательно-образовательный процесс ориентирован на ребенка как субъекта деятельности. Структурные компоненты (психофизиологические, содержательные) исследуемого явления служат ориентирами для построения педагогического процесса, направленного на преодоление трудностей общения и устранения причин их вызывающих. Сформированная во время занятий по изобразительной деятельности и развитию речи потребность в общении у ребенка 5−6 лет, испытывающего трудности в общении, помогает адаптации в социуме.

2. Разработанный цикл взаимосвязанных занятий по изобразительной деятельности и развитию речи отражает единство субъективных и объективных педагогических условий, служащих средствами преодоления трудностей общения у детей 5−6 лет.

Положительные результаты в преодолении трудностей общения средствами изобразительной деятельности и развития речи обеспечены: содержанием интегрированных занятий и ориентацией на зону ближайшего развития ребенка в сочетании с объективными условиями, помогающими ребенку ощутить свою значимость.

3. Показателями преодоления трудностей общения при использовании средств изобразительной деятельности и развития речи являются расширение коммуникативной деятельности, широкое использование компонентов невербального общения, формирование интереса к занятиям по изобразительной деятельности и развитию речи.

Структура диссертации отвечает предмету, цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы к главе 1.

Коммуникативная деятельность и общение основываются на познании человеческого общества:

— во-первых, коммуникативная деятельность и общение выступают формами жизнедеятельности;

— во-вторых, социальный смысл коммуникации состоит в том, что она выступает средством передачи общественного опыта от поколения к поколению и каждой конкретной личности;

— в-третьих, специфика человеческого общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого, сам же человек самоопределяется, самораскрывается, обнаруживая при этом свои индивидуальные способности.

Общение детей дошкольного возраста имеет свои особенности:

— в старшем дошкольном возрасте функционируют две самостоятельные сферы коммуникативной деятельности — общение со взрослым и общение со сверстником.

Общение детей со взрослым, возникшее у них раньше и развивающееся быстрее, является более сложным и глубокимв ходе его ребенок получает содержательные сведения о старшихоно регулирует общение детей со сверстниками. Взрослый прежде всего, выступает для дошкольника как образец и идеал, достойный подражанияребенок старшего дошкольного возраста черпает опыт, который накоплен человечеством и использует его для усвоения новых знаний, умений и навыков. Примеривая себя к такому эталону, старший дошкольник определяет собственную значимость в лице окружающих. Взрослый выступает для дошкольника источником тепла или покровительства, через это ребенок осознает себя как уникальное существо бережно хранимое старшими.

В процессе общения старших дошкольников со сверстниками действуют те же категории мотивов: личностные, познавательные, деловыеровесник прежде всего выступает партнером по практическому взаимодействию, окрашенному яркими эмоциямив общении со сверстниками дошкольник усваивает нормы полоролевого поведениясверстник побуждает дошкольника к общению еще и тем, что является равным ему существом, с которым он может прямо сопоставить себя, сравнить свои качества и тем самым лучше познать себя — равное существо — объект познания.

Коммуникативная деятельность не раскрывает все богатство процесса общения. Если коммуникативная сторона общения социально обусловлена, то невербальные средства и формы общения у ребенка являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на интерактивном или перцептивном уровне, которые при целенаправленном педагогическом руководстве переходят в экспрессионно-эмпатийную форму общения &bdquo-В педагогическом общении визуальный контакт зависит от дистанции общения, от психологической атмосферы общающихся, от профессионального мастерства педагога.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить структуру психолого-педагогических причин, вызывающих трудности в общении старших дошкольников:

1/ дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребенком общественного опыта: семейное взаимодействие с ребенком как с объектомне совпадение пола ребенка с полом родителя, процесс общения сопровождается определенными установкамистиль общения (авторитарный, либеральный, гиперопеки и так далее) чаще выбираемый родителяминациональная культурасимптокомплексы, направленные в адрес прародителей и животных, как объектов общенияналичие собственного жилищного пространства;

2/ дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности, препятствующий своевременному функциональному развитию (психологические и педагогические причины)"педагогические: неустойчивое, противоречивое общениевраждебность по отношению к ребенкухарактер воспитательно-образовательной работы (целерациональный, репродуктивно-адаптивный, анонимный, авторитарный) — психологические: позиция ребенка (противодействие, бездействие) — взаимоотношения детей со сверстниками и взрослымиэмоционально-волевая сферадеятельность не соответствующая возраступротекание психических процессов (память, воображение, мышление).

Специфика коммуникативных особенностей в художественно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что ребенок — «читатель», слушатель, зритель-обладает определенной субъективной свободой выбора, обусловленного рядом устойчивых и временно действующих факторов: устойчивые (изобразительная деятельность, речевая деятельность) — временные (возрастные границы ребенка, организация обучающих условий).

Взаимосвязь изобразительной деятельности и развития речи формирует детскую субкультуру, для которой характерны индивидуальные отношения с предметным миром и живой природойэмоционально-образное, эгоцентрическое восприятие, а также эстетически целостное и ценностное отношение к миру. Так как произведения художественной литературы и искусства отражают субъект-объектное отношение к миру и порождают в нем тип отношений «объект-субъективные» и «субъект-субъективные», способствующие расширению содержания процесса общения, то есть помогают дошкольнику в присвоении общечеловеческих отношений.

Итак, познание педагогом структуры общения, его видов у старших дошкольников происходит успешнее в результате воспитательно-образовательного процесса и учета психофизиологических особенностей ребенка. Это в свою очередь поможет вовремя увидеть трудности, возникающие по ходу общениями начать коррекционную работу на ранней стадии, а также при взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи субъективный мир одного человека раскрывается для другого, сам же человек максимально самораскрывается и самоопределяется, обнаруживая при этом свои индивидуальные особенности.

Глава 2. Педагогические условия преодоления трудностей в общении у детей дошкольного возраста 5−6 лет средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи.

В научной литературе, посвященной вопросам эстетики, искусство рассматривается как феномен, сущность которого состоит и в познании мира вещей [11,с.29- 71, с.84- 175, с.245- 178, с.214- 280, с.447- 314, с.143] и, главным образом, в выявлении мира человеческих отношений к объективному миру, где находит отражение целостный характер окружающей реальности в произведениях искусства [27,с.445−90,с.15~16−99,с.П0- 100, с.19- 120, с.7- 140, с.9- 202, с.52].

Познание и созидание в искусстве взаимосвязаны, неразрывны и находятся в органической связи с человеком, а именно с мыслями, чувствами. Ребенок старшего дошкольного возраста в своем развитии не просто воспроизводит формы отношений, а избирательно через призму раннее приобретенного опыта усваивает информацию о взаимоотношениях людей.

Теоретики дошкольного воспитания, изучая художественную деятельность детей дошкольного возраста, обратили особое внимание на протекание процессов речевой и изобразительной деятельности как средств развития общения и субъекта деятельности [143,с.59- 256, с.105- 275, с.130- 285, с.33- 299, с. П].

Эффективность эстетического воспитания детей дошкольного возраста во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания (искусство, окружающая среда, природа, художественно-творческая деятельность) и интеграцией содержания предметов эстетического цикла (музыка, художественная литература, изобразительное искусство и художественный труд)" [145,с.47−48].

Отечественными и зарубежными педагогами и психологами доказано, что рисование в жизни ребенка играет важную роль, это определитель общего, психического развития и социального отношения к жизни. Ребенок старшего дошкольного возраста самостоятельно подходит к выбору содержания рисунка, а процесс изображения и постановка задач перед предстоящей деятельностью сопровождаются и уточняются с помощью слова.

Например. Ребенок: «Лес, который находится в дали будем рисовать маленьким, а деревья возле дома-большими».

В своих рассуждениях дошкольники непроизвольно добиваются словесного формулирования, членения процесса изображения на отдельные задачи. Словесные обозначения помогают дошкольникам в определении предметов их рисунков,. а также развивается анализирующее и обобщающее видение ребенком предмета и выход изображаемого на качественно новый уровень развития" [108,с.19].

Но без целенаправленного педагогического руководства и общения дошкольники старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности не могут достичь результатов удовлетворяющих личные потребности и потребности взрослых.

Задачами педагога с одной стороны будет являться защита специфики и самобытности детского общества, с другой — управление процессом взаимопроникновения и взаимодействия детской и взрослой субкультур. Образец общения взрослого с ребенком старшего дошкольного возраста в художественной деятельности используется как модель построения взаимоотношений со сверстниками.

Поэтому, организуя процесс художественной деятельности и расширяя границы речевого развития детей старшего дошкольного возраста, педагогу нельзя забывать, что вся система общения и восприятия у ребенка 5−6 лет превращается из типа отношений «субъект-объектных» в тип отношений «субъект-субъектный», то есть художественные образы наделяются правами субъекта, и поток информации идет лишь в одну сторону — к реципиенту (ребенку), и поэтому вносит коррективы в процесс восприятия. По мнению.

Л.С.Выготского, «.характер и качество художественного восприятия во многом зависят от вербализованного восприятия. Ребенок воспринимает произведение искусства не только через зрение и слух, но и через свою собственную речь, так как ведет внутренний монолог и внешний диалог» [70,с.39].

Методологической основой межличностного и вербализованого понимания в эстетике является теория речевой деятельности, сформулированая в трудах [71,с.89- 178, с.14- 239, с.8- 250, с. П6- 285, с.17- 300, с.18].

Взаимосвязь компонентов уровня межличностного понимания, речевого развития [81,с.51- 285, с.29- 298, с, 25], продуктов изобразительной деятельности [90,с.15- 146, с.57- 256, с. 105- 299, с. 11] окажут помощь в выявлении уровня развития художественной деятельности и имеющегося опь^га^^^ старших дошкольников^испытывающих трудности в общенииМтревращает-ся из связи отношений «субъект-объективной» в связь отношений «субъект-субъективную», то есть художественные образы выступают как тип отношений «квазис-субъект» общения. Для этого нам предстоит решить задачи^, поставленные для исследованиями проверить гипотезу.

2.1.0собенности выявления трудностей и причин, затрудняющих, процесс общения у детей 5=6 лет.

Экспериментальную часть исследования поделили на несколько этапов: организационный (вспомогательный или этап констатирующей части исследования) — социально-перцептивный (анализ ситуации общения детей 5−6 лет: форма, место, типы взаимодействия «объект» и «субъекты" — выбор методик отечественных и зарубежных авторовопределение и разработка заданий констатирующих и формирующих этапов исследования) — личностно-мотивационный (организация и проведение занятий направленных на преодоление трудностей общения средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи).

С целью определения причин, вызывающих трудности в общении у старших дошкольников, а также выявления уровня сформированости навыков в изобразительной и речевой деятельностинами проводился констатирующий эксперимент.

Констатирующий этап исследования, а в дальнейшем и все части диссертационного исследования? проводи лея на базе дошкольных образовательных учреждений №-46- -55- -97 г. Саранска, республики Мордовия. В ходе его проведения было обследовано 150 воспитанников старших групп дошкольных учреждений (5−6 лет), родителей, педагогов, работающих с этими детьми. Из обследованного числа дошкольников в состав экспериментальных групп вошло 100 детей.

Полнота и достоверность полученных результатов обеспечены за счет участия воспитателей групп, студентов очной и заочной форм обучения факультета дошкольного воспитания МГПИ им. М. Е. Евсевьева, прошедших изучение курсов «Педагогическое общение», «Тренинг общения».

Дети экспериментальных групп во время воспитательно-образовательного процесса находились в обычной среде. При решении задач исследования, по мере необходимости, перемещались в одну из воспитательных «зон» групповой комнаты. Выбор воспитательной «зоны» зависел от темы и задач коррекционных занятий исследования.

На основе выдвинутой гипотезы, в констатирующей части исследования нам предстояло решить следующие задачи:

1.выявить психолого-педагошческие, социальные условия, не обеспечивающие сформированость отношений типа «субъект-субъект» у детей 5−6 лет.

2.выявить уровень развития общения дошкольников 5−6 лет, участвующих в экспериментальном исследовании.

3.определить уровень развития изобразительной деятельности и развития речи у детей экспериментальных групп.

Для решения первой задачи, а именно, выявление психолгопедагогических, социальных причин, вызывающих трудности в общении у детей 5−6 лет, нами использовались методики — тесты Рене Жиля, Розенцт-вейга, Кинестетический рисунок семьи, субтест «Дом-Дерево-Человек» (портрет воспитателя), социометрия, наблюдения разного вида.

Выбор именно этих методик на выявление социальных причин^ вызывающих трудности в общении у детей.5−6 лет, обусловлен отражением в них таких позиций: отношение супругов к семейной ролиотношение родителей к ребенкуэмоциональный контакт внутри семьи и изучение отношений воспитателя к ребенку. Используемые методики носили открытый характер, только проведение методики КАЮ было анонимным, что в дальнейшем позволило составить объективную обработку и анализ данных? зафиксированных и применением других методик.

В материалах по исследованию близкого социума обращалось внимание на состав семьи, возраст родителей (методика КАК|, которые у детей 5−6 лет формируют тип определенных отношений в социуме.

Заключение

.

В проведенном диссертационном исследовании была полностью подтверждена выдвинутая гипотеза и реализованы поставленные задачи.

1. Выявленные и опытно-экспериментальным путем установленные причины трудностей в общении детей 5−6 лет позволили определить психо-лош-педагогические условия, обеспечивающие формирование отношений типа «субъект-субъект» средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи. В проведении исследования выявлены особенности протекания процесса общения детей 5−6 лет: общение со сверстником и со взрослым. Взрослый выступает образцом и идеалом для подражания, а также источником тепла и покровительства. Ровесник является своеобразным «зеркалом», смотрясь в которое, ребенок видит самого себя и может прямо сопоставить и сравнить свои достоинства. В общении со сверстниками ребенок 5−6 лет усваивает нормы полоролевого поведения, так этот возраст является сензитивным для социализации. Основой установления таких отношений является активизация и стимулирование педагогом процесса общения детей 5−6 лет с помощью специальных взаимосвязанных форм и методов обучения, которые, в свою очередь, развивают эмпатийно-экспрессионное общение, субъективное и объективное отношение к художественным произведениям и формируют устойчивый интерес к ним.

Нами было установлено, что в возрасте 5−6 лет психологические, педагогические, социальные причины трудностей в общении вызывают качественные изменения в предметно-ориентировочном и личностно-ориентиров очном общении, что связано с организацией вербально-субъектированнош воспитательно образвательнош процесса.

Структура психологопедагогических условий, вызывающих трудности общения у детей старшего дошкольного возраста :

— дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

— дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности. Социальными причинами, вызывающими трудности в общении, автором установлены: семейные конфликты, отсутствие личного жилищного пространства и другие.

Педагогические причины разделяем, на внутренние и внешние. Причинами психологического характера являются личностные, мотива-ционные, деятельностные.

2. Исследование показало, что старший дошкольный возраст является сензитивным для развития способностей к разным видам (вербальному, невербальному, эмпатийному) общениядля формирования адекватного отношения к художественно-культурным эталонам (художественным произведениям, предметам быта и т. п.), а это позволяет ребенку быстрее войти в социальную среду, где он воспитывается и где происходит процесс личностного развития.

3. Предложенная нами методика по преодолению трудностей общения педагогическими средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи с преобладанием интегрированных методов оказала значительное влияние на развитие способностей к общению и художественно-творческих способностей. Методика по преодолению трудностей общения у детей 5−6 лет педагогическими средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи, включающая такие формы, как групповые индивидуальные и занятия по подгруппам и методы, используемые в методиках изобразительной деятельности и развития речи.

4. В исследовании получила подтверждение значимость интегрированных занятий по изобразительной деятельности и развитию речи в воспитательно-образовательной работе, направленных на преодоление трудностей в общении. Взаимосвязь изобразительной деятельности и развития речи как педагогических средств? направленных на коррекцию общения., показала, что у дошкольников сформировался высокий уровень навыков общения характеризуемый :

— выразительностью речи (дикция, темп, сила голоса, умение правильно ставить ударения, сформировалось словотворчество);

— сформированностью эмпатийного общения (сопереживание сверстнику, проявления заботы о животных и растениях уголка природынаблюдение за поведением взрослых до вступления в контакт);

— сформированностью навыков и умений в изобразительной деятельности (передача пространства, сюжетных действий, движущихся объектов, умение тонировать бумагу и т. д.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Психология. — М.: Политиздат, 1990, — 495с.
  2. JI.A. Игра дошкольника.-М.:Педагогика, 1989, с.56−68.
  3. Абульханова Славская К. А. Активизация и сознание личности как субъекта деятельности. Сб.науч. труд. «Психология личности в социалистическом обществе». -М., 1983, с. 35.
  4. В.В. Психологические особенности межличностных отношений в дошкольной группе детского дома. Дис. канд. пеагог. н. Минск, 1992, с. 17, 21,27.
  5. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. //Вопросы психологии, 1987, № 2, С. 152−158.
  6. Ю.П. Искусство воспитывать.-М.Лросвещение, 1985, 448с.
  7. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1978, с. 144.
  8. A.B. Особенности поведения застенчивых детей и методы их воспитания. Автореф. канд. психол. н. Л., 1976, с. 12.
  9. Ю.Алексеева М. Н., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях.// Воспитание умственной активности детей дошкольного возраста.-М., 1988, с. 42.
  10. К.А. О субъекте психологической деятельности. М.: Наука, 1973, с. 288.
  11. .Г. Вопросы детской и общей психологии.- М.: Просвещение, 1965, с.12−89.
  12. Г. М. Межличностное восприятие в гуппе.-М.'Просвещение, 1981, с.34−48.
  13. Н.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Политиздат, 1980, с. 416.
  14. Г. М. Общение и оптимизация в совместной деятельности.-М.: Политиздат, 1987, с. 25.
  15. Г. М., Яноушек Я. Основные направления воздействия обучения на совместную деятельность.// Общение и оптимизация совместной деятельности. Сб. науч. тр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987, с. 6−20.
  16. Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир?-М., 1995, с. 35.
  17. Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками.// Дошкольное воспитание, 1975, № 10, С. 34.
  18. А.И. Психологические особенности общительности. М.: Учпедгиз, 1954, т. 1, с. 85.
  19. C.B., Немцов И. Б. Познавательная и воспитательная роль искусства. -М.: Высш. шк., 1967, с. 15.
  20. JI. Эгоистичность и причины ее возникновения.// Дошкольное воспитание, 1986, № 2, С. 42.
  21. В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., 1910, с. 12- 23−34.
  22. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации.// Педагогика, 1996, № 1, С. 3−5.
  23. ПЛ. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т./ Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1979, 236с.
  24. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.-М.:Наука, 1978, 311с.
  25. A.A. Восприятие и понимание человека человеком.-М.: Изд-во МГУ, 1982, 199с.
  26. A.A. О коммуникационной сфере личности.// Советская педагогика, 1990, № 5, С. 77−81.
  27. A.A. Общение и восприятие людьми друг друга. М.: Просвещение, 1982, с. 8.
  28. Бодал ев A.A. О различии психологии познания людьми друг друга. //Психологический журнал, 1980, т. 1, № 5, С.45−47.
  29. Бодалев А. А. Психолошя межличностного познания.-М.: АПН СССР НИИ Общей педагогики, 1981, 47с.
  30. И.К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. М.: Просвещение, 1970, с. 239.
  31. Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Воронеж, 1995, 349с.
  32. А.К. Психология времени в межличностных отношениях.-М.: Моск. психол-социал. институт, 1997, 160с.
  33. A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1982, с. 6, 361.
  34. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т псих. РАН, 1994, с. 33.
  35. Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М.: Изд-во Мое. Университета, 1968, с. 61.
  36. P.C. Воспитатели и дети.: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1985, 144с.
  37. М.И. Беседы о детской психиатрии.- М.: Просвещение, 1992, 255с.
  38. К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991, с. 144.
  39. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, с. 3135.
  40. H.A. Формы организации художественной деятельности детей Межвузов, сб. науч. тр. М., 1983, с. 27−43.
  41. В. О характере взаимоотношений в среде дошкольников.//Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения. М., 1970, с. 160−167.
  42. ЕВ. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной, традиционной культуре. Автореф. канд. педагог, н. М., 1996, с. 9−11.
  43. О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников. Автореф. канд. педагог, н. М., 1998, с. 5, 10.
  44. М.М. Словарь по эстетике. М.: Искусство, 1984, с. 342−343.
  45. М.М. Эстетические основы творчества. М.: Искусство, 1984, с. 445.
  46. Х.Г., Смирнова Е. О. Обшение со взрослым- основной источник межличностного развития ребенка: О формировании внеситуативных форм общения.// Дошкольное воспитание, 1978, № 2, С.32−35.
  47. ВТ. Невербальные средства общения (к вопросу о кинесике в акте коммуникации). Коломна, 1996, с. 31.
  48. В.И. Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками. М.: Педагогика, 1988, с. 17−20, 25,31,34.
  49. В.И. Подготовка студентов к работе с детьми, испытывающими трудности в отношениях со сверстниками. Сб. науч. тр. М.: Изд-во Моск. унта, 1985, с. 13.
  50. В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности.// Вопросы психологии, 1989, № 5, С. 66.
  51. П.Г., Мясищев В. Н. К вопросу о типах трудных детей в массовой школе.// Трудные дети в массовой школе./ Ред. В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1993, с. 40−65.
  52. H.A. Проблемы педагогического общения.-Минск.: Университетское, 1989, 126с.
  53. Н.И., Дубровская Л. А., Овчинников ИТ. Ассоциации детей от 5−6 лет. (Ассоциативное значение слова в онтогенезе). Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1995, с. 9−11.
  54. Н.Б. Психолош-педагошческая специфика художественного образования школьников.// Педагогика, 1995, № 2, С. 43.
  55. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.-С.Пб.:С.Пб Оркестр: Талисман, 1994, 431.
  56. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений.-М.: Наука, 1993.
  57. H.A. Эстетическое воспитание на современном этапе.// Дошкольное воспитание, 1980, № 11, С. 14.
  58. В.В., Корницкая C.B. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми.-М.: Просвещение, 1985.
  59. Н.Ф., Шурова JLE. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога.-М.: Просвещение, 1992, 16с.
  60. Вовкович-Бюкитская Детские контакты и их мотивы.// Дошкольное воспитание, 1988, № 6, С. 57.
  61. .С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте.-М.: Рос. академ. образов., 1996, с. 53, 67.
  62. М.В. О педагогической культуре будущего учителя.// Педагогика, 1992, № 1−2, 66−70с.
  63. Воспитание гуманных чувств у детей./ Под ред. Л. Н. Прокопенко, В. К. Котырло Киев: Рад. школа, 1987, с. 174.
  64. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников./ Под ред. А. М. Виноградовой М.: Просвещение, 1980, с. 111.
  65. Восприятие и деятельность./ Под ред. A.A. Леонтьева М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976, с. 120.
  66. Восприятие изобразительного искусства школьниками. Сб. науч. тр./ Ред. Ю. Н. Протопов М.: АПН СССР, 1988.
  67. Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т. М.: Просвещение, 1982, т. 2, с. 5−328.
  68. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965, с. 84.
  69. Х.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991, с. 19.
  70. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от 1 до 7 лет. М.: Просвещение, 1992, с. 68−79, 115.
  71. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961, с. 417.
  72. Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я. Л. Коломенского, М. И. Лисиной. Минск: Университет, 1985, с. 73, 87−88, 97.
  73. М.М. Личность и нарушение общения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987, с. 3−11.
  74. . Что такое психология./ Под ред. Г. Г. Аракелова.-М.: Мир, 1993, 491с.
  75. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987, с. 7.
  76. С.Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1997, с. 656.
  77. О. Аффективные дети и педагогическое воздействие на них. //Дошкольное воспитание, 1986, № 2, С. 41.
  78. И. Речевое воспитание дошкольников.// Дошкольное воспитание, 1988, № 1, С. 51.83Тотсдинер А. Л. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания.-Калинин.: Калинин. Гос. Ун-т, 1985, с. 45.
  79. И.М. Психофизиологический анализ эмоциональности. Автореф. канд. психол. н. М., 1987, с. 20.
  80. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. // Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987, с. 173−176.
  81. Диалог и коммуникация философские проблемы. // Вопросы философии, 1989, № 7, С. 3−27.
  82. E.H. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста. Автореф. канд. педагог, н. -М., 1990, с. 14.
  83. H.A. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962, с. 15−16.
  84. A.B. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987, с. 207.
  85. Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль. // Вопросы психологии, 1989, № 5, С. 88−95.
  86. Л.И. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Л.: Изд-во ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1971, с. 5.
  87. О.М. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Дис. докт. психол. н. М., 1990, с. 312.
  88. М. О преодолении трудностей в общении.// Дошкольное воспитание, 1985, № 4, С.34−35.
  89. М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников.// Дошкольное воспитание, 1995, № 9, С. 2124.
  90. ЮО.Замбровский Б. Я. Некоторые проблемы становления объекта эстетического отношения. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1971, с. 110
  91. ЮЬЗись А. Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987, с Л 9.102.3лобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. Автореф дис. канд. философ, н. Киев, 1978, с. 22.
  92. ЮЗ.Жернильская М. А. Продуктивные виды деятельности как условие эстетического развития детей 4−6 лет. М., 1995, с. 2, 5, 53.
  93. .П. Влияние особенностей организации совместной деятельности на содержание общения дошкольников. -М., 1982, с. 164.
  94. Ю5.Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1957, с. 370.
  95. В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Роспедагенст-во, 1995, с. 11.
  96. И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников. Дис. канд. педагог, н. Ростов-н/Д, 1997, с. 8, 52, 59.
  97. Г. М. Структура психологической готовности к школе детей 6-ти летнего возраста. Автореф. к.психол. н.-М., 1986, 14с.
  98. Ю9.Ишатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., с. 8−9, 19, 32−36.
  99. Ю.Изард К. Эмоции человека.- М.: Изд-во МГУ, 1981, с. 439.
  100. Искусство и дети: эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1968.
  101. А.Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада. Дис. канд. педагог, н. Пермь, 1987, с. 82, 104.
  102. A.B. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., 1986, с. 34, 67.
  103. И.Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-М. 1985, с. 17,35
  104. И.Л. Педагогическая психология." Ростов-на-Дону, 1997, 480с.
  105. В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков.// Вопросы психологии, 1987, № 2, С. 59.
  106. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988, с. 119.
  107. М.С., Холостова Т. В. Культура философия — искусство. — М.: Знание, 1988, с. 7.
  108. Р.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. 192с
  109. В.Д. Педагогическая оценка как средство формирования коллективного налаживания взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Автореф дис. канд. педагог, н. М., 1985, с. 20.
  110. Ш.Кан-Калик В. А. Грамматика общения." М.: Рос. пед. агенство, 1995, 108с.
  111. Кан Майкл Между психотерапевтом и клиентом: Новые взаимоотношения./ Перевод с англ. под ред. В. В Зеленского, М. В. Ромашкевича.-С.Пб.:БСК, 1997, 142с
  112. П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании. Избр. пед. соч.- М.: Педагогика, 1982, с. 9.
  113. Н. Дар бесценный.// Дошкольное воспитание, 1989, № 10, С. 73.
  114. С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентирования на слово у детей. М.: Педагогика, 1970, с Л 64.
  115. С.Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1987, с. 39.
  116. Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний дошкольный возраст. М.: Педагогика, 1972, с. 42, 61−62, 70, 92−93.
  117. И.И. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии. Дис. канд. психол. н. М., 1993, с. 207.
  118. В.П., Мурашев Г. В. Исключительные дети. Дети нервные, трудные и отсталые. Их изучение и воспитание.-М.: «Работник просвещения», 1929, 125с.
  119. П.К. Семейный контекст: удовлетворение супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми.// Вопросы психологии, 1990, № 1, С. 160.131 .Кириллова М. М. Образование как диалог. М., 1991, с. 27−28.
  120. Г. А., Раззиховский П. А. Общение и развитие психики: теоретические дискуссии.// Влпросы психологии, 1982, С. 7, 8−19.
  121. Я.Л., Жиневский Б. П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности.// Вопросы психологии, 1990, № 2, С. 35−42.
  122. Г. В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974, с. 81.
  123. Г. В. Контнекстная семантика.-М.:Наука, 1980, 149с.
  124. Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995, с. 7, 9.
  125. Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. -М.: Просвещение, 1991.
  126. НО.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Педагогика, 1990, с. 65.
  127. Т.С. Изобразительная деятельность: коллективная работа. //Дошкольное воспитание, 1991, № 10, С. 59.
  128. Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: АО «Столетие», 1994, с. 8, 29.
  129. Т.С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей.// Дошкольное воспитание, 1995, № 5, С. 47−48.
  130. Т.С. Развитие чувства цвета на занятиях по изобразительной деятельности в младших группах детского сада.// Эстетическое воспитание в детском саду. Сб. науч. тр./ Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Учпедгиз, 1963, с. 57.
  131. Т.В. Влияние общения детей со взрослыми на формирование типов взаимоотношений со сверстниками.// Новые исследования в психологии, 1971, № 1, С. 29−30.
  132. М. Как использовать модель для развития речевого творчества.// Дошкольное воспитание, 1991, № 10, С. 52.
  133. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988, с. 94.
  134. Кон И. С. Личность как субъект и объект общественных отношений.-М.: Знание, 1971, 48с.
  135. Кон И. С. Открытие «Я». -М.?Политиздат, 1978, 367с.
  136. O.A. Взаимное влияние пола и типа темперамента на продуктивность познавательной деятельности старших дошкольников. Дис. канд. пси-хол. н. Пятигорск, 1996, с. 16, 26.
  137. В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: Рад. школа, 1986, с. 3−6, 9, 58, 81−89.
  138. А.И., Верницкая И. Н. Работать с трудными детьми. -М.Лросвешение, 1986, с. 160.
  139. Е., Крутова Т. Учите детей общаться.// Дошкольное воспитание, 1995, № 10−11, С. 89.
  140. Крайнова J1.B. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности.// Дошкольное воспитание, 19 984, № 10, С. 37.
  141. B.C. Психология.-М.: Агар, 1997, 333с.
  142. В.И. Эстетическое чувство и его роль в формировании личности. Дис. канд. философ, н. М., 1967, с. 4, 12, 23, 225.
  143. Е.И. Познание свободы: продолжение пути.-Ульяновск.: Изд-во СВНУ, 1997, 195с.
  144. Е.И. Родителям о воспитании культуры детей. Киев: Рад. школа, 1980, с. 126.
  145. А.Г., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. М.: Знание, 1982, с. 86.
  146. A.A. Учителю о психологии младших школьников. -М.Лросвещение, 1977, 244с.
  147. В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-н/Д, 1986, с. 136.
  148. Г. В. Детское изобразительное творчество. М.: Типография обо-роншза, 1945, с. 2.
  149. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965, с. 8.
  150. Г. П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаи-мотношений со сверстниками. Автореф. дис. канд. психол. н. Киев, 1982, с. 22.
  151. М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников. Автореф. дис. канд педагог, н. М., 1977, с. 18.
  152. Н.Г. Роль невербальных средств коммуникации в смене социальной установки. Автореф. дис. психол. н. Тбилиси, 1991, с. 8−9.
  153. В.Л. Я и мы.- М.: «Молодая гвардия», 1973, 288с.
  154. Н.Д. О психическом состоянии человека. М.: Просвещение, 1964, 115.
  155. A.A. Деятельность и общение.//Вопросы философии, 1979, № 1, с. 121.
  156. A.A. Основы речевой деятельности. М.: Наука, 1974.
  157. A.A. Психология общения. Тарту, 1974, с. 47.
  158. A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969, с. 397.
  159. A.A. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965, с. 245.
  160. A.A. Теоретические проблемы речевого общения. М.: Наука, 1974, с. 67.
  161. A.A. Эвристические принципы в восприятии, порождении и усвоении речи.// Вопросы психологии, 1974, № 5, С. 53−64.
  162. А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969, с. 214.
  163. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Просвещение, 1975, 189с.
  164. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972, с. 13.
  165. А.И. Развитие связной речи дошкольников. Л.: Ученый зал ЛГПИ им. А. ИХерцена, т. 35, 1941, с. 21−72.
  166. В.Р. Влияние общения воспитателя с ребенком 5 года жизни на его эмоциональное благополучие. Дис. канд. педагог, н. М., 1994, с. 4, 19, 21, 54
  167. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986, с. 4−14, 24−25, 30, 34, 44, 57, 76.
  168. М.И. Спцифика восприятия и общения у дошкольников. Алма-Ата: Мектеп, 1983, с. 9.
  169. Личность в общении и деятельности. Межвуз. сб. науч. тр. Ульяновск: Изд-во УГПИ, 1985, с. 3−4, 8−9, 12−14.
  170. Л омов Б. Ф. Проблемы общения. М.: Просвещение, 1982, с. 37.
  171. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Просвещение, 1984, с. 444.
  172. H.H. Методы исследования личности и коллектива.-Калинин.: Калинин. Гос. Ун-т, 1990, С. 76.
  173. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979, с. 320.
  174. H.A. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1976, с. 22−37.
  175. Лучшие психологические тесты профотбора и профориентации.- Петрозаводск.: Изд-во «Петроком», 1992, с. 51, 67, 97, 169, 177, 188, 199.
  176. Т.Г. Учить не только исполнять, но и чувствовать. Чебоксары: КЛИО, 1994, с. 6−7.
  177. A.C. Соч. в 7 т. М.: Просвещение, 1958. т. 6, с. 313, 360, 363, 523
  178. А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1992, с. 160.
  179. А.И. Развитие речевого голоса у дошкольников.// Дошкольное воспитание, 1988, № 1, С. 31, 38.
  180. O.A. Рисование: для детей дошкольного возраста.-М.: ACT, 1997.
  181. Т.В. Анализ проблемы психического развития ребенка в советской науке 20−30 годов: Автореф. к.психол.н.- М., 1990, 16с200"Мезинцев П. А. Эстетическое восприятие. Кишинев, 1958, с. 13−14.
  182. Э. Как учить детей рисовать. СПб., 1911, с. 4.
  183. Э. Эстетика. Введение в современную эстетику. М.: Изд-во Нар-компроса, 1919, с. 52.
  184. Х.Х. Роль коммуникативных движений в межличностном общении: Автореф. к. психол. н, — М., 1977, 18с.
  185. P.A. Формирование выразительности рисунка старших дошкольников на основе восприятия иллюстраций детских книг. Дис. канд. педагог, н. Ростов-н/Д-Машитогорск, 1979, с. 12.
  186. A.B. Общение как фактор воспитания школьников.-М., 1984.
  187. B.C. Детская психология. М.: Психология, 1975.
  188. В.Н. Личность и отношение человека.Сб. науч. труд. «Труды по общей психологии». -М., 1969, с. 21.¦ 207. Мясищев В. Н. Психология отношений. -М., 1995, с. 45, 52.
  189. P.C. Психология в 3-х кн. Кн.1. М.: Просвещение, 1995, с. 552, 559.
  190. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет.-М.: Педагогика 1985.
  191. Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка. Автореф. дис. канд. психол. н. М., 1980, с. 11.
  192. Нравственное воспитание дошкольников./ Под ред. В. Г. Нечаевой, А. И. Марковой. М.: Просвещение, 1978, с. 256.212.0бозов H.H. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990, с. 191.
  193. Общая психология./ Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986, с. 128−129.217.0хурзина Т. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей детей.// Дошкольное воспитание, 1995, № 10, С. 24.
  194. Л. Воспитание нравственно-эстетических чувств.// Дошкольное воспитание, 1988, № 4, С. 18−19.
  195. Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада.-Минск, Высш. шк., 1984, с. 74.
  196. C.B. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986, с. 96.
  197. A.B. Педагогика и психология.-М., 1971, с.10
  198. A.B. Психология воспитания. М.: АСПЕКТ Пресса, 1996.
  199. Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М.: Педагогика, 1978, с. 200.
  200. Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М.: Москов. город, педагогическое общество, 1998, с. 47.
  201. А. Повышение эстетической культуры средствами изобразительного искусства.// Дошкольное воспитание, 1980, № 11, С. 20−21.
  202. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка.- С.П.6.: Союз, 1997, 250с
  203. М.А. Развитие субъективности человека как фактор гуманизации образа жизни общества, с. 20−21.
  204. В. Почему не каждый ребенок любит и умеет рисовать?// Дошкольное воспитание, 1995, № 10. С. 26.
  205. H.H. Новый подход к развитию творчества дошкольников. //Вопросы психологии, 1990, № 1, С. 16−19.
  206. H.H. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996, с. 32.
  207. Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982, с. 23.
  208. Е.Г. Методологические основы формирования представления о цвете у детей 5 года жизни. Дис. канд. педагог, н. М., 1993, с. 20.
  209. Е. Дошкольое учреждение: социально-педагогические аспекты воспитания детей.// Дошкольное воспитание, 1994, № 12, С. 75.
  210. Психология личности и деятельности дошкольника./ Под ред.
  211. A.B.Запорожца, Д. Б. Эльконина. = М.: Просвещение, 1965, с. 17, 19−20.
  212. Психолошя трудности общения и их преодоление.// Педагогика, 1992, № 5−6, С.65−70.
  213. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1985, с. 10.
  214. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984, с. 203.
  215. Развитие речи детей дошкольного возраста. Сб. науч. тр./ Под ред. Ф. А. Сохина. М.: АПН СССР, 1990, с. 8, 93, 121, 124.
  216. Развитие речи и речевого общения./ Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во РАО, 1995, с. 152.
  217. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста./ Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Просвещение, 1986, с. 176.
  218. А.Э. Особенности влияния взрослых и сверстников на развитие речи дошкольников. Автореф. дис. канд. психол. н. М., 1982.
  219. Рапацкая Л. А. Русское искусство XVI11 века. М.: Просвещение, Вла-дос, 1995, 191с.
  220. Т.А., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение.// Дошкольное воспитание, 1989, № 10, С. 63.
  221. Т.А. Проблемы межличностных отношений дошкольников и их изучение.// Дошкольное воспитание, 1975, № 10, с. 29−33.
  222. Т.А. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.: Педагогика, 1991, с. 34, 39, 65.
  223. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988, с. 12, 14.
  224. A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988, с. 120.
  225. A.A. Психологическая характеристика трудностей в общении со сверстниками у детей дошкоольного возраста. Дис. канд. психол. н. М., 1975, с. 171.
  226. A.A. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста.// Вопросы психологии, 1974, № 4, С. 71−83.
  227. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1973, с. 116−131,192,443.
  228. Г. А. Развитие общения у ребенка со взрослыми и со сверстниками.// Дошкольное воспитание, 1988, № 2, С. 47−48.
  229. Г. А., Елагина М. Г., Залысина И. Л. Развитие речи у детей первых семи лет в общении со взрослыми. М.: Просвещение, 1988, с. 61−72.
  230. В.М. Предметные и коммуникативные аспекты темперамента человека.// Психологический журнал, 1989, № 1, с. 10−21.
  231. С.Н. Художественно-речевая деятельность старших дошкольников. -Кишинев: Лукина, 1981.
  232. Н.П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду. М.: Просвещение, 1968, с. 35, 38−42.
  233. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965, с. 9, 105.
  234. Н.П. Роль слова и наглядных приемов обучения рисованию и лепке в детском саду.// Известия АПН РСФСР, 1965, Вып. 69, С. 13−16.
  235. Н.П. Художественное воспитание дошкольников в семье. М.: Просвещение, 1957, с. 23.
  236. О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типологических особенностей эмоциональности и общительности. Автореф. дис. канд. психол. н.-М., 1993, 14с.
  237. Ю.А. Оценка лицевой экспрессии взрослого человека детьми 6−7 летнего возраста. Автореф. дис. канд. психол. н. СПб., 1992, с. 4, 6, 16.
  238. Н.М. Развитие художественно-творческой активности в системе эстетического воспитания.- М., 1997, 244с.
  239. О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельностидетьми старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. психол. н. СПб., 1998, с. 8.
  240. К.С. Собр. соч. в 9-ти т. М: Искусство, 1988, т. 1, с. 106.
  241. К.С. Собр. соч. в 9-ти т. М.: Искусство, 1988, т. 3, с. 23.
  242. Е.А. Психология отношений партнерства у дошкольников.-М.: Изд-во Моск. Ун-т, 1976, с. 23.
  243. Ш. К. Особенности социального поведения трудных детей 6−8 лет в ситуации депревации основных потребностей. Дис.канд. психолог, н. -Алма-Ата, 1988, с. 3, 12.
  244. AT. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. Автореф. дис. канд. педагог, н. М., 1983, с. 24.
  245. H.A. Психологические особенности готовности к школе детей 6-летнего возраста с отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Дис. канд. психолог, н. Киев, 1988, с. 168.
  246. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. //Советская педагогика, 1946, № 6, С. 96, 113.
  247. Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981, с. 159.
  248. Н.М. Причины отклонений в поведении младших школьников.// Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности несовершеннолетних./ Отв. ред. И. Ф. Мягков. Воронеж, 1992, с. 71−77.
  249. A.B. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания.// Педагогика, 1996, № 4, с. 9.
  250. Д.Н. Теория установки.-М.: Ин-т практ. психологии, 1997, 447с.
  251. У. Важнейшие условия полноценного формирования личности.// Дошкольное воспитание, 1991, № 8, с. 46.
  252. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии.-М.: Просвещение, 1995, 288с.
  253. Учимся общаться с ребенком./ Под ред. В. А. Петровского, А. Н. Виноградова. -М.: Просвещение, 1993, с. 42−43.287*Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи. Дис. докт. педагог, н. М., 1996, с. 6, 18−19.
  254. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. Н. Речь в общении человека. М.: Наука, 1989, с. 191.
  255. Н.Э. Формирование взаимоотношений дошкольников в поцессе изобразительной деятельности в условиях разновозрастной группы от трех до семи лет. Дис. канд. педагог, н. М., 1991, с. 3.
  256. Л.И. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения.// Материалы восьмого всесоюзного симпозиума по психолингвистике. -М., 1985, с. 21−23.
  257. Фленк-Хопсон Кэролл. Развитие ребенка и его отошение к окружающим. -М.: Центр общечеловеческих ценностей «Республика», 1993, с. 293, 302.
  258. Е.А. Художественное слово в детском саду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 18−27.
  259. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста./ Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1968.
  260. А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов.-С.Пб.: В.-Е. Ин-т психоанализа, 1997, 386с
  261. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.-М.: Ренессанс, 1992, 289с.
  262. Й.К. О контакте родителей с детьми.// Вопросы психологии, 1990, № 1, С. 93.
  263. ЗОО.Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Виница школа, 1985, с. 11.
  264. С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников У Отв. ред. Н. А. Ветлугина. Кишинев: Штилица, 1986, с. 25, 29.
  265. P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992, с. 4, 6, 11.
  266. Г .Я. Взаимодействие установок личности в общении.// Вопросы психологии, 1989, № 5, С. 147.
  267. A.B. Временная организация структуры невербального взаимодействия и диалогичность общения. Автореф. дис. канд. психол. н. М., 1995, с. 17.
  268. Т.Я. В мире народного творчества: театр для учащихся первого класса. М.: Рекорд, 1997, с. 19.
  269. ЗОб.Эльконин Д. Б. Развитие речи// Психология детей дошкольного возраста./ Под ред. A.B.Запорожца.- М, 1964, с. 34, 68.
  270. Эмоциональное развитие дошкольников./ Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985, с. 25, 31.
  271. Э. Идентичность: юность и кризис.-Перевод с англ.-М.: Изд. группа «Прогресс», 1996, с. 15.
  272. Эстетическое воспитание в детском саду. Сб. науч. ст./ Под ред.
  273. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1964, с. 59. ЗЮ. Юнг К. Конфликты детской души.-М.: Канон, 1995, 333с. 31 Х. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации человека. — М: Просвещение, 1969, с. 317.
  274. П.М. Психология художественного воспитания. М.: Искусство, 1964, с. 87.
  275. П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 118, 120.
  276. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976, с. 4, 37, 39,64.
  277. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966, с. 9.
  278. С.Г., Боадзе К. Ф. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности детей.// Вопросы психологии, 1968, № 6.
  279. С.Г. Психологические проблемы эстетического развития детей. М. Педашшка-Искусство, 1984, с. 143.
  280. Я. Проблемы общения в совместной деятельности.// Психологический журнал, 1982, № 6, С. 57−63.
  281. Argyale M. Non-verbal communication in human Social interaction-Cambridge, 1972, P.243−268.
  282. Ekinan P., Friesen W. Facial Action Coding System. // Palo-Alto: Consulting psychologists N.Y.- 1978, P.15−120.
  283. Freud A. Psychoanalysis for teacher and parerts: Introd lectures, Boston: Beacon press, 1962, P. 119
  284. Reble A. Schleirmahers kulturphilosophie Erturt Cambridge, 1935, P.43−45.
  285. The normal child and some of his abmoimalites Harmondsworth, Pegurn books, 1966, 287 p.
  286. Thomas Robert Murray. Comparing theories of child development-Belmont: Wad-swonth, 1985, 478 p.
Заполнить форму текущей работой