Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Художественная обработка дерева и бересты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Искусство художественной обработки дерева было принесено якутами с юга. Реконструкция старинного якутского жилища, произведенная этнографами, показала, что убранство его составляли круглые столы на трех изогнутых ножках, нередко украшенных резьбой, а также столы на четырех толстых, иногда фигурных ножках, с сильно выступающей четырехугольно доской, с ящиком в широком подстолье. Большое… Читать ещё >

Художественная обработка дерева и бересты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Искусство художественной обработки дерева было принесено якутами с юга. Реконструкция старинного якутского жилища, произведенная этнографами, показала, что убранство его составляли круглые столы на трех изогнутых ножках, нередко украшенных резьбой, а также столы на четырех толстых, иногда фигурных ножках, с сильно выступающей четырехугольно доской, с ящиком в широком подстолье. Большое распространение имели легкие табуретки из гнутого тальника, остроумно сделанные без деревянных гвоздей с сиденьем из дощечек. Якутские столяры делали также коробки и укладки разных размеров.

Несмотря на переселение якутов на север, конь оставался у них главным домашним живичным, именно с ним соединяли представления о благополучии, довольстве. Якутские мастера, плотники и резчики, украшали улицы поселков и приусадебные участки фигурными столбами — коновязями.

Художественные вкусы и представления якутов особенно сильно проявились в оформлении весеннего праздника Ысыах — праздника возрождения и обновления природы, появления приплода у лошадей. Ысыах имел много общего с древними языческими весенними праздниками других народов, в частности славян. Во время праздника все якуты пили кумыс. Для этого изготовлялась специальная праздничная кумысная посуда, запас ее хранился в каждом якутском доме, в каждой семье. В комплект этой посуды входили деревянные резные сосуды кубки-чороны, разливательные ложки. Особенно интересны в художественном отношении чороны (20, с. 142).

Основным материалом для изготовления чоронов служила древесина березы, которая ценилась за свой белый цвет, плотность, отсутствие ярко выраженной текстуры.

Кроме изделий из древесины якутские мастера делали также необычные, оригинальной форме предметы из бересты. Такие берестяные изделия не встречаются больше нигде.

При изготовлении якутского берестяного туеса или коробки мастер, прежде всего, делает основной цилиндр, на который надевает свободно скользящие широкие кольца из бересты же, укрепляет их на основном цилиндре с помощью обручей из трута тальника, разделенного вдоль надвое. Эти обручи из тута искусно оплетают черным или темно-коричневым конским волосом крест-накрест, и он образует оригинальный орнамент на выпуклой поверхности бортика. Дно и крышки туеса или коробки также выполняют из бересты и тальника и также оплетают конским волосом. Это придает каждому берестяному предмету большую декоративность.

Берестяные изделия издавна украшались подвесками из бисера, металла, бус, кистями из ровдуги, лоскутами цветного сукна, тканей или кусочками меха, конским волосом.

Береста служила и декоративным материалом для оклеивания изделий, выполненных из дерева. В таких случаях ее подвергали тиснению, делали красивые прорези. Берестяное покрытие, как правило, расчленялось на отдельные прямоугольники, каждый из которых представлял собой одинаковую, коврового типа, композицию, например: в центре круг, в котором вырезана иногда четверть иногда все четверти и оставлены только оси, углы или наугольники также либо вырезаны и окаймлены зубчиками, либо покрыты параллельными бороздками, бордюр и окаймление центрального круга заполнены наклонными несложными крестиками. Оформленное таким образом изделие выглядело очень нарядно.

На дверцах якутских шкафов типа буфетов или комодов, на крышках различной формы и размеров шкатулок и коробок также постоянно встречается очень характерная для якутского орнамента лировидная фигура, которая окружена всевозможными завитками, спиралями и розетками. Это одна из древнейших не только якутских, но в целом тюркских орнаментальных форм. Рядом с крутыми изгибами спиралей — характерные для тюркских орнаментальных композиций на войлоках и паласах разнообразные элементы и древоподобные фигуры из спиральных и рогообразных завитков. Нам кажется, что во всех этих композициях лировидную фигуру можно рассматривать как образ раскрывающейся почки, ростка, пробивающегося из земли на поверхность. Это тот древнейший образ, который можно увидеть в основе многих орнаментальных систем, сложившихся в период перехода народа от охотничьего уклада жизни к скотоводству и земледельческой культуре. На одних якутских изделиях это сердцевидная фигура, внутри которой изображается трехлистное молодое растение. На других, там, где росток уже как бы развился и пробился на поверхность, сама фигура принимает форму лиры (20, с.168).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой